Письмо 23е

Почтенная о Господѣ Мати Т.!

Вотъ уже и поста Святаго проходимъ другую седмицу; а не видали какъ первая прошла; такъ и вся наша жизнь, не видимъ какъ проходитъ; оглянеш/ь/ся назадъ, смотришь, десятки лѣтъ протекли, а какъ будто сонъ. Между тѣмъ свѣтъ жизнь приближается къ закату, надобно перейти въ будущность. О семъ бы подобало подумать, какъ и съ чемъ туда явиться; но мы всѣ, а особенно я, какъ будто безсмертные въ нечувствіи пребываемъ, хотя и видимъ еж/е/дневно пересѣляющихся туда собратій нашихъ; доколѣ тако пребываемъ? когда пріидемъ въ разумъ истинны?

Два письма твои я получилъ, 1е отъ 25го Января, а второе отъ 2го Февраля, и не спѣшилъ отвѣтомъ, потому что не настояло большой нужды, да и время не было, а особенно послѣдніе двѣ недѣли.

Когда же нужда настояла отвѣчать А. М., то я ни мало не мѣдля, съ первою же почтою, писалъ къ ней; и она напрасно на меня ропщетъ въ нескоромъ полученіи отвѣта: 12 ч. она писала, я получилъ 19го, а 22. отвѣчалъ съ первою почтою; чѣмъ же я виноватъ, что письма долго ходятъ? Лгать же я не намѣренъ; а видно особый промыслъ Божій, тако устроилъ, чтобы ей побыть у васъ, можетъ быть и пройдетъ ее смущеніе, и мирною къ намъ пріѣдитъ.

Просишь расчинить о твоемъ смущеніи бывающемъ болѣе отъ явныхъ винъ, которые подашь ближнимъ къ оскорбленію, а въ тайныхъ, якобы легче и правѣе. Хотя и велико это мнѣ брать на себя о такихъ дѣлахъ издавать рѣшительное сужденіе, не имущему дара разсужденія, но мнѣніе изложить и отдать на твое разсужденіе своей совѣсти, нахожу не излишнимъ: Господь сказалъ: очистите внутренняя сткляницы, да и внѣшнее чиста вамъ будутъ; а, отъ сердца исходятъ помышленія злая, лукавство, хула, гордыня и проч: и та суть сквернящая человѣка. И вѣтхое писаніе глаголетъ: внѣмли себѣ, да не будетъ ти глаголъ сокровенъ лукавъ въ сердце твоемъ.( Много есть подобныхъ текстовъ, но не могу всѣхъ упомнить, книгу другой день и безпрестанно открываю). Также довольно пишется и въ Отеческихъ ученіяхъ о семъ: “да не будетъ на языкѣ твоемъ медъ, а въ сердцѣ ядъ”. По сему хотя и не явно твое мнѣніе о другихъ, но оно есть въ сердце твоемъ, и безъ подаянія явной вины извѣщается имъ о худомъ залогѣ сердца твоего. Почему, и въ свою очередь, стараются или имѣютъ тожъ завѣщаніе въ тебѣ, а при случаѣ и наружно исходитъ. Почему надобно жалѣть не только о явныхъ, но и о тайныхъ залогахъ непріязненныхъ къ ближнимъ. Пишетъ Св. Апостолъ: ненавидяй брата человѣкоубійца есть. Слова сіи объясняетъ Св. Димитрій Ростовъ: ты не убилъ брата явно, но пролилъ кровь его въ мысляхъ твоихъ ненавистію къ нему, которое несокрытно предъ всевидящимъ окомъ( Его) Божіимъ. Можно познать и изъ противной сему добродѣтели - смиреніи, когда мы въ случившемся смущеніи, положимъ вину на себя, не языкомъ а сердцемъ, то извѣщается и другой сторонѣ, и скорѣе, и скорбь примиряемыхъ; а при оправданіи въ сердцѣ, хотя и языкомъ говоритъ прости, — не бываетъ миру. Теперь сама разсуждай правильно ли твое смущеніе, и не есть ли оно плодъ человѣкоугодія? Ты усумнилась, что я лучше имѣю расположеніе къ А:, а слѣдовательно и смутилась; разсмотри же правильноли твое оправданіе; это отъ того, что я точьно сознаю себя худше ихъ. Когда-бы истинно такъ сознала, то не смутилась бы. Любовь и вѣра познавается не отъ мягкихъ словъ, но когда противное и непріятное выносимъ. Къ стати тутъ можно сказать и о Тихонов: Ты пишешь о нѣкоторыхъ, что ко мнѣ больше расположены, нежели къ Строителю; объ этомъ надобно жалѣть. Потому, можетъ быть, ко мнѣ расположены, что я частно и рѣдко видясь съ ними, утѣшаю ихъ, и тѣмъ, можетъ быть, чему ихъ струпы; а Строитель всегда имѣетъ въ виду, и по долгу своему, благовременно и безвременно настоитъ и обличаетъ; чѣмъ можетъ быть и представляется неугоднымъ.

