Письмо 51-е

5 Января 1854 года

Почтенная Мати Т.!

Письмо твое отъ 16 Декабря получилъ. Удивляюсь, какъ ты, послѣ столькихъ свидѣтельствъ Св. Отцевъ, писанныхъ мною къ тебѣ въ многихъ моихъ письмахъ, - все толкуешь о стремленiи своемъ къ молитвѣ, оправдывая себя желанiемъ сего отъ юности. На это тебѣ скажу: многiе изъ мытарей и блудницъ и разбойниковъ желаютъ получить царствiе Небесное, но какъ не творятъ приличное къ тому, т: е: не хранятъ Заповѣдей Божiихъ, и не брегутъ о покаянiи и смиренiи, - то и остается желанiе ихъ тщетнымъ. То же можно сказать и о твоемъ желанiи и стремленiи къ молитвѣ. Ты въ храненiи и главныхъ заповѣдей Божiихъ недугуешь т: е: кротости и смиренiя и примиренiя совѣсти своей съ Богомъ и въ отношенiи людей и вѣщей и отсеченiя своей воли и разумѣнiя, а къ частой молитвѣ безрасудно стремиш<ь>ся. Всѣ знаютъ, что молоко и рыба и капуста и огурцы полезны здоровымъ, но лихорадочнымъ вещи сiи наносятъ неизбѣжный вредъ, иногда простирающiйся до смерти. Такъ и дерзостная молитва опасна для недугующихъ душевною лихорадкою т: е: страстьми; что ты сама извѣдала собственнымъ опытомъ. И пора тебѣ вразумиться, а ты все твердишь, что болѣзнь твоя два раза повторялась за оставленiе молитвы. Есть у Св. Лѣствичника въ 26-й Степени, что за нераденiе къ духовному подвигу посылаются простыя болѣзни тѣлесныя, но прелесть сумазбродства попущается за гордость и высокоумiе, какъ показано у многихъ Святыхъ Отцевъ. Также не стыдиш<ь>ся слагать на промыслъ Божiй отшествiе отъ тебя нѣкоторыхъ сестеръ, оправдываясь происходящею отъ сего пользою. Безъ всякихъ кривыхъ изгибовъ, видно что сестры эти соблазнились твоими неприличными словами и поступками, а потому оставили тебя. Ты прямо должна обвинить себя, а не оправдывать, вымышляя вины о грѣсѣхъ, что отъ Св. Давида названо лукавствомъ. Лишь въ одномъ мѣстѣ письма ты справедливо написала, что болѣзнь твоя попущена Господомъ за тщеславiе, за дерзость, за самонодѣянность и за мнѣнiе о себѣ. Это сущая правда. И при такихъ немощахъ душевныхъ ты все рѣшиш<ь>ся на безмолвiе. Я уже тебѣ писалъ слова Св. Лѣствичника, который запрещаетъ недугующимъ подобными страстями и слѣдъ видѣти безмолвiя, чтобы не пострадать изступленiе ума. Свят: Варсанофiй Великiй въ 160-мъ отвѣтѣ говоритъ: яко три главы суть: “и аще кто сохранитъ тыя, то можетъ жити и между людьми, и въ пустыняхъ, и идѣже аще не пойдетъ: /т: е:/ еже укоряти себе подъ всею тварiю.“ И еще онъ же въ 101-мъ отвѣтѣ упрекаетъ мнѣвшаго чрезъ поученiе имѣть чистую молитву говоря: “како пребываютъ страсти въ человѣцѣ, имущемъ чистую молитву“? – И паки онъ же въ 79 отвѣтѣ говоритъ: “знаменiе же, яко коснуся /умъ/ тоя т: е: частыя молитвы, егда не смущается /человѣкъ/ аще и весь миръ напаствуетъ его.“ – Въ тебѣ же я замѣчаю противное; ты многихъ подозрѣваешь напрасно въ злотворенiи тебѣ, /какъ это мнѣ извѣстно/ и даже на близкихъ тебѣ которыя по силѣ своей старались сдѣлать тебѣ полезное во время твоей болѣзни, ты обнаруживала злопомнѣнiе и месть. Это я замѣтилъ въ бытность твою въ нашей обители, когда Пелаг. Иван: и сестра О: сказывали мнѣ что нибудь про тебя, ты при мнѣ же мстила имъ. По этому думаю, что ты питаешь мщенiе и къ Алимпiи и къ Лаврентiи. Осяжи сердце твое, испытай помыслы твоя и поступки, и естли обрящешися повинна въ этомъ, - поспѣши исправить дѣло покаянiемъ и смиренiемъ. По Евангелiю и враговъ должно любить, то какъ же быть намъ неблагодарными къ тѣмъ, кои преданность свою и любовь къ тебѣ доказали многими годами и многими искусительными случаями. Новинькiя тебѣ доказали дружбу свою и преданность по новому. И такъ будь осторожна относительно новыхъ дочекъ, и цѣни преданность къ тебѣ старыхъ, которыя любовь къ тебѣ доказываютъ не словами, а самымъ дѣломъ. Варвару Өед: не отвергай по желанiю ея, только принимай ее и обращайся съ нею благоразумно, чтобы не отяготить старыхъ. Всего лучше съ согласiя сестръ устрой отношенiе къ тебѣ В: Ө.: - Да и не забывай того, что я писалъ къ тебѣ преждѣ относительно назиданiя другихъ, т: е: что время твое теперь пещися болѣе о устроенiи собственной души и своемъ спасенiи, а о назиданiи другихъ развѣ по крайней нуждѣ.

