Письмо 6е.

Христосъ воскресе!

Почтенная о Господѣ Матерь О.!-

Письмецо твое получилъ, въ которомъ пишешъ мнѣ о своихъ обстоятельствахъ внѣшнихъ и душевныхъ. Въ чемъ мы сознаемъ себя виновными предъ Богомъ, въ томъ да приносимъ покаянiе съ надеждою на милосердiе Божiе, яко не хощетъ Господь смерти грѣшника, но еже обратитися и живу бытии ему. -

Живущей съ тобою Алекс. Андр. говори при случаѣ свое мнѣнiе какъ находишъ нужнымъ, но не настаивай сильно и не убѣждай, а оставляй это на ея собственную волю. При томъ знай, что М.Алимпiи нужно объяснять съ толкомъ - прежде свою немощь и свою вину и свое душевное устроенiе - при столкновенiи съ другими, - а не такъ чтобы высказывать прежде недостатки и поступки другихъ, а о своей немощи или прималчивать, или и высказывать, но не полно или съ обвиненiемъ другихъ.-

Живя съ новымъ человѣкомъ понуждайся вести себя поскромнѣе, и болѣе дѣйствуй по совѣту и наставленiю М.Алимпiи, объясняя ей и свои немощи и окружающiя и всрѣчающiяся обстоятельства. Многогрѣшный I.М.-

И я немощной и многогрѣшный А. желаю тебѣ всего полезнаго.

12 Мая 1856 года.

 

Письмо 7е

Почтенная о Господѣ Мать О.!-

Пишешъ что когда ты молчишъ, то въ кельи твоей между сестрами бываетъ мирно. И такъ понуждайся молчать разумно, чтобы и внутренно не ворчать, и нужное говорить безъ смущенiя. Поклоновъ лишнихъ на Кел. правилѣ безъ вѣдома М. Алимпiи не должно тебѣ прибавлять. О спасенiи знай, что спасенiе человѣка совершается между страхомъ и надеждою. Не должно отчаяваться, не должно и безразсудно надѣяться, а всякому по силѣ своей нужно простираться ко благому житiю, а въ неисправностяхъ приносить покаянiе и смиряться. Таковый по времени стяжетъ надежду, что силенъ Господь помиловать его, какъ помиловалъ мытаря. Для смиренiя должно воспоминать о прежнихъ грѣхахъ, но не подробно, чтобы не получить вреда вмѣсто пользы. Сестрѣ твоей А. посылаю мое благословенiе. Остаюсь многогрѣшный I.М.-

25 Iюня 1856 года.

 

Письмо 8е.

Почтенная о Господѣ Матерь О.!-

Письмо твое съ оказiею получилъ. Пишешъ, что желаешъ положить начало благое. А мы тебѣ желаемъ и большаго, нежели начало благое, и средины благой, и конца успѣшнаго. Читай посланную тебѣ книгу Аввы Дороѳѣя, и проси Божiей помощи, чтобы исполнять тебѣ писанное въ сей книгѣ, въ которой смиренiе и страхъ Божiй выставлены первыми и нужнѣйшими добродѣтелями; безъ нихъ же ни въ чемъ благомъ успѣть не возможно. Такъ же сказано, что хотящiе научиться страху Господню, должны прежде уклоняться отъ зла, и потомъ уже творить благое. Первымъ же зломъ въ началѣ Евангелiя выставленъ гнѣвъ, и потому противъ него, какъ перваго исчадiя гордости, должно подвигнуться предписанными у Аввы Дороѳѣя средствами. Страсть гнѣва въ разныхъ степеняхъ и подъ разными предлогами много сбиваетъ съ толку на пути благочестiя, - томя и возмущая душу, дѣлаетъ человѣка неспособнымъ къ духовнымъ упражненiямъ. А Св. Лѣствичникъ къ гнѣву прибавляетъ и другое, злочревонеистовство, или чревоугодiе, которое называетъ Онъ злымъ владыкою и мучителемъ, а почему? разумѣющiй да разумѣетъ.-

Сестрѣ твоей А. посылаю мое благословенiе и желаю обѣимъ вамъ взаимнаго мира. Кто болѣе будетъ уступать, та изъ васъ умнѣе.

Остаюсь многогрѣшный I.М.-

И я немощной Амвросiй желаю обѣимъ вамъ всего полезнаго.

     5го Октября 1856го года.