Мать İулiю я нимало не считаю святою, или духовною и умною; а обыкновенно яко человѣкъ, обложенный немощами и душевными и тѣлесными, живущiй въ воинствующей Церкви, побѣждаяй и побѣждавыйся. Изъ относящихся къ ней, кто съ вѣрою сiе творитъ, тотъ и получаетъ пользу, а отъ нѣверiя бываетъ противное! Въ этомъ же я точьно увѣренъ, какъ и покойной Батюшка, что она желалабы быть совершенно отъ всѣхъ свободной, какъ по немощи своей душевной и тѣлесной, такъ и по скорбямъ произходящимъ отъ сего сообщенiя, которыя очень многосложны и пестровидны, но она несетъ это принужденно по убѣжденiю нашему, что когда оставитъ ихъ, то и сама отъ насъ будетъ оставлена. А дѣйствуетъ на нее мнимая святыня, по вѣрѣ ихъ; скорби же отъ сего происходящiя смотренiимъ Божiимъ, можетъ быть поспѣшествуютъ ко спасенiю и польза ближнихъ къ семуже содѣдействуетъ. Слова твои показавшiеся для нее оскорбительными суть сiи: “какъ первая возможность весною, то незамѣдлю доставить случай Алекс: Никиф: видѣться съ вами” она не имѣя нужды въ ней, сочла это со стороны твоей что нибудь значащимъ. Я нарочно о семъ се вопрошалъ, и тебѣ сообщаю, не для того чтобы васъ ссорить но умирить. Ты о сихъ словахъ ничего не упоминаешь; совѣтую предать сiе забвенiю, когда что было то искоренить. Я для того и вхожу въ сiе, дабы не было смущенiя между вами. Ласковое ее письмо писанное къ А: Н: совершенно писано было безъ всякаго  умыслу, а въ отвѣтъ на се.

Я уже упомянулъ что никакой моей вины не было въ мѣдленности отвѣта къ А: Н: и она скорбѣла на меня неправильно. Да проститъ ее Господь. Какъ я могу сказать ей рѣшительно, прiѣзжай, или не ѣзди; но я не имѣю такого достоинства, и паки хранитъ Господь такой дерзости, ни она таковой вѣры, хотя и мнитъ имѣти, но не понимаетъ сего, что это великое дѣло; и она конечно еще не готова принять чего нибудь противнаго, когда случится въ прохожденiи нашемъ, принятомъ кажется будто и по вѣрѣ, и служащимъ ко спасенiю, но немощь разума и чувствъ<нрзб писцом> оныхъ уступитъ и противостанетъ должному. - Гдѣ устроитъ и Господь да будетъ Его святая воля, но только вездѣ надобно имѣть отверженiе своей воли и разума, или просто самоотверженiе, и борьбу со страстьми и паки истинно не смирится, и не будетъ полагать основанiя своего спасенiя на семъ незыблемомъ камени, то скорби смущенiя не избѣжитъ.

Пусть она ѣдетъ въ Апрѣлѣ, когда не перемѣнитъ своего намѣренiя, и когда не будѣтъ со стороны Игуменiи какого препятствiя. - Скажу же тебѣ и о себѣ, что Май месяцъ можетъ быть предлежитъ мнѣ отлучка, потому что оный для меня свободенъ до поста, а можетъ быть еще и въ числахъ Апрѣля отлучусь. Это не навѣрно, но имѣю въ виду сiе. Впрочѣмъ какъ будетъ Богу угодно. По сему располагай своимъ выгодамъ какъ лучше найдешь.

Предъ-остереженiе твое, дабы не говорить того что тебѣ говорила Алек. Слыша отъ Ан… и протчихъо тебѣ, никому изъ нихъ, я желалъ бы исполнить, но не знаю какъ и что нужно будетъ дѣлать при объсненiяхъ, и можетъ быть необходимо нужно будетъ обличенiе къ упраздненiю коварства вражiя. О семъ совѣтую быть мирною, чтобы ни случилось:

Мать А. была у насъ 29 и 30 числа Января, ѣхала довольно весела и благонадѣжна въ свою Обитель, но когда я прочиталъ ей твою записочку, то весьма опечалилась. - Не знаю чѣмъ кончилось се путешествiе, и обрѣла ли она себѣ успокоенiе въ обители своей.

Отецъ М: Старикъ доброй и простой; большой духовности нельзя отъ него требовать; довольно что несетъ иго сего послушанiя, хотя и съ велiимъ трудомъ, и отверженiемъ себя, но несетъ. А мы съ тобою можемъ ошибиться въ нашемъ сужденiи.

