4.
Ваше
высокопреподобiе,
Достопочтеннѣйшая Матушка Игуменья М.
Благодаримъ васъ за писанiе ваше, изъ
котораго видимъ, что вы получили наше письмо отъ 14 сентября пущенное, но по
смущенiю вашему не внимаему, а почитали, что мы на васъ гнѣваемся.
Напрасно, васъ эта мысль занимала и занимаетъ. Ежели вы находите насъ изъ
страстныхъ страстнѣйшими, т.е. гнѣвливыми; то уже никакого влiянiя
и пользы на ваше устроенiе письма наши имѣть не могутъ. Неоспоримо, что
мы изъ страстныхъ страстнѣйшiе, но не видимъ сего, чтобы питалась въ насъ
такъ страсть гнѣва, какъ вамъ представлялось, что и на практикѣ
увидѣли. Но ежели бы когда и случилось остаться вамъ безъ отвѣта на
письмо ваше, не нашимъ страстямъ это приписуйте, но Божiю промыслу, дѣйствующему
по мѣрѣ вѣры вашей, и не къ безполезному, но къ испытанiю
вашей вѣры, усердiя, и къ разсматриванiю своего устроенiя: не находится
ли оно въ страстномъ положенiи, ищущее составить какой нибудь свой разумъ и
волю, а не то принять что Богъ возвѣститъ намъ, хотя и грѣшнымъ, но
по вѣрѣ вашей на пользу.
На вопросъ вашъ о м. Бенед. недоумѣнiе
ваше мы рѣшимъ согласiемъ съ вашимъ уже сдѣланнымъ распоряженiемъ.
Она исполняетъ послушанiе, лишается время, въ которомъ бы должна была занятiемъ
что нибудь прiобрѣсть для содержанiя, а между тѣмъ и одежды не
могли бы столь скоро износиться, какъ въ пути находясь. Вы этимъ не погрѣшите:
надобно имѣть на все разсужденiе, о чемъ и Бога просить, чтобы даровалъ
разумъ, во всякой вещи и случаѣ прежде къ нему прибѣгая съ дѣтскою
покорностiю. Симъ образомъ можете удобнѣе проходить служенiе своего
послушанiя. А дабы вамъ еще было достовѣрнѣе, прочтите у св. Iоанна Лѣствичника въ 26й
степени, въ продолженiи оной: “Елицы волю Божiю хотятъ познати, что тѣмъ
надобно творить”, - это можетъ васъ воспользовать. Желанiе ваше, чтобы кто
изъ насъ хотя проѣздомъ къ вамъ побывалъ, мы исполнить не можемъ,
полагая, что на сiе нѣтъ воли Божiей. Хотя и отправляется въ тѣ мѣста
изъ насъ Макарiй; но вмѣсто пользы отъ посѣщенiя васъ намъ, можетъ
произойти и вамъ и намъ значительная скорбь и ущербъ душевный. Въ вашихъ
благорасположенныхъ благодѣтеляхъ, еще не исцѣлилась рана противъ
васъ; а это послужитъ имъ пищею къ новымъ предпрiятiямъ возстанiя; да и у насъ
не совсѣмъ ладно: (о чемъ можеьъ быть и до васъ слухи дошли, и несомнѣнно
съ большимъ Преувеличиванiемъ, такъ какъ и здѣсь это происходитъ). Изъ
множества посѣтителей, кто съ вѣрою приходилъ Богъ дѣйствовалъ
имъ къ полезному; а кто ради испытанiя и желанiя пророчествъ и предсказанiй, но
ихъ не нашедши, проносятъ все въ худую сторону; а тутъ и наши единосельницы съ
радостiю сему полагаютъ; и таковые слухи внушаются высшему начальству, поселяя
неблагопрiятныя мнѣнiя. Но мы вѣруемъ, что только то могутъ сдѣлать,
что совѣтъ Божiй о насъ предъуставилъ, и конечно намъ на пользу. До сихъ
поръ не только ничего тягостнаго не видимъ; но еще и облегченiе, переходомъ
батюшки въ скитъ. Надежда Онуфрiевна пишетъ о грубости своихъ келейныхъ, и
упоминаетъ, что мы раздражаемся на нее за эти жалобы; то уже послѣ этого
мы не можемъ ее воспользовать. Предоставляемъ вамъ утѣшать ее и
устроивать по данной вамъ отъ Бога власти. Но наши распоряженiя и внушенiя ей
кажущiеся по страсти, не могутъ принести ей ни малѣйшей пользы. Однакожъ
мы въ совѣсти своей мирны, и на Судѣ Божiемъ съ нею разсудимся. Она
пишетъ, что на совѣсти ея ничего нѣтъ, между тѣмъ, какъ
письмо ее ясно показываетъ употребляемое ею противъ нашего о нихъ распоряженiя
рвенiе; а отъ онаго политическiя имъ укоризны, и множество другихъ непрiятныхъ
послѣдствiй, на радость врагу, а имъ на смущенiе. Мы предлагали ей въ
письмахъ нашихъ средство, которое при помощи Божiей, кратковременнымъ ее
понужденiемъ себя могло бы успокоить ее, но она это отвергла, а пожелала искать
спокойствiя въ другомъ пути, чтобы все было по нашему властительски, въ
которомъ она столько времени проходя не нашла спокойствiя и не найдетъ. Когда дѣйствуетъ
какая нибудь страсть, кто можетъ ее утѣшить? Ни самъ Ангелъ не въ силахъ
этого сдѣлать. Мы не оправдываемъ ихъ, чтобы онѣ были правы; но
ежели бы она проходила по нашему совѣту съ укорѣнiемъ себя, то хотя
бы и случались смущенiя, но онѣ бы удобнѣе и скорѣе
проходили; да и съ прiобрѣтенiемъ большой бы пользы. Жаловаться можно, а
паче на подвластныхъ; но надобно разсудить въ этомъ силу самолюбiя. Мы отъ
нихъ, ниже отъ другаго кого, ни одной жалобы не слыхали; но не извѣщается,
а паче изъ писемъ ея видятся противное дѣйствiя страсти. Какъ вы найдете
лучшимъ къ ея успокоенiю, такъ и сдѣлайте.
Поручая васъ покрову Божiю, и желая
вамъ со всею вашею паствою мира, здравїя и спасенїя остаемся недостойные ваши
Богомольцы многогрѣшный Їеросхимонахъ Леонидъ и многогрѣшный
Їеромонахъ Макарїй.
Выраженiя Н.О. что она потеряла
здоровье чрезъ келейныхъ, и что неужели ей быть у нихъ келейницею, а также и
то, что онѣ были и такъ грубы, но теперь стали грубѣе, - все
относятся къ тому что мы сдѣлали. И такъ всему этому мы причиною чтожъ дѣлать?
Богъ сердцевѣдецъ видитъ совѣсть нашу и ее въ этомъ дѣлѣ.
Его суду предаемъ!
Въ печатномъ повѣствованiи о исцѣленiи Азенчевской напечатано св. Митрофана къ ней наставленiе, достопамятное и полезное для всякаго:
“Поступая въ новую жизнь, старайся
прiобрѣсти нетлѣнно богатство, – смиренiе, кротость, терпѣнiе,
любовь, и несомнѣнную надежду на неизреченное милосердiе Творца, и да
будетъ твоимъ путеводителемъ – вѣра.“
25го ноября 1835 года.