Письмо
46-е
Почтенная
о Господѣ Мати Т.!
Получа письмы одно отъ М: А и Л. и
три отъ А. Л. И С., и твое писанное слабою рукою, а еще слабейшимъ умомъ, –
сердечно пожалѣлъ о тебѣ и о всѣхъ сестрахъ къ тебѣ
относящихся. По всѣмъ описанiямъ и тобою и сестрами твоими дѣйствiямъ, - явно ты находилась въ прелести
пришедшей къ тебѣ отъ мнимо-духовной умной молитвы. Что ты чудила въ то
время, какъ пишутъ сестры: дралась, говорила неподобные слова, плясала и проч:
- похоже ли это было на духовный плодъ молитвы. Получа письмо твое отъ 7 Января
замѣчаю что нѣсколько пришла въ себя, но все еще что-то есть, и ты
все мѣчтаешь о умной молитвѣ. Я тебѣ писалъ въ предостереженiе, представлялъ много отъ Отеческихъ
писанiй, чтобы не
вдаваться въ вѣру своей молитвы, но имѣть большую осторожность; - а
ты какъ видно, предалась всѣю силою въ оную, и не имѣла сильнаго
оружiя /смиренiя/ противъ
враговъ, отъ нихъ была поражена. Ты уже и видѣнiй достигла, и видѣла первый
часъ и прочее: - Но сообразно ли это съ твоимъ устроенiемъ и съ Отеческими писанiями? Вить ты только на языкѣ
смиряш<ь>ся; укорять себя всѣми возможными злохуленiями, а въ сердцѣ онаго совсѣмъ
нѣтъ. Посмотри на свои обращенiя съ сестрами и сужденiи М: Аркадiи, Досиф: и протчихъ. Нѣтъ,
далеко твое устроенiе
отъ умной молитвы! Намъ хоть-бы слѣдъ оной видѣть, а не простираться
зрѣть на солнцѣ слѣпыми <нрзб писцом>; и токмо дѣятельною
и показаною молитвою, а не въ зрительную уклоняться. Именно пишетъ Св. Исаакъ
Сиринъ во 2-мъ словѣ, что на тѣхъ кои принимаются прежде за вторую
часть креста т: е: за молитву и пр: находить гнѣвъ Божiй. прочти тамъ подробно – и далѣе:
Яже Божiя,
глаголетъ, сама отъ себе приходятъ, тебѣ не ощущающу. Ей, но аще мѣсто
будетъ чисто, а не скверно. Аще ли зѣница очесе души твоея чиста нѣсть,
да не посмѣеши воззрѣти на округъ солнца, да не лишишися и самыя
тоя малыя зари яже есть, простая вѣра, и проч: - Намъ надобно прежде молитвою очищать страсти
востающiя
на насъ и крамолящеся съ нами; и паки приносить оную постоянно и смиренно,
подобно мытарю; а ты взялась высоко при всѣхъ твоихъ страстяхъ /называть/
подобно въ скверныхъ ризехъ дерзнувшему внити въ Царскiй Чертогъ на бракъ; что же онъ
пострадалъ? того надобно опасаться. Ты утвердилась въ мнимой своей молитвѣ
тѣмъ что тѣло въ похоти подвижется; но это и есть прелесть, и вмѣсто
видѣнiя
врагъ ископалъ тебѣ мечтанiя и вящше тебя ослѣпляетъ на великую скорбь близкихъ
тебѣ, а не соблазняетъ противнымъ и не расположеннымъ къ тебѣ. -
Прочти у Св. Григорiя Синаита въ 15-й главѣ о
безмолвiи
и молитвѣ, въ концѣ 8-й главы и главу 10-ю о прелести, ничего не
велитъ принимать ни умомъ ни чувственно, да не претерпишь вреда – что ты и
пострадала. Еще далѣе 7-ю главу о прелести: въ оной написано: ”Ибо память
Божiя, сiе есть умная молитва, вышше всѣхъ
дѣланiй
есть, сiя
есть и добродѣтелей слава, яко любы Божiя. И иже безстуднѣ и дерзостнѣ
хотяй ко Богу внити, и исповѣдати Его чистѣ, и стяжати Его въ себѣ
нудяся, удобь умерщвляемъ есть сицевый отъ самѣхъ бѣсовъ, и проч:”
– И всю сiю
главу прочти, и изъ сихъ таковыхъ писанiй можешь познать что ты обольстилась
мнимо-умною молитвою, и вмѣсто плода пожинала горькiе плевелы прелести и мѣчтанiй и не прiяла ихъ дѣянiй.
