Письмо 34-е.

1-е Января 1849 года

Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!

Поздравляю тебя и всѣхъ твоихъ о Христѣ Сестеръ проведя Светлый и радостный праздникъ Рождества Господа нашего Iисуса Христа; и съ наступившимъ симъ Новымъ Годомъ. Миръ Божiй да умножится въ обители вашей, въ сообществѣ вашемъ, и въ сердцахъ каждой изъ васъ, и утѣшенiя Его да возвеселятъ души ваша.

Прошу помолиться и о моемъ недостоинствѣ, да сподобитъ Господь съ началомъ новаго Года, положить начало ко благоугожденiю Божiю, исполненiемъ Святой Его Воли.

Два письма твоихъ получилъ: 1-е отъ 15-го, а 2-е отъ 22 Декабря. Въ первомъ описываешь исторiю отправленiя отъ васъ Iулiи; а во второмъ изъявляешь сожалѣнiе, что она осталась въ мiрѣ, и боитесь, что виновницы сего ее мiрскаго пребыванiя.

Я не знаю, а кажется невольникъ не богомольникъ: она скучала, желала свободы вредной для нее; а по прiѣздѣ къ матери безъ сожалѣнiя о монастырѣ осталась тамъ; по этому видно она не имѣла истиннаго произволенiя къ монастырской жизни. Время еще не ушло, пусть тамъ поживетъ, и вкуситъ посредѣ сладстей мiрскихъ и горести Его; то можетъ быть и паки восхощетъ удалиться въ Пустынь ища Бога спасающаго ее отъ треволненiй мiра; но уже будетъ постояннѣе и тверже ее у васъ водворенiе; а останется въ мiрѣ, то и тамъ силенъ Гоподь спасти скорбнымъ путемъ ведущимъ въ жиз<н>ь вѣчную.

Благодарю тебя и всѣхъ сестеръ за поздравленiе насъ съ праздникомъ Рождества Христова и за всѣ благожеланiя намъ. Но въ этомъ будь увѣрена, что вещiй твой разумъ лжетъ тебѣ, что будто теперь на меня востало гоненiе. Благодарю Бога доселѣ еще ничего такого не вижу и не слышу; а будущее отъ насъ закрыто. Всѣ мы въ руцѣ Божiей, а безъ него и власъ главы нашея не погибнетъ. Аще что угодно ему послать ко искушенiю моему, буди Его Святая воля. Онъ же силенъ даровать укрѣпленiе и избытiе. Будьте покойны! О: Iоаннъ составилъ изъ слы шанного отъ Ал. Ал. какую то нелѣпость, о нашей Обители. Но совсѣмъ этого нѣтъ: О. Па√сiй  давно здѣланъ духовникомъ по моей прозьбѣ въ помощь мнѣ; недовольныхъ имъ очень немного, отъ нихъ же долженъ быть о. Филаретъ, котораго языкомъ видно и А. А. говорилъ. Вышли отъ насъ тѣ, которые здѣсь не нужны, а въ Малой Ярославецъ посланы за послушанiе 4 человѣка, со скорбью о Обители сей. А люди все превратно разумѣютъ и выводятъ свои сужденiи ложно.

Можетъ быть чего еще и не дописалъ, то прошу не взыскать съ меня, писемъ много: вчера  на одной почтѣ получилъ 26 писемъ. Когда отвѣчать? Паки повторяю обо мнѣ будьте увѣрены и спокойны, что я нахожусь благополучьно и въ Обители у насъ спокойно. Чего всѣмъ вамъ усердно желаю и остаюсь

Многогрѣшный Iеромонахъ М:

 

Письмо 34-е.

1-е Января 1849 года

Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!

Поздравляю тебя и всѣхъ твоихъ о Христѣ Сестеръ проведя Светлый и радостный праздникъ Рождества Господа нашего Iисуса Христа; и съ наступившимъ симъ Новымъ Годомъ. Миръ Божiй да умножится въ обители вашей, въ сообществѣ вашемъ, и въ сердцахъ каждой изъ васъ, и утѣшенiя Его да возвеселятъ души ваша.

