Письмо 26-е

Христосъ Воскресе!

Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!

Поздравляю тебя съ новою дочькою, новопостриженною монахинею Ловрентiею. Да сподобитъ ее Господь принятый образъ монашескiй сохранить; и данные обѣты по силѣ своей стараться исполнять: послушанiе, терпѣнiе, смиренiе, любовь, цѣломудрiе, нищету и проч. Да плодъ духовный стяжать: радость, миръ, долготерпенiе и проч… но ко всему оному надобно себя нудить; ибо царствiе Божiе /нудится/, и нуждницы восхищаютъ Его.

И въ ономъ то состоитъ отверженiе себя, какъ сказалъ Господь: иже хощетъ по мнѣ идти, да отвержетъ себя и въ слѣдъ мене да идетъ, вземъ крестъ. Какъ и при постриженiи въ оглашенiи намъ предлагалось. Надобно это помнить и во всяломъ случаѣ себя нудить.

Нудить значитъ понужать себя ко всякой добродѣтели, противляясь всякой страсти. Св. Макарiй Египетскiй хорошо это изъясняетъ въ 7й словной своей книгѣ. Написавши вамъ наставленiе, а самъ чуждъ всего сего исполненiя, и боюсь какъ бы и мнѣ не сказано было: врачу изцѣлися самъ!

Прошлаго года, сколько было у васъ предположенiй, страховъ, сомнѣнiй, препятствiй насчетъ постриженiя М. Л. но всѣ они въ ничто обратились. Такъ во всѣхъ нашихъ дѣлахъ и въ нашей волѣ состоящихъ, дѣйствуетъ промыслъ Божiй, усматривая пользу нашу: Сего смиряетъ, а сего возноситъ: убожить и Богатитъ и проч: гдѣ наше  мудрованiе? и гдѣ сильные препятствiи? Вы игуменью испрашивали, но самъ Богъ возвѣстилъ начальницѣ, и устроилось дѣло. Слава премудрости Его о насъ промыслу!

Такъ и матери М: не должно смущаться, но со смиренiемъ возлагать себя на волю и промыслъ Божiй считая себя недостойну сего образа; то Богъ зря ее смиренiе и возвѣстить начальницѣ о ней во благое. А когда она будетъ смущаться, скорбить, крамолиться, считать себя достойною, то сомнительно чтобы получили, ибо сей образъ не свѣтское достоинство, чести и славы; а образъ покаянiя и смиренiя. Внутренняго монаха можно имѣть и безъ внѣшняго; а внѣшний монахъ безъ внутренняго, никакой пользы не принесетъ. То ежели она будетъ крѣпко скорбѣть и смущаться за неполученiе монашества: то явный знакъ что ищетъ онаго не для спасенiя, а для чести; и ищетъ не спасенiя а мантiи. Да вразумитъ ее Господь и укрѣпитъ, противу стрѣ/лъ/ вражiихъ, как сокрушаются отъ смирѣнiя.

Испрашивая на всѣхъ васъ миръ и благословенiе Божiе, остаюсь вашего здравiя и спасенiя желатель

Многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй

4 Мая 1846 года.

 

Письмо 27-е

Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!

Два письма твоихъ я получилъ отъ 15 Мая и отъ 8 Iюня. Вижу что тебя посѣтилъ Господь болѣзнiю и избавилъ отъ смѣрти, близь оной находящуюся, и миръ водворяется между старшими и вами. О всемъ ономъ слава и благодаренiе  премилосердому Богу нашему! Видимъ что изъ противныхъ случаевъ, произходитъ въ благое, и научаемся терпѣнiю и искусству.

Намѣренiе ваше побывать въ Задонскѣ, въ Воронежѣ, и еще гдѣ желаете, да благословитъ вамъ Господь, и устроитъ путь вашь во благое.

А за не соблаговоленiе м: И: ѣздить вамъ къ  старцамъ, нельзя ее обвинять: Ежели бы она видѣла въ комъ плодъ добродѣтели отъ сего дѣланiя, то и не возбраняла бы. И такъ въ этомъ надобно себя винить, и предоставлять волѣ Божiей, ежели ему будетъ угодно и намъ на пользу, то всячески устроитъ и дастъ по сердцу нашему.

М. Н. - ты должна говорить должное, но отъ ее преслушанiя не смущайся. Прочти у Св. Марка подвижника сл: 129, 176, 182 и 183, 213 и 214. и оными пользуй себя и ее. А она пусть припоминаетъ недавно данные обѣты: послушанiе, терпѣнiе, смиренiе и проч. За исполненiе ихъ, получитъ дарованiя духовныя; а за преступленiя лишится мира. Богъ да вразумитъ ее и наставитъ на правый путь и укрѣпитъ на брани сей. Милит: также желаю попасть на истинный путь, и не сбиваться съ него. Когда нѣтъ дѣлъ достойныхъ мантiи, то она одна ее не спасетъ, а еще осудитъ. Она есть образъ смиренiя и покаянiя, а мы обращаемъ ее въ дѣйствiе страсти честолюбiя, которое показывается тѣмъ что скорбиМъ за неполученiе.