По написанiи сего получилъ еще твою приписку при письмѣ В. Ө. и отъ 21 декабря. Этими строками ты меня много порадовала; потому что сознаеш<ь>ся, что болѣзнь твоя не отъ людей, какъ ты преждѣ думала, но гнѣвъ Божiй постигъ тебя за недостойное стремленiе къ молитвѣ и обольстительное въ оной дѣйствiе.

И еще больше меня порадуешь естли при семъ сознанiи направиш<ь>ся на исполненiе заповедей Божiихъ, въ которыхъ заключается непрелестный путь спасенiя. Также естли оставишь оправданiя и мнѣнiе о своей правости за которыя Великiй Варсонофiй упрекаетъ Старца Евөимiя въ 159 отвѣтѣ говоря: Зане аще речеши нѣчто, глаголеши: добрѣ рѣхъ. И аще постигнеши умомъ, глаголеши: добрѣ постигохъ, добрѣ, добрѣ, и сiе добрѣ. Почто не помышляемъ, еже не оскорбити никогоже, ниже словомъ, ниже дѣломъ? И Богъ поможетъ намъ во всѣхъ. Также прочти отвѣты его 157 и 158. - Въ одномъ увидишь, что всякое дѣло по своей волѣ легко, а съ совѣтомъ и тоже дѣло тяжело, и почему? А въ другомъ Св. Варсонофiй говоритъ, что дарованiя Божiя вмѣщаются въ чистыхъ сердцемъ елико же движется сердце отъ гнѣва и злопомнѣнiя и подобныхъ страстей вѣтхаго человѣка, тамо не внидетъ премудрость, ‑ и совѣтуетъ прежде изнести изъ себя сосуды чуждаго……

Еще касательно молитвы скажу тебѣ, изъ многихъ твоихъ писемъ и толковъ видно, что ты не понимаешь настоящаго разума молитвы, неосновательно рѣтясь къ прохожденiю дѣланiя чистой молитвы, не понимая того, что немощнымъ можетъ принести пользу приличная молитва только тогда, когда они въ приличное время призываютъ помощь Божiю противу прилоговъ и нашествiя страстныхъ помысловъ или противу дѣйствiя различныхъ страстей. Когда же человѣкъ страстный, вмѣсто того, чтобы преждѣ попещися о утоленiи и очищенiи страстей своихъ призыванiемъ Божiей помощи въ приличное врѣмя, сознавая и исповѣдуя при томъ свою немощь во смиренiи, - прямо понудится удержать дѣланiе чистой молитвы влекомый усердiемъ, которое Св. Лѣствичникъ называетъ презоривымъ; то гнѣвъ Божiй находитъ на него, какъ непотщавшагося прежде исцѣлить немощь чувствъ своихъ терпѣнiемъ дѣланiя досады креста, а возмечтавшаго славу Креста.

Касательно безмолвiя скажу тебѣ слова изъ книги Св. Варсонофiя, слова Iоанна Пророка въ 313 отвѣтѣ, гдѣ онъ говоритъ: “что вина безмолвiя приводитъ въ высокоумiе, прежде даже человѣкъ не приобрящетъ себѣ, сирѣчь непороченъ будетъ. И паки: Аще удержиши взыти паче мѣры твоея; сiе вѣждь, яко еже имаши, погубиши.” И въ 315 отвѣтѣ: “Еже пребыти тебѣ въ келлiи твоей, не искусна тя творитъ. и паки: Елико человѣкъ низходитъ во смиренiе, преуспѣваетъ. и паки: Безмолвiе есть, егда понесе крестъ, т: е: различные скорби, поношенiя и уничиженiя. -

Поздравляю всѣхъ васъ съ наступившимъ новымъ Годомъ и праздникомъ Богоявленiя Господня, и желаю вамъ /быть/ обновленiя жизни милостiю и помощiю Божiею. -

Здоровье мое обычное. Остаюсь желатель вашего спасенiя, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй. А что не самъ пишу, то прошу не взыскать хотя о. Амвросiя здоровье обычное но слабое <нрзб писцом>, а писемъ столько, что въ четыре руки пишемъ и не успеваемъ. Варв. Өеод: не пишу особо, недавно писалъ ей.

 

Письмо 52-е.

