1. Генваря 1849. года
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ
мати Досифея!
Прiими мою усерднѣйшую
благодарность за поздравленiе съ
праздникомъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ и мое взаимное поздравленiе. Проводя праздникъ и встрѣтивъ
новый Годъ, увѣренъ что не сомнѣваеш<ь>ся въ искреннѣмъ
моемъ желанiи тебѣ всѣхъ
благъ, а паче спасенiя души.
Описываешь свое унынiе и тоску происходящiи отъ жалости о лишенiи незабвенной матушки игуменiи. Мнѣ жаль тебя, но чемъ же
могу помочь? Ты сама разсуждаешь о призванiи Б<о>гомъ ее въ вѣчный
покой, и что она ходатайствуетъ у Г<оспо>да о васъ. По надлѣжащему
должно отдать долгъ сердечнаго соболѣзнованiя, и успокоит<ь>ся о ея
блаженномъ пребыванiи бывъ увѣренны.
И помнить какiя она имѣла
здѣсь скорби, отъ которыхъ свободилъ ее Г<оспо>дь, и призвалъ къ
успокоенiю. Да и всякому
изъ насъ назначено свое время здѣшняго странствованiя. Будетъ время дойдетъ и до насъ
чреда къ преселенiю въ будущность;
неизвѣстность сего побуждаетъ насъ имѣть попеченiе о примиренiи совѣсти нашей предъ
Б<о>гомъ покаянiемъ и смиренiемъ. Хоть бы мы и дѣла имѣли
достойные награды, но все безъ смиренiя оные ничтожны. А смиренiе и одно сильно ходатайствовать о
насъ предъ Б<о>гомъ. Совѣтую не предават<ь>ся добровольно унынiю и тоскѣ, умножая ихъ
печальными воспоминанiями; но со
смиренiемъ принимая сей
духовный крестъ посланный отъ Б<о>га, къ душевному уврачеванiю и очищенiю; и въ сiи скорбные минуты изливать душу свою
предъ Б<о>гомъ. Кто былъ Царь и пророкъ Давидъ, но и Онъ имѣлъ
нужду проливали<?> моленiе свое предъ
Б<о>гомъ и печаль свою возвѣщалъ, внегда исчезати отъ него духу
его. Кольми паче мы имѣемъ нужду въ семъ излiянiи и призыванiи помощи Б<о>жiей.
Прошу отъ меня поздравить матушку игуменiю съ наступившимъ новымъ годомъ. Надѣюсь
что извинитъ меня, зато что самъ непишу; писемъ много, а время мало, вотъ и сiе письмо какъ началъ писать то нѣсколько
разъ отвлекали, и матерiю перебивали. Да
поможетъ Г<оспо>дь ей мирно, спокойно и благополучно съѣздить въ
Орелъ и получить миръ и благословенiе отъ Архипастыря, какъ себѣ и всей вашей обители.
Да утѣшитъ тебя Г<оспо>дь, усердно желаю и
остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
Nадежду
Николаевну благодарю за писанiе, поздравляю ее
съ новымъ годомъ и усердно ей кланяюсь.
8. Генваря 1849. года
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ
мати Досифея!
Благодарю тебя за поздравленiе меня съ новымъ годомъ; а я уже
поздравилъ тебя писавши въ самый первый день онаго.
Получивъ твое письмо, паки одолжаюсь моимъ отвѣтомъ,
но по множеству писемъ, не могу пространно писать, а только о нужномъ скажу.