Ты упоминаешь о причастiи Св. таинствъ, и говоришь, хотябъ мало удостоиться быть причастницею Св. духа. Ты ищешь сего съ соблюденiемъ; а Царство Небесное съ  соблюденiемъ не приходитъ. Блажени не видѣвшiе а вѣровавшiе, и вѣрою бо ходимъ а не видѣнiемъ. Когда ты ищешь ощущенiя, то видно не со смиренiемъ приступаешь; и потому оно тебѣ не дается; но причастiе Святаго духа и отъемлемо прiемлешь сокровенно; и сiе потому, да не возгордишься; вить ты ищешь дарованiй; смиряйся и получишь оные. Но истинно смиренные не ищутъ оныхъ, а и даемыя не прiемлютъ, считая себя недостойными оныхъ. Милосердый Господь, Онъ силенъ бы былъ обогатить насъ своими дарованiями, но мы ими не воспользуемся а болѣе повредимся; потому то Онъ и награждаетъ своихъ рабовъ за подвиги; нѣкоторыхъ въ началѣ подвиговъ, иныхъ въ прохожденiи, другихъ по окончанiи, а нѣкоторыхъ при самой смерти; пишетъ Св. I. Лѣствичникъ, требуется трудъ и смиренiе, но первый безъ втораго лишается награды; впрочемъ благiй мздовоздаятель воздастъ и имъ, когда уже не могутъ вознестись.

          15-го Iюня 1846 года.

Письмо 28-е

Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т:!

Вотъ и Св. постъ насталъ! время благопрiятное  къ спасенiю. Время течетъ скоро, иже видишь какъ проходятъ не только дни, но недели и мѣсяцы, но и годы лѣтятъ на крылахъ времени быстро; не успѣешь оглянуться, а ужъ день прошелъ, а такъ и вся наша жизнь, за которую надобно дать отчетъ, какъ мы ее провели; все это знаемъ, но живемъ какъ безсмѣртные; видимъ братiю почти ежедневно отходящую, а въ нечувствiи пребываемъ. Это не отъ чего другаго происходитъ, какъ отъ нашего нераденiя, забвенiя и неразуiя. Когда бы мы внимали тому, чему всегда поучаемся, и прилагали тщанiе на дѣланiе прося помощи Божiей, и имѣли бы смиренiе, то и плоды приносили бы достойные, нашего званiя.

Въ письмъ твоемъ ты себя обличаешь во многомъ, и въ поступкахъ ярыхъ противу сестеръ, и просишь меня расчинить отъ чего сiе происходитъ; сама же и разчиняешь, что /отъ/ гордости и самолюбiя, въ чемъ и я съ тобою согласенъ. Когда бы ты имѣла хотя малый залогъ въ сердцѣ тѣхъ укоризненныхъ словъ коими себя укоряешь, то вѣрно бы утоляла ярость палящуюся въ тебѣ, и не щипала и не била бы повинующихся тебѣ о Господѣ сестеръ. Св. писанiе возбраняетъ ярость, и Св. отцы много противъ оной пишутъ наставленiй; а паче молящимся или молитву проходящимъ оное не приличествуетъ: въ старчествѣ: гнѣвливый, аще и мертвеца воскреситъ, молитва его несть прiятна Богу. Св. Кассiана о гнѣвѣ, совѣтую прочести всю статью; также Нила горскаго о томъ же, и Нила постника о молитвѣ, глав: 24, 25 и 26. Много и у другихъ найдешь, какъ то: у Св. Лѣствичника, и Св. Ав: Дорофея и у прочихъ. Имѣюще только облежащь насъ облекъ свидѣтеля, изстрезвимся уже, и положимъ начало въ наказанiи поступать, по ученiю Св. Ап. Павла къ Тимоф. 2е посланiе, въ 2й главѣ: “Рабу же Господню не подобаетъ сваритися, но тиху быти ко всѣмъ, учительну, незлобну, съ кротостiю наказующу противныя, еда како дастъ имъ Богъ покаянiе въ разумъ истины, и возникнуть отъ дiавольскiя сѣти, живи уловляеми отъ него въ свою его волю.“ И паки въ 4-й главѣ: “Настой благовременнѣ и безвремяннѣ, обличи, запрети, умоли, со всякимъ долготерпѣнiемъ и ученiемъ.”

Еще я писалъ тебѣ въ Марковыхъ главахъ, какъ поступать учителю при непослушанiи учимыхъ.

