Письмо 46-е

Почтенная о Господѣ Мати Т.!

Получа письмы одно отъ М: А и Л. и три отъ А. Л. И С., и твое писанное слабою рукою, а еще слабейшимъ умомъ, – сердечно пожалѣлъ о тебѣ и о всѣхъ сестрахъ къ тебѣ относящихся. По всѣмъ описанiямъ и тобою и сестрами твоими дѣйствiямъ, - явно ты находилась въ прелести пришедшей къ тебѣ отъ мнимо-духовной умной молитвы. Что ты чудила въ то время, какъ пишутъ сестры: дралась, говорила неподобные слова, плясала и проч: - похоже ли это было на духовный плодъ молитвы. Получа письмо твое отъ 7 Января замѣчаю что нѣсколько пришла въ себя, но все еще что-то есть, и ты все мѣчтаешь о умной молитвѣ. Я тебѣ писалъ въ предостереженiе, представлялъ много отъ Отеческихъ писанiй, чтобы не вдаваться въ вѣру своей молитвы, но имѣть большую осторожность; - а ты какъ видно, предалась всѣю силою въ оную, и не имѣла сильнаго оружiя /смиренiя/ противъ враговъ, отъ нихъ была поражена. Ты уже и видѣнiй достигла, и видѣла первый часъ и прочее: - Но сообразно ли это съ твоимъ устроенiемъ и съ Отеческими писанiями? Вить ты только на языкѣ смиряш<ь>ся; укорять себя всѣми возможными злохуленiями, а въ сердцѣ онаго совсѣмъ нѣтъ. Посмотри на свои обращенiя съ сестрами и сужденiи М: Аркадiи, Досиф: и протчихъ. Нѣтъ, далеко твое устроенiе отъ умной молитвы! Намъ хоть-бы слѣдъ оной видѣть, а не простираться зрѣть на солнцѣ слѣпыми <нрзб писцом>; и токмо дѣятельною и показаною молитвою, а не въ зрительную уклоняться. Именно пишетъ Св. Исаакъ Сиринъ во 2-мъ словѣ, что на тѣхъ кои принимаются прежде за вторую часть креста т: е: за молитву и пр: находить гнѣвъ Божiй. прочти тамъ подробно – и далѣе: Яже Божiя, глаголетъ, сама отъ себе приходятъ, тебѣ не ощущающу. Ей, но аще мѣсто будетъ чисто, а не скверно. Аще ли зѣница очесе души твоея чиста нѣсть, да не посмѣеши воззрѣти на округъ солнца, да не лишишися и самыя тоя малыя зари яже есть, простая вѣра, и проч: -  Намъ надобно прежде молитвою очищать страсти востающiя на насъ и крамолящеся съ нами; и паки приносить оную постоянно и смиренно, подобно мытарю; а ты взялась высоко при всѣхъ твоихъ страстяхъ /называть/ подобно въ скверныхъ ризехъ дерзнувшему внити въ Царскiй Чертогъ на бракъ; что же онъ пострадалъ? того надобно опасаться. Ты утвердилась въ мнимой своей молитвѣ тѣмъ что тѣло въ похоти подвижется; но это и есть прелесть, и вмѣсто видѣнiя врагъ ископалъ тебѣ мечтанiя и вящше тебя ослѣпляетъ на великую скорбь близкихъ тебѣ, а не соблазняетъ противнымъ и не расположеннымъ къ тебѣ. -

Прочти у Св. Григорiя Синаита въ 15-й главѣ о безмолвiи и молитвѣ, въ концѣ 8-й главы и главу 10-ю о прелести, ничего не велитъ принимать ни умомъ ни чувственно, да не претерпишь вреда – что ты и пострадала. Еще далѣе 7-ю главу о прелести: въ оной написано: ”Ибо память Божiя, сiе есть умная молитва, вышше всѣхъ дѣланiй есть, сiя есть и добродѣтелей слава, яко любы Божiя. И иже безстуднѣ и дерзостнѣ хотяй ко Богу внити, и исповѣдати Его чистѣ, и стяжати Его въ себѣ нудяся, удобь умерщвляемъ есть сицевый отъ самѣхъ бѣсовъ, и проч:” – И всю сiю главу прочти, и изъ сихъ таковыхъ писанiй можешь познать что ты обольстилась мнимо-умною молитвою, и вмѣсто плода пожинала горькiе плевелы прелести и мѣчтанiй и не прiяла ихъ дѣянiй.

