+
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ
мать Досифея
Два письма твои получилъ: благодарю тебя за поздравленiе меня съ Праздникомъ Рождества
Христова и Новымъ Годомъ и взаимно поздравляю тебя проведти Праздникъ и со
вступленiемъ въ Новый
Годъ, который желаю проводить въ добромъ здоровьи и въ упованiи на милость Б<о>жiю, никого не оставляющую.
Ты описываешь мнѣ свою скорбь, говоря что она
отягощаетъ тебя до отчаянiя <и>
просишь отъ меня душевнаго врачеванiя. Сочувствую твоей скорби, но (куда намъ дѣться
отъ нихъ): у кого нѣтъ скорбей? <У> каждаго своя: Господь же знаетъ
мѣру силъ нашихъ и никому не посылаетъ того, <чт>о онъ не можетъ
понести. А если мы <о>тягощаемся скорбями, то сами сему <дѣ>лу
виновны. Св. Исаакъ Сиринъ
(въ гл. 79) пишетъ: Вся
обстоянiя и скорбь не
причастны суще терпѣнiя, сугуба есть
мука ихъ. Малодушiе же мати есть
мученiя. Терпѣнiе есть мати утѣшенiя, и сила нѣкая, еже отъ
пространства сердца куражтися обыче. Врачеванiе же всѣмъ скорбямъ по слову
того же св. едино есть, имъ же рукою его обрѣтаетъ кто утѣшенiе въ души своей абiе. И кое есть сiе? Смиренномудрiе сердца. Кромѣ бо сего
разорити оплотъ злобъ сихъ не можетъ кто. Но паче обрѣтаетъ тѣмъ<?>
превозмогаю извне нап<ь?>. По мѣрѣ же смиренномудрiя твоего дастя тебѣ и терпѣнiе въ злоключенiяхъ твоихъ. И по терпѣнiю твоему облегчевается тяжесть
скорбей твоѣхъ, и утѣшенiе получиши. И по утѣшенiю твоему величится яже<?> къ
Богу любовь твоя.
И такъ, вотъ тебѣ просимое тобою врачеванiе изъ ученiя св<ятого> отца почерпнутое.
Въ твоей волѣ состоитъ воспользоваться имъ и приложить къ своимъ
душевнымъ ранамъ. И я по вѣрѣ твоей, не отрекаюсь смиренно молить
благость Господню о дарованiи тебѣ
облегченiя отъ твоей
печали.
Испрашивая на тебя благословенiе Божiе, остаюсь желатель твоего здравiя и спасенiя, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй. <Это написано рукой писца,
далее — пишет сам
Макарий>
Писемъ не могъ самъ написать а оказiю не желаю упустить. Уповай на милость
Б<о>жiю и укоряй себя,
Б<о>гъ тебя не оставитъ а терпѣнiемъ нужды восполнитъ недостатки дѣланiя монашескихъ подвиговъ.
5 Генваря
1855 года
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ
мати Досифея!
Приближается Свѣтлый праздникъ Воскресенiя Г<оспо>да нашего Iи<су>са Хр<ис>та,
приносящiй всѣмъ
христiанамъ радость и
духовное веселiе. Обычай есть
привѣтствовать другъ друга радостнымъ поздравленiемъ «Христосъ воскресе!» и я тебя
поздравляю и привѣтствую: Христосъ Воскресе! да даруетъ Онъ тебѣ
духовную радость и веселiе, прогоняющiе мглу скорби и печали обдержащiя твою душу по стекающимся разнымъ
обстоянiямъ. А еще
поздравляю тебя со днемъ твоего Ангела с. Дарiи. Письмо твое отъ 23. февраля
получилъ, но прошу не взыскать за мѣдленность въ отвѣтѣ, а
иногда и совсѣмъ не напишу. Таперь самъ пишу очень мало, а пишутъ братiя, я же только подписываю, что можетъ
быть другимъ и не нравится. Ты описываешь свои бесплодiе въ духовной жизни и посѣщающiя тебя скорби. Винишь себя въ
первомъ; это я одобряю; обвиняя себя, познавая свою немощь, приходимъ къ смиренiю, а оное успокоеваетъ. Скорби же
суть приплодiя нашего нерадѣнiя и лѣностнаго житiя, но оные посылаются за скудость
нашего духовнаго дѣланiя, что бы
восполнить терпѣнiемъ скорбныхъ,
хотя невольныхъ случаевъ, и въ оныхъ никого не надобно обвинять, но токмо себя,
хотя и кажутся тебѣ кто оскорбляющiе тебя и не помогающiе тебѣ въ твоихъ нуждахъ. Но во
всѣмъ этомъ есть дѣйствiе промысла Б<о>жiя, устроивающаго наше спасенiе. Ты и сама о семъ здраво разсуждаешь,
что Б<о>гъ промышляя о всей твари, можетъ и о тебѣ промыслитъ, но
требуетъ болѣзненного сердца съ пожданiемъ Его Отеческой помощи.
