Письмо 9е.

Почтенная о Господѣ Матерь О.!-

Получилъ отъ тебя два письма; въ первомъ пишешь что твое самолюбiе сильно встревожилось когда ты услышала о представленiи нѣкоторыхъ въ мантiю, предъ которыми самомнѣнiе твое приписывало тебѣ преимущество, вопреки словъ Апостола, глаголящаго: хваляйся, о Господѣ да хвалится, а не внѣшними и человѣческими преимуществами. Кто желаетъ мантiи по тщеславiю и возношенiю, тому она не мантiею будетъ, но хомутомъ. Во второмъ же письмѣ пишешъ что чуха эта у тебя уже прошла; благодари Бога вразумившаго тебя о семъ. Мантiя есть образъ покаянiя и смиренiя; каяться и смириться можешъ и въ теперешнемъ положенiи безъ всякаго препятствiя. Не важно получить видимую мантiю, которую и получишъ со временемъ, аще Господь восхощетъ и живи будемъ; но важно, если кто стяжаваетъ внутреннее монашество, таковому и похвала не отъ людей, но отъ Бога. Потому что старается очищать внутреннее сткляницы, да и внѣшнее ея будетъ чисто. Пишешъ еще, что ты не замѣчаешъ за собою чревоугодїя, а св. Iоаннъ Лѣствичникъ говоритъ: Удивляюсь, если кто прежде вселенiя во гробъ свободенъ будетъ отъ сего мучителя, т. е. чрева; почитай хорошенько 14ю степень, не найдешъ ли чего тамъ на свое обличенiе и вразумленiе? - Пишешъ также, что тебя блазнитъ одна монахиня своими поступками. Не мѣшайся въ чужiя дѣла ни словомъ, ни мыслiю; и не смотри, кто какъ поступаетъ и дѣйствуетъ; - ты не Благочинная и не Игуменья. Всякой изъ насъ за себя отдастъ отвѣтъ Богу; который лицемѣромъ называетъ осуждающаго ближнихъ. Прочти въ книгѣ Димитрiя Ростовскаго слово въ недѣлю Мытаря и Фарисея, и бойся подвергнуться участи послѣдняго.-

Келейное правило полагается на сутки отъ вечерни до вечерни; хорошо дѣлаетъ, кто старается исполнять оное съ вечера; можно по благословной причинѣ совершать его и въ другое время сутокъ; лишъ тотъ плохо дѣлаетъ, кто по неправильнымъ предлогамъ совсѣмъ оставляетъ оное.-

Сестрѣ А. и другимъ живущимъ съ тобою посылаю мое благословенiе. Остаюсь многогрѣшный I.М.-

И я немощной и многогрѣшный А. желаю вамъ съ сестрой взаимнаго мира и всего полезнаго; паче же, да снисходите и уступайте одна другой.-

     12го Февраля 1857 года.-

 

Письмо 10е.

Почтенная о Господѣ Мать О.!-

Корень всякому злу - гордость, также и осужденiе другихъ. За нихъ-то особенно попускается плотская брань. Понуждайся смириться и съ самоукоренiемъ переноси укоризны со стороны, - въ этомъ состоитъ первое и главное врачество и очищенiе отъ нечистой страсти, потому что смиренiе и самоукоренiе привлекаютъ помощъ Божiю; а съ Божіею помощiю все пройдетъ: и потому не смущайся, а надѣйся, только глаза береги и удаляй слухъ, помышляя о вѣчномъ за сiе наказанiи. Многогрѣшный I.М.

25 Марта 1857 года.

 

Письмо 11е.

Почтенная о Господѣ Матерь О.!-

Ты находишъ извиненiе для себя въ томъ, что живешъ со многими, и какъ будто невольно должна заботиться о чужихъ потребностяхъ чрева. А если бы жила ты не одна, то можетъ быть больше бы было затѣй. При томъ знай, что иное есть, готовить пищу ради другихъ, и иное угождать своему чреву, при употребленiи пищи и питiя. Болящей сестрѣ твоей Александрѣ, желаю оздравленiя милостiю Божiею. Остаюсь многогрѣшный I.М.-

     И я многогрѣшный Амвросий обѣимъ вамъ кланяюсь.-

           30 Марта 1857 года.-

 

Письмо 12е.

Почтенная о Господѣ Мати О.!-

Письмо твое получилъ. Не правы А. и Е. въ своемъ прекословiи, но и тебѣ нужно себя укорять, что ты ихъ не старица, и помышлять, что они много случаевъ подаютъ тебѣ къ духовному обученiю, если сама только не будешъ лишать себя душевной пользы, помысломъ возношенiя, что ты хозяйка. Смиренiе и терпѣнiе и для хозяйки нужны и полезны. А о смѣшенномъ и не понятномъ помыслѣ знай, что если ты на единѣ сидя досадуешъ на нихъ, (А. и Е.) помышляя и припоминая и прежнiя случаи прекословiя, - то это дѣйствительно - памятозлобiе, которое всячески старайся истреблять въ себѣ. Впрочемъ Е. обещается исправиться, - то и ты съ своей

стороны не поминай стараго, и обѣ направляйтесь ко благому. Остаюсь Многогрѣшный I.М.-

     И я немощной А. кланяюсь тебѣ и желаю всего добраго.-

     12 Мая 1857 года

 

Письмо 13е.-

Почтенная о Господѣ Матерь О.!-

Напоминаю тебѣ слово Св. Лѣствичника: дорожи драгоценнымъ выговоромъ Начальника. Потому что выговоры сiи истребляютъ въ насъ гнилость тщеславiя, которое дѣлаетъ тщетными всѣ наши труды, какъ самъ Господь объявилъ это во Евангелiи. По сему не люби ласки и похвалы, дающiя пищу нашему тщеславiю и самолюбiю, а лучше понуждайся со смиренiемъ принимать полезныя обличенiя, справедливыя и не справедливыя. Послѣднiя - полезнѣе для насъ и попущаются во очищенiе прежнихъ согрѣшенiй, кто принимаетъ оныя безъ самооправданiя.

Пишешъ, что ты особенно при столкновенiи съ живущими съ тобою не можешъ молчать безъ смущенiя. Хотя такъ понуждайся молчать, укоряя себя и воспоминая слово Св. Давида: Смутихся и не глаголахъ; чтобы помощiю Божiею по времени доспѣть въ мѣру сiю: Уготовихся и не смутихся. Остаюсь желатель твоего здравiя и спасенiя, многогрѣшный I.М.-

И я немощной и многогрѣшный А., кланяюсь тебѣ и желаю всего добраго.-

     8 Сентября 1857 года.

 

Письмо 14е.

Почтенная о Господѣ Мать О.!-

Письмецо твое получилъ. Старайся по силѣ исправляться, а на другихъ много не негодуй. Дадутъ что - спасибо; а не дадутъ - вдвое спасибо; ибо научаемся чрезъ то и по неволѣ отсѣченiю своихъ хотѣнiй и притязанiй и терпѣнiю. Еще считаемъ нужнымъ сказать

<4722>

 тебѣ, чтобы ты прочла въ Русскомъ переводѣ, у Аввы Дороѳея, страницы: 64 и 65, какъ и въ какомъ случаѣ нужно говорить о немощахъ ближняго. Остаюсь многогрѣшный I.М.

     19 Октября 1857 года.