Я тебѣ совѣтую оставить твою умную молитву, а подвизаться на дѣланiе заповѣдей Божiихъ, чрезъ что смиренiе стяжавай видя свою немощь и попользновенiе, а молитва тебя восхитила, а не принесла смиренiе, безъ котораго и исполнялись мечтанiя желая достигнуть нѣчто высшее какъ пишетъ Св Григорiй Синаитъ: “Самочинiемъ нудеся достигнуть высокая прельщаются, намъ ли искать высокихъ дѣйствiй молитвы, валяющимся въ страстяхъ, и яростiю палимыхъ? А яростный хотя и мертвеца воскреситъ, молитва его неблапрiятна Богу.” Оставь твое неразумное и дерзновенное стремленiе къ высокой молитвѣ превосходящее твое устроенiе и мѣру, и довѣдшее тебя до такого положенiя жалкаго. Будь увѣрена, что послушанiе твое, хотя и къ грѣшному мнѣ, принесетъ тебѣ пользу; ибо оно будетъ по Бозѣ, и Онъ помилуетъ и сохранитъ тебя; а буде преслушаешь, то азъ о семъ вещи не имамъ, и не знаю что послѣдуетъ. Смирись и успокойся.

Да сохранитъ Господь тебя и всѣхъ твоихъ о Господѣ Сестеръ въ мирѣ и спокойствiи, послѣ толикихъ общихъ волненiй, смущенiй и скорбей, остаюсь желатель вашего спасенiя, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

       17 января 1853 года.

 

Письмо 47-е.

Почтенная о Господѣ Мати Т.!

Получа письмо твое писанное вкупѣ съ сестрами отъ 8 Iюля, сердѣчно пожалѣлъ о твоей болѣзни въ рукахъ, и случившемся для всѣхъ васъ скорбномъ приключенiи, при паденiи повозки; - но благодаренiе Господу, что возвратились въ Обитель гдѣ можетѣ пользоваться и взять покой, котораго въ дорогѣ конечно нельзя было имѣть. Но паденiе повозки не столько удивительна, какъ боль открывшаяся въ рукахъ. Я не могу и не смѣю входить въ тонкое разсужденiе судебъ Божiихъ; а самой при здравомъ умѣ можно познать себя и разсудить о благости Божiей посѣщающеся тебя и хотящей тебя спасти. Скольже ни тяжки тѣлесныя болѣзни, но оные тѣло измождаютъ, а духовные непосравненно больнѣе. Да избавитъ насъ Господь отъ оныхъ.

Въ послѣднiй день твоего отъѣзда я видѣлъ тебя въ лучшемъ положенiи. и будто въ довѣрiи къ словамъ моей худости; не для меня это нужно, а для твоей пользы; а то ты бывши въ помраченiи видѣла и самосмышляла, будто тебя искушаютъ, и я такъ велю дѣлать съ тобою, хотя я тебя изцѣлилъ, что это прелесть ложъ, но ты не давай вѣры; то если паче чаянiя и теперь тебѣ когда придетъ подобная мысль, не вѣрь этому, а знай, что это прелесть. Ты все гонишся за молитвою, а не видишь твоего устроенiя, что при такомъ устроенiи сомнительна о семъ <нрзб писцом>, т. е. духовная о которой ты мѣчтаешь, и что она не отходитъ отъ тебя; сознаешь себя неимѣющую смиренiя и не полагающею начала благаго къ оному; и видно что недугуешь невѣрiемъ, прося помощи оному. Явно что врагъ наноситъ тебѣ оное къ обольщенiю. -

Когда уже ты искала и не получила молитвы, а сбилась съ толку, и обольстилась, то молись просто, въ покаянiи и смиренiи, и будь увѣрена что не погубишь надежды своей. - Даже и это есть гордость, что желаешь оной высокой молитвы, когда увѣряютъ тебя что не можешь оной получить. Довлѣетъ тебѣ покаянiе и смиренiе, съ старанiемъ исполнять любовную къ людямъ, даже и ко врагамъ заповѣдь Божiю. - Прочти 55 слово Исаака Сирина, какъ онъ смирилъ Отца, ищущаго высокость, и какъ тонко разсудилъ о устроенiи таковыхъ.

