Письмо 23е
Почтенная
о Господѣ Мати Т.!
Вотъ уже и поста Святаго
проходимъ другую седмицу; а не видали какъ первая прошла; такъ и вся
наша жизнь, не видимъ какъ проходитъ; оглянеш/ь/ся назадъ, смотришь, десятки лѣтъ
протекли, а какъ будто сонъ.
Между тѣмъ свѣтъ жизнь приближается къ
закату, надобно перейти въ будущность. О семъ бы подобало подумать, какъ и
съ чемъ туда явиться; но мы
всѣ, а особенно я, какъ
будто безсмертные въ нечувствіи пребываемъ, хотя и видимъ еж/е/дневно пересѣляющихся туда собратій
нашихъ; доколѣ тако пребываемъ? когда пріидемъ въ
разумъ истинны?
Два
письма твои я получилъ, 1е отъ 25го Января, а второе отъ
2го Февраля, и не спѣшилъ отвѣтомъ, потому что не
настояло большой нужды, да и время не было, а особенно послѣдніе
двѣ недѣли.
Когда
же нужда настояла отвѣчать
А. М., то я ни мало не мѣдля, съ первою же почтою, писалъ къ ней; и она напрасно на меня ропщетъ
въ нескоромъ полученіи отвѣта: 12 ч. она
писала, я получилъ 19го, а 22. отвѣчалъ съ первою почтою; чѣмъ же я виноватъ, что письма долго ходятъ?
Лгать же я не намѣренъ; а видно особый промыслъ Божій, тако устроилъ, чтобы ей побыть у васъ, можетъ быть и пройдетъ ее смущеніе, и мирною къ намъ пріѣдитъ.
Просишь
расчинить о твоемъ смущеніи бывающемъ болѣе отъ явныхъ винъ, которые подашь ближнимъ къ оскорбленію,
а въ тайныхъ, якобы легче и
правѣе. Хотя и велико это мнѣ
брать на себя о такихъ дѣлахъ издавать рѣшительное
сужденіе, не имущему дара разсужденія,
но мнѣніе изложить и отдать на твое разсужденіе своей совѣсти,
нахожу не излишнимъ: Господь сказалъ:
очистите внутренняя сткляницы, да и внѣшнее чиста вамъ будутъ; а, отъ сердца исходятъ помышленія злая,
лукавство, хула, гордыня и проч:
и та суть сквернящая человѣка. И вѣтхое писаніе глаголетъ: внѣмли
себѣ, да не будетъ ти глаголъ сокровенъ
лукавъ въ сердце твоемъ.( Много есть подобныхъ текстовъ, но не могу всѣхъ упомнить, книгу другой день и безпрестанно открываю). Также довольно
пишется и въ Отеческихъ ученіяхъ о семъ: “да не будетъ на языкѣ твоемъ медъ, а въ сердцѣ ядъ”. По сему хотя и не явно твое мнѣніе о другихъ, но оно
есть въ сердце твоемъ, и безъ подаянія явной вины извѣщается имъ о худомъ залогѣ сердца
твоего. Почему, и въ свою очередь, стараются
или имѣютъ тожъ завѣщаніе въ тебѣ, а при случаѣ и наружно исходитъ. Почему
надобно жалѣть не только о явныхъ,
но и о тайныхъ залогахъ непріязненныхъ къ ближнимъ. Пишетъ Св. Апостолъ: ненавидяй
брата человѣкоубійца есть. Слова сіи объясняетъ Св. Димитрій Ростовъ: ты не убилъ брата явно, но пролилъ
кровь его въ мысляхъ твоихъ ненавистію къ нему, которое несокрытно предъ всевидящимъ окомъ(
Его) Божіимъ. Можно познать и изъ
противной сему добродѣтели - смиреніи, когда мы въ случившемся
смущеніи, положимъ вину на
себя, не языкомъ а сердцемъ, то извѣщается и
другой сторонѣ, и скорѣе,
и скорбь примиряемыхъ; а при оправданіи въ сердцѣ,
хотя и языкомъ говоритъ
прости, — не бываетъ миру. Теперь сама разсуждай правильно ли твое смущеніе,
и не есть ли оно плодъ человѣкоугодія?
