4.

Ваше высокопреподобiе,

Достопочтеннѣйшая Матушка Игуменья М.

Благодаримъ васъ за писанiе ваше, изъ котораго видимъ, что вы получили наше письмо отъ 14 сентября пущенное, но по смущенiю вашему не внимаему, а почитали, что мы на васъ гнѣваемся. Напрасно, васъ эта мысль занимала и занимаетъ. Ежели вы находите насъ изъ страстныхъ страстнѣйшими, т.е. гнѣвливыми; то уже никакого влiянiя и пользы на ваше устроенiе письма наши имѣть не могутъ. Неоспоримо, что мы изъ страстныхъ страстнѣйшiе, но не видимъ сего, чтобы питалась въ насъ такъ страсть гнѣва, какъ вамъ представлялось, что и на практикѣ увидѣли. Но ежели бы когда и случилось остаться вамъ безъ отвѣта на письмо ваше, не нашимъ страстямъ это приписуйте, но Божiю промыслу, дѣйствующему по мѣрѣ вѣры вашей, и не къ безполезному, но къ испытанiю вашей вѣры, усердiя, и къ разсматриванiю своего устроенiя: не находится ли оно въ страстномъ положенiи, ищущее составить какой нибудь свой разумъ и волю, а не то принять что Богъ возвѣститъ намъ, хотя и грѣшнымъ, но по вѣрѣ вашей на пользу.

На вопросъ вашъ о м. Бенед. недоумѣнiе ваше мы рѣшимъ согласiемъ съ вашимъ уже сдѣланнымъ распоряженiемъ. Она исполняетъ послушанiе, лишается время, въ которомъ бы должна была занятiемъ что нибудь прiобрѣсть для содержанiя, а между тѣмъ и одежды не могли бы столь скоро износиться, какъ въ пути находясь. Вы этимъ не погрѣшите: надобно имѣть на все разсужденiе, о чемъ и Бога просить, чтобы даровалъ разумъ, во всякой вещи и случаѣ прежде къ нему прибѣгая съ дѣтскою покорностiю. Симъ образомъ можете удобнѣе проходить служенiе своего послушанiя. А дабы вамъ еще было достовѣрнѣе, прочтите у св. Iоанна Лѣствичника въ 26й степени, въ продолженiи оной: “Елицы волю Божiю хотятъ познати, что тѣмъ надобно творить”, - это можетъ васъ воспользовать. Желанiе ваше, чтобы кто изъ насъ хотя проѣздомъ къ вамъ побывалъ, мы исполнить не можемъ, полагая, что на сiе нѣтъ воли Божiей. Хотя и отправляется въ тѣ мѣста изъ насъ Макарiй; но вмѣсто пользы отъ посѣщенiя васъ намъ, можетъ произойти и вамъ и намъ значительная скорбь и ущербъ душевный. Въ вашихъ благорасположенныхъ благодѣтеляхъ, еще не исцѣлилась рана противъ васъ; а это послужитъ имъ пищею къ новымъ предпрiятiямъ возстанiя; да и у насъ не совсѣмъ ладно: (о чемъ можеьъ быть и до васъ слухи дошли, и несомнѣнно съ большимъ Преувеличиванiемъ, такъ какъ и здѣсь это происходитъ). Изъ множества посѣтителей, кто съ вѣрою приходилъ Богъ дѣйствовалъ имъ къ полезному; а кто ради испытанiя и желанiя пророчествъ и предсказанiй, но ихъ не нашедши, проносятъ все въ худую сторону; а тутъ и наши единосельницы съ радостiю сему полагаютъ; и таковые слухи внушаются высшему начальству, поселяя неблагопрiятныя мнѣнiя. Но мы вѣруемъ, что только то могутъ сдѣлать, что совѣтъ Божiй о насъ предъуставилъ, и конечно намъ на пользу. До сихъ поръ не только ничего тягостнаго не видимъ; но еще и облегченiе, переходомъ батюшки въ скитъ. Надежда Онуфрiевна пишетъ о грубости своихъ келейныхъ, и упоминаетъ, что мы раздражаемся на нее за эти жалобы; то уже послѣ этого мы не можемъ ее воспользовать. Предоставляемъ вамъ утѣшать ее и устроивать по данной вамъ отъ Бога власти. Но наши распоряженiя и внушенiя ей кажущiеся по страсти, не могутъ принести ей ни малѣйшей пользы. Однакожъ мы въ совѣсти своей мирны, и на Судѣ Божiемъ съ нею разсудимся. Она пишетъ, что на совѣсти ея ничего нѣтъ, между тѣмъ, какъ письмо ее ясно показываетъ употребляемое ею противъ нашего о нихъ распоряженiя рвенiе; а отъ онаго политическiя имъ укоризны, и множество другихъ непрiятныхъ послѣдствiй, на радость врагу, а имъ на смущенiе. Мы предлагали ей въ письмахъ нашихъ средство, которое при помощи Божiей, кратковременнымъ ее понужденiемъ себя могло бы успокоить ее, но она это отвергла, а пожелала искать спокойствiя въ другомъ пути, чтобы все было по нашему властительски, въ которомъ она столько времени проходя не нашла спокойствiя и не найдетъ. Когда дѣйствуетъ какая нибудь страсть, кто можетъ ее утѣшить? Ни самъ Ангелъ не въ силахъ этого сдѣлать. Мы не оправдываемъ ихъ, чтобы онѣ были правы; но ежели бы она проходила по нашему совѣту съ укорѣнiемъ себя, то хотя бы и случались смущенiя, но онѣ бы удобнѣе и скорѣе проходили; да и съ прiобрѣтенiемъ большой бы пользы. Жаловаться можно, а паче на подвластныхъ; но надобно разсудить въ этомъ силу самолюбiя. Мы отъ нихъ, ниже отъ другаго кого, ни одной жалобы не слыхали; но не извѣщается, а паче изъ писемъ ея видятся противное дѣйствiя страсти. Какъ вы найдете лучшимъ къ ея успокоенiю, такъ и сдѣлайте.

Поручая васъ покрову Божiю, и желая вамъ со всею вашею паствою мира, здравїя и спасенїя остаемся недостойные ваши Богомольцы многогрѣшный Їеросхимонахъ Леонидъ и многогрѣшный Їеромонахъ Макарїй.

Выраженiя Н.О. что она потеряла здоровье чрезъ келейныхъ, и что неужели ей быть у нихъ келейницею, а также и то, что онѣ были и такъ грубы, но теперь стали грубѣе, - все относятся къ тому что мы сдѣлали. И такъ всему этому мы причиною чтожъ дѣлать? Богъ сердцевѣдецъ видитъ совѣсть нашу и ее въ этомъ дѣлѣ. Его суду предаемъ!                                                                                   

Въ печатномъ повѣствованiи о исцѣленiи Азенчевской напечатано св. Митрофана къ ней наставленiе, достопамятное и полезное для всякаго:

“Поступая въ новую жизнь, старайся прiобрѣсти нетлѣнно богатство, – смиренiе, кротость, терпѣнiе, любовь, и несомнѣнную надежду на неизреченное милосердiе Творца, и да будетъ твоимъ путеводителемъ – вѣра.“

25го ноября 1835 года.