Я тебѣ совѣтую оставить
твою умную молитву, а подвизаться на дѣланiе заповѣдей Божiихъ, чрезъ что смиренiе стяжавай видя свою немощь и
попользновенiе,
а молитва тебя восхитила, а не принесла смиренiе, безъ котораго и исполнялись мечтанiя желая достигнуть нѣчто высшее
какъ пишетъ Св Григорiй
Синаитъ: “Самочинiемъ
нудеся достигнуть высокая прельщаются, намъ ли искать высокихъ дѣйствiй молитвы, валяющимся въ страстяхъ, и
яростiю палимыхъ? А
яростный хотя и мертвеца воскреситъ, молитва его неблапрiятна Богу.” Оставь твое неразумное и
дерзновенное стремленiе
къ высокой молитвѣ превосходящее твое устроенiе и мѣру, и довѣдшее тебя
до такого положенiя
жалкаго. Будь увѣрена, что послушанiе твое, хотя и къ грѣшному мнѣ,
принесетъ тебѣ пользу; ибо оно будетъ по Бозѣ, и Онъ помилуетъ и
сохранитъ тебя; а буде преслушаешь, то азъ о семъ вещи не имамъ, и не знаю что
послѣдуетъ. Смирись и успокойся.
Да сохранитъ Господь тебя и всѣхъ
твоихъ о Господѣ Сестеръ въ мирѣ и спокойствiи, послѣ толикихъ общихъ волненiй, смущенiй и скорбей, остаюсь желатель вашего
спасенiя,
многогрѣшный Iеромонахъ
Макарiй.
17 января 1853 года.
Письмо
47-е.
Почтенная
о Господѣ Мати Т.!
Получа письмо твое писанное вкупѣ
съ сестрами отъ 8 Iюля,
сердѣчно пожалѣлъ о твоей болѣзни въ рукахъ, и случившемся
для всѣхъ васъ скорбномъ приключенiи, при паденiи повозки; - но благодаренiе Господу, что возвратились въ
Обитель гдѣ можетѣ пользоваться и взять покой, котораго въ дорогѣ
конечно нельзя было имѣть. Но паденiе повозки не столько удивительна,
какъ боль открывшаяся въ рукахъ. Я не могу и не смѣю входить въ тонкое
разсужденiе
судебъ Божiихъ;
а самой при здравомъ умѣ можно познать себя и разсудить о благости Божiей посѣщающеся тебя и хотящей
тебя спасти. Скольже ни тяжки тѣлесныя болѣзни, но оные тѣло
измождаютъ, а духовные непосравненно больнѣе. Да избавитъ насъ Господь
отъ оныхъ.
Въ послѣднiй день твоего отъѣзда я видѣлъ
тебя въ лучшемъ положенiи.
