Письмо 1е

Почтеннѣйшая о Господѣ Мать Ольга!-

Получилъ отъ тебя два письма; первое безъ числа, а второе отъ 16го Августа. Ты много тревожишmся такими помыслами, которые должна отвергать и оставлять безъ значенiя. Мать Т-в-фа теперь находится въ болѣзненномъ положенiи души, и слова ея нельзя принимать какъ прежде, когда была въ здравомъ разсудкѣ, хотя бы она приводила ихъ теперь изъ Евангелiя или изъ писанiя Отеческихъ на выворотъ. Ее только нужно успокоивать какъ больную мать, словамъ же ея никакъ не давать настоящаго значенiя; она теперь брѣдитъ какъ и въ тѣлесной горячкѣ находящiяся. Также не должно ее осуждать, или чрезмѣрно удивляться, или недоумѣвать. Потому что врагъ успѣлъ и нѣкоторыхъ Патрiарховъ Православныхъ прельстить и совратить въ ересь, обрѣтши въ нихъ слабую сторону. Что удивительнаго, что онъ прельстилъ М. Т-ви-ѳу? Когда человѣкъ станетъ искать высокаго паче мѣры своея, тогда дiаволъ удобно уловляетъ его въ сѣти свои. Если ты хочешъ обрѣсти покой души своей и устоять на незаблудномъ пути спасенiя: то старайся во 1хъ имѣть смиренiе и отсѣченiе своей воли. Потому что одно смиренiе неподражаемо бѣсами , и хранитъ человѣка отъ всѣхъ сокровенныхъ сѣтей вражiихъ. Господь приходилъ на землю не да творить волю свою , но волю пославшаго Его; смирилъ себя и былъ послушливъ до смерти - смерти же крестныя. Во 2хъ имѣй покаянiе искреннее и исповѣданiе тайныхъ сердца твоего. Для грѣшныхъ нѣтъ другаго средства спасенiя, кромѣ покаянiя, въ которомъ имѣютъ нужду не только грѣшные, но и праведные до смерти. Не похвалится бо предъ Богомъ всяка плоть совершенствомъ [воимъ] своимъ. Въ 3хъ не вмѣшивайся въ чужiя дѣла, ни словами ни мыслiю; по<то>му что мы за дѣла другихъ не дадимъ отвѣта предъ Богомъ, такъ какъ и другiе за наши. Къ тому-же и заповѣдь отъ Господа положена не судить и не осуждать. И Господь лицемѣрами называетъ тѣхъ, кои осуждаютъ другихъ, глаголя: Лицемѣре! изми первѣе бревно изъ очесе твоего и проч. и особенно касательно Матери А. отвергни вредныя для тебя старыя о ней воспоминанiя. Ты не можешъ утвердидельно опорочить старыхъ ея дѣйствiй. Если бы тебя поставить въ ея положенiе, тогда бы ты самымъ опытомъ узнала, что имѣешъ мнѣнiе о томъ ложное, и взглядъ на вѣщи не правильный. И теперь тебѣ влагаетъ врагъ такiя о ней помыслы и воспоминанiя съ такимъ умысломъ чтобы посѣять въ тебѣ къ ней недовѣрiе и уничиженiе. Будь осторожна и утверди себя совѣтомъ Св. Лѣствичника, который велитъ давать такимъ помысламъ ни входа, ни приступа, и глаголи ко вражiимъ помысламъ словами сего Святаго: О прелестникъ! не я прiяла судъ надъ моею матерiю, но она надо мною! -

Страхъ же имѣешь, приходя къ Матери А., и потому что не совершенно все ей открываешъ, а оставляешь нѣкоторые случаи и на свое разсужденiе - или потому, что не имѣешъ полнаго прозволенiя понести досаду и уничиженiе, и не любишъ отсеченiя своей воли въ томъ, къ чему имѣешъ влеченiе. Св. Петръ Дамаскинъ говоритъ: Если отѣкаютъ намъ волю въ какой либо вещи, и мы о томъ скорбимъ, то это зло есть; яснѣе сказать, вѣщь эта или случай или дѣло для насъ вредны. И на оборотъ: Если въ чемъ улучаемъ нашу волю и это намъ прiятно, то также зло есть. -

