1. Генваря 1849. года

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея!

Прiими мою усерднѣйшую благодарность за поздравленiе съ праздникомъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ и мое взаимное поздравленiе. Проводя праздникъ и встрѣтивъ новый Годъ, увѣренъ что не сомнѣваеш<ь>ся въ искреннѣмъ моемъ желанiи тебѣ всѣхъ благъ, а паче спасенiя души.

Описываешь свое унынiе и тоску происходящiи отъ жалости о лишенiи незабвенной матушки игуменiи. Мнѣ жаль тебя, но чемъ же могу помочь? Ты сама разсуждаешь о призванiи Б<о>гомъ ее въ вѣчный покой, и что она ходатайствуетъ у Г<оспо>да о васъ. По надлѣжащему должно отдать долгъ сердечнаго соболѣзнованiя, и успокоит<ь>ся о ея блаженномъ пребыванiи бывъ увѣренны. И помнить какiя она имѣла здѣсь скорби, отъ которыхъ свободилъ ее Г<оспо>дь, и призвалъ къ успокоенiю. Да и всякому изъ насъ назначено свое время здѣшняго странствованiя. Будетъ время дойдетъ и до насъ чреда къ преселенiю въ будущность; неизвѣстность сего побуждаетъ насъ имѣть попеченiе о примиренiи совѣсти нашей предъ Б<о>гомъ покаянiемъ и смиренiемъ. Хоть бы мы и дѣла имѣли достойные награды, но все безъ смиренiя оные ничтожны. А смиренiе и одно сильно ходатайствовать о насъ предъ Б<о>гомъ. Совѣтую не предават<ь>ся добровольно унынiю и тоскѣ, умножая ихъ печальными воспоминанiями; но со смиренiемъ принимая сей духовный крестъ посланный отъ Б<о>га, къ душевному уврачеванiю и очищенiю; и въ сiи скорбные минуты изливать душу свою предъ Б<о>гомъ. Кто былъ Царь и пророкъ Давидъ, но и Онъ имѣлъ нужду проливали<?> моленiе свое предъ Б<о>гомъ и печаль свою возвѣщалъ, внегда исчезати отъ него духу его. Кольми паче мы имѣемъ нужду въ семъ излiянiи и призыванiи помощи Б<о>жiей.

Прошу отъ меня поздравить матушку игуменiю съ наступившимъ новымъ годомъ. Надѣюсь что извинитъ меня, зато что самъ непишу; писемъ много, а время мало, вотъ и сiе письмо какъ началъ писать то нѣсколько разъ отвлекали, и матерiю перебивали. Да поможетъ Г<оспо>дь ей мирно, спокойно и благополучно съѣздить въ Орелъ и получить миръ и благословенiе отъ Архипастыря, какъ себѣ и всей вашей обители.

Да утѣшитъ тебя Г<оспо>дь, усердно желаю и остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Nадежду Николаевну благодарю за писанiе, поздравляю ее съ новымъ годомъ и усердно ей кланяюсь.

 

8. Генваря 1849. года

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея!

Благодарю тебя за поздравленiе меня съ новымъ годомъ; а я уже поздравилъ тебя писавши въ самый первый день онаго.

Получивъ твое письмо, паки одолжаюсь моимъ отвѣтомъ, но по множеству писемъ, не могу пространно писать, а только о нужномъ скажу.