и будто въ довѣрiи
къ словамъ моей худости; не для меня это нужно, а для твоей пользы; а то ты
бывши въ помраченiи
видѣла и самосмышляла, будто тебя искушаютъ, и я такъ велю дѣлать
съ тобою, хотя я тебя изцѣлилъ, что это прелесть ложъ, но ты не давай вѣры;
то если паче чаянiя
и теперь тебѣ когда придетъ подобная мысль, не вѣрь этому, а знай,
что это прелесть. Ты все гонишся за молитвою, а не видишь твоего устроенiя, что при такомъ устроенiи сомнительна о семъ <нрзб
писцом>, т. е. духовная о которой ты мѣчтаешь, и что она не
отходитъ отъ тебя; сознаешь себя неимѣющую смиренiя и не полагающею начала благаго къ
оному; и видно что недугуешь невѣрiемъ, прося помощи оному. Явно что
врагъ наноситъ тебѣ оное къ обольщенiю. -
Когда уже ты искала и не получила
молитвы, а сбилась съ толку, и обольстилась, то молись просто, въ покаянiи и смиренiи, и будь увѣрена что не
погубишь надежды своей. - Даже и это есть гордость, что желаешь оной
высокой молитвы, когда увѣряютъ тебя что не можешь оной получить. Довлѣетъ
тебѣ покаянiе
и смиренiе,
съ старанiемъ
исполнять любовную къ людямъ, даже и ко врагамъ заповѣдь Божiю. - Прочти 55 слово Исаака
Сирина, какъ онъ смирилъ Отца, ищущаго высокость, и какъ тонко разсудилъ о
устроенiи
таковыхъ.
Я много тебѣ писалъ въ прежнихъ
письмахъ, что при твоемъ устроенiи опасенъ путь высокой молитвы; оная есть любовь Божiя и высша всѣхъ дѣланiй, и кто дерзостенъ взыти ко Богъ
хощетъ, удобьумерщвляемъ бываетъ отъ бѣсовъ. Прочти сама эту главу у Св.
Григорiя
Синаита о безмолвiи
– 7-я глава. -
И Св. Исаакъ Сиринъ во 2-мъ словѣ
пишетъ: что на таковыхъ находитъ гнѣвъ Божiй.
Пекись болѣе о устроенiи своемъ побѣдить яростную
часть любовiю
и смиренiемъ,
и кроткимъ обхожденiемъ
съ сестрами. Я пишу сiе,
не ихъ защищаю, но тебя желаю охранить отъ сѣтей и козней вражiихъ. -
Да дастъ Господь всѣмъ вамъ
миръ и согласiе,
помолитесь и о мнѣ грѣшномъ желающемъ вамъ здравiя и спасенiя, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
12 числа Iюля, нашь о: Игуменъ постриженъ въ
Архимандрита, что насъ немало утѣшило, - онъ достоинъ сей награды.
16 Iюля 1853 года.
Ко мнѣ писала Наст. Өедор.
вступившая въ вашу Обитель; но я теперь не могу ей ничего отвѣчать; пусть
научается въ началѣ отверженiю своей воли и разума, а тогда пойдутъ <нрзб писцом>.
Посылаю ей мое недостойное благословенiе.
Письмо
48-е.
Почтенная
о Господѣ Мати Т.-!
Письмо твое отъ 1-го Августа и протчiе получилъ, но до сихъ поръ не имѣлъ
времени тебѣ отвѣчать по случаю поста и многаго прiѣзда посѣтителей. Очень
радъ что вѣришь мнѣ въ томъ, что ты въ прелести; симъ только сознанiемъ и самоукоренiемъ можешь ты при помощи Божiей, поправить свое душевное устроенiе и получить исцѣленiе. - Повторяю тебѣ, не
разгрѣвай болѣе точнымъ самооправданiемъ помыслъ о молитвѣ, не
оправдывай себя тѣмъ что о всемъ вопрошала.
На вопросы твои были отвѣты
несогласные съ твоими мнѣнiями, а напротивъ предлагалъ во всемъ имѣть большую
предосторожность и крайнее смиренiе, и обличивъ твое ложное вѣрованiе въ дѣйствiе при молитвѣ и писалъ и
говорилъ тебѣ о семъ. Что за молитва наша, когда ощущается движенiе похоти, и ты даешь сему вѣру
въ добрую сторону; и паки побѣждаеш<ь>ся раздражительною яростiю и дерзостiю до простертiя рукъ. Св. Лѣствичникъ
говоритъ въ 8-й степени: Великъ врѣдъ обнаружить гнѣвъ словами,
когдаже до рукъ дойдетъ, - то что можетъ быть неприличнѣе сего
Ангельскому образу.