2 Марта 1854 года.

Почтенная о Господѣ Мати Т. - !

Письма твои отъ 23 Января и 13 февраля получилъ. Ты сама себѣ противорѣчишь: словами называешь себя прельщенною, а на дѣле оправдываеш<ь>ся. Представляется тебѣ, что тебя лечутъ, тогда какъ никто и ни чѣмъ тебя не лечитъ, кромѣ бѣсовъ, которые врачуютъ тебя по своему за то, что много о себѣ думала, а другихъ уничижала. Казалось тебѣ, что ты только поступаешь правильно, и много оказываешь добра ближнимъ, а прочiя живутъ и дѣйствуютъ не такъ, какъ бы слѣдовало. Въ самой же вещи оказалось иначе; ты только одна обрѣлась въ прелести, а прочiя хоть и имѣютъ немощи, но сносныя и терпимыя, которыя удобно прощаетъ Господь чрезъ покаянiе и смиренiе. Одни только высокосердые нечисты предъ Господомъ. -

Вкратцѣ тебѣ скажу: все, что съ тобою ни дѣлается, какъ сама описываешь; ничто иное есть, какъ обнаруженiе прелести по дѣйствiю вражiему. Сама ты должна знать изъ писанiй С√меона Богослова, что прельщенный по дѣйствiю вражiему, можеть ощущать благовонiе или злосмрадiе, котораго другiе не ощущаютъ кромѣ въ прелести находящегося. Тоже и съ тобою дѣлается: ты ощущаешь то жаръ то холодъ, между тѣмъ какъ другiя при тебѣ находящiеся ничего подобнаго не ощущаютъ. Это-то и есть прелесть по дѣйствiю вражiю, по которому ты видишь и машины и труды, которыхъ въ самой вещи нѣтъ, а только бѣсы ругаются надъ тобою за обольщенiе твое, за то, что искала высокаго выше мѣры своей, а пренебрегала возможное для тебя и самонужнѣйшее т. е. храненiе заповѣдей Божiихъ и смиренiе, которымъ мытарь безъ дѣлъ оправдался паче фарисея. И въ этомъ должно состоять все твое правило, о которомъ меня просишь. А о сердечной молитвѣ забудь и говорить. А естьли хочешь, исповѣдуйся предъ Богомъ и призывай помощь Его устно въ покаянiи и смиренiи, да помилуетъ тебя и избавитъ отъ прелести имаже вѣсть судьбами. Когда сердце сотворилось вертепомъ разбойниковъ, то оно уже вмѣстѣ не можъ быть жертвенникомъ Божiимъ, пока не очистится. Устами да призываемъ милость Божiю, чтобы избавилъ насъ отъ ругающихся надъ нами дѣйствiями прелестными. -

В. Ө. откажись принимать по болѣзни своей, и не токмо ее, но и никого не принимай до времени оздравленiя на откровенiе помысловъ и для руководства.

Теперь время твое – только пещись о собственномъ спасенiи. Для развлеченiя же принимай близкихъ сестеръ, чтобы не быть тебѣ въ уединенiи, которое можетъ усугубить вредъ твой. Подъ близкими разумѣю не тѣхъ, которыя тебѣ въ глаза льстятъ, а за очно расказываютъ соблазны подобно Л. которая въ Великихъ Лакахъ[1] проповѣдуетъ, что у тебя и у меня Ересь. Пусть давнiя и искреннiя твои дочери будутъ тебѣ какъ няньки; слушайся ихъ и не отвергай полезныхъ для тебя ихъ предостереженiй.

Слова ихъ отъ части вѣрны, что тебѣ представляются ни съ чѣмъ несообразныя вещи отъ мнѣнiя; потому что мнѣнiе есть начало прелести, и къ оному примѣшиваются попущенiемъ Божiимъ дѣйствiя и наруганiя в<р>ажiя за возношенiя и самообольщенiе наше.

Вчера еще получилъ письмо отъ тебя отъ 30-го Февраля. Съ начала письма говорила похожее на дѣло т. е. о смиренiи и познанiи собственной немощи, а конецъ опять свела на умную и сердечную молитву. Богомъ тебя прошу, перестань стремиться къ таковой молитвѣ. Ты сбилась съ этого толку, впавши въ сѣти самообольщенiя и прелесть вражiю, и нѣтъ для тебя другаго средства возвратиться къ истиннѣ и настоящему непрелестному положенiю, какъ только путемъ мытарева смиренiя и храненiемъ заповѣдей Божiихъ относительно гнѣва, клеветы и осужденiя и тонкой похоти, и особенно мнѣнiя о себѣ, какъ Богопротивнаго и Богоненавистнаго. Разсуди сама: прилично ли въ прелести находящемуся позволить чистую сердечную молитву? - Не будетъ ли конецъ сего – совершенное умоизступленiе? Вспомни, чемъ Исаакiй отъ прелести возвратился къ правому пути? Не смиренiемъ ли и самоуничиженiемъ и послушанiемъ? Повторяю тебѣ: слушайся сестеръ, искренно заботящихся о твоемъ положенiи, и не вѣрь болѣе бѣсовскимъ мѣчтамъ, которые попущенiемъ Божiимъ представляютъ тебѣ трубы и машины, и вѣютъ на тебя по мнѣнiю твоему отраднымъ вѣтромъ. Отрада эта послѣ претворится въ горесть. -

