Письмо
26-е
Христосъ
Воскресе!
Почтеннѣйшая
о Господѣ Мати Т.!
Поздравляю тебя съ новою дочькою,
новопостриженною монахинею Ловрентiею. Да сподобитъ ее Господь принятый образъ монашескiй сохранить; и данные обѣты по
силѣ своей стараться исполнять: послушанiе, терпѣнiе, смиренiе, любовь, цѣломудрiе, нищету и проч. Да плодъ духовный
стяжать: радость, миръ, долготерпенiе и проч… но ко всему оному надобно себя нудить; ибо
царствiе
Божiе /нудится/, и
нуждницы восхищаютъ Его.
И въ ономъ то состоитъ отверженiе себя, какъ сказалъ Господь: иже
хощетъ по мнѣ идти, да отвержетъ себя и въ слѣдъ мене да идетъ,
вземъ крестъ. Какъ и при постриженiи въ оглашенiи намъ предлагалось. Надобно это помнить и во всяломъ
случаѣ себя нудить.
Нудить значитъ понужать себя ко
всякой добродѣтели, противляясь всякой страсти. Св. Макарiй Египетскiй хорошо это изъясняетъ въ 7й
словной своей книгѣ. Написавши вамъ наставленiе, а самъ чуждъ всего сего исполненiя, и боюсь какъ бы и мнѣ не
сказано было: врачу изцѣлися самъ!
Прошлаго года, сколько было у васъ
предположенiй,
страховъ, сомнѣнiй,
препятствiй
насчетъ постриженiя
М. Л. но всѣ они въ ничто обратились. Такъ во всѣхъ нашихъ дѣлахъ
и въ нашей волѣ состоящихъ, дѣйствуетъ промыслъ Божiй, усматривая пользу нашу: Сего
смиряетъ, а сего возноситъ: убожить и Богатитъ и проч: гдѣ наше мудрованiе? и гдѣ сильные препятствiи? Вы игуменью испрашивали, но самъ
Богъ возвѣстилъ начальницѣ, и устроилось дѣло. Слава
премудрости Его о насъ промыслу!
Такъ и матери М: не должно смущаться,
но со смиренiемъ
возлагать себя на волю и промыслъ Божiй считая себя недостойну сего образа; то Богъ зря ее
смиренiе
и возвѣстить начальницѣ о ней во благое. А когда она будетъ
смущаться, скорбить, крамолиться, считать себя достойною, то сомнительно чтобы
получили, ибо сей образъ не свѣтское достоинство, чести и славы; а образъ
покаянiя
и смиренiя.
Внутренняго монаха можно имѣть и безъ внѣшняго; а внѣшний
монахъ безъ внутренняго, никакой пользы не принесетъ. То ежели она будетъ крѣпко
скорбѣть и смущаться за неполученiе монашества: то явный знакъ что
ищетъ онаго не для спасенiя,
а для чести; и ищетъ не спасенiя
а мантiи.
Да вразумитъ ее Господь и укрѣпитъ, противу стрѣ/лъ/ вражiихъ, как сокрушаются отъ смирѣнiя.
Испрашивая на всѣхъ васъ миръ и
благословенiе
Божiе, остаюсь вашего
здравiя и спасенiя желатель
Многогрѣшный
Iеромонахъ Макарiй
4 Мая 1846 года.
Письмо
27-е
Почтеннѣйшая
о Господѣ Мати Т.!
Два письма твоихъ я получилъ отъ 15
Мая и отъ 8 Iюня.
Вижу что тебя посѣтилъ Господь болѣзнiю и избавилъ отъ смѣрти, близь
оной находящуюся, и миръ водворяется между старшими и вами. О всемъ ономъ слава
и благодаренiе премилосердому Богу нашему! Видимъ что изъ
противныхъ случаевъ, произходитъ въ благое, и научаемся терпѣнiю и искусству.
Намѣренiе ваше побывать въ Задонскѣ, въ
Воронежѣ, и еще гдѣ желаете, да благословитъ вамъ Господь, и
устроитъ путь вашь во благое.
А за не соблаговоленiе м: И: ѣздить вамъ къ старцамъ, нельзя ее обвинять: Ежели бы она
видѣла въ комъ плодъ добродѣтели отъ сего дѣланiя, то и не возбраняла бы. И такъ въ
этомъ надобно себя винить, и предоставлять волѣ Божiей, ежели ему будетъ угодно и намъ на
пользу, то всячески устроитъ и дастъ по сердцу нашему.
М. Н. - ты должна говорить
должное, но отъ ее преслушанiя
не смущайся. Прочти у Св. Марка подвижника сл: 129, 176, 182 и 183, 213 и 214.
и оными пользуй себя и ее. А она пусть припоминаетъ недавно данные обѣты:
послушанiе,
терпѣнiе,
смиренiе
и проч. За исполненiе
ихъ, получитъ дарованiя
духовныя; а за преступленiя
лишится мира. Богъ да вразумитъ ее и наставитъ на правый путь и укрѣпитъ
на брани сей. Милит: также желаю попасть на истинный путь, и не сбиваться съ
него. Когда нѣтъ дѣлъ достойныхъ мантiи, то она одна ее не спасетъ, а еще
осудитъ. Она есть образъ смиренiя
и покаянiя,
а мы обращаемъ ее въ дѣйствiе страсти честолюбiя, которое показывается тѣмъ
что скорбиМъ за неполученiе.