Ты оправдываешь себя ложнымъ видомъ
любви, что по любви сiе
творишь? Какая въ дракѣ любовь, тутъ любви ни на волосъ нѣтъ, а
просто дѣйствiе
яростной части. Св. Апостолъ Павелъ свидѣтельствуетъ: Любовь
долготерпитъ, милосердствуетъ, не раздражается, /а паче не дерется/. Твое
обращенiе
давно не нравилось нашимъ многимъ братiямъ, потому что не основано на ученiи Св. Отцевъ, и не сообразно съ
духомъ Евангельскимъ; но ты дѣйствуешь по влеченiю сердца и обольщенiю ума, которые еще страстны; и вмѣсто
того чтобы себя винить и стараться сколько можно направить себя къ обращенiю должному и смиренно-кроткому, ты
оправдываешь себя неосновательными мѣлочами и винишь другихъ, не
протолковываютъ твоихъ соблазнительныхъ поступковъ въ хорошую сторону; кто тебя
благословилъ и далъ власть юродствовать, имѣя подъ руководствомъ столько
сестръ, и соблазняешь изъ нихъ невѣдущихъ и не понимающихъ дѣла? Къ
тому же скажу тебѣ, что поступки юродства не таковы, а много отличны отъ
обнаруженiя
прелести; послѣднiя
понятны и сколько нибудь разумѣющему духъ пути Евангельскаго. Лучше
смириться и обвинять себя, а другихъ оправдать, и не на словахъ токмо и на
бумагѣ, но въ чувствѣ сердца сознательности. Еще нахожу нужнымъ
сказать тебѣ о твоемъ самосмышленiи и подозрѣнiи въ такихъ дѣлахъ и вѣщахъ,
кои совсѣмъ не существуютъ, и необходимо тебѣ заразу эту
отвергнуть, не прикрывая недуговъ сихъ тѣмъ, что будто я когда то присовѣтовалъ
тебѣ думать что тебя искушаютъ; - я сего тебѣ никогда не говорилъ;
а есть подобное въ 4-й степени Лѣствичника: что послушникъ когда невинно
будетъ обличаемъ отъ Отца, можетъ тогда думать, что онъ его искушаетъ; но это
къ тебѣ не относится и тебѣ никакъ не приличьно такъ думать о
меньшихъ, что онѣ тебя искушаютъ. Это явное заблужденiе; также по самосмышленiю думаешь, что будто я сестрамъ
приказалъ искушать тебя; смѣю ли я сiе дѣлать, и для чего? Не вижу
сего въ ученiи
Св. Отцевъ. Отверги врѣдный этотъ помыслъ, иначе повредишь и себѣ и
имъ неизбѣжно и будетъ людямъ посмѣянiе и поруганiе и соблазны. Отъ лжи и зла никогда
не происходитъ, но происходитъ добро. Не явное ли это обольщенiе, когда сестры
изъ любви къ тебѣ какъ къ Матери больной душевно и тѣлесно, дѣлали
все что находили полезнымъ, а ты думаешь и говоришь и принимаешь что онѣ
оскобляли тебя. Притомъ обольстительнымъ мнѣнiемъ можно оклеветать всякаго человѣка
въ злонамѣренности и благодѣянiи его считать обидами; а это явная
прелесть, которая обнаруживается въ томъ, что ты послѣ дерзкаго обращенiя съ сестрами, ложно успокоивашь себя
испрашивая у нихъ прощенiя
съ земными поклонами, /а паки ударенiемъ о полъ головою и бiенiемъ себя/. Въ этомъ ни для тебя ни
для нихъ нѣтъ пользы. Лучше зазри себя и укоряй внутренно и старайся