Видеться тебѣ личьно со мною, не нахожу нужнымъ. Если ты имѣешь вѣру, то можешь повѣрить моимъ словамъ и на письмѣ; если же болѣе довѣряешь своему мнѣнiю, то и личное свиданiе не перемѣнитъ твоего самоубѣжденiя. Ты много разъ видѣлась со мною, но пользы отъ сего не оказывается на дѣлѣ. Причина сему или моя немощь, или неразумѣнiе, или ты придерживаеш<ь>ся своего самомнѣнiя, которое препятствуетъ быть мнимому.

О Христѣ братъ о. Амвросiй написалъ сказанное ему – мною, а я подтверждаю, прими всѣ оныя тебѣ совѣтованiя клонящiеся къ твоей пользѣ душевной, а сюда не прiѣзжай, и не принимай сестръ для наставленiй. А паче смири себя и не ищи сердечной <нрзб писцом> молитвы, а очищай страсти смиреномудрiемъ; тебя оное только можетъ съ Богомъ исцѣлить. А если будешь продолжать и самосмышлять о молитвѣ <Далее или нрзб писцом или не дописано>.

 

Письмо 53-е

4 Мая 1854 года.

Христосъ Воскресе!

Почтенная о Господѣ Мати Т. - !

Письмо твое отъ 14 Апреля получилъ. Много благодаренъ тебѣ за то, что во многихъ случаяхъ слушалась ты и слушаеш<ь>ся совѣтовъ нашихъ; и если впредъ будешь повиноваться словамъ моимъ, пишемымъ къ пользѣ твоей, то это еще болѣе поощритъ меня писать къ тебѣ, и особенно если совершенно во всемъ послѣдуешь моимъ совѣтамъ, а то ты нѣкоторые предмѣты оставляешь собственному самоСмышленiю и самовѣрiю, и тѣмъ портишь все дѣло. Я много разъ тебѣ писалъ, чтобъ ты не врила ни какимъ машинамъ, никакимъ местамъ и представленiямъ и ощущенiямъ, бываемымъ съ тобою по дѣйствiю бѣсовскому, а ты все вѣришь не сбыточнымъ вѣщамъ, воображаемымъ тебѣ бѣсами, что будто о: Амвросiй и о: Өеодосiй въ прошедшiй постъ жили въ вашей Обители болѣе мѣсяца. Можноли вѣрить такимъ нелѣпостямъ, когда о. Амвросiй по слабости и болѣзненному положенiю едва могъ быть въ Монастырѣ на службахъ на Благовѣщенiе и праздникъ Ваiй. Къ чему быть, и зачѣмъ быть ему въ вашей Обители? Прошу тебя перестать впередъ вѣрить подобнымъ нелѣпымъ тебѣ представленiямъ и ощущенiямъ, будто тебя лѣчутъ, тогда какъ никто и ничѣмъ тебя не лѣчитъ, иначе ты не можешь придти въ прежнее здравое положенiе. Второе твое самосмышленiе или вѣрнѣе самооправданiе состоитъ въ томъ, что ты послѣ толикихъ моихъ убѣжденiй и истинныхъ доказательствъ Св. Отцевъ, все еще не перестаешь стремиться къ сердечной молитвѣ, оправдываясь дарованными мною тебѣ книгами. Въ книгахъ-то истинна неоспоримая, но ты не умѣла ею воспользоваться, какъ должно, и потому вмѣсто духовной пользы, пожала горькiе плоды прелести. Пишешь мнѣ, что молитва имать раздрати враговъ, и молитва имать изгнати я; - правда, - только молитва смирныхъ; но ты будучи скудна и недостаточна въ смиренiи, раздраживши враговъ своею молитвою, не только не могла изгнать ихъ или низложить, но ещи сама отъ нихъ низложена и поругана прелестными дѣйствiями, и доселѣ враги ругаются надъ тобою; потому что не прибѣгаешь къ дѣйствительному противу ихъ средству т. е. смиренiю, которое одно только сильно низложить ихъ при помощи Божiей, и вообще настоящее твое положенiе требуетъ того, чтобы я повторилъ тебѣ прежнiе мои совѣты. Первое: На откровенiе помысловъ и для совѣта никого не принимай. Это препятствуетъ душевному твоему оздравленiю. Второе: Ни съ кѣмъ не обращайся въ старческомъ духѣ и повѣлительномъ или взыскательномъ тонѣ, даже ни съ меньшими сестрами, особенно же съ служащими тебѣ, - это можетъ врѣдить тебѣ относительно смиренiя, которое для тебя болѣе всего нужно. Третье: Оставь думать о личномъ со мною свиданiи, въ которомъ я не нахожу для тебя ни какой пользы, а старайся лучше въ точности исполнять письменные мои совѣты, основанные на ученiи Св. и Богодухновенныхъ Отцевъ и писанiи Евангельскомъ, и Апостольскомъ.