Расположенiемъ Отца А. я доволенъ, но я желалъ бы, что бы оное было болѣе къ своему о: Строителю; когда же онаго нѣтъ, то надобно выдерживать брань отъ коей бываетъ польза.

Какъ тебѣ, такъ и всѣмъ твоимъ о Христѣ сестрамъ желаю здравствовать душевно и тѣлесно, и продолжать сiе постное поприще со благоговѣнiемъ.

Ежели истинна о Матери Аливiи, то желаю ей, принять со благоговѣнiемъ, а ежели нѣтъ, то смириться и успокоиться.

15 Февраля

1844 года.

 

Письмо 24-е.

Почтеннѣйшѣя о Господѣ Мати Т.!

Изъ Курска и изъ Борисовки оба твои письмы получилъ, и по заповѣди твоей спѣшу на нихъ отвѣтствоватьы все объ одномъ смущаеш<ь>ся, что письма твои не будутъ къ тебѣ вѣрно доходить: да не лучше ли предать это волѣ Божiей, какъ и во всемъ предаемся Его Святой волѣ, а паче спасенiе душь нашихъ возлагаемъ на Его неизреченное милосердiе и пути, ими же Онъ насъ ведетъ, точно суть правы, аще и не по нашему желанiю и воли содѣвается что; но намъ это не вѣдомо.

Прочти у Св. Петра Дамаскина о стяжанiи вѣры, стяжавшiй ее, яко скотъ водимый волею Божiею, не печется о томъ, упокоитъ ли его Господь, или пошлетъ искушенiи; но всё прiемлетъ за благо. Такъ и намъ должно учиться отъ сего, сокрыются ли наши тайны, будутъ ли онѣ явны, видно есть на это воля Божiя, и успокоиваться на семъ. Пользу же души, аще будемъ того достойны, силенъ Богъ устроить, и малыми словами, и даже юному отрочате, повелитъ рещи слово на пользу, съ вѣрою ищущимъ; а въ противномъ случаѣ рѣку словъ излей, не обрящешь пользы.

Мати Игуменьи путь да совершитъ Господь во благое, и сподобитъ благополучно возвратиться во обитель, поклоняясь благоговѣйно мощамъ Св. угодниковъ прошлогоднiя ихъ пророчества, да разсыпятся и вѣрующiе таковымъ впредь да поучатся остерегаться давать вѣру и смущаться.

Вотъ и къ вамъ есть благоволенiе М: порученiе келлiи, и представленiе къ монашеству, а равно и ласковое обращенiе, все это доказываетъ не враждующихъ, а благоволящихъ; а вы всё добивались другаго рода постриженiя, а теперь и прямымъ путемъ есть входь въ ограду, это гораздо лучшекорби же Алев: за недовѣрiе о кельи, отъ внутрь её устроенiя происходятъ, а не отъ внѣ, вольными или невольными, -а всё намъ Господь путь показуетъ.

Объ А. Н. надобно сожалѣть, что она колеблется двоедушiемъ, и составленiемъ своего разума и воли наноситъ себѣ многосугубую брань и тяжесть. Я писалъ ей о семъ, да и о томъ чтобы не на годовое время себя опредѣлять къ жительству, а на такое какое угодно будетъ Богу устроить для её спасенiя. Примеръ приведенный тобою въ 1ом письмѣ, совсѣмъ не идетъ къ ее устроенiю; а она просто двоедушна и малодушна. Менѣе ли она смущалась, когда было ей назначено жить въ Сѣвскѣ? Совсѣмъ упала духомъ и стала какъ помраченная, это ты сама видѣла, отъ чего же это? Не всегда же надобно довѣрять и своему мнѣнiюВъ семъ мѣстѣ хотѣлъ кой что написать, но помолчу. Пусть она живетъ у васъ, а вы яко сильни немощми немощныхъ почите; и паки, съ кротостiю наказующе противные, Еда како дастъ имъ Богъ покаянiе въ разумъ истины и возникнуть отъ дiавольскiя сѣти, “Живи уловлени отъ него въ свою его волю.” Эти слова Св. Апос:, каковому ученiю и мы по силѣ должны слѣдовать. Она же видя необходимость въ повиновенiи, снѣда[етъ] горькiя плоды своей воли и неповиновенiя, должна будетъ опомниться и научиться смиренiю. Прибытiе въ обитель уже нѣсколько успокоило ее, а можетъ быть и больше придетъ въ разумъ истины. Племянница покойнаго Батюшки была у насъ при первомъ прiѣздѣ Ал. Н. и что она говорила я не знаю, тамъ были м. Олив. и Люб., только кажется история м: Л: несправедлива.