впредь съ помощiю
Божiею -
удерживаться отъ подобныхъ поступковъ; а у обиженной сестры или словесно проси
прощенiя
по важности обиды и по ее устроенiю; или словамъ и прiятнымъ обращенiемъ приласкайся. Также твердо будь увѣрена,
что бывшiя
тебѣ представленiя
и мѣчтанiя
суть плодъ прелести, а не наважденiе чрезъ людей какъ тебѣ думается и какъ ты
утверждаешь. Остерегайся сего случая, смирись и прими сiе мое обличенiе для пользы тебѣ желанiе и отъ сердечной болезни; и да не
исполнится на тебя слово писанiя:
Не обличая злыхъ, да не возненавидятъ тя; - не будь ты отъ числа злыхъ, но отъ
премудрыхъ обличая премудрость и возлюбятъ тя. И паки Лѣствичника слова
помни: Обличенiе
благословное или неблагословное отвергши, спасенiя
<нрзб писцом> отвергая. Богъ да сохранитъ тебя отъ
самомышленiя
и прелести и даруетъ тебѣ миръ и устроенiе твоего спасенiя, - чего тебѣ есть желатель
усердный многогрѣшный Iеромонахъ
Макарiй.
18 Августа 1853 года.
Письмо
49-е.
Почтенная
о Господѣ Мати Т.!
Письмо твое отъ 21 Октября получилъ,
и желалъ бы самъ къ тебѣ писать, но не могу по болѣзни; лихорадка
моя было прошла, но чрезъ восемь дней на девятый опять появилась. И потому
заставилъ о: Амвросiя
написать отвѣтъ на твое письмо съ моихъ словъ. На прошлой почтѣ т:
е: 24 числа, я своеручно писалъ къ тебѣ и совѣтовалъ, что нахожу
для тебя нужнымъ /и/ и полезнымъ. Но письма моего ты не могла еще получить. Въ
послѣднемъ письмѣ своемъ пишешь ко мнѣ, что ты
боиш<ь>ся обнаруженiя
опять прелести, и я тебѣ скажу, что боязнь твоя основательна. Описаныя
тобою въ теперешнемъ письмѣ, ощущенiя душевнаго твоего устроенiя явно показываютъ признаки
прелестныхъ дѣйствiй,
а именно: то излишнее упованiе,
то черезъ часъ паки отчаянiе.
Это – крайности. Рече нѣкто отъ Святыхъ: что краи - бѣсовстiи суть, и паки ощущаешь какое-то
ложное спокойствiе, въ которомъ Варсанофiй Великiй упрекаетъ утверждающихся на ономъ
говоря: ежели мы сознаемъ себя грѣшными, то какъ же можемъ вѣрить
мнимому спокойствию нашему душевному вопреки словъ псалмопѣвца, который
сказалъ: “нѣсть мира грѣшникамъ.”- /Презирающiи всѣ уставы Церкви также мнятъ
имѣти спокойствiе
душевное. Смотри, чтобы не ошибиться намъ и не обмануться этимъ/. Далѣе
пишешь, что ощущаешь какую-то неосновательную радость, отъ которой
предостерегаетъ Святой Лѣствичникъ говоря: Отвергай десницею смиренiя какъ недостойный, приходящую радость,
да не волка вмѣсто пастыря прiимеши /смотри степ. 7-ю/. И паки о томъ же въ степени о
чистотѣ онъ говоритъ: “Будучи самъ я искушаемъ волкомъ симъ ощущалъ, что
онъ прелестно производилъ во мнѣ безсловесную радость и слезы и утѣшенiе въ душѣ моей, и я по
младенчеству своему думалъ, что содержу плодъ благодати, а не тлю
