Письмо 20е

Почтенная о Господѣ Мати  Т.!

Прошу не взыскать съ меня, за неакуратное на писаніи твои отвѣты; тамъ какъ въ оныхъ нѣтъ ничего особенно важнаго, кромѣ обычныхъ сродныхъ намъ немощей душевныхъ и тѣлесныхъ, то я и не пекусь о отвѣтахъ. Въ душевныхъ немощахъ имѣеши врачество наставленіе покойнаго Батюшки о. Льва, и по указанію его, находящіися приличные въ отеческихъ книгахъ Богодухновенныя ученiи, кои онъ твердо содержалъ въ памяти и опытомъ прошелъ и намъ отъ нихъ преподавалъ сію духовную пищу.

А тѣлесныи немощи, суть оброки нашихъ дѣяній, коими здѣсь наказуясь, по милосердію Божію, будемъ благонадежны улучити милость и въ будущемъ; а между тѣмъ, онѣ намъ предвосвѣстники неминуемой для всѣхъ насъ смерти; чтобы достодолжно къ оной приуготовлятися; а то мы бывъ здоровы и благами міра пользуясь, забываемъ о смерти; съ тѣснаго пути уклоняемся на постранный, а Господь милуя насъ, невольно сводитъ съ онаго, или болѣзнями, или скорбями посѣщая. Слава щедротамъ Его!

Желая тебе и всѣмъ твоимъ келейнымъ сестрамъ душевнаго мира и здравія тѣлеснаго, остаюсь недостойный вашь Богомолецъ

İеромонахъ Макарій.

13 Марта 1843 года.

 

Письмо 21е.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!

15 числа Сентября пріѣхала къ намъ ваша мать А: и съ Ф.; а 12 я получилъ твое письмо отъ 8го числа пущенное, и хоть въ кратцѣ нѣсколько строкъ на оныи тебѣ напишу; что то и здоровьемъ слабъ, да и хлопотъ много. Не знаю кому вѣрить? Мат. А. говоритъ что она не имѣетъ охоты принимать дочекъ, но всячески ихъ от-учаетъ, и отнюдь безъ благословенія игуменіи никого не принимаетъ. А ты пишешь другое, что Игум: скорбитъ за то, что она принимаетъ дочекъ мимо ея, будтобы съ моего благословенія. Я не сталъ ее обличать изъ такихъ писемъ, дабы не надѣлать сплетни и большаго возмущенія, пущай будетъ такъ какъ идутъ дѣла, только я по сей части въ совѣсти моей правъ, и теперь даже подтверждалъ ей, что врачевать души не нашей мѣры, а когда будетъ порученіе отъ начальства, безъ нашего исканія, то можетъ быть и помощь Божія будетъ. Оправдывать меня тебѣ предъ Игуменіей я не нахожу нужнымъ въ отношеніи ко мнѣ; развѣ исправить ее преткновеніе; то это отдаю на твою волю.

Въ постригѣ я совершенно отказалъ, никако/го/ нѣтъ резона мнѣ этого дѣлать, да и пользы нѣтъ, а я могу подвергнуться отвѣтственности.

О постриженіи М. А., здѣлавши предложеніе, оставайтесь въ покоѣ, положась на волю Божію; а ежели о семъ скорбѣть, то это значитъ не монашества желать для спасенія, а для чести, которая и не можетъ дать утешенія, и уже не будетъ это иго благо, и не легко будетъ… надобно замолчать.

Очень радъ что сестры ваши Алек. и Анас: возвратились благополучно и приняты хотя съ наказаніемъ но милостиво; куда имъ бродить?

Получилъ еще твое письмо отъ Л. объ сестра/хъ/ М. и В.; онѣ сколько ни крамолились, но обще жить положились. Также и съ Алевт: письмо твое получилъ, но въ немъ нѣтъ ничего особеннаго на что бы отвѣчать.

Александръ Алексѣевичъ нашь еще не возвращался. Писемъ много получилъ отъ Мат. А:, но не только отвѣчать на нихъ, но даже еще не прочиталъ всѣхъ.

Я много испытывалъ мат. А: на счетъ дочекъ, какъ она ихъ принимаетъ; но она истинно сознательно говоритъ, что съ воли Игуменіи, да и то кажется съ начала одну, а другая просится но Игуменія не соизволяетъ, и она не соглашается принять. Совсѣмъ это противно твоимъ письмамъ, истинну  Богъ знаетъ.  

18 Сентября 1843 года

 

Письмо 22е.

Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т..!

Едва собрался отвѣчать на твое письмо отъ 24 Nоября посланное, а мною 28 полученное; все хлопоты: то были постриги, то пріѣзды, а все меня тормошатъ. Или же я, хотя не набиваюсь, но не удаляюсь, да и съ своими братiями надобно заняться; при всемъ же этомъ не одно твое пис<ь>мо, но кучи оныхъ, и все лѣжатъ безъ отвѣта: лишь только возмеш<ь>ся, а тутъ кто нибудь и перебьетъ матерію; незнаю и это письмо во сколько времени напишу… вотъ и стой.

