Письмо 40-е

21 Февраля 1850 года.

Почтенная о Господѣ Мати Т.!

Полученiемъ послѣдняго моего тобою письма кажется всѣ твои сомнѣнiя должны разрушиться касательно твоихъ писемъ посылаемыхъ ко мнѣ. Я скорѣе полагаю причину долгаго хода твоего ко мнѣ письма отъ 18-го Января: оно было надписано на имя О: Еvфимiя, и попало прямо къ о: Игумену; гдѣ и пролѣжало почты три; это часто случается: у о. Игумена писемъ много, положатъ - забудутъ отдать; Еvфимiй же это время былъ очень занятъ дѣлами, то можетъ быть и съ симъ намѣренiемъ не отдавали, чтобы не отвлѣчь его отъ дѣла. Когда бы письмы ко мнѣ прямо были принесены, то я по рукѣ твоей и самъ у себя оставляю, даже и о. Сергiй знаетъ и доставляетъ прямо ко мнѣ; а случается посылаютъ кого другаго, то всѣ письма отдаются о. Игумену. Вотъ эта настоящая причина. Будь-же спокойна. М. М. всѣ твои письма <нрзб писцом> доставлены, и даже въ скорости по полученiи; всё такъ случалось. Я получилъ теперь два твоихъ письма вскорѣ одно за другимъ. Отъ 8-го чрезъ М. М. а отъ 15. чрезъ почту.

Описанное тобою положенiе Е. К. по от<н>ошенiямъ съ ея теткою, очень жалки; а бѣдное ее устроенiе еще жалостнѣе, что она не познаетъ своего недуга -гордости, и оскорбляется за то когда ее въ семъ обличаютъ. Какъ же лѣчить болѣзнь, когда она ее сокрываетъ и не понимаетъ? послушаетъ ли она совѣтовъ или ученiй Отеческихъ, которые нужны къ исцѣленiю. Истинно, учить Iоаннъ Л:, что сластолюбивые отъ людей, могутъ быть исцѣлены; плотолюбивые или сладострастные отъ Ангеловъ, а гордыхъ самъ богъ только исцѣлитъ. Прочти ты степени о гордости и о смиренiи, и приличные для нее пластыри преподавай; силенъ Господь даровать ей преждѣ зрѣти язвы, а не добродѣтели, и потомъ послать исцѣленiе. Я по скудоумiю моему полагаю, что жалостное ее устроенiе, страхъ и проч: всё отъ одного корня происходятъ, отъ гордости; какъ и отчаянiе, да и ненависть, что оно есть плодъ гордости. Но горе мнѣ грѣшному! Я-то смиренъ ли? Ни малѣйшей вони онаго не ощущаю, а другихъ обличаю. Смиреннословлю, а имъ <нрзб писцом> славу прiобрѣтаю. И ты <нрзб писцом> - съ меня?-

Дай Богъ ей путь добрый Воронежъ, гдѣ можетъ быть молитвами угодникамъ Божiимъ получитъ исцѣленiе. А совѣтовать тебѣ ей ѣхать сюда, какъ я могу тебѣ дозволить, что я значу? Слѣпецъ слѣпцовъ водящiй, удобно въ яму впадаютъ. Гдѣ же чья вѣра, то самъ Господь силенъ и чрезъ безсловесныхъ даровать пользу.

Ваше то дѣло съ N: что то не совсѣмъ клейко: вижу что вы обои упорны; ты въ повѣленiи, а она въ неповиновенiи; и кажется обоимъ бы надобно сбить спѣси, и здѣлать другъ другу уступку въ торговлѣ. Ты сознаеш<ь>ся что имѣешь буюю ревность; комужъ извѣстится оную послушать? Жестоко слово, <нрзб писцом>; прочти у Св. Исаака Сирина въ 85 главѣ, во второмъ отдѣлѣ: человекъ удаляющiйся, и проч. не найдешь ли тамъ чего приличнаго для обоихъ васъ; а также и у Марка подвижника. Да исправитъ Господь пути наша по волѣ Его Святой.