прелестей.” - Еще пишешь, что приносятся тебѣ помыслы увѣряющiе, что возвратится и дастся тебѣ
опять молитва. Но какая молитва? Не та-ли, которую имѣла и о которой
говоритъ псалмопѣвецъ: “ И молитва его да будетъ въ грѣхъ.” Отъ нея
да избавитъ тебя Господь. Какая же это грѣшная молитва? Изъ ученiя Евангельскаго и ученiя Св. Отцевъ видно, что та, когда
человѣкъ не по мѣрѣ своей ретится на одну молитву, безъ
храненiя
и соблюденiя
другихъ заповедей Божiихъ,
прочти у Пр. Макарiя
Египет: въ 1-мъ словѣ 13 и 14. и въ 3-мъ словѣ глав. 5. а именно:
“и безъ истинной любви къ ближнимъ, о которой сказано, что она долготерпитъ, не
превозносится /повлекаясь радостнымъ о себѣ мнѣнiемъ/, не безчинствуетъ, не
раздражается, не мыслитъ зла /о комъ либо по неосновательному подозрѣнiю и внушенiю непрiязненныхъ помысловъ и мѣчтанiй/.“ Испытаемъ свою жизнь,
разсмотримъ свои поступки, осяжемъ свое сердце, не повинны ли мы нарушенiю сихъ главныхъ заповѣдей Божiихъ, о чемъ я уже много къ тебѣ
писалъ. “Все же противное заповѣдямъ Божiимъ /какъ сказано у Каллиста и Игнатiя въ главѣ 73-й/“прелесть
имать.” А во 2-й главѣ Исаака Сирина сказано: что гнѣвъ Божiй находитъ на тѣхъ, кои прямо
стремятся къ умозрительной части души, не очистивши напередъ страстной ея части
дѣянiемъ
и не исцѣливши немощи чувствъ терпѣнiемъ досады креста.
Въ послѣднихъ письмахъ твоихъ
ко мнѣ, хотя не прямо выражаешь скорбь твою, что барышни тобою
соблазнились, и отошли отъ тебя по твоему мнѣнiю по неосновательной причинѣ. А
я скажу, что они хорошо здѣлали. Какую ты могла принести пользу
новоначальникамъ симъ въ настоящемъ твоемъ положенiи? Теперь время твое болѣе
пещися о исправленiи
себя самой; и ты бы должна еще быть довольна случаемъ симъ, что они избавили
тебя отъ безполезныхъ хлопотъ. Скорбь же твоя которую ты чувствуешь по этой
причинѣ, явно обнаруживаетъ тонкое честолюбiе и славолюбiе. Сама ты должна знать, какъ страсть
сiя вредна и
губительна для насъ. Не только тщетными дѣлаетъ всѣ наши труды и
добрыя дѣла, но истребляетъ въ насъ и самую вѣру, по словамъ Самого
Господа, глаголющаго къ намъ въ Евангелiи: “Како можете вѣровати слову
другъ отъ друга прiемлюще,
славы же, яже отъ Единаго Бога, не ищуще.“ Пишу же все сiе, не упрекая тебя, не буди то: но
желая помочь тебѣ, по силѣ моей, да помощiю Божiею и собственнымъ смиренiемъ избавишися отъ сѣтей тьмы,
имиже тщатся опутати тебя душепагубные враги; - отъ нихъ же да сохранитъ тебя
Господь, токмо смири сердце свое истиннымъ смиренiемъ, а не едиными словами, считая
себя послѣднейшую всѣхъ, и не ищи славы и не отмщишь отщетѣвающихъ
тя и миръ Божiй
истинный почiетъ
на тебѣ. Остаюсь желатель твоего и сущихъ съ тобою сестръ, Многогрѣшный
Iеромонахъ Макарiй.
1-го Nоября 1853 года.
Письмо
50-е
Почтенная
о Господѣ Мати Т.!