Ты усумнилась, что я лучше имѣю
расположеніе къ А:, а слѣдовательно и смутилась; разсмотри же правильноли твое оправданіе; это отъ того, что я точьно сознаю себя худше ихъ. Когда-бы истинно такъ сознала, то не смутилась бы. Любовь и вѣра познавается не отъ мягкихъ словъ,
но когда противное и непріятное
выносимъ. Къ стати тутъ можно сказать и о Тихонов: Ты пишешь о нѣкоторыхъ, что ко мнѣ больше
расположены, нежели къ Строителю; объ
этомъ надобно жалѣть.
Потому, можетъ быть, ко мнѣ
расположены, что я частно и рѣдко видясь съ ними,
утѣшаю ихъ, и тѣмъ, можетъ быть, чему ихъ струпы; а Строитель всегда имѣетъ въ виду, и по долгу
своему, благовременно и безвременно настоитъ и обличаетъ; чѣмъ можетъ быть и
представляется неугоднымъ.
Мать
İулiю я нимало не
считаю святою, или духовною и умною; а обыкновенно яко человѣкъ,
обложенный немощами и душевными и тѣлесными, живущiй въ воинствующей Церкви, побѣждаяй и побѣждавыйся.
Изъ относящихся къ ней, кто съ вѣрою сiе творитъ, тотъ и получаетъ пользу, а отъ нѣверiя
бываетъ противное! Въ этомъ
же я точьно увѣренъ, какъ и покойной Батюшка, что она желалабы
быть совершенно отъ всѣхъ
свободной, какъ по немощи своей душевной и тѣлесной, такъ и по скорбямъ произходящимъ отъ сего сообщенiя, которыя очень многосложны и пестровидны,
но она несетъ это принужденно по убѣжденiю нашему, что когда оставитъ ихъ, то и сама отъ насъ будетъ
оставлена. А дѣйствуетъ
на нее мнимая святыня, по вѣрѣ ихъ; скорби же отъ сего происходящiя
смотренiимъ
Божiимъ,
можетъ быть поспѣшествуютъ
ко спасенiю
и польза ближнихъ къ семуже содѣдействуетъ.
Слова твои показавшiеся для нее оскорбительными суть
сiи:
“какъ первая возможность весною, то незамѣдлю доставить случай Алекс: Никиф:
видѣться съ вами” она
не имѣя нужды въ ней,
сочла это со стороны твоей что нибудь
значащимъ. Я нарочно о семъ
се вопрошалъ, и тебѣ
сообщаю, не для того чтобы васъ ссорить
но умирить. Ты о сихъ словахъ
ничего не упоминаешь; совѣтую предать сiе
забвенiю,
когда что было то искоренить. Я для того и вхожу въ сiе,
дабы не было смущенiя между вами. Ласковое ее письмо писанное къ А: Н: совершенно писано было безъ всякаго умыслу, а въ отвѣтъ на се.
Я
уже упомянулъ что никакой моей вины не было въ мѣдленности отвѣта къ
А: Н: и она скорбѣла на меня
неправильно. Да проститъ ее Господь. Какъ я могу сказать ей рѣшительно, прiѣзжай, или не ѣзди; но я не имѣю
такого достоинства, и паки хранитъ Господь такой
дерзости, ни она таковой вѣры, хотя и мнитъ имѣти, но не понимаетъ сего, что это великое дѣло;
и она конечно еще не готова принять чего нибудь противнаго, когда случится въ прохожденiи
нашемъ, принятомъ кажется
будто и по вѣрѣ,
и служащимъ ко спасенiю,
но немощь разума и чувствъ<нрзб
писцом> оныхъ уступитъ
и противостанетъ должному. - Гдѣ устроитъ
и Господь да будетъ Его святая воля, но только вездѣ надобно имѣть
отверженiе
своей воли и разума, или просто самоотверженiе, и борьбу со страстьми и паки истинно не смирится, и не будетъ полагать основанiя своего спасенiя
на семъ незыблемомъ камени, то скорби смущенiя не избѣжитъ.
