Письмо 20е
Почтенная о Господѣ Мати Т.!
Прошу не взыскать съ меня, за неакуратное на писаніи твои отвѣты; тамъ какъ въ оныхъ нѣтъ ничего особенно важнаго, кромѣ обычныхъ сродныхъ намъ немощей душевныхъ и тѣлесныхъ, то я и не пекусь о отвѣтахъ. Въ душевныхъ немощахъ имѣеши врачество наставленіе покойнаго Батюшки о. Льва, и по указанію его, находящіися приличные въ отеческихъ книгахъ Богодухновенныя ученiи, кои онъ твердо содержалъ въ памяти и опытомъ прошелъ и намъ отъ нихъ преподавалъ сію духовную пищу.
А
тѣлесныи немощи, суть оброки нашихъ дѣяній, коими здѣсь
наказуясь, по милосердію Божію, будемъ благонадежны улучити милость и въ
будущемъ; а между тѣмъ, онѣ намъ предвосвѣстники неминуемой
для всѣхъ насъ смерти; чтобы достодолжно къ оной приуготовлятися; а то мы
бывъ здоровы и благами міра пользуясь, забываемъ о смерти; съ тѣснаго
пути уклоняемся на постранный, а Господь милуя насъ, невольно сводитъ съ онаго,
или болѣзнями, или скорбями посѣщая. Слава щедротамъ Его!
Желая
тебе и всѣмъ твоимъ келейнымъ сестрамъ душевнаго мира и здравія тѣлеснаго,
остаюсь недостойный вашь Богомолецъ
İеромонахъ Макарій.
13 Марта 1843 года.
Письмо 21е.
Достопочтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!
15
числа Сентября пріѣхала къ намъ ваша мать А: и съ Ф.; а 12 я получилъ
твое письмо отъ 8го числа пущенное, и хоть въ кратцѣ нѣсколько
строкъ на оныи тебѣ напишу; что то и здоровьемъ слабъ, да и хлопотъ
много. Не знаю кому вѣрить? Мат. А. говоритъ что она не имѣетъ
охоты принимать дочекъ, но всячески ихъ от-учаетъ, и отнюдь безъ благословенія
игуменіи никого не принимаетъ. А ты пишешь другое, что Игум: скорбитъ за то,
что она принимаетъ дочекъ мимо ея, будтобы съ моего благословенія. Я не сталъ
ее обличать изъ такихъ писемъ, дабы не надѣлать сплетни и большаго возмущенія,
пущай будетъ такъ какъ идутъ дѣла, только я по сей части въ совѣсти
моей правъ, и теперь даже подтверждалъ ей, что врачевать души не нашей мѣры,
а когда будетъ порученіе отъ начальства, безъ нашего исканія, то можетъ быть и
помощь Божія будетъ. Оправдывать меня тебѣ предъ Игуменіей я не нахожу
нужнымъ въ отношеніи ко мнѣ; развѣ исправить ее преткновеніе; то
это отдаю на твою волю.
Въ
постригѣ я совершенно отказалъ, никако/го/ нѣтъ резона мнѣ
этого дѣлать, да и пользы нѣтъ, а я могу подвергнуться отвѣтственности.
О
постриженіи М. А., здѣлавши предложеніе, оставайтесь въ покоѣ,
положась на волю Божію; а ежели о семъ скорбѣть, то это значитъ не
монашества желать для спасенія, а для чести, которая и не можетъ дать утешенія,
и уже не будетъ это иго благо, и не легко будетъ… надобно
замолчать.
Очень
радъ что сестры ваши Алек. и Анас: возвратились благополучно и приняты хотя съ
наказаніемъ но милостиво; куда имъ бродить?
Получилъ
еще твое письмо отъ Л. объ сестра/хъ/ М. и В.; онѣ сколько ни
крамолились, но обще жить положились. Также и съ Алевт: письмо твое получилъ,
но въ немъ нѣтъ ничего особеннаго на что бы отвѣчать.
Александръ
Алексѣевичъ нашь еще не возвращался. Писемъ много получилъ отъ Мат. А:,
но не только отвѣчать на нихъ, но даже еще не прочиталъ всѣхъ.
Я
много испытывалъ мат. А: на счетъ дочекъ, какъ она ихъ принимаетъ; но она
истинно сознательно говоритъ, что съ воли Игуменіи, да и то кажется съ начала
одну, а другая просится но Игуменія не соизволяетъ, и она не соглашается
принять. Совсѣмъ это противно твоимъ письмамъ, истинну Богъ знаетъ.
18 Сентября 1843 года
Письмо 22е.
Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т..!
Едва
собрался отвѣчать на твое письмо отъ 24 Nоября посланное, а мною 28
полученное; все хлопоты: то были постриги, то пріѣзды, а все меня
тормошатъ. Или же я, хотя не набиваюсь, но не удаляюсь, да и съ своими братiями
надобно заняться; при всемъ же этомъ не одно твое пис<ь>мо, но кучи
оныхъ, и все лѣжатъ безъ отвѣта: лишь только возмеш<ь>ся, а
тутъ кто нибудь и перебьетъ матерію; незнаю и это письмо во сколько времени
напишу… вотъ и стой.