Опять пишу къ тебѣ не своею
рукою. Хотя теперь и нѣтъ лихорадки, но здоровье мое какъ-то перемѣнчивое
и неопредѣленное. По сей причинѣ наканунѣ 1-го Декабря я
сдалъ Скитское Начальство и Правленiе о. Пафнутiю – въ тотъ самый день, въ который и принялъ оное отъ Отца
Антонiя, правивъ
Скитомъ ровно 14 лѣтъ. Впрочемъ живу еще теперь въ своей Кельи и
келейники у меня тѣ же, а о. Пафнутiй живетъ въ своей Кельи, но онъ уже
теперь будетъ завѣдывать Скитскою Экономiею и Церковно-службою, и потому у меня
будетъ однимъ дѣломъ меньше.
Получилъ отъ тебя два письма, первое
отъ 14-го а второе отъ 25 Nоября;
за немощiю
своею велѣлъ О: Амвросiю
написать тебѣ отвѣтъ на оныя съ моихъ словъ – какъ и что нахожу для
тебя нужное и полезное въ настоящемъ твоемъ положенiи.
Ты все оспариваешь рвенiе свое къ молитвѣ, и сама не
замѣчаешь, что ты ищешь высокаго. Пишешь что желаешь истинной сердечной
молитвы; развѣ ты не читала, что сея сподобляются только рѣдкiе, и изъ тѣхъ, которые идутъ
правильнымъ путемъ благочестiя
и во глубокомъ смиренiи.
Ты уже бралась за сердечную молитву, и сама знаешь, какiе познала отъ сего плоды. Хотя въ
книгѣ С. Па√сiя
и есть, что позволяется и новоначальникамъ, но такимъ, которые живутъ соверенно
подъ руководствомъ и въ полномъ отсѣченiи воли своей и притомъ съ такимъ
разумомъ, чтобы не молитвы сердечной и высокой достигать, но молитвою сердце
очищать отъ страстей и прилоговъ лукавыхъ и скверныхъ. При томъ тамъ сказано
что можно позволить только простымъ по сердцу, разумнымъ же не должно; да не постраждутъ
изступленiя
ума /какъ Григорiй
Синаитъ о семъ говоритъ/. Ты же не думай, чтобы очистила сердце, но въ полной мѣрѣ
дѣйствуются /не всѣмъ, а/ въ тебѣ страсти, и отъ того при
твоемъ понужденiи
на молитву. Постигъ тебя гнѣвъ Божiй. По слову Св. Исаака, <нрзб
писцом> высокомѣiю
и пожала гнилые плоды прелести отъ коей и до сихъ поръ не избавилась.
О внешнемъ и внутреннемъ благочинiи пещися всѣмъ намъ прилично: а
такого безмолвiя
и уединенiя,
которое по слову Варсонофiя
Великаго приноситъ вину высокоумiя, - всячески должно удаляться чтобы не лишиться милости
Христовой, Иже бысть смиренъ…. Смирилъ бо себе до рабiя зрака, послушливъ бывъ даже до
смерти. И заповѣдь о кротости и смиренiи предаде намъ, какъ не погрѣшительные
признаки спасенiя. -
А о мнимомъ спокойствiи
сама ты должна знать изъ ученiя
Св. Отцевъ, что оному не должно вѣрить прежде очищенiя отъ страстей, а особенно опасно
опираться на ономъ, да не сбудется на насъ Апостольское запрещенiе: “Егда рекутъ – миръ и утвержденiе, тогда грядетъ на нихъ всегубительство
и погибель.“ Да избавитъ насъ Господь отъ сего!
Знавши твое устроенiе и видя самооправданiе при обличенiи, весьма сiе не одобряю. А лучше сознанiе своея немощи и прости. Ты это
знаешь, что правильное или неправильное обличенiе отвергши своего спасенiя отвергся, - пишетъ Св: Лѣствичникъ. - Братецъ твой положилъ животъ свой на брани за
отечество и вѣру. Надобно надѣяться на милость Божiю, <нрзб писцом> мы его
поминаемъ. Будь здорова душевно и тѣлесно, чего тебѣ желаетъ
многогрѣшный Iеромонахъ
Макарiй.
5-го Декабря 1853 года.