М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Почтенная о Г<оспо>дѣ Матерь Ольга!

Получилъ от тебя два письма; одно отъ 19го Декаб<ря> а другое отъ 7го Генваря; въ первомъ пишешь, что твое самолюбіе сильно встревожилось, когда ты услышала о представленіи нѣкоторыхъ въ Мантію, предъ которыми самомнѣніе твое приписывало тебѣ преимущество, вопреки словъ Апостола, /глаголющаго/: Хваляйся, о Господѣ да хвалится, а не внѣшними и человѣческими преимуществами. Кто желаетъ мантіи по тщеславію и возношенію, тому она не мантіею будетъ, но хомутомъ. Во второмъ же письмѣ пишешь, что чуха эта у тебя /уже/ прошла; благодари Бога, вразумившаго тебя о семъ. Мантія есть образъ покаянія и смиренія; каяться и смиряться можешь и въ теперешнемъ положеніи безъ всякаго препятствія. Не важно получить видимую мантію, которую и получишь со временемъ, аще Господь восхощетъ и живи будемъ; Nо важно, если кто стяжаваетъ внутреннее монашество, таковому и похвала не отъ людей, но отъ Бога. Потомучто старается о/чи/щать внутреннее сткляницы, да и внѣшнее ея будетъ чисто.

Пишешь еще, что ты не замѣчаешь за собою чревоугодія, а св. /Іоаннъ/ Лѣствичникъ говоритъ: Удивляюсь, если кто прежде вселенія во гробъ свободенъ будетъ отъ сего мучителя т. е. чрева. Почитай хорошенько 14ю степень, не найдешь ли чего тамъ на свое обличеніе и вразумленіе? Пишешь такъже, что тебя блазнитъ одна монахиня своими поступками. Немѣшайся въ чужія дѣла ни словомъ, ни мыслію и не смотри, кто какъ поступаетъ и дѣйствуетъ, ты не Благочинная и не Игуменья. Всякой изъ насъ самъ за себя отдастъ отвѣтъ Богу, Который лицемѣромъ называетъ осуждающаго ближнихъ. Прочти въ книгѣ Димит<рія> Ростовскаго слово въ недѣлю Мытаря и фарисея, и бойся подвергнуться участи послѣдняго.

Келейное правило полагается на сутки отъ вечерни до вечерни; хорошо дѣлаетъ, кто старается исполнять оное съ вечера; можно по благословной причинѣ совершать его и въ другое время сутокъ; лишь тотъ плохо дѣлаетъ, кто по неправильнымъ предлогамъ совсѣмъ оставляетъ оное.

Сестрѣ Александрѣ и другимъ живущимъ съ тобою посылаю мое благословеніе. Остаюсь многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

12го Февр<аля> 1857 года.

И я немощной и многогр<ѣшный> Амвросій желаю вамъ <съ> сестрой взаимнаго мира и всего полезнаго, пачеже, да снисходите и уступаете одна другой.

// л. 184 об.

 

Письмо 10е.

Почтенная о Господѣ Мать О.!-

Корень всякому злу - гордость, также и осужденiе другихъ. За нихъ-то особенно попускается плотская брань. Понуждайся смириться и съ самоукоренiемъ переноси укоризны со стороны, - въ этомъ состоитъ первое и главное врачество и очищенiе отъ нечистой страсти, потому что смиренiе и самоукоренiе привлекаютъ помощъ Божiю; а съ Божіею помощiю все пройдетъ: и потому не смущайся, а надѣйся, только глаза береги и удаляй слухъ, помышляя о вѣчномъ за сiе наказанiи. Многогрѣшный I.М.

25 Марта 1857 года.

 

Письмо 11е.

Почтенная о Господѣ Матерь О.!-

Ты находишъ извиненiе для себя въ томъ, что живешъ со многими, и какъ будто невольно должна заботиться о чужихъ потребностяхъ чрева. А если бы жила ты не одна, то можетъ быть больше бы было затѣй. При томъ знай, что иное есть, готовить пищу ради другихъ, и иное угождать своему чреву, при употребленiи пищи и питiя. Болящей сестрѣ твоей Александрѣ, желаю оздравленiя милостiю Божiею. Остаюсь многогрѣшный I.М.-

     И я многогрѣшный Амвросий обѣимъ вамъ кланяюсь.-

           30 Марта 1857 года.-

Письмо 12е.

Почтенная о Господѣ Мати О.!-

Письмо твое получилъ. Не правы А. и Е. въ своемъ прекословiи, но и тебѣ нужно себя укорять, что ты ихъ не старица, и помышлять, что они много случаевъ подаютъ тебѣ къ духовному обученiю, если сама только не будешъ лишать себя душевной пользы, помысломъ возношенiя, что ты хозяйка. Смиренiе и терпѣнiе и для хозяйки нужны и полезны. А о смѣшенномъ и не понятномъ помыслѣ знай, что если ты на единѣ сидя досадуешъ на нихъ, (А. и Е.) помышляя и припоминая и прежнiя случаи прекословiя, - то это дѣйствительно - памятозлобiе, которое всячески старайся истреблять въ себѣ. Впрочемъ Е. обещается исправиться, - то и ты съ своей стороны не поминай стараго, и обѣ направляйтесь ко благому. Остаюсь Многогрѣшный I.М.-

     И я немощной А. кланяюсь тебѣ и желаю всего добраго.-

     12 Мая 1857 года

 

Письмо 13е.-

Почтенная о Господѣ Матерь О.!-

Напоминаю тебѣ слово Св. Лѣствичника: дорожи драгоценнымъ выговоромъ Начальника. Потому что выговоры сiи истребляютъ въ насъ гнилость тщеславiя, которое дѣлаетъ тщетными всѣ наши труды, какъ самъ Господь объявилъ это во Евангелiи. По сему не люби ласки и похвалы, дающiя пищу нашему тщеславiю и самолюбiю, а лучше понуждайся со смиренiемъ принимать полезныя обличенiя, справедливыя и не справедливыя. Послѣднiя - полезнѣе для насъ и попущаются во очищенiе прежнихъ согрѣшенiй, кто принимаетъ оныя безъ самооправданiя.

Пишешъ, что ты особенно при столкновенiи съ живущими съ тобою не можешъ молчать безъ смущенiя. Хотя такъ понуждайся молчать, укоряя себя и воспоминая слово Св. Давида: Смутихся и не глаголахъ; чтобы помощiю Божiею по времени доспѣть въ мѣру сiю: Уготовихся и не смутихся. Остаюсь желатель твоего здравiя и спасенiя, многогрѣшный I.М.-

И я немощной и многогрѣшный А., кланяюсь тебѣ и желаю всего добраго.-

     8 Сентября 1857 года.

 

Письмо 14е.

Почтенная о Господѣ Мать О.!-

Письмецо твое получилъ. Старайся по силѣ исправляться, а на другихъ много не негодуй. Дадутъ что - спасибо; а не дадутъ - вдвое спасибо; ибо научаемся чрезъ то и по неволѣ отсѣченiю своихъ хотѣнiй и притязанiй и терпѣнiю. Еще считаемъ нужнымъ сказать тебѣ, чтобы ты прочла въ Русскомъ переводѣ, у Аввы Дороѳея, страницы: 64 и 65, какъ и въ какомъ случаѣ нужно говорить о немощахъ ближняго. Остаюсь многогрѣшный I.М.

     19 Октября 1857 года.