Получилъ я 2-го Мая отъ тебя еще письмо, отъ 21 Апрѣля изъ котораго вижу, что ты письма моего, посланнаго къ тебѣ во вторникъ страстной седмицы 6 Апреля, не получала, по высказанной тобою причинѣ. Жаль, что такъ случилось. Но еще жалчѣе, что ты не перестаешь вѣрить прелестнымъ мѣчтамъ и ощущенiямъ и ложнымъ мнѣнiямъ на людей, какъ сама это высказала въ послѣднемъ письмѣ твоемъ. Я много разъ писалъ тебѣ, что ты такъ видишь и ощущаешь по дѣйствiю вражiю; и потому вѣрить этому никакъ не должно. У насъ много было тому примѣровъ, и теперь есть одинъ примѣръ: Одному брату кажется, что отъ него происходитъ сильный смрадъ, и потому онъ лишилъ себя и Церкви и трапезы, не хотя по его мнѣнiю отягощать другихъ смрадомъ симъ, и вмѣстѣ самъ стыдясь этого, тогда какъ на самомъ дѣлѣ никто не ощущаетъ отъ него никакого дурнаго запаху. Мы сколько не убѣждали его, что это отъ прелести, по дѣйствию вражiю, но онъ вѣрить не хочетъ говоря въ свое оправданiе: что я самъ ощущаю смрадъ этотъ въ сильной степени. - Подобнымъ образомъ и ты оправдываеш<ь>ся, что сама видишь, что ты сама ощущаешь. Развѣ врагъ не можетъ представить этого, надъ кѣмъ получитъ власть попущенiемъ Божiимъ за возношенiе? Повторяю тебѣ; никого изъ людей не обвиняй въ твоей душевной болѣзни, а всю вину возложи на самую себя, смиряясь предъ Богомъ и людьми. Ты пишешь мнѣ что не понимаешь, въ чемъ состоитъ истинное смиренiе. Св. Лѣствичникъ говоритъ: Аще въ чувствѣ души сознаемъ, что всякiй ближнiй превосходнѣе насъ, то близъ есть милость Господня. И паки онъ же говоритъ: - Многiе называемъ и почитаемъ себя грѣшниками, но безчестiе отъ другихъ искушаетъ сердце наше. Святый Авва Дороөей говоритъ: Смиренiе ни гнѣвается, ни прогнѣвляетъ кого. А Св. Авва Агаөонъ говоритъ: по силѣ моей потщахся исполнити заповѣди Божiи, но человѣкъ есмь, откуду вѣмъ аще дѣло мое угодно бысть предъ Богомъ? Инъ бо судъ человѣческiй, и инъ бо судъ Божiй. Вотъ какiе признаки смиренiя показали намъ Святые Отцы!

Еще пишешь мнѣ, что тебя борютъ хульные помыслы противъ Алимпiи, что она съ другими строго обращается, а съ тобою не умѣетъ поступать. Довольно для ней по ея мѣрѣ, что она выслушиваетъ отъ тебя, что ты говоришь; сказать же тебѣ прямо свое мнѣнiе, она не имѣетъ смѣлости. Касательно же строгаго ея обращенiя съ сестрами скажу тебѣ во первыхъ, что и врагъ можетъ тебѣ представлять иначе въ теперешнемъ твоемъ положенiи, а во вторыхъ нельзя и требовать еще отъ нея совершеннаго безстрастiя, потому что и сами мы недостаточны во многомъ.

Здоровье мое теперь въ обычномъположенiи, только часто изнемогаю и ослабѣваю, но особо къ вечеру. И переписку прекращаю, которая до зѣла умножилась, пишу только снисходя немощамъ вашимъ. Для меня странно и больно о тебѣ слышать что ты не понимаешь что есть смиренiе; а между тѣмъ толкуемъ, учимъ, читаемъ и пишемъ о смиренiи. Ты обольщала себя, что имѣешь послушанiе къ Батюшкѣ и ко мнѣ грѣшному; а гдѣ послушанiе тамъ и смиренiе, ибо по Слову Св. I: Лѣствичника: отъ послушанiя рождается смиренiе. Не стяжавши же онаго должны укорять себя, что суетно и не истинно наше послушанiе. Теперь тебѣ самое надежное средство къ исцѣленiю, - послушанiе и смиренiе. Когда принимаешь совѣты съ вѣрою и не будешь вѣрить вражiей <нрзб писцом>, то и изцѣлѣешь. Можетъ тебѣ и конфузно что къ тебѣ не относятся, но душѣ полезно; и тутъ себя смиряй, ибо безпокоютъ тебя самолюбiе и гордость; а ихъ то должно сокрушать отверженiемъ своей воли и разумомъ. Прочти у Петра Дамаскина 8-ю долю листъ 14 и 15, какъ нужно и полезно отсѣкать свои хотенiя и въ какихъ случаяхъ .   .    .

