+

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мать Досифея

Два письма твои получилъ: благодарю тебя за поздравленiе меня съ Праздникомъ Рождества Христова и Новымъ Годомъ и взаимно поздравляю тебя проведти Праздникъ и со вступленiемъ въ Новый Годъ, который желаю проводить въ добромъ здоровьи и въ упованiи на милость Б<о>жiю, никого не оставляющую.

Ты описываешь мнѣ свою скорбь, говоря что она отягощаетъ тебя до отчаянiя <и> просишь отъ меня душевнаго врачеванiя. Сочувствую твоей скорби, но (куда намъ дѣться отъ нихъ): у кого нѣтъ скорбей? <У> каждаго своя: Господь же знаетъ мѣру силъ нашихъ и никому не посылаетъ того, <чт>о онъ не можетъ понести. А если мы <о>тягощаемся скорбями, то сами сему <дѣ>лу виновны. Св. Исаакъ Сиринъ (въ гл. 79) пишетъ: Вся обстоянiя и скорбь не причастны суще терпѣнiя, сугуба есть мука ихъ. Малодушiе же мати есть мученiя. Терпѣнiе есть мати утѣшенiя, и сила нѣкая, еже отъ пространства сердца куражтися обыче. Врачеванiе же всѣмъ скорбямъ по слову того же св. едино есть, имъ же рукою его обрѣтаетъ кто утѣшенiе въ души своей абiе. И кое есть сiе? Смиренномудрiе сердца. Кромѣ бо сего разорити оплотъ злобъ сихъ не можетъ кто. Но паче обрѣтаетъ тѣмъ<?> превозмогаю извне нап<ь?>. По мѣрѣ же смиренномудрiя твоего дастя тебѣ и терпѣнiе въ злоключенiяхъ твоихъ. И по терпѣнiю твоему облегчевается тяжесть скорбей твоѣхъ, и утѣшенiе получиши. И по утѣшенiю твоему величится яже<?> къ Богу любовь твоя.

И такъ, вотъ тебѣ просимое тобою врачеванiе изъ ученiя св<ятого> отца почерпнутое. Въ твоей волѣ состоитъ воспользоваться имъ и приложить къ своимъ душевнымъ ранамъ. И я по вѣрѣ твоей, не отрекаюсь смиренно молить благость Господню о дарованiи тебѣ облегченiя отъ твоей печали.

Испрашивая на тебя благословенiе Божiе, остаюсь желатель твоего здравiя и спасенiя, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй. <Это написано рукой писца, далее — пишет сам Макарий>

Писемъ не могъ самъ написать а оказiю не желаю упустить. Уповай на милость Б<о>жiю и укоряй себя, Б<о>гъ тебя не оставитъ а терпѣнiемъ нужды восполнитъ недостатки дѣланiя монашескихъ подвиговъ.

5 Генваря

1855 года

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея!

Приближается Свѣтлый праздникъ Воскресенiя Г<оспо>да нашего Iи<су>са Хр<ис>та, приносящiй всѣмъ христiанамъ радость и духовное веселiе. Обычай есть привѣтствовать другъ друга радостнымъ поздравленiемъ «Христосъ воскресе!» и я тебя поздравляю и привѣтствую: Христосъ Воскресе! да даруетъ Онъ тебѣ духовную радость и веселiе, прогоняющiе мглу скорби и печали обдержащiя твою душу по стекающимся разнымъ обстоянiямъ. А еще поздравляю тебя со днемъ твоего Ангела с. Дарiи. Письмо твое отъ 23. февраля получилъ, но прошу не взыскать за мѣдленность въ отвѣтѣ, а иногда и совсѣмъ не напишу. Таперь самъ пишу очень мало, а пишутъ братiя, я же только подписываю, что можетъ быть другимъ и не нравится. Ты описываешь свои бесплодiе въ духовной жизни и посѣщающiя тебя скорби. Винишь себя въ первомъ; это я одобряю; обвиняя себя, познавая свою немощь, приходимъ къ смиренiю, а оное успокоеваетъ. Скорби же суть приплодiя нашего нерадѣнiя и лѣностнаго житiя, но оные посылаются за скудость нашего духовнаго дѣланiя, что бы восполнить терпѣнiемъ скорбныхъ, хотя невольныхъ случаевъ, и въ оныхъ никого не надобно обвинять, но токмо себя, хотя и кажутся тебѣ кто оскорбляющiе тебя и не помогающiе тебѣ въ твоихъ нуждахъ. Но во всѣмъ этомъ есть дѣйствiе промысла Б<о>жiя, устроивающаго наше спасенiе. Ты и сама о семъ здраво разсуждаешь, что Б<о>гъ промышляя о всей твари, можетъ и о тебѣ промыслитъ, но требуетъ болѣзненного сердца съ пожданiемъ Его Отеческой помощи.