Я вижу изъ письма твоего, что не обрѣтаешь
спокойствiя, и падаешь въ
отчаянiе, приписываешь
/причину/ сего свои пороки и тяжкiе грѣхи. Но на это милосердый Г<оспо>дь
даровалъ намъ покаянiе и благонадежiе ко спасенiю. Ужасаеш<ь>ся, какiе плоды принеслиа твоя 28.лѣтняя
жизнь въ обители. Какаяжъ сему причина? Когда имѣли добрую
руководительницу м. игуменiю? Я полагаю, да и сама ты можешь
понимать, что причина сему есть гордость. Надобно исправить прошедшее — смиренiемъ. Чего не могла здѣлать
гордость въ 28 лѣтъ, то
смиренiемъ можно въ
короткое время заслужить. Оно тебя и успокоитъ, и проститъ грѣхи твои,
акъ пишетъ св. Исаакъ въ 46. словѣ. Въ семъ
то паче та<перь> надобно положить начало, и о семъ всего болѣе
попещися считая себя послѣднѣйшею всѣхъ, не однѣми
словами, но надобно и на дѣлѣ сiе показать: никого не оскорблять, ни
на кого не оскорблят<ь>ся, но всякаго рода обиды, уничиженiя и презрѣнiя прощать, считая себя того
достойною. Да вить и то что случится съ тобою, будь увѣрена, что
попуститъ Б<о>гъ къ твоему спасенiю, то и должно принимать безъ
укоризнъ ближнихъ, а себя укоряя и незлопомня. А когда найдетъ тоска или унынiе, то считать сего достойною и сего
наказанiя къ испытанiю и очищенiю.
Такимъ образомъ и вредящiя тебя при<вычки> можешь при
помощи Б<о>жiей побѣдить
д<ля> прогнанiя унынiя. Занимайся по келлiи ч<те>нiемъ, молитвою и рукодѣлiемъ; и полу<чишь> новое устроенiе и успокоенiе.
О деньгахъ м. Олимпiады никакой <нѣтъ> нужды
вызывать ее наслѣдниковъ; еже<ли> бы и законною [было] формою
[было] <завѣре>но было духовно завѣщанiе; то и тог<да та>кое не можетъ
быть утверждено по своду <зако>новъ Х том<а> и 257. статьи; а кольми
же <и> когда писана пустая бумага, съ симъ безъ подписи ты же не бойся
что писи<?> тебѣ не можетъ ничево быть вы дол<жны> попросить
судью, онъ кажется васъ не<?>нетъ. А сказавшiй тебѣ объ этомъ,
каж<ется> хотѣлъ тебя потращить, какъ же он<ое бу>дутъ дѣлать
безъ законно, и на какомъ <за>конѣ оснуются? Ежели бы онѣ
стали <это> дѣлать, то можно просить высшее нача<льство.>
Получилъ письмо отъ м. игум<енiи> но тап<ерь> не пишу, они
вѣрно должны быть въ Орлѣ. <По> прiѣздѣ прошу сказать ей мое
почтенiе.
Ежели еще не оплатили Кузнецову ку<?> денегъ за свѣщникъ
415 <руб> асс<игнацiям> то отдай <?> оные моимъ
дѣвочкамъ Сашѣ и Анич<кѣ>, я съ ними переведуся и
Кузнецову деньги отдамъ. Я имѣю съ нимъ счотъ.
Поручая тебя покрову Б<о>жiю, остаюсь ж<ела>тель твоего
здравiя и спасенiя многогрѣш<ный> Iеромонахъ Макарiй.
Надеждѣ Николаевнѣ и Катеринѣ
Евгень<евнѣ> усердно кланяюсь.
<На полях сбоку: съ денегъ орловскихъ процѣнты
получите черезъ годъ а не таперь — ред.>
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ
мати Досифея!
Ты пишешь и стужаешь о своей скорби и мрачности духа: но
полагаешь причину оной лишенiе незабвенной
матери вашей. А я полагаю и другую причину важнѣйшую оной; въ чемъ думаю
и ты будешь со мною согласна.
Никто изъ насъ не смѣетъ сказать, подвигомъ добрымъ
подвизохсъ, вѣру соблюдохъ, теченiе скончихъ, и протчее остается мнѣ
вѣнецъ правды и протч. а вмѣсто того какъ посмотримъ на прошедшiи рядъ нашихъ дѣянiй, что найдемъ добраго? Естьли въ
насъ терпѣнiе, смиренiе, любовь, самоотверженiе, /воздержанiе/ и протчее; отъ чегобы мы могли
совлещихсь ветхаго человѣка, и хоть бы не достичь безстрастiя, но покрайнѣй мѣрѣ
познавъ свою немощь смирит<ь>ся. По всему то этому вмѣсто плодовъ
/любви/ радости мира, долготерпѣнiя воздержанiя попуститься скуки, томленiя, унынiя, смущенiя, которые и надобно принимать съ
самоукоренiемъ и смиренiемъ, и онѣ послужатъ къ очищенiю страстныхъ нашихъ помысловъ и дѣянiй, и вообще по слову св. Исаака въ 79 словѣ
всему этому врачевство есть: смиренномудрiе сердца, чего да
сподобитъ тебя Г<оспо>дь усердно желая, да вотъ и я грѣшный
прибавляю тебѣ скорбь, моимъ неразумнымъ словомъ, усерднымъ поклономъ. А
я уже и незнаю какъ и потрафить по тебѣ? Случается послушницамъ простымъ
пишу усердные поклоны, а онѣ принимаютъ въ простотѣ сердца; и
неоскорбляются.
