Достопочтеннѣйшая о Господѣ Мати Р.

Прочитавъ всѣ твои письма, вижу въ нихъ много для тебя со стороны м. игум. И никакъ не желалъ бы сего, чтобы такъ было. Но какъ понудить ее къ тому, какъ бы ни было должно, къ общему спокойствiю и по твоему желанiю? – Я пишу ей о семъ, много разъ намѣкаю темно но понятно, но и буквально выражаю о необходимости вашего согласiя и общаго совѣта въ дѣлахъ; а могутъ-ли мои слова оказать какой успѣхъ – не знаю. –

Ты скорбишь и тужишь о своей безмолвной и уединенной келлiи и жизни единодушной. Однако вспомни что оной не было какъ должно, и все ты имѣла скорбь, какъ и писала ко мнѣ. И когда ты теперь позвана на новую жизнь и другой подвигъ, то не должно оставлять крестъ, который Господь даровалъ тебѣ нести, ради любви ближнихъ и общей пользы обители; съ чѣмъ и твоя польза сопряжена. Ты смотришь на покой, который мнимо имѣла въ прежней кельи; но оный не былъ надеженъ, ибо не принесъ плода терпѣнiя, любви и смиренiя. Положимъ можешь скинуть съ себя теперешнiй крестъ твой, но обрящешь-ли покой, сумнительно! Не побѣдивши страстей безмолвныхъ, жизнь опасна; жить съ товарищемъ, о гдѣ его найдешь по духу? Очень трудно. Смотри послѣ не раскаялась бы, да уже ладно то, что у Васъ не будетъ мира съ игуменьею, подобно Досифеи со старой игуменьею, уже лишитъ спокойствiя. Въ кельи же надобно имѣть всѣ обзавѣденiя вновь, келейную, содержанiе, все это большой трудъ и неудобство. –

Во всѣхъ дѣлахъ твоихъ скорбныхъ, и во всѣхъ начинанiяхъ, призывай Господа, проси Его помощи, представляй свою немощь, и паче всего смиренiе. Богъ на смиренныхъ призираетъ. Призывай помощь Божiей Матери и Она за тебя заступитъ и облегчитъ твой крестъ. А если оставишь сей, то друго можетъ уцвѣсти большей о коемъ теперь и понятiя не имѣешь. Господь да вразумитъ тебя и поможетъ во всѣхъ дѣлахъ твоихъ, чрезъ кои содѣловается общая польза и твое спасенiе.

Очень скорбно было читать описанный тобою  случай…  Но я ни мало не удивляюсь тому уклоненiю ихъ съ обоихъ сторонъ: - Сила страстей такъ велика, что и подвижниковъ, спутываетъ сѣтьми своими, если хоть мало уклонятья къ нерадѣнiю и приближаться къ винамъ страстей какъ пишетъ св. Исаакъ Сиринъ въ 56 словѣ на стр. 315: мнози силы совершиша и проч. Но главная причинагордость и самонадѣянiе, за что и попущенiе бываетъ въ подобныхъ случаяхъ; и потому это должно послужить имъ къ смиренiю и самосознанiю своей нищеты и помощи. “Благо мнѣ яко смирилъ мя еси” произнеся Давидово слово. И конечно болѣе самое оное [не] бывшее не повторится; а отъ другихъ случаевъ надобно беречься, и помнить первое наше благое произволенiе и предложенiе, и припадать ко Господу съ теплою молитвою, чтобы и до конца жизни не потерпѣтьонаго, и не лишиться Божiей помощи; и чтобы не ослѣпила эта пагубная страсть, какъ видимъ на нѣкiихъ… А можетъ быть за осужденiе то, и самимъ такъ попустилось. Дай Богъ чтобы чувство раскаянiя не погасло и не оставило во тьмѣ страстей; а то и вездѣ можемъ имѣть случай къ подобнымъ дѣйствiямъ. Молитесь Господу, да путь неправды отставитъ отъ насъ. Ты съ своей стороны сохрани свой долгъ, и въ случаѣ уничиженiя, – смиряйся и укоряй себя, дабы самолюбивая и славолюбивая твоя часть укрѣпилась. А если ты все оставишь и уклонишься, то никакой пользы себѣ не получишь, т. е. не можешь имѣть мира. Промыслъ Божiй попустилъ такъ быть, чтобы тебѣ потерпѣть скорбное потрясенiе для исцѣленiя душевныхъ немощей. Остаюсь многогрѣшный Їеромонахъ Макарїй.

11 Декабря 1858 года.