Я вижу изъ письма твоего, что не обрѣтаешь спокойствiя, и падаешь въ отчаянiе, приписываешь /причину/ сего свои пороки и тяжкiе грѣхи. Но на это милосердый Г<оспо>дь даровалъ намъ покаянiе и благонадежiе ко спасенiю. Ужасаеш<ь>ся, какiе плоды принеслиа твоя 28.лѣтняя жизнь въ обители. Какаяжъ сему причина? Когда имѣли добрую руководительницу м. игуменiю? Я полагаю, да и сама ты можешь понимать, что причина сему есть гордость. Надобно исправить прошедшее — смиренiемъ. Чего не могла здѣлать гордость въ 28 лѣтъ, то смиренiемъ можно въ короткое время заслужить. Оно тебя и успокоитъ, и проститъ грѣхи твои, акъ пишетъ св. Исаакъ въ 46. словѣ. Въ семъ то паче та<перь> надобно положить начало, и о семъ всего болѣе попещися считая себя послѣднѣйшею всѣхъ, не однѣми словами, но надобно и на дѣлѣ сiе показать: никого не оскорблять, ни на кого не оскорблят<ь>ся, но всякаго рода обиды, уничиженiя и презрѣнiя прощать, считая себя того достойною. Да вить и то что случится съ тобою, будь увѣрена, что попуститъ Б<о>гъ къ твоему спасенiю, то и должно принимать безъ укоризнъ ближнихъ, а себя укоряя и незлопомня. А когда найдетъ тоска или унынiе, то считать сего достойною и сего наказанiя къ испытанiю и очищенiю.

Такимъ образомъ и вредящiя тебя при<вычки> можешь при помощи Б<о>жiей побѣдить д<ля> прогнанiя унынiя. Занимайся по келлiи ч<те>нiемъ, молитвою и рукодѣлiемъ; и полу<чишь> новое устроенiе и успокоенiе.

О деньгахъ м. Олимпiады никакой <нѣтъ> нужды вызывать ее наслѣдниковъ; еже<ли> бы и законною [было] формою [было] <завѣре>но было духовно завѣщанiе; то и тог<да та>кое не можетъ быть утверждено по своду <зако>новъ Х том<а> и 257. статьи; а кольми же <и> когда писана пустая бумага, съ симъ безъ подписи ты же не бойся что писи<?> тебѣ не можетъ ничево быть вы дол<жны> попросить судью, онъ кажется васъ не<?>нетъ. А сказавшiй тебѣ объ этомъ, каж<ется> хотѣлъ тебя потращить, какъ же он<ое бу>дутъ дѣлать безъ законно, и на какомъ <за>конѣ оснуются? Ежели бы онѣ стали <это> дѣлать, то можно просить высшее нача<льство.>

Получилъ письмо отъ м. игум<енiи> но тап<ерь> не пишу, они вѣрно должны быть въ Орлѣ. <По> прiѣздѣ прошу сказать ей мое почтенiе.

Ежели еще не оплатили Кузнецову ку<?> денегъ за свѣщникъ 415 <руб> асс<игнацiям> то отдай <?> оные моимъ дѣвочкамъ Сашѣ и Анич<кѣ>, я съ ними переведуся и Кузнецову деньги отдамъ. Я имѣю съ нимъ счотъ.

Поручая тебя покрову Б<о>жiю, остаюсь ж<ела>тель твоего здравiя и спасенiя многогрѣш<ный> Iеромонахъ Макарiй.

Надеждѣ Николаевнѣ и Катеринѣ Евгень<евнѣ> усердно кланяюсь.

<На полях сбоку: съ денегъ орловскихъ процѣнты получите черезъ годъ а не таперь ред.>

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея!

Ты пишешь и стужаешь о своей скорби и мрачности духа: но полагаешь причину оной лишенiе незабвенной матери вашей. А я полагаю и другую причину важнѣйшую оной; въ чемъ думаю и ты будешь со мною согласна.

Никто изъ насъ не смѣетъ сказать, подвигомъ добрымъ подвизохсъ, вѣру соблюдохъ, теченiе скончихъ, и протчее остается мнѣ вѣнецъ правды и протч. а вмѣсто того какъ посмотримъ на прошедшiи рядъ нашихъ дѣянiй, что найдемъ добраго? Естьли въ насъ терпѣнiе, смиренiе, любовь, самоотверженiе, /воздержанiе/ и протчее; отъ чегобы мы могли совлещихсь ветхаго человѣка, и хоть бы не достичь безстрастiя, но покрайнѣй мѣрѣ познавъ свою немощь смирит<ь>ся. По всему то этому вмѣсто плодовъ /любви/ радости мира, долготерпѣнiя воздержанiя попуститься скуки, томленiя, унынiя, смущенiя, которые и надобно принимать съ самоукоренiемъ и смиренiемъ, и онѣ послужатъ къ очищенiю страстныхъ нашихъ помысловъ и дѣянiй, и вообще по слову св. Исаака въ 79 словѣ всему этому врачевство есть: смиренномудрiе сердца, чего да сподобитъ тебя Г<оспо>дь усердно желая, да вотъ и я грѣшный прибавляю тебѣ скорбь, моимъ неразумнымъ словомъ, усерднымъ поклономъ. А я уже и незнаю какъ и потрафить по тебѣ? Случается послушницамъ простымъ пишу усердные поклоны, а онѣ принимаютъ въ простотѣ сердца; и неоскорбляются.