Постараюсь впередъ поисправит<ь>ся, а дотолѣ
остаюсь желатель твоего спасенiя многогрѣшный
Iеромонахъ Макарiй.
1. февраля
1849 года.
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ
мати Досифея!
Увѣренъ, что ты видя свои недостатки описываешь ихъ
въ письмѣ твоемъ ко мнѣ, ища имъ исцѣленiя. Это состоитъ не въ моей власти. а
въ твоемъ произволенiи и Б<о>жiей помощи; которая привлекается
молитвою и смиренiемъ. Не однѣ
слова нужны къ изъясненiю своей немощи,
но всегдашнее чувство, своей нищеты, отъ чего родится смиренiе, и привлечетъ помощь Б<о>жiю. Свойства же смиренiя ты довольно знаешь, изъ ученiя св. отцевъ, Iоана Лѣствичника и св. Исаака Сирина.
Читавши Св. писанiя и понимая оные отъ части, не
надобно основыват<ь>ся на простомъ разумѣ, но понудить себя и на дѣланiи ученiй оныхъ, а то по слову св. Марiи, будетъ оное ученiе жезлъ тростиный могущiй пронзить руку. Входить въ сужденiя чужихъ недостатковъ или пороковъ не
поручено тебѣ отъ Б<о>га; а судъ себя и своей совѣсти не только
тебѣ дозволенъ, но и взыщется за оставленiе онаго. При всякомъ случаѣ дѣлать
разборъ чужихъ дѣлъ, тотчасъ обратимъ мысль на проведенное нами время, нѣтъ
ли чего такого, зачтобы надо дать отвѣтъ? и ежели и нѣтъ сего, то
безплодiе наше въ
духовномъ отношенiи должно насъ
смирить и заключить уста къ осужденiю, и отъ другихъ наносимыя скорби принимать, яко
достойные врачевства нашихъ язвъ грѣховныхъ. Всѣ это ты знаешь изъ
ученiй Отеческихъ,
которые написали отъ своего опыта а не то что я пишу; остается принят<ь>ся
задѣло съ понужденiемъ и помощь
Б<о>жiя будетъ готова.
Дѣйствiя ваши м. каз<начея>
не могутъ укрыт<ь>ся отъ взора начальства, а паче отъ всевидящаго ока
Б<о>жiя; и получить
должно: воздаянiе, за благiе награду, а за противные наказанiе. Объ отказанныхъ м. Венедиктою
деньгахъ, совѣтую молчать, дабы не навести на обитель вещшаго искушенiя. Когда будетъ воля Б<о>жiя то деньги получите, а ежели нѣтъ,
то остав<ь>те. Я знаю какой былъ запросъ здѣланъ; по словамъ
знавшаго, что послѣ смерти послано объявленiе. Когда будете входить, то не
навести бы большей скорби обители.
Мат. игуменiи свидѣтельствую мое почтенiе и поручаю себя молитвамъ вашимъ.
Остаюсь желатель твоего спасенiя многогрѣшный
Iеромонахъ Макарiй.
Надеждѣ Николаевнѣ мои поклоны.
1. марта
1849 года
Ежели мои сестры м. А?<?> и
Анн<а> <Ивановна> наѣхали, то прошу переслать имъ <?>
Елене<?> на имя Варвары Николаевны Глѣбовой.
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ
мати Досифея!
