Письмо 3е.
Почтенна о Господѣ Мать Л.!-
Пишешь
что живущiи
съ тобою не даютъ или препятствуют тебѣ спастися. Напротивъ
<4703>
они-то и подаютъ тебѣ много средствъ ко
спасенiю
показывая тебѣ сокровенныя твои немощи, чтобы ты если хочешь, смирилась и
приносила въ оныхъ покаянiе
и таким образом спаслась. Помыслъ твой трубитъ, что ты лучше другихъ; разсмотри
повнимательнѣе, чѣмъ- лучше, и найдешъ, что отличительное твое
свойство- человекоугодiе,
которое разсыпаетъ кости повинующихся ему. Нужно остерегаться чтобы вдвойнѣ
и сугубо не прогнѣвлять Бога- бывь повинны многимъ грѣхамъ- и при
этомъ еще возноситься помысломъ надъ другими. Отчаяваться ни въ какомъ случаѣ
не должно, а смириться во всякомъ случаѣ
нужно, прибѣгая къ Богу, да помилуетъ насъ и сохранитъ отъ сокровенныхъ сѣтей.
Остаюсь многогрѣшный I.М.-
И я немощный и многогрѣшный
А. желаю тебѣ всего добраго.
4го Февраля
1858го года.
Письмо 4е.
Почтенная о Господь Мать Л.!-
Два письмеца твои получилъ. Не
скорби, что тебѣ не пришлось теперь поѣхать въ желаемое мѣсто;
но старайся приучить себя, что все делается по промыслу Божiю- къ пользѣ нашей. Можетъ быть
въ другое время для тебя нужнѣе будетъ поѣхать къ намъ, нежели
теперь.-
Блюди себя отъ тщеславия, человѣкоугодия
любопоказанiя;
онѣ портятъ и оскверняютъ все дѣло монахово, и лишаютъ мзды и за
добрыя дѣяния. Но еще врѣднѣе оныхъ то злое внушенiе вражiе, что ты уже можешъ сама по себѣ жить. Самонадеянность и своя
воля, кому принесли пользу?.... Сокрушенiю ихъ нѣсть пластыря.
Многогрѣшный I.М.-
25 Мая 1858го года.
<4704>
Письмо 5е.
Почтенная о Господѣ Мать Л.!-
Самый злой и душевредной тотъ помыслъ,
который тебя смущаетъ, что относишся къ намъ и къ М.Алимпиi. Презри этотъ вредный помыслъ, и
другихъ злыхъ и скверныхъ помысловь отвращайся призывая Божiю помощь. Болѣе всего берегись
тщеславiя
и человекоугодiя,
къ которымъ ты склонна, и отъ которыхъ многій врѣдъ происходитъ. Многогрѣшный
I.М.
24го Iюня.
Письмо 6е.
Почтенная о Господѣ Мать Л.!-
Пишешъ какъ о скорбяхъ своихъ, какiя тебѣ встретились въ мирѣ.
Не малодушествуй, а научайся изъ сего познанiю великой своей немощи душевной, и
смиренiя,
и опытности, чтобы впередъ не ѣздить въ мiръ безъ необходимой надобности. О
братьяхъ твоихъ не скорби, и не заботься, и даже старайся не думать, а предай
ихъ промыслу Божiю.
Силенъ Господь устроить о нихъ благое и полезное, въ комъ изъ нихъ обрящется къ
сему залогъ и расположеніе. Скорбь твоя о нихъ не принесетъ никакой пользы, а
тебѣ сдѣлаетъ врѣдъ душевной, не малой а великой. Только
молись о нихъ по силѣ твоей. О милостыни знай, если знакомая твоя творитъ
оную за все сѣмейство, то Это не будет грѣшно, только нужно дѣлать
по искуснѣе, избегая спора съ препятствующими, и кольми паче не съ рвѣнiемъ и великою настойчивостію. Остаюсь
многогрѣшный I.М.
25 Iюля.
Письмо 7е.
Почтенная о Господѣ Мать Л.!-
Въ немощахъ твоихъ и недостаткахъ и
неисправностяхъ старайся по силѣ твоей и возможности исправляться, принося
покаянiе
со смиренiемъ,
но никакъ не смущайся, а кольми
<4705>
паче
презирай и отвечай злыя помыслы и внушения вражiи, будто бы ты въ мiрѣ лучше могла спастись
милостынею. Посмотри-ка на своихъ родныхъ, какъ они спасаются милостынею и какiя къ тому имѣютъ средства!
Памятуй Заповѣдь Апостола, чтобы пребывать въ томъ званiи, въ которое мы призваны, и смиряйся
и благодари Бога, приемля сама отъ другихъ милостыню. Когда же приносятся
горделивые или тщеславные помыслы, поминай грѣхи твои и слабость тѣлесную
и немощь душевную, и другiе
недостатки твои и поступки не монашескіе, и обращенiе съ другими совѣсть тящающее,
- все это противупоставляй высокоумнымъ и похваляющимъ тебя помысламъ, помышляя
что Богъ гордымъ противится, и возносяйся по неволѣ смириться, т.е.
уничиженъ будетъ. Св. Лѣствичникъ говоритъ, что ничто такъ не утоляетъ
злые и борющiе
насъ помыслы, какъ искреннѣе объясненiе оныхъ кому слѣдуетъ, т.е.
наставляющимъ и насъ о Господѣ. Посему подавляй самолюбiе твое, и хоть съ понужденiемъ ходи и объясняй все о себѣ,
во всякомъ случаѣ возлагая вину на себя, а не на другихъ. Ежели при этомъ
желаешъ избывиться страха и ложного стыда, - обреки себя на всякую укоризну и
не гоняйся за толчкомъ, и ощутишь явную помощь Божiю. Бойся самооправданiя которое вреднѣе всего; также
и человѣкоугодiя,
къ которому ты склонна, памятуя псаломское слово, что Богъ разсыпляетъ кости
человѣкоугодниковъ, какъ уже тебѣ и писано было о семъ. Понуждайся
отсѣкать свою волю, хотя это и прискорбно, но спасительно и полезнее
всего. Остаюсь многогрѣшный I.М.-
9го Сентября 1858го
года.-
Письмо. 8е.
Почтенная о Господѣ Мать Л.!-
Ж елаемъ тебѣ съ помощiю Божiю вооружаться противъ душеврѣдныхъ
недуговъ- самомнѣнiя
и человѣкоугодія, гнѣва и самооправданія и другихъ неумѣстныхъ
поступковъ, которые отягощаютъ совѣсть. Объяснять же такiя поступки возбраняетъ ложный стыдъ и
нежеланiе
понести за сiе
укоренiе
и выговоръ. Ежели понудишъ по чаще ходить и объяснять твои дѣйствiя,- то боязнь укоризнъ можетъ
отъучить тебя и удержать (тебя) отъ непристойныхъ поступковъ. Нужно также
почитывать
<4706>
и
духовныя книжки. Многогрѣшный I.М.
21го Октября 1858го
года.