Что точно помыслъ твой лжетъ, касательно А., что ихъ будто за тебя журилъ, въ этомъ и сомнѣній нѣтъ. О сей матеріи письмо твое получилъ я 8 Nоября, а къ нимъ писалъ 16го,( но совсѣмъ не о сей матеріи,) но ежелибъ и о сей матеріи писалъ бы, то какъ же такъ скоро, могли онѣ и къ тебѣ уже отписать? Онѣ получаютъ мои письма чрезъ пять дней; это выйдетъ 21го ч., - но когда бы я и 9го написалъ имъ, т. е. тотчасъ по полученіи твоего письма, онѣ получилибы 14го и хотя бы съ первою почтою къ тебѣ писали, то все дня два надобно пропустить; разсмотрижъ могла[ль] ли бы ты такъ скоро получить ихъ письмо? по сему  выходитъ явная ложь, также какъ и прежде помыслъ тебѣ лгалъ. Алек. Ник. я конечно не принуждалъ, какъ и ни кого не принуждаю; а согласовался съ ея желаніемъ въ Борисову пустынь. Я на себя и не беру сего, чтобы рѣшать судьбы другихъ противъ ихъ желанія; я не сердцевѣдецъ, что можетъ впредь послѣдовать; и ежели отъ моего понужденія кто пойдетъ, а послѣ встрѣтитъ скорби, - ропотъ обратится весь на меня, что мы нѣсколько на опытѣ видѣли; когда свое желаніе было; хотя и съ благословеніемъ, но все уже не на кого роптать. Какъ во мнѣ нѣтъ такого достоинства, чтобы имѣть ко мнѣ такую вѣру; такъ и въ другихъ трудно найти такой непоколебимости, которая еще требуетъ искуса прот/и/внаго, но это не моей <не дописано>.

Чтожъ касается до А: Н:, то состоитъ въ ея волѣ о переходѣ въ вашу Обитель; но только въ семъ откроется ея явное непостоянство. Я ей ни мало не препятствую, но соизволенія дать не могу, потому: 1е) Она поступила по благословенію Батюшки о. Льва, согласно ея желанію; 2е) мы оба просили м. Игуменiю о принятiи ее; теперь проживши 21/2 года въ Обители и выходя безъ причины <нрзб писцом> нельзя обойтись безъ оскорбленія Игуменіи; и ежели дамъ на сіе согласіе, то я буду причиною сего смущенія. Алек: никакъ не желаю, чтобы жила у васъ, такъ какъ и вступила, да и ты не находишь надежды, чтобы онѣ могли вмѣстѣ помѣститься; что можетъ быть не малымъ соблазномъ, когда чужіе уживаются, а родные не вмѣщаютъ.

Началъ писать 5 числа, а сколько разъ отзывали и щетъ потерялъ.

Жалка А., пусть что хочетъ говоритъ и меня бранитъ; она и сама мнѣ говоритъ, что меня бранитъ, - да чтожъ съ нею дѣлать? А что касается до того, что будто я ей говорилъ о письмѣ твоемъ, то хоть бы ты и писала, неужели я столько обезумелъ что буду ей о семъ говорить; а когда еще и не писано, то откуда возьму. Какой же имѣю резонъ писать объ ней къ Игуменьи, когда она тамъ, можетъ быть, что нибудь начудила; я просто говорилъ, иди просись, и проси прощенія, можетъ быть и приметъ; и то потому что неотлучно лезетъ — гдѣ мнѣ жить? лучше <нрзб писцом> не нахожу. Сколько разъ отсылалъ что не мое дѣло, гдѣ хочешь живи, но она не отвязывается; да и какая у меня такая съ нею связь? <нрзб писцом> ее, или что другое? кажется ничего нѣтъ. Жалаю чтобы она не трудилась болѣе посѣщать нашу Обитель, ни какой пользы не получаетъ.

А чтобы я искалъ отъ вашей М. Игум: вѣры то это былобъ совершенное омраченіе.

У насъ совершилось постриженіе 27 и 28 Nоября, извѣстые тебѣ названы: Петръ  Пименомъ, Алексій Адріаномъ, Кирилъ Каллистомъ; а о прочихъ умалчиваю. О. Ефимій все это время ужасно страдалъ зубною болью и сильнымъ удареніемъ въ високъ.

На сихъ дняхъ, лѣкарь дѣлалъ операцію, выдернулъ зубъ, и подлѣ онаго разрѣзалъ опухоль, въ коей находится два переломленыхъ зуба, которые его безмѣрно мучили, вынуть ихъ нельзя, а приломалъ ихъ остреи, и отъ этого ему полегчало. Очень жаль на него было смотреть.

О принятіи тебѣ въ келлію дѣвицы изъ Осталикова Монастыря, ежели устрашаетъ духъ твой, то поврѣмени рѣшаться; по крайней мѣрѣ совершенно не обнадеживай, а возьми на время, тогда можно по усмотрѣнію и рѣшиться.

О. Матвѣй поѣхалъ за зборомъ, чрезъ ваши мѣста, я съ нимъ писалъ къ тебѣ мало, и послалъ картину Өеодорины мытарства.

Да дастъ Господь тебѣ и сестрамъ твоимъ миръ и спасеніе, остаюсь вашь недостойный богомолецъ. 

Грѣшный İеромонахъ Макарій

Въ Севскѣ шесть сестръ постригли въ мантію въ томъ числѣ и мать İулію.

7. Декабря 1843 года