Что
точно помыслъ твой лжетъ, касательно А., что ихъ будто за тебя журилъ, въ этомъ
и сомнѣній нѣтъ. О сей матеріи письмо твое получилъ я 8 Nоября, а къ нимъ писалъ 16го,(
но совсѣмъ не о сей матеріи,) но ежелибъ и о сей матеріи писалъ бы, то
какъ же такъ скоро, могли онѣ и къ тебѣ уже отписать? Онѣ
получаютъ мои письма чрезъ пять дней; это выйдетъ 21го ч., - но
когда бы я и 9го написалъ имъ, т. е. тотчасъ по полученіи
твоего письма, онѣ получилибы 14го и хотя бы съ первою почтою
къ тебѣ писали, то все дня два надобно пропустить; разсмотрижъ могла[ль]
ли бы ты такъ скоро получить ихъ письмо? по сему выходитъ явная ложь, также какъ и прежде
помыслъ тебѣ лгалъ. Алек. Ник. я конечно не принуждалъ, какъ и ни кого не
принуждаю; а согласовался съ ея желаніемъ въ Борисову пустынь. Я на себя и не
беру сего, чтобы рѣшать судьбы другихъ противъ ихъ желанія; я не сердцевѣдецъ,
что можетъ впредь послѣдовать; и ежели отъ моего понужденія кто пойдетъ,
а послѣ встрѣтитъ скорби, - ропотъ обратится весь на меня, что
мы нѣсколько на опытѣ видѣли; когда свое желаніе было; хотя и
съ благословеніемъ, но все уже не на кого роптать. Какъ во мнѣ нѣтъ
такого достоинства, чтобы имѣть ко мнѣ такую вѣру; такъ и въ
другихъ трудно найти такой непоколебимости, которая еще требуетъ искуса
прот/и/внаго, но это не моей <не дописано>.
Чтожъ
касается до А: Н:, то состоитъ въ ея волѣ о переходѣ въ вашу
Обитель; но только въ семъ откроется ея явное непостоянство. Я ей ни мало не
препятствую, но соизволенія дать не могу, потому: 1е) Она поступила
по благословенію Батюшки о. Льва, согласно ея желанію; 2е) мы оба
просили м. Игуменiю о принятiи ее; теперь проживши 21/2
года въ Обители и выходя безъ причины <нрзб писцом> нельзя
обойтись безъ оскорбленія Игуменіи; и ежели дамъ на сіе согласіе, то я буду
причиною сего смущенія. Алек: никакъ не желаю, чтобы жила у васъ, такъ какъ и
вступила, да и ты не находишь надежды, чтобы онѣ могли вмѣстѣ
помѣститься; что можетъ быть не малымъ соблазномъ, когда чужіе уживаются,
а родные не вмѣщаютъ.
Началъ
писать 5 числа, а сколько разъ отзывали и щетъ потерялъ.
Жалка
А., пусть что хочетъ говоритъ и меня бранитъ; она и сама мнѣ говоритъ,
что меня бранитъ, - да чтожъ съ нею дѣлать? А что касается до того,
что будто я ей говорилъ о письмѣ твоемъ, то хоть бы ты и писала, неужели
я столько обезумелъ что буду ей о семъ говорить; а когда еще и не писано, то
откуда возьму. Какой же имѣю резонъ писать объ ней къ Игуменьи, когда она
тамъ, можетъ быть, что нибудь начудила; я просто говорилъ, иди просись, и проси
прощенія, можетъ быть и приметъ; и то потому что неотлучно лезетъ — гдѣ
мнѣ жить? лучше <нрзб писцом> не нахожу. Сколько разъ
отсылалъ что не мое дѣло, гдѣ хочешь живи, но она не отвязывается;
да и какая у меня такая съ нею связь? <нрзб писцом> ее, или что
другое? кажется ничего нѣтъ. Жалаю чтобы она не трудилась болѣе посѣщать
нашу Обитель, ни какой пользы не получаетъ.
А
чтобы я искалъ отъ вашей М. Игум: вѣры то это былобъ совершенное
омраченіе.
У
насъ совершилось постриженіе 27 и 28 Nоября, извѣстые тебѣ названы: Петръ Пименомъ, Алексій Адріаномъ, Кирилъ
Каллистомъ; а о прочихъ умалчиваю. О. Ефимій все это время ужасно страдалъ
зубною болью и сильнымъ удареніемъ въ високъ.
На
сихъ дняхъ, лѣкарь дѣлалъ операцію, выдернулъ зубъ, и подлѣ
онаго разрѣзалъ опухоль, въ коей находится два переломленыхъ зуба,
которые его безмѣрно мучили, вынуть ихъ нельзя, а приломалъ ихъ остреи, и
отъ этого ему полегчало. Очень жаль на него было смотреть.
О
принятіи тебѣ въ келлію дѣвицы изъ Осталикова Монастыря, ежели
устрашаетъ духъ твой, то поврѣмени рѣшаться; по крайней мѣрѣ
совершенно не обнадеживай, а возьми на время, тогда можно по усмотрѣнію и
рѣшиться.
О.
Матвѣй поѣхалъ за зборомъ, чрезъ ваши мѣста, я съ нимъ писалъ
къ тебѣ мало, и послалъ картину Өеодорины мытарства.
Да
дастъ Господь тебѣ и сестрамъ твоимъ миръ и спасеніе, остаюсь вашь
недостойный богомолецъ.
Грѣшный İеромонахъ Макарій
Въ
Севскѣ шесть сестръ постригли въ мантію въ томъ числѣ и мать
İулію.
7. Декабря 1843 года