Ты упоминаешь о причастiи Св. таинствъ, и говоришь, хотябъ
мало удостоиться быть причастницею Св. духа. Ты ищешь сего съ соблюденiемъ; а Царство Небесное съ соблюденiемъ не приходитъ. Блажени не видѣвшiе а вѣровавшiе, и вѣрою бо ходимъ а не видѣнiемъ. Когда ты ищешь ощущенiя, то видно не со смиренiемъ приступаешь; и потому оно тебѣ
не дается; но причастiе
Святаго духа и отъемлемо прiемлешь
сокровенно; и сiе
потому, да не возгордишься; вить ты ищешь дарованiй; смиряйся и получишь оные. Но
истинно смиренные не ищутъ оныхъ, а и даемыя не прiемлютъ, считая себя недостойными
оныхъ. Милосердый Господь, Онъ силенъ бы былъ обогатить насъ своими дарованiями, но мы ими не воспользуемся а болѣе
повредимся; потому то Онъ и награждаетъ своихъ рабовъ за подвиги; нѣкоторыхъ
въ началѣ подвиговъ, иныхъ въ прохожденiи, другихъ по окончанiи, а нѣкоторыхъ при самой
смерти; пишетъ Св. I.
Лѣствичникъ, требуется трудъ и смиренiе, но первый безъ втораго лишается
награды; впрочемъ благiй
мздовоздаятель воздастъ и имъ, когда уже не могутъ вознестись.
15-го Iюня 1846 года.
Письмо
28-е
Почтеннѣйшая
о Господѣ Мати Т:!
Вотъ и Св. постъ насталъ! время
благопрiятное къ спасенiю. Время течетъ скоро, иже видишь какъ
проходятъ не только дни, но недели и мѣсяцы, но и годы лѣтятъ на
крылахъ времени быстро; не успѣешь оглянуться, а ужъ день прошелъ, а такъ
и вся наша жизнь, за которую надобно дать отчетъ, какъ мы ее провели; все это
знаемъ, но живемъ какъ безсмѣртные; видимъ братiю почти ежедневно отходящую, а въ
нечувствiи
пребываемъ. Это не отъ чего другаго происходитъ, какъ отъ нашего нераденiя, забвенiя и неразуiя. Когда бы мы внимали тому, чему
всегда поучаемся, и прилагали тщанiе на дѣланiе прося помощи Божiей, и имѣли бы смиренiе, то и плоды приносили бы достойные,
нашего званiя.
Въ письмъ твоемъ ты себя обличаешь во
многомъ, и въ поступкахъ ярыхъ противу сестеръ, и просишь меня расчинить отъ
чего сiе
происходитъ; сама же и разчиняешь, что /отъ/ гордости и самолюбiя, въ чемъ и я съ тобою согласенъ.
Когда бы ты имѣла хотя малый залогъ въ сердцѣ тѣхъ
укоризненныхъ словъ коими себя укоряешь, то вѣрно бы утоляла ярость
палящуюся въ тебѣ, и не щипала и не била бы повинующихся тебѣ о
Господѣ сестеръ. Св. писанiе возбраняетъ ярость, и Св. отцы много противъ оной пишутъ
наставленiй;
а паче молящимся или молитву проходящимъ оное не приличествуетъ: въ старчествѣ:
гнѣвливый, аще и мертвеца воскреситъ, молитва его несть прiятна Богу. Св. Кассiана о гнѣвѣ, совѣтую
прочести всю статью; также Нила горскаго о томъ же, и Нила постника о молитвѣ,
глав: 24, 25 и 26. Много и у другихъ найдешь, какъ то: у Св. Лѣствичника,
и Св. Ав: Дорофея и у прочихъ. Имѣюще только облежащь насъ облекъ свидѣтеля,
изстрезвимся уже, и положимъ начало въ наказанiи поступать, по ученiю Св. Ап. Павла къ Тимоф. 2е
посланiе,
въ 2й главѣ: “Рабу же Господню не подобаетъ сваритися,
но тиху быти ко всѣмъ, учительну, незлобну, съ кротостiю наказующу противныя, еда како дастъ
имъ Богъ покаянiе
въ разумъ истины, и возникнуть отъ дiавольскiя
сѣти, живи уловляеми отъ него въ свою его волю.“ И паки въ 4-й главѣ:
“Настой благовременнѣ и безвремяннѣ, обличи, запрети, умоли, со
всякимъ долготерпѣнiемъ
и ученiемъ.”
Еще я писалъ тебѣ въ Марковыхъ
главахъ, какъ поступать учителю при непослушанiи учимыхъ.