Напрасно вы домогаетесь узнавать о несчастiи Иван. Яков. когда онъ не хочетъ сего; довольно и того, - знаете что оно есть, а какого рода, - не нужно; молитесь Богу, Онъ силенъ его исцѣлить и избавить. Былъ случай недавно съ моимъ племянникомъ правовѣдомъ; и ежелибы мать узнала объ ономъ, то кажется и жива не осталась бы; а когда онъ самъ послѣ избавленiя открылъ; то легко перенесла. Письмы посылаю обратно.

За благоволенiе къ вамъ вашихъ начальствующихъ, принесите Богу благодаренiе, считая себя того недостойными.

Тебѣ и всѣмъ твоимъ о Христѣ сестрамъ желаю въ миръ и здравiи провождать жизнь вашу, и прiобрѣтать душевное спасенiе; помолитесь и о мнѣ многогрѣшномъ Iеромонахѣ Макарiѣ.

21 Февраля 1850 года.

 

Письмо 41-е

Кiевопечерская Лавра 28 Iюня 1850 года.

Почтенная о Господѣ Мати Т.!

Послѣ моего отъ васъ отбытiя, уже три письма отъ тебя получилъ. Съ сердечнымъ сожаленiемъ читалъ я первое твое письмо, какой случай послѣдовалъ съ тобой! не къ созиданiю ближнимъ, а къ твоему врѣду. Гор<ь>кiй мой прiѣздъ къ вамъ; вмѣсто того, чтобы /какъ <нрзб писцом> утѣшайтесь моимъ прiѣздомъ/ получить вашь миръ и успокоенiе въ совѣсти, смириться и вооружиться противу страстей; а у васъ вижу сопротивное; да видно и еще что было крамольное, какъ ты хоть не ясно но темно упоминаешь. Все это чему приписать? моему недостоинству! Хоть предлагаемые мною вамъ совѣты были не отъ моего разума, но отъ ученiя Св. Отцевъ, которые и самимъ вамъ не меньше моего извѣстны. Врагъ на васъ сильнѣе вооружился, а вы не имуще оружiя на брань /смиренiя/ удобно падаете, что тѣмъ возносит<ь>ся, что мы имѣемъ окормленiе когда плода онаго не вкушаемъ, и вмѣсто побѣды надъ врагомъ, всегда отъ него повержены бываемъ. Ты хочешь уничтожить ихъ противословiе; покажи же въ себѣ къ нимъ снисхожденiе и тер<п>ѣнiе; то и онѣ видя твое незлобiе и снисхожденiе устыдятся своихъ страстей, и принесутъ плодъ смиренiя. Ихъ преслушанiемъ, ты <нрзб писцом> себѣ пользу терпѣнiемъ, то и онѣ воспользуется; а то, ни ты ни онѣ не пользуетесь, паки сокрушатся кости ваши бiемые отъ врага до изнеможенiя. Ты ищешь отъ нихъ совершенства; покажи сама хоть частицу онаго незлобiя; ты хоть говоришь не имѣю злобы, но обманываешь себя - имѣешь; а особо когда не скоро прощаешь винивныхъ; этимъ ты подъ видомъ ихъ пользы, дѣлаешь себѣ врѣдъ, а ихъ не пользуешь.

“Слѣпа есть истинна безъ смиреномудрiя, пишетъ Св. <нрзб писцом>., ищетъ себѣ въ руководителя прекословiе; не обрѣтая иже на семъ утвердится токмо не <нрзб писцом> злопомнѣнiя.» Ты пишешь что не рѣшилась совсѣмъ ѣхать ли тебѣ нынѣшнимъ лѣтомъ въ Кiевъ? Кажется я говорилъ оставить до будущаго лѣта, тогда можно и къ намъ прiѣхать; а нынче ни то ни сё.