Постараюсь впередъ поисправит<ь>ся, а дотолѣ остаюсь желатель твоего спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

1. февраля

1849 года.

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея!

Увѣренъ, что ты видя свои недостатки описываешь ихъ въ письмѣ твоемъ ко мнѣ, ища имъ исцѣленiя. Это состоитъ не въ моей власти. а въ твоемъ произволенiи и Б<о>жiей помощи; которая привлекается молитвою и смиренiемъ. Не однѣ слова нужны къ изъясненiю своей немощи, но всегдашнее чувство, своей нищеты, отъ чего родится смиренiе, и привлечетъ помощь Б<о>жiю. Свойства же смиренiя ты довольно знаешь, изъ ученiя св. отцевъ, Iоана Лѣствичника и св. Исаака Сирина. Читавши Св. писанiя и понимая оные отъ части, не надобно основыват<ь>ся на простомъ разумѣ, но понудить себя и на дѣланiи ученiй оныхъ, а то по слову св. Марiи, будетъ оное ученiе жезлъ тростиный могущiй пронзить руку. Входить въ сужденiя чужихъ недостатковъ или пороковъ не поручено тебѣ отъ Б<о>га; а судъ себя и своей совѣсти не только тебѣ дозволенъ, но и взыщется за оставленiе онаго. При всякомъ случаѣ дѣлать разборъ чужихъ дѣлъ, тотчасъ обратимъ мысль на проведенное нами время, нѣтъ ли чего такого, зачтобы надо дать отвѣтъ? и ежели и нѣтъ сего, то безплодiе наше въ духовномъ отношенiи должно насъ смирить и заключить уста къ осужденiю, и отъ другихъ наносимыя скорби принимать, яко достойные врачевства нашихъ язвъ грѣховныхъ. Всѣ это ты знаешь изъ ученiй Отеческихъ, которые написали отъ своего опыта а не то что я пишу; остается принят<ь>ся задѣло съ понужденiемъ и помощь Б<о>жiя будетъ готова.

Дѣйствiя ваши м. каз<начея> не могутъ укрыт<ь>ся отъ взора начальства, а паче отъ всевидящаго ока Б<о>жiя; и получить должно: воздаянiе, за благiе награду, а за противные наказанiе. Объ отказанныхъ м. Венедиктою деньгахъ, совѣтую молчать, дабы не навести на обитель вещшаго искушенiя. Когда будетъ воля Б<о>жiя то деньги получите, а ежели нѣтъ, то остав<ь>те. Я знаю какой былъ запросъ здѣланъ; по словамъ знавшаго, что послѣ смерти послано объявленiе. Когда будете входить, то не навести бы большей скорби обители.

Мат. игуменiи свидѣтельствую мое почтенiе и поручаю себя молитвамъ вашимъ. Остаюсь желатель твоего спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Надеждѣ Николаевнѣ мои поклоны.

1. марта

1849 года

Ежели мои сестры м. А?<?> и Анн<а> <Ивановна> наѣхали, то прошу переслать имъ <?> Елене<?> на имя Варвары Николаевны Глѣбовой.

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея!