Не тогда только есть о насъ промыслъ Б<о>жiй, когда мы живемъ во всѣмъ
изобильно; но надобно вѣровать, что и въ оскудѣнiи всего, Отеческая Его любовь
промышляетъ о нашемъ спасенiи. Это не сомнѣнно
что Онъ можетъ обогатить всѣхъ, но когда видитъ что не пользуетъ а
вредитъ душе изобилiе то и отъемлетъ
оные, и хощетъ чтобы терпѣнiемъ и благодаренiемъ восполнить наши прежнiя недостатки. Приноси Ему о всѣмъ
Славу и благодаренiе и смиренiе. Кто знаетъ долголи поживемъ.
Пойдемъ въ оный вѣкъ, все останется.
О путешествiи моемъ въ ваши мѣста, таперь ничего нем<ог>у
сказать. Какъ мое здоровье позволитъ, и какъ Владыка нашъ уволитъ; онъ у насъ
долженъ быть въ маiе ме<сяц>ѣ,
въ срединѣ или въ исходѣ, а до того я ничего немогу предположить.
М. Людьмила, если
обрѣла себѣ въ Орлѣ покой, то мы сорадуемся ей въ этомъ и
желаемъ чтобы при ономъ сподобилась получить и вѣчный покой.
Остаюсь желатель твоего здравiя и спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
Келейнымъ твоимъ мое благословенiе.
17. Марта
1855 года
Прошу поздравить почт<еннѣйшую> мать Херувиму
отъ меня съ праздникомъ.
Ея Преподобiю
Достопочтеннѣйшей Монахинѣ
Досифеи Михайловнѣ
Лыкашиной
Христосъ Воскресе!
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ
мати Досифея!
Два письма твоихъ получилъ. Благодарю за поздравленiе меня съ праздникомъ, и краткими
строками скажу тебѣ, что мнѣ прiятно было читать послѣднѣе
письмо твое, въ которомъ вижу тебя успокоивающуюся въ извѣстномъ
расположенiи. Это
происходитъ отъ самоукоренiя и смиренiя, на которое Б<о>гъ призираетъ
и утѣшаетъ. И въ предь тако твори и сострадай ближнихъ въ ихъ немощахъ и
страданiяхъ.
Г<оспо>дь да поможетъ тебѣ въ грѣхахъ<?>
твоихъ. Остаюсь желатель твоего здравiя и спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
9 Апрѣля
1855 года
Достопочтеннѣйшей
Монахинѣ
Матери Досиѳеи.
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Почтенныя о Г<оспо>дѣ матери
Пелагiя и Ольга!
Кажется вамъ писали или говорили матери Алимпiя и Лаврентiя о томъ, что изъ Москвы должны
выслаться на имя Лаврентiи билетъ и матерiя. Я получилъ извѣстiе, что оныя уже высланы недавно.
Похлопочите, какъ знаете, чтобъ посылки эти не затерялись, или небыли
возвращены назадъ.
Матери ваши и сестры отправились отъ насъ въ Кiевъ 12го мая въ часъ по
полудни въ обычномъ здоровьи, кромѣ м. Тав<ифы>.
Она прiехала къ намъ свѣжѣе,
а подъ конецъ стала по немногу чудить, впрочемъ сносно и не такъ много и не
подолгу. Матери /ваши/ въ бытность ихъ у насъ писали къ вамъ два раза, гдѣ
и я приписывалъ, получали ли вы?
Отвѣты на письмы ваши и другихъ сестръ посланы съ
мат. Алимпiей и Лав<рентiей>. Они въ Кiевѣ кажется долго не замедлятъ,
если помощiю и милостiю Божiею не встрѣтятся съ ними
особенныя какi[и]/е/ обстоятельства.
Посылаю мой поклон и благословенiе мат. Парескевѣ
съ племянницами, мат. Екатеринѣ
съ Пелагi<ей>
Сем.<?> Настасьи Ѳедоровнѣ, Елизаветѣ Петровнѣ,
мат. Любви, мат. Мелитинѣ,
Юлiи, двумъ Вѣрамъ,
и всѣмъ сестрамъ общины вашей и вамъ самимъ. Будьте мирны и не нарушайте
общаго согласiя желаниемъ
улучить какую либо свою волю, постарайтесь отсѣкать свои хотѣнiя общей ради пользы, что полѣзно
и душѣ каждой изъ васъ.
<приписка рукой Макария:> Остаюсь
желатель Вашего спасенiя многогрѣшный
Iеромонахъ Макарiй.
21 мая
1855 года
<Далее опять не Макарiй:
И я немощной Амвросiй пишу всѣмъ вамъ привѣтствiе о Г<оспо>дѣ, и желаю
всего полезняго.
О. Евфимiй и о. Сѵмеонъ
знающимъ ихъ кланяются; послѣднiй борется съ лихорадкою, впрочемъ теперь чувствуетъ себя
лучше. — ред>
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ
мати Досифея!
Три письма твоихъ получилъ, по возвращенiи моемъ изъ Зосимовой пустыни гдѣ
мы имѣли утѣшенiе быть
участниками при освященiи Храма самимъ
митрополитомъ Филаретомъ; и было торжество велiе.