Разборъ этотъ можетъ имѣть и касательно любви не по Богѣ, а по тонкой страсти. Признакъ истинной любви братiй и сестръ, между собою состоитъ въ томъ, чтобы не осуждать другъ друга, не клеветать, не уничижать, не памятозлобствовать, не гнѣваться, а сносить немощи другъ друга; кромѣ же сего любовь ихъ скоро прелагается въ любовь не по Бозѣ, по слову Св. Варсанофiя. Иная есть любовь Отцевъ духовныхъ или старицъ къ чадамъ своимъ; признакъ сей любви, если они не умалчиваютъ недостатковъ чадъ своихъ; а обличаютъ ихъ по Бозѣ, съ намѣренiемъ исправленiя, чтобы какъ нибудь не утаилось въ чадахъ ихъ зло. Когда и тебя обличаютъ, знай, что дѣлаютъ это для твоего исправленiя и для твоей душевной пользы, и подавляй помыслы самолюбивые и ощущенiя гнѣвныя самоукоренiемъ и помышленiемъ о грозномъ запрещенiи Господнемъ на страшномъ судѣ, какъ совѣтуетъ Св. Лѣствичникъ. Онъ же говоритъ: правильное или неправильное обличенiе отвергше, своего спасенiя отвергся. -

Касательно обращенiя съ сестрою С. имѣй въ виду два правила: въ мѣлочныхъ вѣщахъ и не важныхъ случаяхъ не дѣлай ей замѣчанiй, чтобы избѣжать пустыхъ споровъ; а въ случаяхъ важныхъ и гдѣ предвидится нарушенiя Заповѣдей Божiихъ, предоставь се суду Старицы, и сама о обращенiи съ нею спрашивайся Матери Алим<пiи>: и по ея совѣту действуй. Вообще во время возникающаго въ тебѣ немирствiя касательно поведенiя С., упрекай себя тѣмъ, что ты не старица ея, - и успокоишься. Также и о семъ, жить или разойтися тебѣ съ С., посовѣтуйся съ тамошними, имъ виднѣе.-

Еще тебя безпокоятъ совсѣмъ для тебя чуждые и вредные помыслы: не всѣ на старческомъ пути cвятые, и не всѣ сами собою живущiе погибнутъ. Отвергни эти погибельные, помыслы совершенно, и не питай ихъ въ сердцѣ твоемъ, да не повредятъ тебя несказанно. Помыслы сiи явно происходятъ отъ того, что не хотимъ смириться, и отсѣчь свою волю и оставить оправданiе, чрезъ что страсти умножаются а не погибаютъ, и потому врагъ и колеблетъ насъ оными, хотя вринути насъ въ невѣрiе и недоумѣнiе и отчаянiе.-

Всѣ Святые Отцы согласно утверждаютъ, что старческій путь есть самый удобный ко спасенію, и никакъ не долженъ быть порицаемъ за то, что нѣкоторые на немъ вредятся отъ самочинiя и высокоумiя.-

Сами же по себѣ живущiе съ большимъ неудобствомъ спасаются; - нѣкоторые великими бѣдами и многими <с>корбьми и искушенiями; - нѣкоторые же – крѣпко вооружившись страхомъ Божiимъ и храненiемъ заповѣдей Божiихъ и покаянiемъ со смиренiемъ. Но при всемъ томъ много терпятъ тщетныхъ скорбей и искушенiй. Потому что, говоритъ Св. Лѣствичникъ, трудно самочинно живущему убѣждать мненiя о себѣ и возношенiя; къ тому же много тонкихъ подсадъ вражiихъ. По заповѣди Господней никого не должно осуждать, ктобы какимъ путемъ не жилъ, но для себя должно избирать полезное и удобное. Понудь себя всячески смириться и отсѣчь свою волю, тогда всѣ твои недоумѣнiя сами собою разрѣшаться. Читай 4ю Степ. Iоанна Лѣствичника.