Благодаренiе Г<оспо>ду, что возвратилась благополучно въ свою обитель, на мѣсто своего подвига. Живи смиренно, и съ самоукоренiемъ, никого не осуждая и не зазирая; то Б<о>гъ силенъ послать тебѣ помощь стать противу страстей, и успокоить тебя. Всякому свой крестъ; вѣрю что мат. игуменiи тяжело, но Б<о>гъ испытуетъ и измѣриваетъ наши силы, такъ и посылаетъ, по надобности и пользѣ каждаго. В[ить]/Исправлено карандашом на: ѣдь/ и самые тѣ неправомудрствующiе несутъ крестъ, и считаютъ себя быть правыми, а тяготу чувствуютъ.

Вы побыли у всѣхъ родныхъ; а Верховскiе Вѣра и Маргарита, скорбятъ на тебя, что не заѣхала къ нимъ. Я у нихъ былъ скоро послѣ Успѣнiя и мнѣ жизнь ихъ показалась. Слава Б<о>гу у нихъ таперь миръ водворяется, и Б<о>гъ объ нихъ промышляетъ.

Съ м. Леонидою я послалъ объявленiе отъ Марьи Иван<овны> Головиной; вы пошлите оное въ совѣтъ, и копiю съ ее билета, вамъ деньги выдадутъ.

Почтеннѣйшей м. игуменiи свидѣтельствую мое усерднѣйшее почтенiе, а всѣмъ вамъ желая мира, здравiя и спасенiя остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

27. сентября 1849 года.

 

Почтеннѣйшей монахинѣ

Досифеи Михайловнѣ

Лыкашиной

<На полях слева приписка к л. 168: Сильвестру Степ<ановичу> и Александрѣ Васи<льевнѣ?> <отчество ее Алексѣевна — ред., см. 3420> скажите мое почтенiе. Посылаю <?> и просфору. ред.>

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея!

Пишешь о намѣренiи своемъ проѣхать къ своимъ и къ намъ заѣхать. Испрашиваешь какъ лучше просить у владыки увол<ь>ненiя, изъ консисторiи или изъ Духовнаго правленiя? кажется это все–равно; и ежели нѣтъ нужды самой быть въ Орлѣ, то прося о увол<ь>ненiи, можно просить о выдачѣ онаго изъ духовнаго правленiя; а когда сама будешь въ Орлѣ, то изъ консисторiи.

Какъ это больно, что у васъ нехорошо завелось  въ обители; вмѣсто мира, неустроенiе и вражды, и что еще хуже произошло соблазномъ мiру! отъ чегожъ это происходитъ? Вина видимая, что далеко удалились любовь и смиренiе и недумаемъ о понужденiи себя къ онымъ. Обѣ враждующихъ стороны правые, и не одной нѣтъ виноватой; а видятъ обои въ глазахъ другой сучецъ, тогда какъ у обоихъ завалены глаза бервномъ. Какому же тутъ быть миру? Горе мiру отъ соблазнъ. Но каково намъ виновникамъ сего? Молитесь Г<оспо>ду, да проженетъ мракъ сей отъ обители вашей, и исторгнетъ плевелы насѣянные сопостатомъ врагомъ; но прежде всего приступимъ къ сему съ самоукоренiемъ и смиренiемъ видя свои а не чуждые немощи; то и Г<оспо>дь помилуетъ да и это служитъ немалымъ преткновенiемъ и соблазномъ для многихъ, что мнимся жить подъ окормленiемъ, и пользуемся отеческими книгами, а плоды приносимъ гнилыя.

Почтеннѣйшей мат. игуменiи изъявляю мое почтенiе, и желаю ей и всѣмъ вамъ душевнаго и тѣлеснаго здравiя, остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Мать Людьмила благодаритъ тебя за писанiе сама будетъ писать послѣ /не совсѣмъ здорова/.

Мать Порфирiя съ Варинькою и Анною Афанасьевной отправились отъ насъ 12 числа, хотѣли заѣхать къ своимъ.

А намѣсто ихъ прiѣхали м. казначея и Аркадiя, м. Афанасiя и Анна Ивановна у ее родныхъ. Раздѣлъ здѣлали, и послали въ Совѣтъ, просить<?> дозволенiя утвердить оное.