 

Письмо 54-е

Почтенная о Господѣ Мати Т.!

Письма твои, одно по почтѣ отъ 6-го Мая, а другое съ оказiею отъ 3-го Мая, - получилъ. Радуюсь за тебя, что сама теперь начинаешь видѣть прежнее свое заблужденiе и обращаеш<ь>ся къ познанiю истинны. Если будешь имѣть послушанiе, то и яснѣе увидишь свои ошибки и прежнее ослѣпленiе. Паки повторяю тебѣ на откровенiе и для совѣта ни кого изъ сестеръ не принимай какiя бы кто не представлялъ причины, но благодари Бога устроившаго такъ, что и безъ тебя дѣло обходится, и въ покоѣ внѣшнемъ, дарованномъ тебѣ промысломъ Божiимъ, пекися о умиротворенiи внутреннемъ, поминая прежнiе непристойные свои поступки, и укоряя себя не словами только, но искреннимъ сердечнымъ сознанiемъ, да призритъ Господь на немощь и убожество наше и подастъ руку помощи снова положить начало Евангельской жизни по заповѣдямъ Божiимъ, какъ пишетъ о семъ Препод. Марко въ словѣ къ Николаю иноку: “ Не предавый себя совершеннѣ на крестъ мудрованiемъ смиреннымъ и уничиженнымъ, и не повергiй себе подъ всѣми, еже попиратися и уничижатися, и презиратися, и обидиму быти, и осмеваему, и поругаему, и сiя вся съ радостiю Господа ради терпѣти, не отмщевающи отнюдь человѣческой славѣ, или чести, или похвалѣ, или сластiя, ястiя, или питiя, или одѣянiя, - Христiанинъ истиненъ быти не можетъ.” -

А если по немощи можетъ быть придетъ тебѣ когда /по/мыслъ и нѣкая скорбь, что сестры къ тебѣ по прежнему не относятся, то знай, что чувство это есть явное исчадiе самолюбiя, и всячески воспротив<ь>ся ему, укоряя себя что и сама ты сбилась съ толку, то какъ же другимъ можешь указать незаблудный путь посредѣ толикихъ сѣтей вражiихъ которыя ты испытала собственнымъ опытомъ. Если и тѣлесно больнымъ нужно успокоенiе и отложенiе всякихъ внѣшнихъ попеченiй, то кольми паче необходимо это для недугующихъ болѣзнiю душевною. Старайся теперь о собственномъ спасенiи и устроенiи отъ разстройства, а за спасенiе сестръ ты не дашь Богу отвѣта. Потому что дѣло сiе отъ тебя устранено промыслительно. -

Тебя боретъ самомышленiе касательно подозрѣваемаго чтенiя твоихъ писемъ нѣкоторыми лицами. Презри это. Смущенiе твое явно показываетъ, что это отъ внуженiя вражiя, какъ объяснено о семъ у Варсанофiя Великаго. Ты прежде рѣшалась смѣло блазнить цѣлый мiръ мнимымъ юродствомъ, а теперь смущаетъ тебя и одно подозрѣнiе; укори себя, и съ помощiю Божiею пройдетъ. Кому нужно знать, что пишемъ мы ничтожные и ничего незначущiе? – Искреннее объясненiе тебѣ нужнѣе всего, потому врагъ и старается занять твоей пользѣ.

О поѣздкѣ къ намъ ты все еще не перестаешь толковать, придумывая ложныя причины, что тебѣ запрещено прiѣзжать за недостоинство, что на тебя прогнѣвались, и другiя нелѣпыя мнѣнiя. Я тебѣ откровенно писалъ и опять пишу, что не нахожу для тебя въ поѣздкѣ къ намъ пользы. Полезнѣе тебѣ пока сидѣть дома и стараться исполнять пишемые тебѣ совѣты отъ ученiя Св. Отцевъ.

Я писалъ къ тебѣ 6 Апреля, но ты сего не получила какъ пишешь, и еще писалъ 4-го Мая. Поверь что пишемъ тебѣ сiи совѣты, истинно желая тебѣ душевной пользы и спасенiя и отъ тебя зависитъ исполнить послушанiе сiе, если ты нѣсколько и успокоилась познавши свою прелесть, то это Богъ даровалъ тебѣ по вѣрѣ твоей и за послушанiе, а не по нашему достоинству.

22 Мая 1854 года

 

Письмо 55-е.

Почтенная о Господѣ Мати Т.!