Изливая скорбь свою предомною, говоришь, что симъ самымъ
получаешь уже облегченiе. Воздавай засiе благодаренiе
Г<оспо>ду; Онъ попущая на тебя скорби, подаетъ и облегченiе. А ты принимай съ такою вѣрою,
что ничто не случается съ тобою безъ Его попущенiя; сiе же творитъ Онъ, да не отъидеши
отсюда не плодна. Не обрѣтая дѣлъ, оправдывающихъ насъ, но паче еще
видимъ себя страстямъ порабощенныхъ, да прiемлемъ скорби, могущiя восполнити недостатокъ нашъ, и исцѣлить
наши страсти.
не буду исчислять тебѣ подробно случаевъ о коихъ ты
пишешь, и о бывшихъ прежде тебѣ утѣшенiяхъ отъ покойной матушки игум<енiи>. Б<о>гъ устроиваетъ такъ,
какъ Ему угодно, а не такъ какъ мы хотимъ и думаемъ имѣть пользу.
Возверзи на Г<оспо>да печаль твою, и Той тя препитаетъ. Ищите прежде
царствiя Б<о>жiя и правды Его, и сiя вся приложится Вамъ. Сказалъ
Г<оспо>дь, и надобно сему вѣровать и творить.
Терпя потерпѣхъ<?> Г<оспо>да, и висть
ми и услыши молитву мою. Въ терпѣнiи вашемъ стяжите душа ваша.
Г<оспо>дь нашъ предварительно утверждаетъ насъ въ терпѣнiи, и посылаетъ скорби невольные когда
нехотимъ вольныхъ нести.
Чтобы я тебѣ не написалъ, но все это мало принесетъ
пользы, безъ свышней помощи; привлекай оную самоукоренiемъ и смиренiемъ, обвиняй себя а не другихъ; чрезъ
сiе послѣднее
еще болѣе могутъ отяготит<ь>ся скорби, какъ пишетъ св. Исаакъ Сиринъ въ 51 словѣ.
Да
укрѣпитъ тебя Г<оспо>дь, сохранитъ, и подастъ избытiе отъ скорбей
со утѣшенiемъ. Усердно тебѣ желаю, и остаюсь желатель твоего здравiя и спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
1[4]7 октября
1855 года
М. С. О. Н. Г. I. Х. Б. Н. П. Н.
Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ мати
Досифея!
Утѣшенiя твоего скорбнаго положенiя, слова <мо>и недостаточны,
аще не Самъ Г<оспо>дь пошлетъ <т>ебѣ помощь и душевную
отраду. Хочу сказать тебѣ нѣсколько словъ о твоемъ устроенiи, не съ тѣмъ чтобы тебя
оскорбить, но подать поводъ на усмотренiе самой себѣ: ты хотя и
укоряешь себя что достойна по грѣхамъ, но вмѣстѣ и ропщешь на
другихъ не учавствующихъ въ твоемъ положенiи. Самый сей ропотъ отягощаетъ тяготу
твоего положенiя, ибо по
словамъ св. Исаака Сирина:
Сл<ово> 85. /стр. 447/
<«д>оставляющiй искушенiе на души, мысль<?> отъ роптанiя, <д>вижимая присно въ сердцѣ,
вся немощи человѣческiя терпитъ
Б<о>гъ; человѣка же присно ропщуща, не терпитъ аще не накажетъ
его.» И въ 51мъ словѣ на
стр. 256 прочти сама <о> прiемлющихъ скорби со смиренiемъ, и съ обвиненiемъ другихъ. <К>акая первымъ
польза, а послѣднимъ вредъ. Нельзяли тебѣ принять помощь отъ сихъ
ученiй великаго отца?
Почему тебѣ оные и предлагаю.
Ты часто упоминаешь о покойной матушкѣ игуменiи, что ты съ ней имѣла утѣшенiе, и все /оное/ со смертiю ее потеряла. Да это можно сказать,
что и многiе имѣли въ
ней отраду. Она умѣла любовiю привлекать къ себѣ многихъ, и оставила о себѣ
добрую память и любовь въ сердцахъ сестеръ.
Но очень жаль, что ты столько живши съ нею, не научилась
подражать ей, и не нашла любви въ сердцахъ сестеръ своей обители; это очень
явственно, ты и сама должна видѣть. И сколько можно постарайся привить къ
себѣ любовь и состраданiе сестеръ любовiю съ своей стороны, прости меня, что
я тебѣ это высказалъ, не съ тѣмъ, чтобы оскорбить тебя, но подать
вину къ любомудрiю. Даждь
премудрому вину и премудршей будетъ. А что прежде стоитъ<?> /въ этомъ
стихѣ/, то сама знаешь предлагать о пособiи я не имѣю такихъ м<ѣръ?>
да и характеръ мой не позволяетъ мнѣ его <?>. Молю Г<оспо>да
да подастъ Онъ тебѣ свою по<мощь> и утѣшитъ ради праздника
Рождества Г<оспо>да н<аше>го Iи<су>са Хр<ис>та, съ
коимъ усердно те<бя> поздравляю и остаюсь желатель твоего <здра>вiя и спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макар<iй.>
17. Декабря
1855 года