16. Iюля

1849 года

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея!

Имѣя много писемъ, и мало время, не могу скоро отвѣчать на письма ко мнѣ писанные; слишкомъ по мѣсяцу лежатъ безъ отвѣта, и на твое отъ 15 маiя присланное никакъ не собрался доселѣ отвѣчать. Въ письмѣ твоемъ говоришь, что поздно раскаянiе твое и исправленiе; напротивъ никогда оное не поздно, только бы прийдти въ чувство своего неисправленiя, смирит<ь>ся и приносить покаянiе. Въ чемъже состоитъ покаянiе? Св. Маркъ подвижникъ протолковалъ оное такъ: «непщую покаянiе дѣлу треми сими добродѣтельми содѣловатися: симъ, еже помыслы очищати (низлагать) и непрестанно молитися, и находящiе скорби терпѣти.» О семъ должно имѣть намъ попеченiе, и никого не обвинять причиняющихъ намъ скорби, потому что онѣ суть токмо оружiе промысла Б<о>жiя; и немогутъ намъ ничего сотворить болѣе того, что Б<о>гъ попуститъ.

Пишешь о скорби мат. игуменiи черезъ происки и подборъ казначеи. Ежели можемъ отвратить сiи скорби, то отвратимъ, а когда состоитъ не въ нашей волѣ, то предадимъ сiе волѣ Б<о>жiей. Онъ попустилъ такъ быть, послетъ и помощь свою къ перенесенiю и совершенному избытiю скорбей сихъ.

Попустилось навремя поколебат<ь>ся миру въ обители, но оный и паки водворится, и буря утихнетъ токмо не престанемъ вопити ко Г<оспо>ду.

М. Аѳанасiя и Анна Ивановна отправились въ деревню к ее милос<ти?> Екат<еринѣ> Александ<ровнѣ> Воейковой на дняхъ ожидаютъ прiѣзда ее зятя для раздѣла имѣнiя. Анна Иван<овна> съ субботы п<?> постныя были очень больны и въ церковь не ходили, съ недѣлю проболѣли. Онѣ благодарятъ тебя за память объ нихъ, и поручили мнѣ когда буду писать изъявить ихъ почтенiе мат. игуменiи и тебѣ. И я изъявляю мое усерднѣйшее почтенiе мати игуменiи, желаю ей и всей о Г<оспо>дѣ паствѣ ее, мирнаго и спокойнаго пребыванiя и остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

31. маiя

1849 года

Мать Людьмила пишетъ свою радость, что получила дозволенiе прiѣхать къ нимъ. Да благословитъ ее Г<оспо>дь; такъ же и сопутствующихъ ей м. Порфирiю и Вариньку и аще кто еще, а уже писать на письмы ихъ не буду — нечево писать. И довольно и сего.

 

Христосъ Воскресе!

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ мати Досифея!

Два писанiя твоихъ получилъ. 1е отъ 31 марта 9 апрѣля а второе отъ 2 апрѣля 12. Вотъ какой нын<ь>че ходъ почты. Вода такая большая, что и незапомнятъ такой.

Благодарю тебя за поздравленiе меня съ праздникомъ Воскресенiя Христова, а я тебя кажется поздравлялъ въ письмѣ м. игуменiи писанномъ.

Спаси Г<оспо>ди, что приняла мои совѣты, касательно твоего исправленiя; и принимай оныя лѣкарствы какiя будетъ тебѣ Г<оспо>дь посылать. А сама сколько можно остерегайся наносить другимъ неудовольствiи, но оставляя прощай и тебѣ оставится и простится.

Пишешь о составившемся сужденiи за м. Аѳ<анасiю?> <?>; онѣ бѣдной жали больше, что входятъ въ такiе дѣла, кои до нихъ не касаются, и только себѣ онымъ повреждаютъ; а здѣлать онѣ только то могутъ что имъ Г<оспо>дь попуститъ. Молись за нихъ Г<оспо>ду!