Прошу помолиться и о моемъ недостоинствѣ, да сподобитъ Господь съ началомъ новаго Года, положить начало ко благоугожденiю Божiю, исполненiемъ Святой Его Воли.

Два письма твоихъ получилъ: 1-е отъ 15-го, а 2-е отъ 22 Декабря. Въ первомъ описываешь исторiю отправленiя отъ васъ Iулiи; а во второмъ изъявляешь сожалѣнiе, что она осталась въ мiрѣ, и боитесь, что виновницы сего ее мiрскаго пребыванiя.

Я не знаю, а кажется невольникъ не богомольникъ: она скучала, желала свободы вредной для нее; а по прiѣздѣ къ матери безъ сожалѣнiя о монастырѣ осталась тамъ; по этому видно она не имѣла истиннаго произволенiя къ монастырской жизни. Время еще не ушло, пусть тамъ поживетъ, и вкуситъ посредѣ сладстей мiрскихъ и горести Его; то можетъ быть и паки восхощетъ удалиться въ Пустынь ища Бога спасающаго ее отъ треволненiй мiра; но уже будетъ постояннѣе и тверже ее у васъ водворенiе; а останется въ мiрѣ, то и тамъ силенъ Гоподь спасти скорбнымъ путемъ ведущимъ въ жиз<н>ь вѣчную.

Благодарю тебя и всѣхъ сестеръ за поздравленiе насъ съ праздникомъ Рождества Христова и за всѣ благожеланiя намъ. Но въ этомъ будь увѣрена, что вещiй твой разумъ лжетъ тебѣ, что будто теперь на меня востало гоненiе. Благодарю Бога доселѣ еще ничего такого не вижу и не слышу; а будущее отъ насъ закрыто. Всѣ мы въ руцѣ Божiей, а безъ него и власъ главы нашея не погибнетъ. Аще что угодно ему послать ко искушенiю моему, буди Его Святая воля. Онъ же силенъ даровать укрѣпленiе и избытiе. Будьте покойны! О: Iоаннъ составилъ изъ слы шанного отъ Ал. Ал. какую то нелѣпость, о нашей Обители. Но совсѣмъ этого нѣтъ: О. Па√сiй  давно здѣланъ духовникомъ по моей прозьбѣ въ помощь мнѣ; недовольныхъ имъ очень немного, отъ нихъ же долженъ быть о. Филаретъ, котораго языкомъ видно и А. А. говорилъ. Вышли отъ насъ тѣ, которые здѣсь не нужны, а въ Малой Ярославецъ посланы за послушанiе 4 человѣка, со скорбью о Обители сей. А люди все превратно разумѣютъ и выводятъ свои сужденiи ложно.

Можетъ быть чего еще и не дописалъ, то прошу не взыскать съ меня, писемъ много: вчера  на одной почтѣ получилъ 26 писемъ. Когда отвѣчать? Паки повторяю обо мнѣ будьте увѣрены и спокойны, что я нахожусь благополучьно и въ Обители у насъ спокойно. Чего всѣмъ вамъ усердно желаю и остаюсь

Многогрѣшный Iеромонахъ М:

 

Письмо 35-е.

29 Января 1849 года

 

Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!

Получилъ твоихъ два письма отъ 8 и отъ 19 Января. За поздравленiе меня со днемъ Ангела благодарю тебя и всѣхъ твоихъ Сестеръ.

Газеты ваши или ложные, или вы ихъ не такъ понимаете, и смущаетесь всуе о приближающемся времени; никакого нѣтъ Nаполеона, и о вѣрѣ толку нѣтъ. Ну гдѣ вамъ вникать и понимать политическiя дѣла Европы? Сидите лучше за книгами Св: Ефрема, Дорофея, Лѣствичника и протчихъ, и имѣйте войну со страстьми своими; а тѣ дѣла оставимъ разбирать тонкимъ политикамъ и искуснымъ полководцамъ. А намъ да будетъ Богъ прибѣжище и сила, помощникъ въ скорбѣхъ обрятшихъ ны зѣло.