Спрашиваешь въ чемъ состоитъ человѣкоугодiе? кажется можешь о семъ и сама знать, сердечное чувство и совѣсть не умолчитъ, когда что дѣлаемъ по человѣкоугодiю изъ видовъ чести почитанiя, сластолюбiя и сребролюбiя; т. е. угождаемъ людямъ противъ совѣсти; гдѣ можно бы было и противостать мужественно, и потерпѣть, а мы случается изъ робости и малодушiя дѣлаемся измѣнниками совѣсти. Однако надо имѣть во всякомъ случаѣ и разсужденiя къ нашимъ намѣренiямъ что дѣлается, ежели многихъ ближнихъ польза заключается въ нашихъ дѣйствiяхъ, то съ самоукоренiемъ да употребимъ средство. А касательно подарковъ чего ради даются, надобно разсуждать, и въ недоумѣнiи призывать Бога въ помощь.

Пишешь что оставила Сашу Кав: безъ опредѣленiя, когда хотѣли начать сiе исполнить; а замѣнили другою. Ежели можно было здѣлать чтобы и та, и другая могли быть опредѣлены, то напрасно ее оставили; хотя нѣтъ сомнѣнiя что она не оставитъ Обители, но тутъ еще бы было тверже.

Объ эпитимiи наложенной на И: вашу послушницу, я спрашивалъ у нашихъ Отцовъ, и получилъ отвѣтъ, что у нихъ нѣтъ въ Обители духовника Iеромонаха Iоанна; а есть въ Китаевой старичекъ О. Iоаннъ, но онъ никого не исповѣдуетъ. Можетъ быть она исповѣдовалась гдѣ въ другомъ монастырѣ, или не то имя; Тавустъ[1] напишетъ о семъ письмо на почтѣ къ оному Старцу и ожидаетъ отъ него увѣдомленiя. Я не полагаю чтобы онъ обязалъ ее на всю жизнь сею эпитимiею; а она очень плохо здѣлала что забыла срокъ оной.

Я паки тебѣ повторяю, тѣ же слова кои и лично говорилъ, не входи въ сужденiе чужихъ дѣйствiй, не осуждай ихъ намѣренiй и произволенiй; ты еще не достигла дара прозорливости, и дара разсужденiя чтобы могла ясно понимать чужiя устроенiя; а я видѣлъ много твоихъ ошибочныхъ мнѣнiй.

Мы прiѣхали сюда 23 числа вечеромъ и приняты любовно нашими Отцами и братiями; о: Мелетiй принялъ насъ подъ свой покровъ въ свою келью, на что Митрополитъ соизволилъ. Думаемъ пробыть тутъ дней 10.

Они всѣ кланяются тебѣ и всѣмъ твоимъ о Христѣ матерямъ и Сестрамъ, и я всѣмъ вамъ желаю мира, здравiя и спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Писать совсѣмъ нѣтъ время, а писемъ получилъ болѣе 30, даже до сихъ поръ нѣкоторые еще не прочитаны – пишу съ урывочками.

 

Письмо 42-е

Почтенная о Господѣ Мати Т.!

10-го числа Iюля получилъ я твое письмо отъ 1-го Iюля. Когда у тебя не просятъ совѣта, то ты сама не вызывайся съ нимъ, будь спокойна и ихъ оставь въ покоѣ. О томъ же что замышляютъ противъ /тебя/ М. М., здѣлай только то, что попуститъ Господь; да теперь уже и кончилось сiе дѣло чемъ нибудь; вѣрно у васъ былъ уже Архиерей.

М. М. и Е. Н. застали меня въ Кiевѣ; дня за два до моего отъѣзда, онѣ тамъ остались, и думаю прежде моего прiѣдутъ домой. Жалкая сестра Ив. Ник. Петрова; мнѣ кажется болѣзнь ея происходитъ отъ прелести. Она преждѣ усердно молилась, и конечно обольстилась святынями; отъ чего теперь и страдаетъ. Нужно смириться, но какъ это трудно! помоги ей Господи! – Мнѣнiи твои о болѣзни и смерти и вѣры <нрзб писцом> близка къ прелести; не внимай сему.

              

Писать больше и некогда и нечего. Будьте всѣ вы здоровы, миръ и благословенiе Божiе будетъ на васъ; остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

18 “Iюля” 1850 года



[1] М.б. опечатка: То пусть.