Снамъ хоть не должно довѣрять, но виденной тобою мат. игум<енiи> и со крестомъ пришедшаю къ тебѣ, являетъ, что она и тамъ ходатайствуетъ о тебѣ и печется о твоемъ спасенiи и послано виденiе ее къ укреплѣнiю тебя въ терпѣнiи необходимомъ на пути нашемъ. Сонъ же присланный тобою покойной мати я не знаю къ чему клонится и куда ево помѣщать? Не лучше ли такъ оставить.

Пишешь о дѣлахъ вашихъ что судъ ут<вѣрдилъ?> м. Олимпiады деньги за вашимъ монаст<ыремъ> и что пошлется оно въ палату на ут<верж>денiе. О чемъ же тутъ писать, и для че<го> спѣшить о рѣшенiи, когда бы оно не кон<чилось>, а деньги вашей обители принадлежатъ, и пр<оценты> съ нихъ накопляются въ вашу пользу.

Еще упоминаешь о доме, что въ пом<?> о духовной никаково слуху нѣтъ. О сем<? ког>да м. игум<енiя> была въ Орлѣ, не мѣшало об<ъя?>вит<ь>ся. Но вить нынче утверждаются д<еньги?> и земли за монастырями не иначе какъ съ в<ысо>чайшей воли, то на это время надо <?> не полгода а гораздо болѣе.

Когда хотите напишите о семъ къ Сек<ретарю> Гражданской Палаты, Михайлѣ Ѳедоровичу Улазовскому, онъ короткiй прiятель на<шему> отцу Nикону. И только скажите съ позв<оле>нiя ево и моево, /осмѣлюсь/ пи[ши]сать къ нему и п<росить> извѣстить о сихъ дѣлахъ и содѣйствiя съ его <сто>роны о семъ.

Мира, здравiя и спасенiя тебѣ желаю и остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Келейнымъ матушкамъ и твоимъ посылаю недостойное мое благословенiе.

16 апрѣля

1849 годъ

<На полях слева вписано: въ первый разъ нынче почувствовалъ мутность в глазахъ, незнаю долголи я смогу послужить моимъ писанiемъ, но уже не объятный<?> кругъ<?> завели<?>, на Святой недѣли получили около 50 писемъ. Надобно каждое прочитать; а при от<вѣ?>тѣ повторять.  ред.>

Почтеннѣйшей монахинѣ

Досифеи Михайловнѣ

Лыкашиной

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ мати Досифея!

Не беспокойся о томъ, что опоздала поздравить меня со днемъ моего рожденiя и Ангела, я сего не взыскую; а желанiе мое чтобы былъ миръ и спокойствiе во всѣхъ и въ каждой изъ васъ.

Описываемъ бывшiе шопоты и толки насмѣшные о избранiи казначеи; и о семъ изъявляемъ скорбь свою. Надобно смотрѣть на сiе, какъ на немощи людскiя, которымъ мы и сами подвержены, а Б<о>гъ покажетъ <э>то на дѣлѣ, аще угодно Ему есть сiе избранiе <ус>покоенiемъ м. игуменiи и обители. Оставимъ всякаго при своемъ мнѣнiи, и будемъ внимать себѣ и своимъ немощамъ и какъ предстать на судъ Б<о>жiй и дать отвѣтъ о дѣлахъ нашихъ.

Поздравляю тебя съ наступающимъ праздникомъ Рождества Г<оспо>да нашего Iи<су>са Хр<ис>та. Желаю въ мирномъ и спокойномъ духѣ встрѣтить оный и праздновать духовно. Остаюсь желатель твоего здравiя и спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Сердечно жаль, что неимѣю время написать и мат. игуменiи и поздравить ее съ симъ праздникомъ на сей почтѣ; постараюсь на другой. Ко мнѣ пишутъ во множествѣ рукъ, а я одною и всѣмъ долженъ отвѣчать. Прошу тебя поздравить ее отъ меня.

24 декабря

1849 года.

 

Почтеннѣйшей монахинѣ

Досифеи Михайловнѣ

Лыкашиной.