Получилъ отъ тебя письмо отъ 9-го Мая, въ которомъ пишешь мнѣ о начинающемся повторенiи прежней болѣзни твоей. Оставь тонкiе разборы и послушайся съ вѣрою того, что тебѣ было писано и внушаемо. Кромѣ послушанiя и смиренiя для тебя нѣтъ другихъ средствъ выпутаться изъ сѣтей вражiихъ. Перестань вѣрить несбыточнымъ мѣчтамъ о прiѣзжающихъ монахахъ. Оставь свое оправданiе о поѣздкѣ къ намъ, а лучше врачуй себя лѣчбами дѣйствительными, предписываемыми тебѣ отъ ученiя Святыхъ Отцевъ, кои и отъ опыта и отъ благодати вѣрно знали недуги душевныя и сѣти и обольщенiи вражiя, и чѣмъ избавляться отъ оныхъ. И преждѣ всего съ послушанiемъ и вѣрою покорись отказаться отъ старчества и назиданiя другихъ поборая смиренiемъ самолюбивые помыслы, если будутъ побуждать къ тому подъ разными предлогами. Благо бы было намъ, аще бы съ помощiю Божiею устроили собственное спасенiе поминающе Господне слово во Евангелiи: врачу исцѣлися самъ.-

Мы надѣемся что примешь нашь совѣтъ не принимать сестеръ; это послужитъ къ твоему спасенiю: “послушанiе паче жертвы и приношенiя”; какъ сказалъ Св. Пророкъ Самуилъ Саулу, и подвизанiя по заповѣди Божїей. -

Познавай свои нѣмощи и грѣхи; а то ты учила людей, а сама была въ дѣйствiи страстей; <нрзб писцом>, по<до>бно вошедшему въ Царскiе Чертоги <нрзб писцом> въ скверныхъ ризахъ и была изринута. Оставь дѣлать разборъ <нрзб писцом> твоимъ дѣйствiямъ. Все это прелесть. Да дастъ тебѣ Господь познать свою немощь и смириться, тогда увидишь истинну <нрзб писцом>. Посылаемъ тебѣ книжку <нрзб писцом>, желаю обрести духовную пользу и получить спасенiе. - Многогрѣшный Iеромонахъ Макарий.

31 Мая 1854 года.

 

Письмо 56е.

Почтеннѣйшая о Господѣ Мати Т.!-

Получилъ отъ тебя письмо отъ 3го Iюля, и преждѣ еще другое отъ 16 Iюня. Изъ обѣихъ писемъ вижу, что прелесть въ тебѣ не перестаетъ дѣйствовать; виновата же ты сама, что самопроизвольно содержишь въ себѣ причины прелестныхъ дѣйствий и никакъ не хочешь съ оными разстаться.-

Первая причина та, что ты вопреки многократнаго моего запрещенiя не перестаешь обольщать себя желанiемъ чистой умной Iисусовой молитвы. Уже собственный опытъ горькой прелести доказалъ тебѣ, что ты не способна къ прохожденiю оной по не имѣнiю смиренiя и по склонности къ самомненiю и самообольщенiю. Лучше смирись и читай кафiзмы, каноны и акафiсты устнымъ произношенiемъ, сознавая свою немощь и принося покаянiе въ прежнихъ своихъ грехахъ и самообольщенiи. Силенъ Господь помиловати немощныхъ и за одно смиренiе какъ это показано въ 61й главѣ Ѳеогноста (въ востор. классахъ) и 44й гл. Екдика въ Добротолюбiи.-

Вторая причина.- твое самопомышленiе, которымъ ты и прежде недуговала, а теперь сбившись съ толку, еще больше недугуешь - даже до невѣроятности и смѣшной нелѣпости; и мало сего - еще оклеветываешь людей въ злонамѣренности и несбыточномъ врежденiи тебя и такихъ людей, которые тебѣ благотворятъ. Наприм: Обыкновенныя и явныя дѣйствiя простуды, ты приписывашь полученію письма отъ мнимой симонистки, въ самой же вещи твоей благодѣльницы, дважды тебѣ присылавшей деньги отъ усердiя и состраданiя. Отвергни отъ себя зловрѣдный и нелѣпый помыслъ сей, и не прогнѣвляй болѣе промыслъ Божiй неблагодарностию и клеветою и безразсудствомъ, обыкновенные случаи перетолковывая въ худую и вредную для тебя самой сторону. Теперь многiе люди чувствуютъ нездоровье въ себѣ и неладицу и слабость. По твоему всѣхъ ихъ перепортили симонисты. Повторяю тебѣ, понудь себя смотрѣть на вещи и случаи просто и естественно, не придумывая зловрѣдныхъ изворотовъ, подобныхъ тому, что ты приняла письмо оное съ вѣрою. А я тебѣ скажу, хотя бы ты и съ надеждою приняла оное; а простуда все-таки должна была показать свои дѣйствiя по естественному порядку. Третья причина: какъ показываютъ повторяющiяся съ тобою дѣйствiя прелести, - думаю состоитъ въ томъ, что ты видно до сѣлѣ нѣкоторые твои ощущенiя въ душѣ и тѣлѣ, преклоняеш<ь>ся принимать за благодатныя, какъ сама мнѣ преждѣ объясняла это. Разсмотри себя хорошенько; не питаешь ли въ себѣ хотя иногда сей зловрѣдный помыслъ. Потому что всякая прелесть, и сумазбродство, и всякое наруганiе бѣсовское и всякiя не сбыточныя и нелѣпыя мѣчты и представленiя, основанiемъ своимъ имѣютъ, или помыслъ о мнимомъ или ложномъ полученiи благодати, или самосмышленiе и клевету на другихъ въ злонамѣренности и ложномъ зловрѣдiи и сокровенную злобу и памятозлобiе. Испытавши себя поспѣши употребить врачество искренняго исповѣданiя и смиренiя и самоуничиженiя. Не извиняй себя тѣмъ, что для сего потребуется много бумаги; ты только исповѣдуй главный корень прелести, а вѣтви сами собою увянутъ, подъ чѣмъ разумѣю второстепенныя нелѣпыя помыслы и мѣчты. - Приславшей тебѣ деньги отвѣчай, благодаря ее за усердiе въ твоей худости. Увѣдомленiе всячески нужно, чтобы она не подумала, что деньги ее пропали.-

