Письмо 6е.
Христосъ воскресе!
Почтенная о Господѣ Матерь О.!-
Письмецо
твое получилъ, въ которомъ пишешъ мнѣ о своихъ обстоятельствахъ внѣшнихъ
и душевныхъ. Въ чемъ мы сознаемъ себя виновными предъ Богомъ, въ томъ да
приносимъ покаянiе
съ надеждою на милосердiе
Божiе, яко не хощетъ
Господь смерти грѣшника, но еже обратитися и живу бытии ему. -
Живущей
съ тобою Алекс. Андр. говори при случаѣ свое мнѣнiе какъ находишъ нужнымъ, но не
настаивай сильно и не убѣждай, а оставляй это на ея собственную волю. При
томъ знай, что М.Алимпiи
нужно объяснять съ толкомъ - прежде свою немощь и свою вину и свое
душевное устроенiе -
при столкновенiи
съ другими, - а не такъ чтобы высказывать прежде недостатки и поступки
другихъ, а о своей немощи или прималчивать, или и высказывать, но не полно или
съ обвиненiемъ
другихъ.-
Живя
съ новымъ человѣкомъ понуждайся вести себя поскромнѣе, и болѣе
дѣйствуй по совѣту и наставленiю М.Алимпiи, объясняя ей и свои немощи и
окружающiя
и всрѣчающiяся
обстоятельства. Многогрѣшный I.М.-
И
я немощной и многогрѣшный А. желаю тебѣ всего полезнаго.
12
Мая 1856 года.
Письмо 7е
Почтенная о Господѣ Мать О.!-
Пишешъ
что когда ты молчишъ, то въ кельи твоей между сестрами бываетъ мирно. И такъ
понуждайся молчать разумно, чтобы и внутренно не ворчать, и нужное говорить
безъ смущенiя.
Поклоновъ лишнихъ на Кел. правилѣ безъ вѣдома М. Алимпiи не должно тебѣ прибавлять. О
спасенiи
знай, что спасенiе
человѣка совершается между страхомъ и надеждою. Не должно отчаяваться, не
должно и безразсудно надѣяться, а всякому по силѣ своей нужно
простираться ко благому житiю,
а въ неисправностяхъ приносить покаянiе и смиряться. Таковый по времени стяжетъ надежду, что
силенъ Господь помиловать его, какъ помиловалъ мытаря. Для смиренiя должно воспоминать о прежнихъ грѣхахъ,
но не подробно, чтобы не получить вреда вмѣсто пользы. Сестрѣ твоей
А. посылаю мое благословенiе.
Остаюсь многогрѣшный I.М.-
25
Iюня 1856 года.
Письмо 8е.
Почтенная о Господѣ Матерь О.!-
Письмо
твое съ оказiею
получилъ. Пишешъ, что желаешъ положить начало благое. А мы тебѣ желаемъ и
большаго, нежели начало благое, и средины благой, и конца успѣшнаго.
Читай посланную тебѣ книгу Аввы Дороѳѣя, и проси Божiей помощи, чтобы исполнять тебѣ
писанное въ сей книгѣ, въ которой смиренiе и страхъ Божiй выставлены первыми и нужнѣйшими
добродѣтелями; безъ нихъ же ни въ чемъ благомъ успѣть не возможно.
Такъ же сказано, что хотящiе
научиться страху Господню, должны прежде уклоняться отъ зла, и потомъ уже
творить благое. Первымъ же зломъ въ началѣ Евангелiя выставленъ гнѣвъ, и потому
противъ него, какъ перваго исчадiя гордости, должно подвигнуться предписанными у Аввы Дороѳѣя
средствами. Страсть гнѣва въ разныхъ степеняхъ и подъ разными предлогами
много сбиваетъ съ толку на пути благочестiя, - томя и возмущая душу, дѣлаетъ
человѣка неспособнымъ къ духовнымъ упражненiямъ. А Св. Лѣствичникъ къ гнѣву
прибавляетъ и другое, злочревонеистовство, или чревоугодiе, которое называетъ Онъ злымъ
владыкою и мучителемъ, а почему? разумѣющiй да разумѣетъ.-
Сестрѣ
твоей А. посылаю мое благословенiе и желаю обѣимъ вамъ взаимнаго мира. Кто болѣе
будетъ уступать, та изъ васъ умнѣе.
Остаюсь
многогрѣшный I.М.-
И
я немощной Амвросiй желаю обѣимъ вамъ всего полезнаго.
5го Октября 1856го
года.