Я много тебѣ писалъ въ прежнихъ письмахъ, что при твоемъ устроенiи опасенъ путь высокой молитвы; оная есть любовь Божiя и высша всѣхъ дѣланiй, и кто дерзостенъ взыти ко Богъ хощетъ, удобьумерщвляемъ бываетъ отъ бѣсовъ. Прочти сама эту главу у Св. Григорiя Синаита о безмолвiи – 7-я глава. -

И Св. Исаакъ Сиринъ во 2-мъ словѣ пишетъ: что на таковыхъ находитъ гнѣвъ Божiй.

Пекись болѣе о устроенiи своемъ побѣдить яростную часть любовiю и смиренiемъ, и кроткимъ обхожденiемъ съ сестрами. Я пишу сiе, не ихъ защищаю, но тебя желаю охранить отъ сѣтей и козней вражiихъ. -

Да дастъ Господь всѣмъ вамъ миръ и согласiе, помолитесь и о мнѣ грѣшномъ желающемъ вамъ здравiя и спасенiя, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

12 числа Iюля, нашь о: Игуменъ постриженъ въ Архимандрита, что насъ немало утѣшило, - онъ достоинъ сей награды.

16 Iюля 1853 года.

Ко мнѣ писала Наст. Өедор. вступившая въ вашу Обитель; но я теперь не могу ей ничего отвѣчать; пусть научается въ началѣ отверженiю своей воли и разума, а тогда пойдутъ <нрзб писцом>. Посылаю ей мое недостойное благословенiе.

 

Письмо 48-е.

Почтенная о Господѣ Мати Т.-!

Письмо твое отъ 1-го Августа и протчiе получилъ, но до сихъ поръ не имѣлъ времени тебѣ отвѣчать по случаю поста и многаго прiѣзда посѣтителей. Очень радъ что вѣришь мнѣ въ томъ, что ты въ прелести; симъ только сознанiемъ и самоукоренiемъ можешь ты при помощи Божiей, поправить свое душевное устроенiе и получить исцѣленiе. - Повторяю тебѣ, не разгрѣвай болѣе точнымъ самооправданiемъ помыслъ о молитвѣ, не оправдывай себя тѣмъ что о всемъ вопрошала.

На вопросы твои были отвѣты несогласные съ твоими мнѣнiями, а напротивъ предлагалъ во всемъ имѣть большую предосторожность и крайнее смиренiе, и обличивъ твое ложное вѣрованiе въ дѣйствiе при молитвѣ и писалъ и говорилъ тебѣ о семъ. Что за молитва наша, когда ощущается движенiе похоти, и ты даешь сему вѣру въ добрую сторону; и паки побѣждаеш<ь>ся раздражительною яростiю и дерзостiю до простертiя рукъ. Св. Лѣствичникъ говоритъ въ 8-й степени: Великъ врѣдъ обнаружить гнѣвъ словами, когдаже до рукъ дойдетъ, - то что можетъ быть неприличнѣе сего Ангельскому образу.

