Письмо
43-е
6-го
Марта 1852 года.
Почтенная
о Господѣ Мати Т.!
Пославши къ тебѣ письмо 26
Февраля, получены послѣ по сiе время еще твоихъ два письма, отъ 20 и отъ 27 Февраля.
Пишу отвѣтъ, но не думаю теперь посылать, а подожду еще письма твоего на
мое письмо; кажется матерiи
ваши терпящiи
время. Ты просишь указанiя
твоихъ заблужденiй,
- но что я значу? Грѣхопаденiя кто разумѣетъ; смотри сама въ себѣ оные и
познавай свою немощь, отъ котораго познаешь, приходи во смиренiе, - о семъ прочти Св. Исаака С.,
61 слово и прочiя
поучающiя
насъ смиренiю
слова: 46, 48, и 49 и проч: - А также Св. Iоанна Лѣств: 25 слово; читай и
на дѣло подвизайся.
Объ Агаф. Яков. пишешь что она по
возвращенiи,
стала испытывать монашескiя
искушенiя;
этому и быть должно; а чтожъ бы она была безъ искушенiя? Мужъ не искушаемъ, не искусенъ.
Только бы познавала изъ этого свою немощь, и понудила себя, къ отсѣченiю своей воли и не вѣрила своему
разуму и самомышленiю.
Пусть говорятъ объ насъ ложно, проповѣдуя секту. Благодаря Бога, намъ это
не врѣдитъ, но жаль, что онѣ преткнулись и находятся въ заблужденiи; да не поставитъ имъ Господь въ грѣхъ
сего.
Сашѣ Соп:, я написалъ средство,
чрезъ какое она можетъ придти въ благоустроенiе отъ своего коловратства. Самочинную
же молитву ее, совѣтую ей воспретить; она не смиряется, а мнитъ что чрезъ
нее идетъ право; а между тѣмъ спотыкается во всѣмъ, чудачитъ и
юродствуетъ и своевольствуетъ. Св. I. Л. пишетъ:”лучше отчинить послушность отъ Обители,
нежели попустить творить свою волю. Отчиненый можетъ исправиться, а попущеный
жить по своей волѣ, при исходѣ будетъ бѣдне плакатися намъ.”
Игуменiю вашу, да утвердитъ Господь и дастъ
ей разумъ и силу управить Корабль духовный въ тихое пристанище спасенiя. До другихъ же вамъ дѣла нѣтъ
входить въ ихъ дѣйствiя;
ежели что и до васъ коснется, надобно принять къ искусу <нрзб писцом>,
и укорять себя за нетерпѣнiе.
О прiѣздѣ вашемъ сюда какъ
Богъ устроитъ, тако и да будетъ по волѣ Его. Ты полагаешь, что я могу
тебя научить молитвѣ, - а я и самъ ничего не знаю; то какъ буду слѣпецъ
слѣпаго водить? Испытывай Отеческiя писанiя и высоко не стремись.
29 числа Февраля у насъ было
постриженiе
и послѣ еще, всего облекли въ Мон. Образъ 13 человѣкъ; въ томъ числѣ
нашихъ: Өеодосiя,
Iоанна, Антонiя, и Iоанна Половцева; помолитесь да укрѣпитъ
ихъ Господь, и даруетъ успѣянiе въ смиренiи.
8-е Марта.
Не хотѣлъ посылать до полученiя еще вашего письма, но уже какъ написано, то и нечего
лежать, пусть идетъ. Всѣмъ вашимъ единодушнымъ и единомудреннымъ сестрамъ
посылаю недостойное мое благословенiе и остаюсь желатель вашего спасенiя многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
Письмо
44-е
Почтеннѣйшая
о Господѣ Мати Т. - !
Письмо твое полученное 4 Мая,
получилъ я въ Москвѣ 16 числа. Пишетъ что Господь творитъ съ вами чудеса;
когда не было бы пользы отъ вашего выѣзда къ намъ, то и извощики не
являлись, хотя вы сего и желали по невѣденiю, и за это благодаришь Бога; а въ
другомъ случаѣ дѣлаешь противное: сама говоришь что врагъ
представляетъ тебѣ о мнѣ разные нелѣпости, кои ты принимаешь
и выводишь свои пустословныя заключенiя; за чѣмъ моя поѣздка въ Москву? на меня
будто гоненiе;
оклеветала добраго Макара, который душею и тѣломъ не виновенъ ни въ чемъ
противъ меня, а еще любитъ и уважаетъ.
Припомнила исторiю за 20 лѣтъ о монахѣ
Антонiе, - и все это
вздоръ, ложъ и нелѣпица.