Призывать помощь Божiю во всякомъ дѣлѣ нужно, которая намъ помогаетъ творить дѣла наша, - но чемъ же тутъ тщеславиться, что яко мощiю Божiею дѣлаю: пишу или что другое творю. Мы безъ помощи Божiей ничтоже можемъ творити.

На всѣ твои мѣлочи не буду отвѣчать. Сашѣ также не пишу, а благодарю ее за письмо и посылаю ей и всѣмъ сестрамъ вашимъ мое недостойное благословенiе.

Наташе также писать немощно-бо: скажи ей, чтобы она благодарила Бога, призвавшего ее судьбами своими во Св: Обитель. И падшее зѣрно нечаянно на землю, иногда приноситъ многiе плоды; - а когда она оставитъ Обитель, то многимъ скорбямъ подвергнетъ свою участь, - да укрѣпитъ ее Господь.

Желаю всѣмъ вамъ мира, здравiя и спасенiя. Многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

Письмо 36-е

Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!

Ты полагаясь на мнимое мое разсужденiе, описываешь предлежащее вамъ обстоятельство, о письмоводительствѣ; предлагаешь разсужденiе свое и просишь рѣшенiя? Будущихъ дѣлъ я не провидемъ, да и въ разсужденiи скудоуменъ; а уповая на вашу вѣру, рѣшаюсь сказать вамъ тоже что и вы думаете, и ежели возможно свободиться, то по нашему мнѣнiю было-бы лучше; - не всякiя бы дрязги до васъ доходили, и можетъ быть избавились бы скорбей. Но почему намъ знать не хочетъ ли промыслъ Божiй къ искусу вашему еще послать вамъ оные, да не будете праздны? Въ такомъ случаѣ отдаться въ волю Божiю; самимъ не наскакивать и даже, когда бы были желанiи къ сему, отвѣргать и подавлять въ себѣ; при предложенiи сколько можно смиренно отрицаться. Но ежели будутъ усильно предлагать послушанiе, изъяснивъ свою немощь /т: е: всей кельи/ и опасенiи подпасть чему либо противному и за нравственность; надобно покориться по Лѣствичнику: когда безъ предваренiя немощи приметъ кто послушанiе и поползается, то не давшему а прiемшему вмѣняется вина; такожде и на оборотъ. Да дастъ Господь вамъ истинный разумъ.

           О Н: пишетъ ко мнѣ О. Петръ, что онъ рѣшился ее перевести въ Ворон: Монастырь; видно <видно - дважды> надѣются на глазахъ лучше будетъ имѣть устроенiе; однакожъ это не надежно, теперь будетъ совершенно на своей волѣ, и забудетъ то, къ чему было начала привыкать: отверженiю своей воли и разума. Жаль ее, да нечего дѣлать, онѣ послѣ сами увидятъ свою ошибку да будетъ поздно. Мнѣ кажется онѣ основались на прежнихъ ее письмахъ. Вы же теперь свободны безъ вашей вины; о ней надобно жалѣть, а за себя благодарить Бога.

Приближается Свѣтлый и радостный праздникъ Воскресенiя Господа нашего Iисуса Христа. Да сподобитъ Онъ васъ всѣхъ о Христѣ Сестръ проведя великую и страстную Седьмицу, воспоминая Спасительныя Страсти Христовы, съ благодарнымъ чувствомъ встрѣтитъ въ духовной радости Свѣтлый день Его Воскресенiя. Чего вамъ усердно желая поручаю себя молитвамъ вашимъ остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

        26 Марта 1849 года.

 

Письмо 37-е.

Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!

Три письма твои получилъ. Въ послѣд<н>емъ письмѣ увѣдомляешь о прiѣздѣ къ вамъ Сѣвской м: Магдалины Вишневой, и по расказамъ ее о скорбномъ ихней Обители теперешнемъ положенiи. Во истинну правда что смущенiе велико и весьма достожалостно; но разсудить и поставить виновными можетъ только одинъ Богъ сердцевѣдецъ, а словамъ ихъ нельзя вѣрить. Онѣ жалуются на Игуменью въ притесненiи: - Игуменiя нахъ <?> въ противленiи и жалобѣ Архiерею, что самъ ей Архiерей говорилъ; плачетъ ежедневно о возмущенiи.