Ты просишь моего прощенiя въ проступкахъ твоихъ, въ чемъ я тебѣ и не отказую; да проститъ тебя Господь; впрочемъ и вашь От. Дух: еще  не менѣе имѣетъ власти тебя вязать и рѣшать, яко тамо сущий, и единой Епархiи, на что и правило Св. Церкви есть, - прочти въ требникѣ. Однако всего лучше просить Бога и самой подвизаться не впадать въ реченная злая и не наводить ни себѣ ни другимъ смущенiя.

О: Амвросiй еще дышетъ и по кельи кой какъ движется, а лѣкарства оставилъ. Онъ вамъ кланяется.

Прошу всѣхъ васъ помолиться о моей худости, да поможетъ Господь пройти поприще поста сего, ибо мнѣ одному трудъ предлежитъ въ исповѣданiи, а силы изнемогаютъ; ходятъ и къ  другимъ но мало.

Ежели ты и еще будешь привязываться и цѣпляться крючками, яко многорѣчивая <нрзб писцом> и щипака; то не получишь никакого отвѣта. Писать объясненiи ни силы ни время нѣтъ

16 Nоября 1846 года

 

Письмо 29-е

Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!

Поздравляю тебя и всѣхъ твоихъ матерей и сестръ, съ предвѣрiемъ всерадостного праздника Рождества Господа нашего Iисуса Христа, да сподобитъ онъ васъ всѣхъ встрѣтить сей праздникъ и провождать съ сердечною радостiю, о преславномъ спасенiи нашемъ.

Очень радъ что Богъ просвѣтилъ очи твои видѣть ошибку въ мнѣнiи касательно моей политики съ тобою. Къ чему мнѣ она? Ежели когда и покажется тебѣ что такое похожее, то вѣрно отъ невнятiя и помраченiя моего: иное письмо нѣсколько разъ отрываютъ, то какъ тутъ не потерять матерiи, како вмѣсто инаго не написать.

Какъ не ублажить тебя, что уже двѣ недѣли не раздражалась; а о прошедшемъ забудемъ. За настоящее жъ ублажаемъ тя! Только помни что мняйся стояти, да блюдетъ да не падетъ. -

И ты нажила себѣ Ляльку Наталью, какъ описываешь ее устроенiе. И сiе тебѣ, да не праздна будешь отъ дѣлъ, и отъ попеченiя о ней, и себя лучше усматривать будешь. А то вить всѣ сестры тебя ублажаютъ да успокоиваютъ. Ей простительно, что она попала въ такое мѣсто, гдѣ не слыхали слова полѣзнаго для души; а можетъ быть еще и по лѣтамъ ее не допускали ее до того. Силенъ же Господь просвѣтить ее очи сердечныя.

А намъ какъ быть? На законъ почиваемъ, а живемъ противно оному; знаемъ но не творимъ сострадая о другихъ, и вразумляя, остерегаться окаленiя, въ коемъ валяемся, то <нрзб писцом> ихъ ради спасенiя и насъ воздвигнетъ Господь и отъ тины страстей очистить.

Роднинькiе же твои идутъ совсѣмъ противоположнымь слабостямъ путемъ. Но далеко-ли ушли - не знаю. Спаси ихъ Господи!

И всѣхъ насъ да сохранитъ Господь своею милостiю: слабыхъ да укрепитъ; падающихъ да возставитъ; тонущихъ сохранитъ во смиренiи. Сколько отеческiй Его промыслъ печется о насъ, и скорбными приключенiями врачуетъ наши душевныя немощи, и попущенiемъ чрезъ оставленiе, къ себѣ привлекаетъ. Слава множеству щедротъ Его, и неисповѣдимой благости! -

Отецъ Амвросiй все находится въ слабости; пищу употребляетъ отваръ сарачин: пшена съ сахаромъ; и ежели часа 4 не укрепитъ себя онымъ, то здѣлается сильное внутреннее томленiе и жаръ. На сихъ дняхъ былъ лѣкарь, совѣтъ его полѣзный, но намъ не удобный; предлагалъ на огурешномъ разсолѣ варить курицу, и оный бульонъ употреблять; отъ чего мы отказались, то хотя на рыбѣ дѣлать такой бульон вѣлелъ. Делали раза два чувствуетъ лучше; что то дальше Богъ дастъ. Да еще вѣлелъ молоко взварить, и самую малую часть положить манныхъ крупъ и употреблять; /должнымъ порядкомъ/ дождемъ праздника и это попробуемъ. Еще говорилъ чтобы прохаживаться и келью держать по холоднѣе. Лѣжавши два мѣсяца, сталъ и прохаживаться. Можетъ быть и оживетъ когда будетъ воля Божiя. Проситъ вашихъ молитвъ.

Испрашивая на всѣхъ васъ миръ и благословенiе Божiе, остаюсь желатель вашего здравiя и духовнаго преуспѣянiя, многогрѣшный

Iеромонахъ Макарiй

      24 Декабря 1846 года.