Благодаренiе Г<оспо>ду, что возвратилась благополучно въ свою
обитель, на мѣсто своего подвига. Живи смиренно, и съ самоукоренiемъ, никого не осуждая и не зазирая;
то Б<о>гъ силенъ послать тебѣ помощь стать противу страстей, и
успокоить тебя. Всякому свой крестъ; вѣрю что мат. игуменiи тяжело, но Б<о>гъ испытуетъ и
измѣриваетъ наши силы, такъ и посылаетъ, по надобности и пользѣ
каждаго. В[ить]/Исправлено карандашом на: ѣдь/ и самые тѣ
неправомудрствующiе несутъ крестъ,
и считаютъ себя быть правыми, а тяготу чувствуютъ.
Вы побыли у всѣхъ родныхъ; а Верховскiе Вѣра и Маргарита, скорбятъ на
тебя, что не заѣхала къ нимъ. Я у нихъ былъ скоро послѣ Успѣнiя и мнѣ жизнь ихъ показалась.
Слава Б<о>гу у нихъ таперь миръ водворяется, и Б<о>гъ объ нихъ
промышляетъ.
Съ м. Леонидою я
послалъ объявленiе отъ Марьи
Иван<овны> Головиной; вы пошлите оное въ совѣтъ, и копiю съ ее билета, вамъ деньги выдадутъ.
Почтеннѣйшей м. игуменiи свидѣтельствую мое усерднѣйшее
почтенiе, а всѣмъ
вамъ желая мира, здравiя и спасенiя остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
27. сентября 1849 года.
Почтеннѣйшей монахинѣ
Досифеи Михайловнѣ
Лыкашиной
<На полях слева приписка к л. 168: Сильвестру
Степ<ановичу> и Александрѣ Васи<льевнѣ?> <отчество
ее Алексѣевна — ред., см. 3420> скажите мое
почтенiе. Посылаю
<?> и просфору. — ред.>
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ
мати Досифея!
Пишешь о намѣренiи своемъ проѣхать къ своимъ и
къ намъ заѣхать. Испрашиваешь какъ лучше просить у владыки
увол<ь>ненiя, изъ консисторiи или изъ Духовнаго правленiя? кажется это все–равно; и ежели нѣтъ
нужды самой быть въ Орлѣ, то прося о увол<ь>ненiи, можно просить о выдачѣ онаго
изъ духовнаго правленiя; а когда сама
будешь въ Орлѣ, то изъ консисторiи.
Какъ это больно, что у васъ нехорошо завелось въ обители; вмѣсто мира, неустроенiе и вражды, и что еще хуже произошло
соблазномъ мiру! отъ чегожъ
это происходитъ? Вина видимая, что далеко удалились любовь и смиренiе и недумаемъ о понужденiи себя къ онымъ. Обѣ
враждующихъ стороны правые, и не одной нѣтъ виноватой; а видятъ обои въ
глазахъ другой сучецъ, тогда какъ у обоихъ завалены глаза бервномъ. Какому же
тутъ быть миру? Горе мiру отъ соблазнъ.
Но каково намъ виновникамъ сего? Молитесь Г<оспо>ду, да проженетъ мракъ
сей отъ обители вашей, и исторгнетъ плевелы насѣянные сопостатомъ
врагомъ; но прежде всего приступимъ къ сему съ самоукоренiемъ и смиренiемъ видя свои а не чуждые немощи; то
и Г<оспо>дь помилуетъ да и это служитъ немалымъ преткновенiемъ и соблазномъ для многихъ, что
мнимся жить подъ окормленiемъ, и
пользуемся отеческими книгами, а плоды приносимъ гнилыя.
Почтеннѣйшей мат. игуменiи изъявляю мое почтенiе, и желаю ей и всѣмъ вамъ
душевнаго и тѣлеснаго здравiя, остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
Мать Людьмила благодаритъ тебя за писанiе сама будетъ писать послѣ /не
совсѣмъ здорова/.
Мать Порфирiя съ Варинькою и Анною Афанасьевной отправились отъ насъ
12 числа, хотѣли заѣхать къ своимъ.
А намѣсто ихъ прiѣхали м. казначея и Аркадiя, м. Афанасiя и Анна Ивановна у ее родныхъ. Раздѣлъ
здѣлали, и послали въ Совѣтъ, просить<?> дозволенiя утвердить оное.