Пусть
она ѣдетъ въ Апрѣлѣ, когда не перемѣнитъ
своего намѣренiя, и когда не будѣтъ со стороны Игуменiи какого препятствiя. -
Скажу же тебѣ и о себѣ,
что Май месяцъ можетъ быть предлежитъ мнѣ отлучка,
потому что оный для меня свободенъ до поста, а можетъ быть еще и въ числахъ Апрѣля отлучусь.
Это не навѣрно, но имѣю
въ виду сiе. Впрочѣмъ
какъ будетъ Богу угодно. По
сему располагай своимъ выгодамъ какъ лучше найдешь.
Предъ-остереженiе твое, дабы не говорить того что
тебѣ говорила Алек.
Слыша отъ Ан… и протчихъо тебѣ, никому изъ нихъ, я желалъ бы исполнить, но
не знаю какъ и что нужно будетъ
дѣлать при объсненiяхъ,
и можетъ быть необходимо нужно будетъ
обличенiе
къ упраздненiю
коварства вражiя. О семъ совѣтую
быть мирною, чтобы ни случилось:
Мать А. была у насъ 29 и 30 числа Января, ѣхала довольно весела и благонадѣжна въ свою Обитель, но когда я прочиталъ ей твою записочку, то весьма опечалилась. - Не знаю чѣмъ кончилось се путешествiе, и обрѣла ли она себѣ успокоенiе въ обители своей.
Отецъ М: Старикъ
доброй и простой; большой духовности нельзя отъ него
требовать; довольно что несетъ
иго сего послушанiя, хотя и съ велiимъ
трудомъ, и отверженiемъ
себя, но несетъ. А мы съ
тобою можемъ ошибиться въ нашемъ сужденiи.
Расположенiемъ
Отца А. я доволенъ, но я желалъ
бы, что бы оное было болѣе къ
своему о: Строителю; когда же онаго нѣтъ, то надобно выдерживать брань отъ коей бываетъ польза.
Какъ тебѣ,
такъ и всѣмъ твоимъ о Христѣ сестрамъ желаю здравствовать душевно и тѣлесно,
и продолжать сiе постное поприще со благоговѣнiемъ.
Ежели
истинна о Матери Аливiи, то желаю ей,
принять со благоговѣнiемъ, а ежели нѣтъ,
то смириться и успокоиться.
15 Февраля
1844 года.
Письмо
24-е.
Почтеннѣйшѣя
о Господѣ Мати Т.!
Изъ Курска и изъ
Борисовки оба твои письмы получилъ, и по заповѣди
твоей спѣшу на нихъ отвѣтствовать.Ты все объ одномъ смущаеш<ь>ся, что письма твои не будутъ къ тебѣ
вѣрно доходить: да не лучше ли предать это волѣ Божiей, какъ
и во всемъ предаемся Его Святой волѣ,
а паче спасенiе душь нашихъ
возлагаемъ на Его неизреченное
милосердiе
и пути, ими же Онъ насъ ведетъ, точно суть правы, аще и
не по нашему желанiю и воли содѣвается что;
но намъ это не вѣдомо.
Прочти
у Св. Петра Дамаскина о стяжанiи
вѣры, стяжавшiй ее, яко скотъ водимый волею Божiею, не печется о томъ, упокоитъ ли его Господь,
или пошлетъ искушенiи; но всё прiемлетъ за благо. Такъ и намъ должно учиться отъ сего, сокрыются
ли наши тайны, будутъ ли онѣ
явны, видно есть на это воля Божiя, и успокоиваться
на семъ. Пользу же души, аще
будемъ того достойны, силенъ
Богъ устроить, и малыми словами, и даже юному отрочате, повелитъ рещи слово на пользу, съ вѣрою ищущимъ; а въ противномъ случаѣ
рѣку словъ излей, не обрящешь пользы.