Ты просишь моего прощенiя въ проступкахъ твоихъ, въ чемъ я
тебѣ и не отказую; да проститъ тебя Господь; впрочемъ и вашь От. Дух:
еще не менѣе имѣетъ власти
тебя вязать и рѣшать, яко тамо сущий, и единой Епархiи, на что и правило Св. Церкви
есть, - прочти въ требникѣ. Однако всего лучше просить Бога и самой
подвизаться не впадать въ реченная злая и не наводить ни себѣ ни другимъ
смущенiя.
О: Амвросiй еще дышетъ и по кельи кой какъ
движется, а лѣкарства оставилъ. Онъ вамъ кланяется.
Прошу всѣхъ васъ помолиться о
моей худости, да поможетъ Господь пройти поприще поста сего, ибо мнѣ
одному трудъ предлежитъ въ исповѣданiи, а силы изнемогаютъ; ходятъ и
къ другимъ но мало.
Ежели ты и еще будешь привязываться и
цѣпляться крючками, яко многорѣчивая <нрзб писцом> и
щипака; то не получишь никакого отвѣта. Писать объясненiи ни силы ни время нѣтъ
16 Nоября 1846 года
Письмо
29-е
Почтеннѣйшая
о Господѣ Мати Т.!
Поздравляю тебя и всѣхъ твоихъ
матерей и сестръ, съ предвѣрiемъ всерадостного праздника Рождества Господа нашего Iисуса Христа, да сподобитъ онъ васъ
всѣхъ встрѣтить сей праздникъ и провождать съ сердечною радостiю, о преславномъ спасенiи нашемъ.
Очень радъ что Богъ просвѣтилъ
очи твои видѣть ошибку въ мнѣнiи касательно моей политики съ тобою.
Къ чему мнѣ она? Ежели когда и покажется тебѣ что такое похожее, то
вѣрно отъ невнятiя
и помраченiя
моего: иное письмо нѣсколько разъ отрываютъ, то какъ тутъ не потерять
матерiи, како вмѣсто
инаго не написать.
Какъ не ублажить тебя, что уже двѣ
недѣли не раздражалась; а о прошедшемъ забудемъ. За настоящее жъ
ублажаемъ тя! Только помни что мняйся стояти, да блюдетъ да не падетъ. -
И ты нажила себѣ Ляльку
Наталью, какъ описываешь ее устроенiе. И сiе
тебѣ, да не праздна будешь отъ дѣлъ, и отъ попеченiя о ней, и себя лучше усматривать
будешь. А то вить всѣ сестры тебя ублажаютъ да успокоиваютъ. Ей
простительно, что она попала въ такое мѣсто, гдѣ не слыхали слова
полѣзнаго для души; а можетъ быть еще и по лѣтамъ ее не допускали
ее до того. Силенъ же Господь просвѣтить ее очи сердечныя.
А намъ какъ быть? На законъ
почиваемъ, а живемъ противно оному; знаемъ но не творимъ сострадая о другихъ, и
вразумляя, остерегаться окаленiя,
въ коемъ валяемся, то <нрзб писцом> ихъ ради спасенiя и насъ воздвигнетъ Господь и отъ
тины страстей очистить.
Роднинькiе же твои идутъ совсѣмъ
противоположнымь слабостямъ путемъ. Но далеко-ли ушли - не знаю. Спаси ихъ
Господи!
И всѣхъ насъ да сохранитъ
Господь своею милостiю:
слабыхъ да укрепитъ; падающихъ да возставитъ; тонущихъ сохранитъ во смиренiи. Сколько отеческiй Его промыслъ печется о насъ, и
скорбными приключенiями
врачуетъ наши душевныя немощи, и попущенiемъ чрезъ оставленiе, къ себѣ привлекаетъ. Слава
множеству щедротъ Его, и неисповѣдимой благости! -
Отецъ Амвросiй все находится въ слабости; пищу
употребляетъ отваръ сарачин: пшена съ сахаромъ; и ежели часа 4 не укрепитъ себя
онымъ, то здѣлается сильное внутреннее томленiе и жаръ. На сихъ дняхъ былъ лѣкарь,
совѣтъ его полѣзный, но намъ не удобный; предлагалъ на огурешномъ
разсолѣ варить курицу, и оный бульонъ употреблять; отъ чего мы
отказались, то хотя на рыбѣ дѣлать такой бульон вѣлелъ.
Делали раза два чувствуетъ лучше; что то дальше Богъ дастъ. Да еще вѣлелъ
молоко взварить, и самую малую часть положить манныхъ крупъ и употреблять;
/должнымъ порядкомъ/ дождемъ праздника и это попробуемъ. Еще говорилъ чтобы
прохаживаться и келью держать по холоднѣе. Лѣжавши два мѣсяца,
сталъ и прохаживаться. Можетъ быть и оживетъ когда будетъ воля Божiя. Проситъ вашихъ молитвъ.
Испрашивая на всѣхъ васъ миръ и
благословенiе
Божiе, остаюсь
желатель вашего здравiя
и духовнаго преуспѣянiя,
многогрѣшный
Iеромонахъ Макарiй
24 Декабря 1846 года.