А между темъ, и та и другая стороны правы и не найдутся въ чемъ себя укорить; а врагу это и нужно: посѣянныя имъ плевелы вражды, приносятъ горькiй плодъ.

          Теперь здѣсь Казановъ и М. Аркадiя Вишнева съ своими скорбями и оправданiями; а чѣмъ это дѣло кончится одному Богу извѣстно. Я сколько ни стараюсь и ту и другую сторону склонить къ смиренiю но весьма не надежно; на обоихъ сторонахъ есть люди, кои не ищутъ мира, а хотятъ заслужить что нибудь, и вышедшее съ одной стороны слово, перейдя чрезъ 10 и болѣе языковъ доходитъ съ преувеличиванiемъ и вмѣсто мира болѣе раздражаетъ. Надобно взять терпѣнiе, можетъ быть и утихнетъ это смущенiе.

И въ вашей Обители нѣтъ совершеннаго мира, что дѣлать; а для внемлющихъ спасенiю своему, это не повредитъ, но паче утвердитъ и научитъ терпенiю. Молитесь Богу, и внимаqте себѣ, сохраняя миръ, сколько возможно съ вашей стороны.

Всѣ<мъ> вашимъ о Христѣ Сестрамъ мира, здравiя и спасенiя желаю, и остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

19 Iюля 1849 года.

 

Письмо 38-е.

 

Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!

 

           Письмы твои отъ 26 Сентября и отъ 12-го Октября получены мною своевременно. На первое потому не писалъ, что предъ полученiемъ онаго только что послалъ къ тебѣ письмо, которое ты и получила.

            Благодарю тебя за участiе въ скорби нашей о разлученiи съ старцемъ нашимъ Батюшкою Отцемъ Iоанномъ. Но когда приближилось время преселенiя его въ лучшiй мiръ, ко успокоенiю Его, то кто можетъ противиться волѣ Божiей? - Буди имя Господне Благасловенно во вѣки! -

Сѣвские Матери одни другихъ смѣняютъ у насъ. М: Аѳанасiя съ Ан: Иван: поѣхали отъ насъ 27 Сентября, /а всё еще не кончивъ дѣла, оставили довѣренность/ на мѣсто ихъ прiѣхали: м: Виталiя Петровская, потомъ Вишневы на обратномъ пути въ Обитель. Не успѣли всѣ отбыть, пожаловали: м: Аркадiя и Арсенiя Шматовы, и теперь у насъ гостятъ. А Бѣлевскiя и частенько одна другую смѣняютъ. Теперь свобода прямая. А я всё въ молвѣ.

Будущею весною, аще Господь восхощетъ и живи будемъ, вы собираетесь въ Кiевѣ побывать, а по дорогѣ и къ намъ заѣхать. Есть и у меня давно мысль побывать въ Кiевѣ и у васъ, да ни какъ не сберу духу проситься у Владыки, зна его къ сему неблаговоленiе. Но оставляю сiе такъ же до весны, какъ Богъ устроитъ, такъ и да будетъ.

О: Гаврiилъ выбылъ отъ насъ по званiю Божiю; и до селѣ о: Игуменъ имъ очень доволенъ, и ему удобоносимо; хоть и есть отъ нѣкоторыхъ братiй неудовольствiя, что не имѣетъ съ ними близкаго общенiя, и не угощаетъ ихъ; и онѣ къ этому привыкнуть, и Обители велiя польза его тамъ водворенiя, и самъ эликтризируетъ. Но вотъ другой случай съ нами послѣдовалъ, чему причиною худая моя[1] жизнь: Отецъ Iоанникiй перешелъ отъ насъ въ Тихонову Пустынь на жительство, для успокоенiя старости его, чего ему усердно желаемъ! А еще П:А: Жерве, изъ одной крайности мнимой высоты жительства, перешелъ въ другую низшую; оставивъ скитъ, вышелъ въ монастырь, сталъ жить поразсѣяннѣе. Очень жаль его бѣднаго; вотъ мое искуство въ окормленiи! А слѣпцы, всё слѣпцы, мнять нѣчто быти. Горе мнѣ!