Мати Игуменьи путь да совершитъ
Господь во благое, и сподобитъ благополучно
возвратиться во обитель, поклоняясь благоговѣйно
мощамъ Св. угодниковъ.А прошлогоднiя ихъ
пророчества, да разсыпятся и вѣрующiе таковымъ
впредь да поучатся остерегаться давать вѣру и
смущаться.
Вотъ и къ вамъ есть благоволенiе М: порученiе
келлiи,
и представленiе къ монашеству, а равно и
ласковое обращенiе, все это доказываетъ не враждующихъ, а благоволящихъ; а
вы всё добивались другаго рода постриженiя,
а теперь и прямымъ путемъ
есть входь въ ограду, это
гораздо лучше.Скорби же
Алев: за недовѣрiе о кельи, отъ внутрь её
устроенiя
происходятъ, а не отъ внѣ, вольными или невольными, -а всё намъ Господь путь показуетъ.
Объ А. Н. надобно сожалѣть,
что она колеблется двоедушiемъ, и
составленiемъ
своего разума и воли наноситъ себѣ
многосугубую брань и тяжесть. Я писалъ
ей о семъ, да и о томъ
чтобы не на годовое время себя опредѣлять къ жительству, а на такое какое угодно будетъ
Богу устроить для её спасенiя.
Примеръ приведенный тобою въ 1ом письмѣ,
совсѣмъ не идетъ къ ее устроенiю;
а она просто двоедушна и малодушна. Менѣе ли
она смущалась, когда было ей назначено жить въ Сѣвскѣ?
Совсѣмъ упала духомъ
и стала какъ помраченная, это ты сама видѣла, отъ чего же это? Не
всегда же надобно довѣрять и своему мнѣнiю…
Въ семъ мѣстѣ хотѣлъ кой
что написать, но помолчу. Пусть она живетъ у васъ, а вы яко сильни немощми немощныхъ почите; и паки, съ кротостiю
наказующе противные, Еда како дастъ
имъ Богъ покаянiе
въ разумъ истины и
возникнуть отъ дiавольскiя сѣти,
“Живи уловлени отъ него въ свою его волю.” Эти слова Св. Апос:,
каковому ученiю и мы по силѣ
должны слѣдовать. Она
же видя необходимость въ повиновенiи, снѣда[етъ] горькiя плоды своей воли и неповиновенiя,
должна будетъ опомниться и научиться смиренiю.
Прибытiе
въ обитель уже нѣсколько
успокоило ее, а можетъ быть и больше придетъ въ разумъ
истины. Племянница покойнаго Батюшки была у насъ при первомъ прiѣздѣ
Ал. Н. и что она говорила я не знаю, тамъ были м. Олив. и Люб., только кажется история м: Л: несправедлива.
На
всѣхъ васъ вкупѣ живущихъ сестеръ испрашивая миръ и благословѣнiе Божiе, и желая вамъ здравiя со спасенiемъ,
остаюсь недостойный вашь Богомолецъ
многогрѣшный
Iеромонахъ
Макарий
9е Iюля
1844 года.
О
чемъ хотѣлъ
помолчать, рѣшился
написать, дабы не навести тебѣ сомнѣнiя.