Какъ ты часто попадаеш<ь>ся въ
сѣти вражiи
своими ложными умозаключенiями.
А я напротивъ, прiѣхалъ
въ Москву для поклоненiя
московскимъ чудотворцамъ и Преподобному Сергiю, и получить благословенiе отъ добраго и Святаго Владыки
Митрополита Филарета, котораго вся Москва чтитъ, любитъ и уважаетъ. Потомъ по
желанiю Господъ К<иреевски>хъ,
посовѣтоваться съ докторомъ о моихъ случающихся болѣзняхъ; и я надѣюсь
при помощи Божiей
по исполненiи
всего этого возвратиться въ свою Обитель, какъ думаю не ближе половины Iюня, къ которому времени и ты съ
своими сотоварищами приспѣешь къ намъ.
Болящимъ М. и Л. Желаю скорѣйшаго
выздоровленiя.
и всѣмъ вамъ въ мирѣ и тишинѣ совершить свое спасенiе, остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
Александрѣ Андрѣевнѣ Сопкиной особо писать не могу, а только скажу что у нее соборище страстей, но какъ она хочетъ скоро отъ нихъ свободиться? Пусть отвергнетъ совершенно свой разумъ и свою волю; хотя это и трудно, но будетъ полезно.
Наши хотѣли ѣхать въ
Коренную; я поручилъ двѣ печати отдать Вѣрѣ Никифоровнѣ
для доставленiя
къ тебѣ, а ты М: Игуменiи
отдай.
20 Мая 1852 года
Москва.
Письмо
45-е.
Почтеннѣшая
о Господѣ Мати Т.!
Въ трехъ письмахъ твоихъ воспоминаешь
объ Аннѣ Болховской, пришедшей къ вамъ, и говорящей что я ее послалъ къ
вамъ. А я обыкновенно на усиленныя прозьбы куда идти въ Монастырь, - говорю гдѣ
примутъ, тамъ и живи; такъ и ей сильно приступавшей и нарекая Борисовку и что
тамъ живетъ ее сестра, - тоже сказалъ иди, и когда примутъ, живи; я не прямо и
настоятельно послалъ. Состоитъ въ твоей волѣ: ежели она вамъ нужна и
способна къ <нрзб писцом>, то держите, а въ противномъ случаѣ
какъ угодно и какъ найдетъ по правотѣ своей.
Мать ее была здѣсь, а съ нею не
встрѣтилась; такъ же и о сей жить ли ей у васъ или гдѣ <нрзб писцом>, не могу сказать.
Повѣришь ли, за лѣто до двухъ сотъ человѣкъ перебываетъ,
желающихъ въ Монастырь и ни съ чѣмъ; а настоятельно требуютъ скажи въ
какой Монастырь пойти и ни какъ не отвяжешся отъ нихъ, пока совершенно отрицанiе здѣлаешь, хотя и съ оскорбленiемъ.
Перешедшимъ сестрамъ вашимъ въ новые
келлiи да дастъ
Господь мирно пожить и получить спасенiе; а посланныхъ за зборомъ да укрѣпитъ Господь въ
трудномъ семъ и скользкомъ послушанiи, и сохранитъ ихъ не врежденныхъ. Это послушанiе, совершенно отверженiе своей воли и разума.
Агафья Яковлевна и Елисавета Петровна
довольно пробыли въ миру на отдыхѣ безъ брани; а здѣсь на поприще
духовнаго ихъ подвига, надобно уготовляться на брань и острить оружiе смиренiемъ, которое всѣ силы вражiи сокрушаетъ. Благодарю ихъ за писанiе. Наши братiя знающiя васъ всѣ вамъ кланяются; а я
грѣшный прося тебя и всѣхъ вашихъ сестеръ не оставлять въ
молитвахъ, остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
11-е Октября 1852 года. Нынче память
покойнаго Батюшки Отца Льва; вотъ уже 11 лѣтъ, у насъ служба и братiи утешенiе велiе.
Думаю и вы помянете въ единенiи и въ союзѣ мира единодушно, а
не каждая свою панихиду служатъ, какъ дѣлали прежде; а когда хотите
помянуть каждая особо, то поминайте смиренiемъ и кроткимъ житiемъ, любовiю другъ ко другу, послушанiемъ и прочими добродѣтелями
чему васъ учатъ дѣлать и словомъ.
О: Леонидъ /Iоаникiй/ теперь совсѣмъ къ намъ
перешелъ изъ Тихоновой; тамошнiя
не понравился.