Всѣмъ вамъ о Христѣ Матерямъ и Сестрамъ желаю мирнаго и спокойнаго о Господѣ жительства и прошу помолиться о многогрѣшномъ Iеромонахѣ Макарiѣ.

         23 Октября 1849 года.

 

Письмо 39-е

10 Декабря 1849 года.

Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!

 

Вчерашнiй день получилъ твое письмо отъ 30 Nоября, а 23 Nоября отъ 16; и на оные вмѣстѣ отвѣчаю: въ письмѣ твоемъ ты крѣпко себя укоряешь, и я полагаю, что это сообразно и съ чувствомъ твоимъ, по крайнѣй мѣрѣ въ ту минуту. О! Когда бы и всегда это чувство было при тебѣ, то и воздержалась бы отъ того, чего не хочешь творить. Изъ своихъ же немощей познавай и чужiя немощи, и не будь строгiй судiя и взыскатель за проступки ближнихъ, а у тебя это есть, и не всякой готовъ принять строгое обличенiе; разъ скажетъ, а другой и оставитъ. Хотя бы мы и велики дѣланiи имѣ ли, но все надобно имѣть болѣзненное сердце; а я грѣшный и того и другаго чуждъ.

Е. К. записочку читалъ, дай Богъ чтобы получила она пользу, но я не помню что ей писалъ, знаю только что противъ ее письма, не понялъ я твоего слова “послала письмо, сапоги съ <нрзб писцом> на имя О. Еф: отъ 16 но.” Письмо я получилъ, а о сапогахъ съ <нрзб писцом> не могу понять къ чему от<н>осятся слова сiи: къ письму ли или къ сапогамъ которые не получены.

Пишешь о Курской Игуменьи и въ семъ и въ прежнемъ письмѣ съ приложенiемъ <нрзб писцом> письма Александрина къ тебѣ на него, но чтожъ мы имъ здѣлаемъ? и чѣмъ поможемъ? Богъ долготерпитъ какъ намъ, такъ и имъ. Жалка слепота, что  не видимъ своихъ недостатковъ; впрочемъ языкомъ уничтожаетъ себя какъ и мы съ тобою мнимый нѣчто. Конечно всякъ, что сѣетъ, то и пожнетъ; жаль вашу старушку; но видно это лишенiе будетъ ей для прiобрѣтенiя въ вѣчности: вить съ собою никого не понесетъ. Я недавно получилъ отъ А: письмо, изъявляетъ свою скорбь о кончинѣ своей келейной Е:, думаю непокорная о которой ты говорила. Пишетъ что она довольна сестрами, и ею довольны. А мнѣ тутъ что дѣлать и къ чему привязаться. Но я ей еще не отвѣчалъ, да и подожду.

Прiютъ этотъ напасть Монахинямъ; а начальницамъ лишнiя хлопоты и скорби; и подѣломъ имъ. Когдажъ о своей душѣ подумать? Мы будто ужъ и совершенны!

Спрашиваешь меня, можно ли жертвуемыя шерстяныя вѣщи употреблять на церковь? Я право не погрѣшу, когда скажу что не знаю; мнѣ не случалось о семъ читать въ правилахъ, можно или нѣтъ. Въ прежнiе времена не было въ употребленiи и для одѣжды такихъ суконныхъ тканей, то онѣ и не были употребляемы; а теперь не могу утвердительно ничего сказать.

Откуда ты взяла что намѣстникъ Лаврской прiѣзжалъ не съ доброй стороны? напротивъ, онъ съ любовiю съ нами обращался; духовно бесѣдовалъ и наградилъ насъ Святыней; прислалъ послѣ намъ крестъ украшенный каменьями, въ срединѣ животворящее древо, и мѣста, гдѣ вложены оставленные тобою Св. Мощи Св. Ан. И Св. М. и пр. С: Послѣ еще прислалъ парчевыя ризы въ Скитъ, книжекъ; мнѣ подарилъ клабукъ, четки и еще кой что.

 

 



[1] В этом  месте у писца пробел, возможно, не разобрано какое-то слово – ред.