Еще получилъ отъ тебя два письма - отъ 5го и 9го Сентября. Поступковъ твоихъ родныхъ и мы не одобряемъ, но мы о семъ умолчимъ, и тебѣ совѣтуемъ предоставить ихъ собственной ихъ свободѣ; пусть дѣйствуютъ, ка<къ> знаютъ, а ты заботься объ устроенiи собственной души твоей, и какъ предстанемъ на судъ Божiй, и какой отдадимъ отвѣтъ Господу о жизни нашей. И потому пока имѣемъ время и возможность, постараемся загладить рукописанiе согрѣшенiй нашихъ покаянiемъ, и смиренiемъ, и сѣтованiемъ душевнымъ, и отсѣченiемъ волей своихъ, управляя дѣла свои по заповѣдемъ Божiимъ и Ученiю Св. Отцевъ, а не по неразсудному влеченiю самолюбiя. Сама пишешъ, что скорбь твоя на Матерь Ал. происходитъ отъ гордости. Врѣдъ же гордости тебѣ самой долженъ быть извѣстенъ; онъ такъ великъ, что Ангеловъ претворяетъ въ бѣсовъ. И напротивъ польза смиренiя такъ велика, что оно одно кромѣ другихъ  добродѣтелей сильно стоять предъ Богомъ и ходатайствовать предъ Нимъ о прощенiи согрѣшенiй и немощей нашихъ, а оно раждается отъ послушанiй.

Я нахожу для тебя нужнымъ, чтобъ ты все открывала Матери А. и ничего бы не утаивала отъ нея, даже и самую скорбь на нее. Она можетъ быть и не знаетъ, что для тебя тягостно и скорбно. При томъ утаивающiи что либо, по слову Лѣствичника, блуждаютъ еще по безпутiямъ. Остаюсь желатель твоего спасенiя, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

     11го Октября 1854 года.

 

Письмо 2е.

Почтенная о Господѣ Ольга Николаевна!-

Получилъ отъ тебя изъ Курска въ Октябрѣ два письма, въ которыхъ выражаешъ скорбь свою и боязнь касательно участи твоей на будущее время. Возложись съ вѣрою на промыслъ Божiй; Господь промышляетъ о насъ болѣе, нежели мы сами о себѣ, и силенъ все сотворити и устроити о насъ паче надежды нашея. Не ложно бо глаголетъ Онъ во Евангелiи: не пецытеся душею, что ясте, или что пiете, или во что облечетеся. Ищите-же прежде Царствiя Божiя и правды Его; - и сiя вся приложатся вамъ. Значитъ, главное наше попеченiе должно быть о спасенiи души, которое преобретается храненiемъ Заповѣдей Божiихъ во смиренiи съ вѣрою по ученiю Святыхъ Отцевъ; и если о семъ искренно позаботимся, то внѣшнiя потребности безъ сомненiя устроются намъ промысломъ Божiимъ, откуда и не ожидаемъ.-

Впрочемъ спасенiе души нельзя получить и безъ скорбей, какъ сказано въ дѣянiяхъ Апостольскихъ, что многими скорбми подобаетъ намъ внити въ Царствiе небесное, но какими не означено. Преподобный Марко подвижникъ говоритъ: Единъ Богъ вѣсть, какiя кому скорби приличны и полезны, и потому Единъ Онъ, какъ Всевѣдущiй устрояетъ намъ приличныя врачества душевныя; наше-же дѣло, - съ благодарностiю во смиренiи покоряться Его Всеблагому промыслу моля Его - да будетъ во всемъ Святая Его воля, точiю да помилуетъ насъ ими же вѣсть судьбами. Чего тебѣ усердно желаю, многогрѣшный Iеромонахъ Макарий.

     27 Nоября 1854 года.