Дѣло вотъ въ чемъ состоитъ:
что мы часто обманываемся въ своихъ
мнѣнiяхъ,
и утверждая оные быть истинными, часто погрѣшаемъ. Что и Св: писанiе указуетъ:
Премуд: Солом: ”Помышленiя
бо смертныхъ боязливо, и погрѣшительно умышленiя ихъ; и
паки: Исаiи <нрзб
писцом>: Горе глаголющимъ лукавое доброе, и
доброе лукавое; полагающимъ тьму свѣтъ, и свѣтъ
тьму; полагающимъ горькое сладкое, и сладкое
горькое.“ Ты это пострадала въ мысляхъ
о м. Iулiи, и когда я сталъ
противъ сего, то ты представила въ
подтвержденiе
что и сестры твои тѣхъ же мнѣнiй о ней; вотъ вѣрное свидѣтельство; когда уже погрѣшила,
имѣвши хотя нѣсколько губы помазаны /по слову Старца Василья/ то что же онѣ могутъ понимать еще новоначальная
и страстныя? Обыкновенно страстнымъ
всё страстно и воображается. Очень явно пишетъ Св. Симеонъ И<оаннъ>: Б<огословъ>: въ 70, 71 и 72 главахъ, не очищенно имуща душевное око, какое могутъ имѣть понятiе о устроенiи другихъ. Въ такихъ случаяхъ
совѣтую тебѣ не
давать ни одобренiя, ни вашихъ мнѣнiямъ, но видѣть свои нѣмощи
совѣтовать. Да ты и на себѣ
могла видѣть сiю
ошибку, когда помнила о мнѣ
будто притворно преждѣ назначилъ
Саши въ Борисовку; по какой
же это причинѣ? Не иначе видно какъ по расположенiю
къ Сѣвску. Но кажется должна видѣть въ этомъ ложъ, равно и въ томъ тожъ.
Въ М. I. не было ни малѣйшаго
вида сожалѣнiя послѣ отъѣзда вашего о Сашѣ,
а еще покойнѣе себя ощущала.
Матерiю
сiю
я могъ бы и опустить, и совершенно умолчать, но изъ этого какая бы была для тебя польза; а теперь ты должна
кажется больше видѣть моего расположенiя,
что не укоряя тебя пишу а стараюсь открыть глаза. Впрочемъ съ
какой стороны приметъ.
Письмо
25-е
Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!
Причина
долгаго моего молчанiя на письмо твое отъ 27 Iюля
посланное, произошла отъ того, въ
теченiи
поста было много посѣтителей,
и я не имѣлъ время написать не къ одной тебѣ, но и многимъ задолжалъ отвѣтами. А послѣ
поста хоть и также были люди, но главное ожидали прiѣзда
Пальцовыхъ; однако они и до сихъ
поръ еще не были, да видно и не будутъ,
судя по времени. Все это не безъ промысла Божiя
строющаго всяка пользу, хотя
мы сего и не понимаемъ.
Послѣ
описанныхъ тобою случаевъ съ А: Н: прошло цѣлой
мѣсяцъ,
въ теченiи котораго, вѣроятно много изъмѣны произошло въ
устроенiи
вашего сообщества, то я не могу написать и потрафить такъ,
какъ бы надобно къ
умиротворенiю.
А какъ тогда писалъ: вы сильнiи немощи немощныхъ
носите, и теперь отъ того же слова не отступаю. Ты не
считаешь себя сильною; но по русской пословицѣ:
взявшись за гужъ, не говори что не дужъ, не оправдишся. Да что же тамъ дальше сказано? Немощи немощныхъ носите, и не себѣ
угождайте. Этимъ словамъ во
всякомъ случаѣ должно
смириться.
Св.
Варсонофiй пишетъ: мельзи млеко и будетъ масло; а
когда дерево упруго погнешь, переломишь. Разумѣяй
да разумѣетъ.
О
всѣхъ прочихъ обстоятельствахъ тобою писанныхъ,
подробно не нахожу нужды писать, довольно что ты объяснила объ
нихъ, а тамъ пусть онѣ идутъ какъ идутъ; и ежели бы захотѣлъ кто и полюбопытствовать изъ
письма сего не найдетъ оному пищи.
Всѣмъ твоимъ о Христѣ Сестрамъ желаю быть спокойнымъ, мирнымъ и согласнымъ, купно съ тобою
пекущихся о спасенiи своемъ, котораго
пришли во обитель имать.
Прошу ихъ не взыскать за то, что не по имянно ихъ называю, но спасенiя
всѣмъ желаю.
О
себѣ особеннаго не имѣю ничего сказать, или чемъ
похвалиться, кромѣ немощей
моихъ.
26 Августа 1844 года.