Ты оправдываешь себя ложнымъ видомъ любви, что по любви сiе творишь? Какая въ дракѣ любовь, тутъ любви ни на волосъ нѣтъ, а просто дѣйствiе яростной части. Св. Апостолъ Павелъ свидѣтельствуетъ: Любовь долготерпитъ, милосердствуетъ, не раздражается, /а паче не дерется/. Твое обращенiе давно не нравилось нашимъ многимъ братiямъ, потому что не основано на ученiи Св. Отцевъ, и не сообразно съ духомъ Евангельскимъ; но ты дѣйствуешь по влеченiю сердца и обольщенiю ума, которые еще страстны; и вмѣсто того чтобы себя винить и стараться сколько можно направить себя къ обращенiю должному и смиренно-кроткому, ты оправдываешь себя неосновательными мѣлочами и винишь другихъ, не протолковываютъ твоихъ соблазнительныхъ поступковъ въ хорошую сторону; кто тебя благословилъ и далъ власть юродствовать, имѣя подъ руководствомъ столько сестръ, и соблазняешь изъ нихъ невѣдущихъ и не понимающихъ дѣла? Къ тому же скажу тебѣ, что поступки юродства не таковы, а много отличны отъ обнаруженiя прелести; послѣднiя понятны и сколько нибудь разумѣющему духъ пути Евангельскаго. Лучше смириться и обвинять себя, а другихъ оправдать, и не на словахъ токмо и на бумагѣ, но въ чувствѣ сердца сознательности. Еще нахожу нужнымъ сказать тебѣ о твоемъ самосмышленiи и подозрѣнiи въ такихъ дѣлахъ и вѣщахъ, кои совсѣмъ не существуютъ, и необходимо тебѣ заразу эту отвергнуть, не прикрывая недуговъ сихъ тѣмъ, что будто я когда то присовѣтовалъ тебѣ думать что тебя искушаютъ; - я сего тебѣ никогда не говорилъ; а есть подобное въ 4-й степени Лѣствичника: что послушникъ когда невинно будетъ обличаемъ отъ Отца, можетъ тогда думать, что онъ его искушаетъ; но это къ тебѣ не относится и тебѣ никакъ не приличьно такъ думать о меньшихъ, что онѣ тебя искушаютъ. Это явное заблужденiе; также по самосмышленiю думаешь, что будто я сестрамъ приказалъ искушать тебя; смѣю ли я сiе дѣлать, и для чего? Не вижу сего въ ученiи Св. Отцевъ. Отверги врѣдный этотъ помыслъ, иначе повредишь и себѣ и имъ неизбѣжно и будетъ людямъ посмѣянiе и поруганiе и соблазны. Отъ лжи и зла никогда не происходитъ, но происходитъ добро. Не явное ли это обольщенiе, когда сестры изъ любви къ тебѣ какъ къ Матери больной душевно и тѣлесно, дѣлали все что находили полезнымъ, а ты думаешь и говоришь и принимаешь что онѣ оскобляли тебя. Притомъ обольстительнымъ мнѣнiемъ можно оклеветать всякаго человѣка въ злонамѣренности и благодѣянiи его считать обидами; а это явная прелесть, которая обнаруживается въ томъ, что ты послѣ дерзкаго обращенiя съ сестрами, ложно успокоивашь себя испрашивая у нихъ прощенiя съ земными поклонами, /а паки ударенiемъ о полъ головою и бiенiемъ себя/. Въ этомъ ни для тебя ни для нихъ нѣтъ пользы. Лучше зазри себя и укоряй внутренно и старайся впредь съ помощiю Божiею - удерживаться отъ подобныхъ поступковъ; а у обиженной сестры или словесно проси прощенiя по важности обиды и по ее устроенiю; или словамъ и прiятнымъ обращенiемъ приласкайся. Также твердо будь увѣрена, что бывшiя тебѣ представленiя и мѣчтанiя суть плодъ прелести, а не наважденiе чрезъ людей какъ тебѣ думается и какъ ты утверждаешь. Остерегайся сего случая, смирись и прими сiе мое обличенiе для пользы тебѣ желанiе и отъ сердечной болезни; и да не исполнится на тебя слово писанiя: Не обличая злыхъ, да не возненавидятъ тя; - не будь ты отъ числа злыхъ, но отъ премудрыхъ обличая премудрость и возлюбятъ тя. И паки Лѣствичника слова помни: Обличенiе благословное или неблагословное отвергши, спасенiя  <нрзб писцом> отвергая. Богъ да сохранитъ тебя отъ самомышленiя и прелести и даруетъ тебѣ миръ и устроенiе твоего спасенiя, - чего тебѣ есть желатель усердный многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

           18 Августа 1853 года.

 

Письмо 49-е.

Почтенная о Господѣ Мати Т.!