Ты подозрѣваешь А: и Л: въ перепискѣ со мною. Дѣйствительно во время твоихъ болѣзней я получалъ отъ нихъ письмы; но чтобы не дать вины ищущимъ вины, по слову Апостола, - я прямо къ тебѣ самой писалъ, что находилъ для тебя нужнымъ и полезнымъ. А что иногда А: показывала тебѣ главы изъ Добротолюбiя, или изъ книги Макарiя Египетскаго, то это устроялось смотрительно промысломъ Божiимъ къ твоей пользѣ. Всячески она находила отвѣты на твои мнѣнiя и объясненiя, и хорошо дѣлала, что представляла тебѣ свидѣтельства отъ ученiя Св. Отцевъ, а не отъ своего разума; только мы ее въ этомъ не подъучали, какъ ты думаешь по самомненiю, но Богъ ее вразумилъ для твоей пользы. - За полученiемъ денегъ ѣхать въ Бѣлгородъ тебѣ самой больной не совѣтую, а лучше поручи это кому нибудь другому; такъ для тебя по многимъ отношенiямъ полезнѣе.

Съ духомъ мира и любви о Господѣ испрашиваю на тебя и на всѣхъ о Господѣ сестеръ вашихъ Божiе благословенiе, остаюсь желатель вашего спасенiя, многогрѣшный Iеромонахъ Макарий.-

По написанiи сего письма получилъ отъ тебя и третье отъ 14го Iюля. Къ прежденаписанному прибавляю здѣсь еще объясненiе причины, почему ты отъ прохожденiя молитвы вмѣсто пользы, пожала горькiе плоды прелести. Въ Евангелiи сказано что Царствiе Божiе не приходитъ съ соблюденiемъ; а ты искала его въ себѣ не только съ соблюденiемъ, но и съ самомнѣнiемъ ища чистой молитвы, подобно какъ въ скверныхъ ризахъ (странникъ) входила въ чертогъ Царскiй и не  улучиса сѣденiя. Тамъ же въ предисловiи Книги Нила Сорскаго сказано: что кто проходя какое нибудь доброе дѣланiе думаетъ, что симъ совершаетъ добродѣтель, тогда присѣдай дiаволъ яко песъ къ ловитвѣ, повергаетъ во чрево его сѣмя радостнаго мнѣнiя, отъ него же заченшися воспитуется внутреннiй Фарисей, и тако день отъ дне устремляемихъ предаетъ таковыхъ совершенной гордынѣ; ея же ради попускаются отъ Бога области сатанинской.

Паки умоляю тебя обрати все твое вниманiе, тщанiе, сомненiе и старанiе, на прiобрѣтенiе смиренiя, не въ славѣ токмо и видѣ, но въ чувствахъ души, оно одно сильно избавить тебя отъ сѣтей вражiихъ въ коихъ онъ до семъ опутываетъ тебя и обольщаетъ ложными видѣниями или мнѣниями, и не принимай похвалы отъ подобныхъ С…ой, что вижу изъ ее письма, тебѣ это врѣдно; зри свои паденiя и моли о семъ Господа, даруй ми зрѣти моя согрѣшенiя.И довляетъ ти; о другихъ не пекися, съ тебя Богъ не взыщетъ сего.

Прочти у Св. Исаака Сирина въ 56 словѣ, стр. 315 и 316, тебѣ это полезно.

                                                                                                                    I: М:

     24. Iюля 1854 года.

 



[1] Возможно, речь идет о Великих Луках – ред..