Не тогда только есть о насъ промыслъ Б<о>жiй, когда мы живемъ во всѣмъ изобильно; но надобно вѣровать, что и въ оскудѣнiи всего, Отеческая Его любовь промышляетъ о нашемъ спасенiи. Это не сомнѣнно что Онъ можетъ обогатить всѣхъ, но когда видитъ что не пользуетъ а вредитъ душе изобилiе то и отъемлетъ оные, и хощетъ чтобы терпѣнiемъ и благодаренiемъ восполнить наши прежнiя недостатки. Приноси Ему о всѣмъ Славу и благодаренiе и смиренiе. Кто знаетъ долголи поживемъ. Пойдемъ въ оный вѣкъ, все останется.

О путешествiи моемъ въ ваши мѣста, таперь ничего нем<ог>у сказать. Какъ мое здоровье позволитъ, и какъ Владыка нашъ уволитъ; онъ у насъ долженъ быть въ маiе ме<сяц>ѣ, въ срединѣ или въ исходѣ, а до того я ничего немогу предположить.

М. Людьмила, если обрѣла себѣ въ Орлѣ покой, то мы сорадуемся ей въ этомъ и желаемъ чтобы при ономъ сподобилась получить и вѣчный покой.

Остаюсь желатель твоего здравiя и спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Келейнымъ твоимъ мое благословенiе.

17. Марта

1855 года

Прошу поздравить почт<еннѣйшую> мать Херувиму отъ меня съ праздникомъ.

 

Ея Преподобiю

Достопочтеннѣйшей Монахинѣ

Досифеи Михайловнѣ

Лыкашиной

 

Христосъ Воскресе!

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея!

Два письма твоихъ получилъ. Благодарю за поздравленiе меня съ праздникомъ, и краткими строками скажу тебѣ, что мнѣ прiятно было читать послѣднѣе письмо твое, въ которомъ вижу тебя успокоивающуюся въ извѣстномъ расположенiи. Это происходитъ отъ самоукоренiя и смиренiя, на которое Б<о>гъ призираетъ и утѣшаетъ. И въ предь тако твори и сострадай ближнихъ въ ихъ немощахъ и страданiяхъ.

Г<оспо>дь да поможетъ тебѣ въ грѣхахъ<?> твоихъ. Остаюсь желатель твоего здравiя и спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

9 Апрѣля

1855 года

 

Достопочтеннѣйшей

Монахинѣ

Матери Досиѳеи.

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Почтенныя о Г<оспо>дѣ матери

Пелагiя и Ольга!

Кажется вамъ писали или говорили матери Алимпiя и Лаврентiя о томъ, что изъ Москвы должны выслаться на имя Лаврентiи билетъ и матерiя. Я получилъ извѣстiе, что оныя уже высланы недавно. Похлопочите, какъ знаете, чтобъ посылки эти не затерялись, или небыли возвращены назадъ.

Матери ваши и сестры отправились отъ насъ въ Кiевъ 12го мая въ часъ по полудни въ обычномъ здоровьи, кромѣ м. Тав<ифы>. Она прiехала къ намъ свѣжѣе, а подъ конецъ стала по немногу чудить, впрочемъ сносно и не такъ много и не подолгу. Матери /ваши/ въ бытность ихъ у насъ писали къ вамъ два раза, гдѣ и я приписывалъ, получали ли вы?

Отвѣты на письмы ваши и другихъ сестръ посланы съ мат. Алимпiей и Лав<рентiей>. Они въ Кiевѣ кажется долго не замедлятъ, если помощiю и милостiю Божiею не встрѣтятся съ ними особенныя какi[и]/е/ обстоятельства.

Посылаю мой поклон и благословенiе мат. Парескевѣ съ племянницами, мат. Екатеринѣ съ Пелагi<ей> Сем.<?> Настасьи Ѳедоровнѣ, Елизаветѣ Петровнѣ, мат. Любви, мат. Мелитинѣ, Юлiи, двумъ Вѣрамъ, и всѣмъ сестрамъ общины вашей и вамъ самимъ. Будьте мирны и не нарушайте общаго согласiя желаниемъ улучить какую либо свою волю, постарайтесь отсѣкать свои хотѣнiя общей ради пользы, что полѣзно и душѣ каждой изъ васъ.

<приписка рукой Макария:> Остаюсь желатель Вашего спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

21 мая

1855 года

<Далее опять не Макарiй:

И я немощной Амвросiй пишу всѣмъ вамъ привѣтствiе о Г<оспо>дѣ, и желаю всего полезняго.

О. Евфимiй и о. Сѵмеонъ знающимъ ихъ кланяются; послѣднiй борется съ лихорадкою, впрочемъ теперь чувствуетъ себя лучше. ред>

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ

мати Досифея!

Три письма твоихъ получилъ, по возвращенiи моемъ изъ Зосимовой пустыни гдѣ мы имѣли утѣшенiе быть участниками при освященiи Храма самимъ митрополитомъ Филаретомъ; и было торжество велiе.