16. Iюля
1849 года
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ
мати Досифея!
Имѣя много писемъ, и мало время, не могу скоро отвѣчать
на письма ко мнѣ писанные; слишкомъ по мѣсяцу лежатъ безъ отвѣта,
и на твое отъ 15 маiя присланное никакъ не собрался доселѣ
отвѣчать. Въ письмѣ твоемъ говоришь, что поздно раскаянiе твое и исправленiе; напротивъ никогда оное не поздно,
только бы прийдти въ чувство своего неисправленiя, смирит<ь>ся и приносить
покаянiе. Въ чемъже
состоитъ покаянiе? Св. Маркъ подвижникъ
протолковалъ оное такъ: «непщую покаянiе дѣлу треми сими добродѣтельми содѣловатися:
симъ, еже помыслы очищати (низлагать) и непрестанно молитися, и находящiе скорби терпѣти.» О семъ
должно имѣть намъ попеченiе, и никого не
обвинять причиняющихъ намъ скорби, потому что онѣ суть токмо оружiе промысла Б<о>жiя; и немогутъ намъ ничего сотворить
болѣе того, что Б<о>гъ попуститъ.
Пишешь о скорби мат. игуменiи черезъ происки и подборъ казначеи.
Ежели можемъ отвратить сiи скорби, то
отвратимъ, а когда состоитъ не въ нашей волѣ, то предадимъ сiе волѣ Б<о>жiей. Онъ попустилъ такъ быть, послетъ
и помощь свою къ перенесенiю и совершенному
избытiю скорбей сихъ.
Попустилось навремя поколебат<ь>ся миру въ обители,
но оный и паки водворится, и буря утихнетъ токмо не престанемъ вопити ко
Г<оспо>ду.
М. Аѳанасiя и Анна Ивановна отправились въ
деревню к ее милос<ти?> Екат<еринѣ> Александ<ровнѣ>
Воейковой на дняхъ ожидаютъ прiѣзда ее
зятя для раздѣла имѣнiя. Анна Иван<овна> съ субботы п<?> постныя
были очень больны и въ церковь не ходили, съ недѣлю проболѣли. Онѣ
благодарятъ тебя за память объ нихъ, и поручили мнѣ когда буду писать
изъявить ихъ почтенiе мат. игуменiи и тебѣ. И я изъявляю мое
усерднѣйшее почтенiе мати игуменiи, желаю ей и всей о Г<оспо>дѣ
паствѣ ее, мирнаго и спокойнаго пребыванiя и остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
31. маiя
1849 года
Мать Людьмила пишетъ свою радость, что получила дозволенiе прiѣхать къ нимъ. Да благословитъ
ее Г<оспо>дь; такъ же и сопутствующихъ ей м. Порфирiю и Вариньку и аще кто еще, а уже
писать на письмы ихъ не буду — нечево писать.
И довольно и сего.
Христосъ Воскресе!
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ мати
Досифея!
Два писанiя твоихъ
получилъ. 1е отъ 31 марта 9 апрѣля а
второе отъ 2 апрѣля 12.
Вотъ какой нын<ь>че ходъ почты. Вода такая большая, что и незапомнятъ
такой.
Благодарю тебя за поздравленiе меня съ праздникомъ Воскресенiя Христова, а я тебя кажется
поздравлялъ въ письмѣ м. игуменiи писанномъ.
Спаси Г<оспо>ди, что приняла мои совѣты,
касательно твоего исправленiя; и принимай
оныя лѣкарствы какiя будетъ тебѣ
Г<оспо>дь посылать. А сама сколько можно остерегайся наносить другимъ
неудовольствiи, но оставляя
прощай и тебѣ оставится и простится.
Пишешь о составившемся сужденiи за м. Аѳ<анасiю?> <?>; онѣ бѣдной
жали больше, что входятъ въ такiе дѣла,
кои до нихъ не касаются, и только себѣ онымъ повреждаютъ; а здѣлать
онѣ только то могутъ что имъ Г<оспо>дь попуститъ. Молись за нихъ
Г<оспо>ду!