Письмо твое отъ 21 Октября получилъ, и желалъ бы самъ къ тебѣ писать, но не могу по болѣзни; лихорадка моя было прошла, но чрезъ восемь дней на девятый опять появилась. И потому заставилъ о: Амвросiя написать отвѣтъ на твое письмо съ моихъ словъ. На прошлой почтѣ т: е: 24 числа, я своеручно писалъ къ тебѣ и совѣтовалъ, что нахожу для тебя нужнымъ /и/ и полезнымъ. Но письма моего ты не могла еще получить. Въ послѣднемъ письмѣ своемъ пишешь ко мнѣ, что ты боиш<ь>ся обнаруженiя опять прелести, и я тебѣ скажу, что боязнь твоя основательна. Описаныя тобою въ теперешнемъ письмѣ, ощущенiя душевнаго твоего устроенiя явно показываютъ признаки прелестныхъ дѣйствiй, а именно: то излишнее упованiе, то черезъ часъ паки отчаянiе. Это – крайности. Рече нѣкто отъ Святыхъ: что краи - бѣсовстiи суть, и паки ощущаешь какое-то ложное спокойствiе, въ которомъ Варсанофiй Великiй упрекаетъ утверждающихся на ономъ говоря: ежели мы сознаемъ себя грѣшными, то какъ же можемъ вѣрить мнимому спокойствию нашему душевному вопреки словъ псалмопѣвца, который сказалъ: “нѣсть мира грѣшникамъ.”- /Презирающiи всѣ уставы Церкви также мнятъ имѣти спокойствiе душевное. Смотри, чтобы не ошибиться намъ и не обмануться этимъ/. Далѣе пишешь, что ощущаешь какую-то неосновательную радость, отъ которой предостерегаетъ Святой Лѣствичникъ говоря: Отвергай десницею смиренiя какъ недостойный, приходящую радость, да не волка вмѣсто пастыря прiимеши /смотри степ. 7-ю/. И паки о томъ же въ степени о чистотѣ онъ говоритъ: “Будучи самъ я искушаемъ волкомъ симъ ощущалъ, что онъ прелестно производилъ во мнѣ безсловесную радость и слезы и утѣшенiе въ душѣ моей, и я по младенчеству своему думалъ, что содержу плодъ благодати, а не тлю прелестей.” - Еще пишешь, что приносятся тебѣ помыслы увѣряющiе, что возвратится и дастся тебѣ опять молитва. Но какая молитва? Не та-ли, которую имѣла и о которой говоритъ псалмопѣвецъ: “ И молитва его да будетъ въ грѣхъ.” Отъ нея да избавитъ тебя Господь. Какая же это грѣшная молитва? Изъ ученiя Евангельскаго и ученiя Св. Отцевъ видно, что та, когда человѣкъ не по мѣрѣ своей ретится на одну молитву, безъ храненiя и соблюденiя другихъ заповедей Божiихъ, прочти у Пр. Макарiя Египет: въ 1-мъ словѣ 13 и 14. и въ 3-мъ словѣ глав. 5. а именно: “и безъ истинной любви къ ближнимъ, о которой сказано, что она долготерпитъ, не превозносится /повлекаясь радостнымъ о себѣ мнѣнiемъ/, не безчинствуетъ, не раздражается, не мыслитъ зла /о комъ либо по неосновательному подозрѣнiю и внушенiю непрiязненныхъ помысловъ и мѣчтанiй/.“ Испытаемъ свою жизнь, разсмотримъ свои поступки, осяжемъ свое сердце, не повинны ли мы нарушенiю сихъ главныхъ заповѣдей Божiихъ, о чемъ я уже много къ тебѣ писалъ. “Все же противное заповѣдямъ Божiимъ /какъ сказано у Каллиста и Игнатiя въ главѣ 73-й/“прелесть имать.” А во 2-й главѣ Исаака Сирина сказано: что гнѣвъ Божiй находитъ на тѣхъ, кои прямо стремятся къ умозрительной части души, не очистивши напередъ страстной ея части дѣянiемъ и не исцѣливши немощи чувствъ терпѣнiемъ досады креста.

Въ послѣднихъ письмахъ твоихъ ко мнѣ, хотя не прямо выражаешь скорбь твою, что барышни тобою соблазнились, и отошли отъ тебя по твоему мнѣнiю по неосновательной причинѣ. А я скажу, что они хорошо здѣлали. Какую ты могла принести пользу новоначальникамъ симъ въ настоящемъ твоемъ положенiи? Теперь время твое болѣе пещися о исправленiи себя самой; и ты бы должна еще быть довольна случаемъ симъ, что они избавили тебя отъ безполезныхъ хлопотъ. Скорбь же твоя которую ты чувствуешь по этой причинѣ, явно обнаруживаетъ тонкое честолюбiе и славолюбiе. Сама ты должна знать, какъ страсть сiя вредна и губительна для насъ. Не только тщетными дѣлаетъ всѣ наши труды и добрыя дѣла, но истребляетъ въ насъ и самую вѣру, по словамъ Самого Господа, глаголющаго къ намъ въ Евангелiи: “Како можете вѣровати слову другъ отъ друга прiемлюще, славы же, яже отъ Единаго Бога, не ищуще.“ Пишу же все сiе, не упрекая тебя, не буди то: но желая помочь тебѣ, по силѣ моей, да помощiю Божiею и собственнымъ смиренiемъ избавишися отъ сѣтей тьмы, имиже тщатся опутати тебя душепагубные враги; - отъ нихъ же да сохранитъ тебя Господь, токмо смири сердце свое истиннымъ смиренiемъ, а не едиными словами, считая себя послѣднейшую всѣхъ, и не ищи славы и не отмщишь отщетѣвающихъ тя и миръ Божiй истинный почiетъ на тебѣ. Остаюсь желатель твоего и сущихъ съ тобою сестръ, Многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

1-го Nоября 1853 года.