 

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея!

Хоть и крѣпко недосужно, но на два твои письма желаю отвѣтить. Какъ мнѣ пришло по сердцу слово твое: «Благодарю моего Творца, что пользуетъ меня чрезъ моихъ благодѣтелей» разумѣю недовольныхъ, укорителей. Да будетъ же сiи слово въ сердцѣ твоемъ истинно и водруженно. Чемъ же намъ спастися? Поглядимъ на прошедшее время жизни, что исправили? противились ли страстямъ? побѣдили ли оные? Не паче ли были и есмь рабы страстей? Сколько наносили ближнимъ оскорбленiй не только словомъ (не говоря дѣломъ) но и видомъ и помышленiемъ? Мы сами по слѣпотѣ сего не видимъ, но онѣ чувствовали, а можетъ быть и таперь сiе содѣваемъ, но невидимъ; весьма хорошо 20е слово св. Исаака Сирина почаще прочитывать, и въ слѣдующемъ 21 словѣ много есть полезнаго для насъ, а паче о скорбяхъ и о чистотѣ сердца; тогда оная познавается, когда видимъ всѣхъ святыми, и протчее.

Съ моей стороны совѣтую какъ можно старат<ь>ся о исполненiи Любовной Заповѣди. Старат<ь>ся и ненавидящимъ, являть оную; а себя считать послѣднѣйшею; при такомъ устроенiи въ случаѣ нужды и слово благо отрыгнуть дастся. А что дѣлаемъ отъ своего мнимаго разума и исполненнаго страстей сердца, то все тьма и юродство есть. Не извиняй себя пылкостiю, а соболѣзнуй о семъ а смиряйся, укоряй себя, что вы столько лѣтъ не противились сей страсти. По словамъ старцевъ: Г<нѣв?>ливый, аще и мертвеца воскреситъ, дѣянiя ево не благоугодны. Такъ надобно жъ начало положить съ каждымъ днемъ и съ каждымъ случаемъ исторгать корень гордости, отъ котораго происходитъ пылкость. Читай почаще пр<еподобнаго> Нила Сорскаго, как противит<ь>ся сей страсти; и пре<подобнаго> <П?> Римлянина, Аввы Дорофея и протчихъ; отъ чтенiй оныхъ, возбуждается душа къ усматриванiю своихъ немощей, и къ дѣланiю противящесь страстямъ, тутъ обрящемъ и помощь Б<о>жiю. Никому такъ не должны быть видимы наши немощи какъ намъ самимъ, а мы ослѣпившись самолюбiемъ, не стараемся ихъ видѣть, а на людскiе зорко смотримъ. Чтоже въ насъ люди видять, то надобно такъ принимать, что онѣ то<ль>ко сотую часть видятъ, и подаютъ намъ поводъ къ разсматриванiю себя, и суть наши благодѣтели поистиннѣ.

О Зосимовой пустынѣ помню что я тебѣ говорилъ: но когда ты забыла и никому неговорила, то это еще лучше; оставь сiю матерiю и будь покойна.

Объявленiе отъ Головиной въ совѣтъ принято, я получилъ увѣдомленiе, будутъ таперь выдавать вамъ процѣнты. Скажи о семъ мат. игуменiи, чтобы посылала съ билета копiю при такомъ объявленiи какое было отъ насъ прислано съ перемѣною токмо суммы.

А о смерти Логвиновой нѣтъ еще въ совѣтѣ извѣстiя; оно будетъ, такъ не останется; а вамъ надобно повремѣнить. Точно такая же сумма назначена изъ тогожъ капитала и процѣнтовъ и Бѣлевскому монастырю, и онѣ имѣютъ такоежъ письмо отъ Логвинова, какъ и вы. Но вашимъ свѣденiямъ о смерти ево неповѣрятъ, а будутъ ожидать изъ Саратова.

Прошу сказать отъ меня мат. игуменiи усерднѣйшее почтенiе и прося ее и твоихъ молитвъ, остаюсь желатель вашего здравiя и спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

29. октября

1849 года.