Снамъ хоть не должно довѣрять, но виденной тобою
мат. игум<енiи> и со крестомъ пришедшаю къ тебѣ, являетъ, что
она и тамъ ходатайствуетъ о тебѣ и печется о твоемъ спасенiи и послано виденiе ее къ укреплѣнiю тебя въ терпѣнiи необходимомъ на пути нашемъ. Сонъ
же присланный тобою покойной мати я не знаю къ чему клонится и куда ево помѣщать?
Не лучше ли такъ оставить.
Пишешь о дѣлахъ вашихъ что судъ ут<вѣрдилъ?>
м. Олимпiады деньги за
вашимъ монаст<ыремъ> и что пошлется оно въ палату на ут<верж>денiе. О чемъ же тутъ писать, и для
че<го> спѣшить о рѣшенiи, когда бы оно не кон<чилось>,
а деньги вашей обители принадлежатъ, и пр<оценты> съ нихъ накопляются въ
вашу пользу.
Еще упоминаешь о доме, что въ пом<?> о духовной
никаково слуху нѣтъ. О сем<? ког>да м. игум<енiя> была въ Орлѣ, не мѣшало
об<ъя?>вит<ь>ся. Но вить нынче утверждаются д<еньги?> и земли
за монастырями не иначе какъ съ в<ысо>чайшей воли, то на это время надо
<?> не полгода а гораздо болѣе.
Когда хотите напишите о семъ къ Сек<ретарю>
Гражданской Палаты, Михайлѣ Ѳедоровичу Улазовскому, онъ короткiй прiятель на<шему> отцу Nикону. И только скажите съ
позв<оле>нiя ево и моево,
/осмѣлюсь/ пи[ши]сать къ нему и п<росить> извѣстить о сихъ дѣлахъ
и содѣйствiя съ его
<сто>роны о семъ.
Мира, здравiя и спасенiя тебѣ желаю и остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
Келейнымъ матушкамъ и твоимъ посылаю недостойное мое
благословенiе.
16 апрѣля
1849 годъ
<На полях слева вписано: въ первый разъ нынче
почувствовалъ мутность в глазахъ, незнаю долголи я смогу послужить моимъ писанiемъ, но уже не объятный<?>
кругъ<?> завели<?>, на Святой недѣли получили около 50 писемъ. Надобно
каждое прочитать; а при от<вѣ?>тѣ повторять. — ред.>
Почтеннѣйшей монахинѣ
Досифеи Михайловнѣ
Лыкашиной
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ мати
Досифея!
Не беспокойся о томъ, что опоздала поздравить меня со
днемъ моего рожденiя и Ангела, я
сего не взыскую; а желанiе мое чтобы былъ
миръ и спокойствiе во всѣхъ
и въ каждой изъ васъ.
Описываемъ бывшiе шопоты и толки насмѣшные о избранiи казначеи; и о семъ изъявляемъ
скорбь свою. Надобно смотрѣть на сiе, какъ на немощи людскiя, которымъ мы и сами подвержены, а
Б<о>гъ покажетъ <э>то на дѣлѣ, аще угодно Ему есть сiе избранiе <ус>покоенiемъ м. игуменiи и обители. Оставимъ всякаго при
своемъ мнѣнiи, и будемъ
внимать себѣ и своимъ немощамъ и какъ предстать на судъ Б<о>жiй и дать отвѣтъ о дѣлахъ
нашихъ.
Поздравляю тебя съ наступающимъ праздникомъ Рождества
Г<оспо>да нашего Iи<су>са
Хр<ис>та. Желаю въ мирномъ и спокойномъ духѣ встрѣтить оный и
праздновать духовно. Остаюсь желатель твоего здравiя и спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
Сердечно жаль, что неимѣю время написать и мат. игуменiи и поздравить ее съ симъ праздникомъ
на сей почтѣ; постараюсь на другой. Ко мнѣ пишутъ во множествѣ
рукъ, а я одною и всѣмъ долженъ отвѣчать. Прошу тебя поздравить ее
отъ меня.
24 декабря
1849 года.
Почтеннѣйшей монахинѣ
Досифеи Михайловнѣ
Лыкашиной.