 

Письмо 50-е

Почтенная о Господѣ Мати Т.!

Опять пишу къ тебѣ не своею рукою. Хотя теперь и нѣтъ лихорадки, но здоровье мое какъ-то перемѣнчивое и неопредѣленное. По сей причинѣ наканунѣ 1-го Декабря я сдалъ Скитское Начальство и Правленiе о. Пафнутiю – въ тотъ самый день, въ который и принялъ оное отъ Отца Антонiя, правивъ Скитомъ ровно 14 лѣтъ. Впрочемъ живу еще теперь въ своей Кельи и келейники у меня тѣ же, а о. Пафнутiй живетъ въ своей Кельи, но онъ уже теперь будетъ завѣдывать Скитскою Экономiею и Церковно-службою, и потому у меня будетъ однимъ дѣломъ меньше.

Получилъ отъ тебя два письма, первое отъ 14-го а второе отъ 25 Nоября; за немощiю своею велѣлъ О: Амвросiю написать тебѣ отвѣтъ на оныя съ моихъ словъ – какъ и что нахожу для тебя нужное и полезное въ настоящемъ твоемъ положенiи.

Ты все оспариваешь рвенiе свое къ молитвѣ, и сама не замѣчаешь, что ты ищешь высокаго. Пишешь что желаешь истинной сердечной молитвы; развѣ ты не читала, что сея сподобляются только рѣдкiе, и изъ тѣхъ, которые идутъ правильнымъ путемъ благочестiя и во глубокомъ смиренiи. Ты уже бралась за сердечную молитву, и сама знаешь, какiе познала отъ сего плоды. Хотя въ книгѣ С. Па√сiя и есть, что позволяется и новоначальникамъ, но такимъ, которые живутъ соверенно подъ руководствомъ и въ полномъ отсѣченiи воли своей и притомъ съ такимъ разумомъ, чтобы не молитвы сердечной и высокой достигать, но молитвою сердце очищать отъ страстей и прилоговъ лукавыхъ и скверныхъ. При томъ тамъ сказано что можно позволить только простымъ по сердцу, разумнымъ же не должно; да не постраждутъ изступленiя ума /какъ Григорiй Синаитъ о семъ говоритъ/. Ты же не думай, чтобы очистила сердце, но въ полной мѣрѣ дѣйствуются /не всѣмъ, а/ въ тебѣ страсти, и отъ того при твоемъ понужденiи на молитву. Постигъ тебя гнѣвъ Божiй. По слову Св. Исаака, <нрзб писцом> высокомѣiю и пожала гнилые плоды прелести отъ коей и до сихъ поръ не избавилась.

О внешнемъ и внутреннемъ благочинiи пещися всѣмъ намъ прилично: а такого безмолвiя и уединенiя, которое по слову Варсонофiя Великаго приноситъ вину высокоумiя, - всячески должно удаляться чтобы не лишиться милости Христовой, Иже бысть смиренъ…. Смирилъ бо себе до рабiя зрака, послушливъ бывъ даже до смерти. И заповѣдь о кротости и смиренiи предаде намъ, какъ не погрѣшительные признаки спасенiя. - А о мнимомъ спокойствiи сама ты должна знать изъ ученiя Св. Отцевъ, что оному не должно вѣрить прежде очищенiя отъ страстей, а особенно опасно опираться на ономъ, да не сбудется на насъ Апостольское запрещенiе: “Егда рекутъ – миръ и утвержденiе, тогда грядетъ на нихъ всегубительство и погибель.“ Да избавитъ насъ Господь отъ сего! ­

Знавши твое устроенiе и видя самооправданiе при обличенiи, весьма сiе не одобряю. А лучше сознанiе своея немощи и прости. Ты это знаешь, что правильное или неправильное обличенiе отвергши своего спасенiя отвергся, - пишетъ Св: Лѣствичникъ. -  Братецъ твой положилъ животъ свой на брани за отечество и вѣру. Надобно надѣяться на милость Божiю, <нрзб писцом> мы его поминаемъ. Будь здорова душевно и тѣлесно, чего тебѣ желаетъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

5-го Декабря 1853 года.