На всѣхъ васъ вкупѣ живущихъ сестеръ испрашивая миръ и благословѣнiе Божiе, и желая вамъ здравiя со спасенiемъ, остаюсь недостойный вашь Богомолецъ многогрѣшный

Iеромонахъ Макарий

 

9е Iюля 1844 года.

О чемъ хотѣлъ помолчать, рѣшился написать, дабы не навести тебѣ сомнѣнiя. Дѣло вотъ въ чемъ состоитъ: что мы часто обманываемся въ своихъ мнѣнiяхъ, и утверждая оные быть истинными, часто погрѣшаемъ. Что и Св: писанiе указуетъ: Премуд: Солом: ”Помышленiя бо смертныхъ боязливо, и погрѣшительно умышленiя ихъ; и паки: Исаiи <нрзб писцом>: Горе глаголющимъ лукавое доброе, и доброе лукавое; полагающимъ тьму свѣтъ, и свѣтъ тьму; полагающимъ горькое сладкое, и сладкое горькое.“ Ты это пострадала въ мысляхъ о м. Iулiи, и когда я сталъ противъ сего, то ты представила въ подтвержденiе что и сестры твои тѣхъ же мнѣнiй о ней; вотъ вѣрное свидѣтельство; когда уже погрѣшила, имѣвши хотя нѣсколько губы помазаны /по слову Старца Василья/ то что же онѣ могутъ понимать еще новоначальная и страстныя? Обыкновенно страстнымъ всё страстно и воображается. Очень явно пишетъ Св. Симеонъ И<оаннъ>: Б<огословъ>: въ 70, 71 и 72 главахъ, не очищенно имуща душевное око, какое могутъ имѣть понятiе о устроенiи другихъ. Въ такихъ случаяхъ совѣтую тебѣ не давать ни одобренiя, ни вашихъ мнѣнiямъ, но видѣть свои нѣмощи совѣтовать. Да ты и на себѣ могла видѣть сiю ошибку, когда помнила о мнѣ будто притворно преждѣ назначилъ Саши въ Борисовку; по какой же это причинѣ? Не иначе видно какъ по расположенiю къ Сѣвску. Но кажется должна видѣть въ этомъ ложъ, равно и въ томъ тожъ. Въ М. I. не было ни малѣйшаго вида сожалѣнiя послѣ отъѣзда вашего о Сашѣ, а еще покойнѣе себя ощущала.

Матерiю сiю я могъ бы и опустить, и совершенно умолчать, но изъ этого какая бы была для тебя польза; а теперь ты должна кажется больше видѣть моего расположенiя, что не укоряя тебя пишу а стараюсь открыть глаза. Впрочемъ съ какой стороны приметъ.

 

Письмо 25-е

Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!

Причина долгаго моего молчанiя на письмо твое отъ 27 Iюля посланное, произошла отъ того, въ теченiи поста было много посѣтителей, и я не имѣлъ время написать не къ одной тебѣ, но и многимъ задолжалъ отвѣтами. А послѣ поста хоть и также были люди, но главное ожидали прiѣзда Пальцовыхъ; однако они и до сихъ поръ еще не были, да видно и не будутъ, судя по времени. Все это не безъ промысла Божiя строющаго всяка пользу, хотя мы сего и не понимаемъ.

Послѣ описанныхъ тобою случаевъ съ А: Н: прошло цѣлой мѣсяцъ, въ теченiи котораго, вѣроятно много изъмѣны произошло въ устроенiи вашего сообщества, то я не могу написать и потрафить такъ, какъ бы надобно къ умиротворенiю. А какъ тогда писалъ: вы сильнiи немощи немощныхъ носите, и теперь отъ того же слова не отступаю. Ты не считаешь себя сильною; но по русской пословицѣ: взявшись за гужъ, не говори что не дужъ, не оправдишся. Да что же тамъ дальше сказано? Немощи немощныхъ носите, и не себѣ угождайте. Этимъ словамъ во всякомъ случаѣ должно смириться.

Св. Варсонофiй пишетъ: мельзи млеко и будетъ масло; а когда дерево упруго погнешь, переломишь. Разумѣяй да разумѣетъ.

О всѣхъ прочихъ обстоятельствахъ тобою писанныхъ, подробно не нахожу нужды писать, довольно что ты объяснила объ нихъ, а тамъ пусть онѣ идутъ какъ идутъ; и ежели бы захотѣлъ кто и полюбопытствовать изъ письма сего не найдетъ оному пищи.

Всѣмъ твоимъ о Христѣ Сестрамъ желаю быть спокойнымъ, мирнымъ и согласнымъ, купно съ тобою пекущихся о спасенiи своемъ, котораго пришли во обитель имать. Прошу ихъ не взыскать за то, что не по имянно ихъ называю, но спасенiя всѣмъ желаю.

О себѣ особеннаго не имѣю ничего сказать, или чемъ похвалиться, кромѣ немощей моихъ.

26 Августа 1844 года.