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ
мати Досифея!
Хоть и крѣпко недосужно, но на два твои письма
желаю отвѣтить. Какъ мнѣ пришло по сердцу слово твое: «Благодарю
моего Творца, что пользуетъ меня чрезъ моихъ благодѣтелей» разумѣю
недовольныхъ, укорителей. Да будетъ же сiи слово въ сердцѣ твоемъ
истинно и водруженно. Чемъ же намъ спастися? Поглядимъ на прошедшее время
жизни, что исправили? противились ли страстямъ? побѣдили ли оные? Не паче
ли были и есмь рабы страстей? Сколько наносили ближнимъ оскорбленiй не только словомъ (не говоря дѣломъ)
но и видомъ и помышленiемъ? Мы сами по
слѣпотѣ сего не видимъ, но онѣ чувствовали, а можетъ быть и
таперь сiе содѣваемъ,
но невидимъ; весьма хорошо 20е слово св. Исаака Сирина
почаще прочитывать, и въ слѣдующемъ 21 словѣ
много есть полезнаго для насъ, а паче о скорбяхъ и о чистотѣ сердца;
тогда оная познавается, когда видимъ всѣхъ святыми, и протчее.
Съ моей стороны совѣтую какъ можно
старат<ь>ся о исполненiи Любовной Заповѣди.
Старат<ь>ся и ненавидящимъ, являть оную; а себя считать послѣднѣйшею;
при такомъ устроенiи въ случаѣ
нужды и слово благо отрыгнуть дастся. А что дѣлаемъ отъ своего мнимаго
разума и исполненнаго страстей сердца, то все тьма и юродство есть. Не извиняй
себя пылкостiю, а соболѣзнуй
о семъ а смиряйся, укоряй себя, что вы столько лѣтъ не противились сей
страсти. По словамъ старцевъ: Г<нѣв?>ливый, аще и мертвеца
воскреситъ, дѣянiя ево не благоугодны.
Такъ надобно жъ начало положить съ каждымъ днемъ и съ каждымъ случаемъ
исторгать корень гордости, отъ котораго происходитъ пылкость. Читай почаще
пр<еподобнаго> Нила Сорскаго, как противит<ь>ся сей страсти; и
пре<подобнаго> <П?> Римлянина, Аввы Дорофея и протчихъ; отъ чтенiй оныхъ, возбуждается душа къ
усматриванiю своихъ
немощей, и къ дѣланiю противящесь
страстямъ, тутъ обрящемъ и помощь Б<о>жiю. Никому такъ не должны быть видимы
наши немощи какъ намъ самимъ, а мы ослѣпившись самолюбiемъ, не стараемся ихъ видѣть, а
на людскiе зорко
смотримъ. Чтоже въ насъ люди видять, то надобно такъ принимать, что онѣ
то<ль>ко сотую часть видятъ, и подаютъ намъ поводъ къ разсматриванiю себя, и суть наши благодѣтели
поистиннѣ.
О Зосимовой пустынѣ помню что я тебѣ
говорилъ: но когда ты забыла и никому неговорила, то это еще лучше; оставь сiю матерiю и будь покойна.
Объявленiе отъ Головиной
въ совѣтъ принято, я получилъ увѣдомленiе, будутъ таперь выдавать вамъ процѣнты.
Скажи о семъ мат. игуменiи, чтобы посылала съ билета копiю при такомъ объявленiи какое было отъ насъ прислано съ
перемѣною токмо суммы.
А о смерти Логвиновой нѣтъ еще въ совѣтѣ
извѣстiя; оно будетъ,
такъ не останется; а вамъ надобно повремѣнить. Точно такая же сумма
назначена изъ тогожъ капитала и процѣнтовъ и Бѣлевскому монастырю,
и онѣ имѣютъ такоежъ письмо отъ Логвинова, какъ и вы. Но вашимъ свѣденiямъ о смерти ево неповѣрятъ, а
будутъ ожидать изъ Саратова.
Прошу сказать отъ меня мат. игуменiи усерднѣйшее почтенiе и прося ее и твоихъ молитвъ, остаюсь
желатель вашего здравiя и спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
29. октября
1849 года.