Изливая скорбь свою предомною, говоришь, что симъ самымъ получаешь уже облегченiе. Воздавай засiе благодаренiе  Г<оспо>ду; Онъ попущая на тебя скорби, подаетъ и облегченiе. А ты принимай съ такою вѣрою, что ничто не случается съ тобою безъ Его попущенiя; сiе же творитъ Онъ, да не отъидеши отсюда не плодна. Не обрѣтая дѣлъ, оправдывающихъ насъ, но паче еще видимъ себя страстямъ порабощенныхъ, да прiемлемъ скорби, могущiя восполнити недостатокъ нашъ, и исцѣлить наши страсти.

не буду исчислять тебѣ подробно случаевъ о коихъ ты пишешь, и о бывшихъ прежде тебѣ утѣшенiяхъ отъ покойной матушки игум<енiи>. Б<о>гъ устроиваетъ такъ, какъ Ему угодно, а не такъ какъ мы хотимъ и думаемъ имѣть пользу. Возверзи на Г<оспо>да печаль твою, и Той тя препитаетъ. Ищите прежде царствiя Б<о>жiя и правды Его, и сiя вся приложится Вамъ. Сказалъ Г<оспо>дь, и надобно сему вѣровать и творить.

Терпя потерпѣхъ<?> Г<оспо>да, и висть ми и услыши молитву мою. Въ терпѣнiи вашемъ стяжите душа ваша. Г<оспо>дь нашъ предварительно утверждаетъ насъ въ терпѣнiи, и посылаетъ скорби невольные когда нехотимъ вольныхъ нести.

Чтобы я тебѣ не написалъ, но все это мало принесетъ пользы, безъ свышней помощи; привлекай оную самоукоренiемъ и смиренiемъ, обвиняй себя а не другихъ; чрезъ сiе послѣднее еще болѣе могутъ отяготит<ь>ся скорби, какъ пишетъ св. Исаакъ Сиринъ въ 51 словѣ.

Да укрѣпитъ тебя Г<оспо>дь, сохранитъ, и подастъ избытiе отъ скорбей со утѣшенiемъ. Усердно тебѣ желаю, и остаюсь желатель твоего здравiя и спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

1[4]7 октября

1855 года

 

М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ мати Досифея!

Утѣшенiя твоего скорбнаго положенiя, слова <мо>и недостаточны, аще не Самъ Г<оспо>дь пошлетъ <т>ебѣ помощь и душевную отраду. Хочу сказать тебѣ нѣсколько словъ о твоемъ устроенiи, не съ тѣмъ чтобы тебя оскорбить, но подать поводъ на усмотренiе самой себѣ: ты хотя и укоряешь себя что достойна по грѣхамъ, но вмѣстѣ и ропщешь на другихъ не учавствующихъ въ твоемъ положенiи. Самый сей ропотъ отягощаетъ тяготу твоего положенiя, ибо по словамъ св. Исаака Сирина: Сл<ово> 85. /стр. 447/ <«д>оставляющiй искушенiе на души, мысль<?> отъ роптанiя, <д>вижимая присно въ сердцѣ, вся немощи человѣческiя терпитъ Б<о>гъ; человѣка же присно ропщуща, не терпитъ аще не накажетъ его.» И въ 51мъ словѣ на стр. 256 прочти сама <о> прiемлющихъ скорби со смиренiемъ, и съ обвиненiемъ другихъ. <К>акая первымъ польза, а послѣднимъ вредъ. Нельзяли тебѣ принять помощь отъ сихъ ученiй великаго отца? Почему тебѣ оные и предлагаю.

Ты часто упоминаешь о покойной матушкѣ игуменiи, что ты съ ней имѣла утѣшенiе, и все /оное/ со смертiю ее потеряла. Да это можно сказать, что и многiе имѣли въ ней отраду. Она умѣла любовiю привлекать къ себѣ многихъ, и оставила о себѣ добрую память и любовь въ сердцахъ сестеръ.

Но очень жаль, что ты столько живши съ нею, не научилась подражать ей, и не нашла любви въ сердцахъ сестеръ своей обители; это очень явственно, ты и сама должна видѣть. И сколько можно постарайся привить къ себѣ любовь и состраданiе сестеръ любовiю съ своей стороны, прости меня, что я тебѣ это высказалъ, не съ тѣмъ, чтобы оскорбить тебя, но подать вину къ любомудрiю. Даждь премудрому вину и премудршей будетъ. А что прежде стоитъ<?> /въ этомъ стихѣ/, то сама знаешь предлагать о пособiи я не имѣю такихъ м<ѣръ?> да и характеръ мой не позволяетъ мнѣ его <?>. Молю Г<оспо>да да подастъ Онъ тебѣ свою по<мощь> и утѣшитъ ради праздника Рождества Г<оспо>да н<аше>го Iи<су>са Хр<ис>та, съ коимъ усердно те<бя> поздравляю и остаюсь желатель твоего <здра>вiя и спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макар<iй.>

17. Декабря

1855 года