Письмо 57е

Почтенная о Господѣ Мати Т.!-

Поздравляю тебя съ праздниками и съ новымъ Годомъ. Письма твои отъ 10, 22, и 29го Декабря получилъ. Пишешь что мы оскорбили тебя послѣднимъ своимъ письмомъ. Мы и не думали оскорблять тебя, но ты сама себя оскорбляешь, перетолковывая въ худую сторону то, что было писано тебѣ съ благимъ намѣренiемъ къ пользѣ твоей, и къ вразумленiю и къ показанiю истины отъ прелести и что тебѣ одно остается средство ко спасенiю - покаянiе и смиренiе и по силѣ храненiе заповѣдей Господнихъ; когда же не захочешь употребить сего средства, а будешь по прежнему стремиться къ чистой молитвѣ, чрезъ что ты впала въ прелесть, то и сказалъ я что запрещаю тебѣ пріезжать къ намъ. Одна для тебя будетъ польза и отъ словесныхъ объясненiй, когда не слушаешь моихъ письменныхъ совѣтовъ. Предавать же тебя сатанѣ во изможденiе плоти, намъ и въ голову не приходило; потому что это и выше мѣры нашей и ни съ чемъ не сообразно, но ты сама острымъ своимъ перышкомъ показываешь, что слушаешь вражiя внушенiя, въ которыхъ онъ подъ благовидными оболочками предлагаетъ тебѣ пагубное и зловредное. Не разъ тебѣ были писаны слова Исаака Сирина изъ 2го Слова: “Аще ли Зѣнница очесе души твоея чиста нѣсть, да не посмѣеши воззрѣти на округъ солнца, да не лишишися и самыя тоя малыя зари яже есть, простая вѣра, и смиренiе и исповѣданiе сердечное и малая дѣла яже по силѣ твоей и отверженъ будеши во едино мѣсто мысленныхъ еже есть тьма кромѣшная, внѣшняя отъ Бога, образъ носящая ада, якоже онъ обезстудствовавыйся внити на бракъ въ скверныхъ ризахъ.” Но ты сама простираешь душевную бѣду свою, и насъ еще упрекаешь, что не несемъ. Спасибо тебѣ, что обличила насъ въ немощи нашей, но только не объяснила, чего не несемъ? Видно прямѣе сказать, почему не потакаемъ по твоимъ неосновательнымъ и вреднымъ начинанiямъ а говоримъ правду. Еще пишешь будто бы въ нашихъ письмахъ есть нѣчто, возбраняющее тебѣ высказывать свои душевныя обстоятельства. Никогда не думали мы писать тебѣ сего, а писали, чтобы ты всячески отвращалась помысловъ благовидными причинами побуждающихъ тебя къ прохожденiю молитвы- дѣланiе не твоей мѣры, какъ показалъ уже неоднократно горкiй опытъ прелести. Григорiй Сикантъ въ 67мъ отд. (въ братолюбiи) говоритъ, что помыслы суть словеса бѣсовъ, а ты принимаешь ихъ и бесѣдуешь съ ними и соглашаеш<ь>ся съ коварными внушенiями вражiими и еще ставишь себѣ это въ оправданiе говоря: что помыслъ тебѣ говоритъ то-то. Мало ли чего тебѣ прiйдетъ въ голову, и ты всему будешь вѣрить. Еще пишешь, что ты всегда молилась Господу, чтобы сподобилъ тебя туне соединиться съ Нимъ Божественною любовiю. Не читала ли ты заключенiя всѣхъ Св. Отцевъ, что любовь есть верхъ всѣхъ добродѣтелей, и что къ ней должно восходить постепеннымъ дѣланiемъ и Храненiемъ заповѣдей Божiихъ, какъ и самъ Господь сказалъ во Евангелiи: Аще любите мя заповѣди моя соблюдите. Изъ чего бы должна ты вразумиться, что сiя молитва твоя подобна тому, какъ если бы повинный и достойный ссылки въ Сибирь, просилъ Царя дать ему мѣсто въ Царской Палатѣ близъ себя. Не благоразумнѣе ли для таковаго просить помилованiя и прощенiя прежде винъ своихъ и преступленiй.-

И такъ если хочешь послушаться насъ, то не ищи высокаго, а употреби ко спасенiю своему прописанныя тебѣ средства, смиренныя, но дѣйствительныя и не ложныя. Не ложно бо Господь во Евангелiи глаголетъ: Аще хощеши внити въ животъ, соблюди заповѣди; изъ коихъ первыя о покаянiи и смиренiи вся восполняющемъ. - А не хочешь, да будетъ на воли твоей. Много тебѣ было написано полезнаго, и когда бы послушала, то исцѣлилась бы, но мы всегда видимъ возраженiи подъ благовиднымъ предлогомъ откровенiе помысловъ. Когда ты видѣла что впала въ прелесть, повѣрь что можешь исцѣлять смиренiемъ, послушанiемъ и покаянiемъ, но не словооправданiемъ. Миръ тебѣ, многогрѣшный I.М.

 

Письмо 58.

Почтенная о Господѣ Мати Т.!

Много бы порадовала насъ, если бы пребыла въ такомъ расположенiи духа въ какомъ пишешь намъ отъ 11го и 15го Iюня, т.е. если бы понудилась сдержать свое обѣщанiе, болѣе не вѣрить мечтамъ и ощущенiямъ, производимымъ надъ тобою наруганiемъ прелестнаго бѣса, который производя оныя съ тѣмъ вмѣстѣ внушаетъ тебѣ щитать ихъ или за магнитизировку, или за существенность, а вразумляющихъ тобою почитать, что будто тебя обманываютъ. И прежде всего обрати вниманiе на сердце твое, которое по слову Марка подвижника, каковыя вложенiя имать, таковыхъ и приложенiй взыскуетъ. наприм: Если сердце исполнено ненависти къ другому, то хотя бы человѣкъ и сознавалъ по разуму, что должно его любить, но сердце противится тому. Впрочемъ безразсудно бы было, еслибы такой человѣкъ сталъ дѣйствовать по неправильному и противуестественному ощущенiю своего сердца. Такъ и тебѣ никакъ не слѣдуетъ вѣрить своему сердцу, потому что оно поругано отъ многихъ страстей; а врачевать себя и исправлять жизнь свою по ученiю Евангельскому и Апостольскому и совѣтамъ, предлагаемымъ тебѣ отъ ученiя Св. Отцевъ, а именно: покаянiемъ, смиренiемъ, послушанiемъ и отсеченiемъ своихъ хотѣнiй и особенно касательно мнимаго юродства и другихъ неприличныхъ начинанiй, если не хочешь подъ видомъ оныхъ навыкнуть лукавству и лицѣмѣрiю. Св. Исаакъ въ 79 словѣ говоритъ, что безъ смиренномудрiя сердца невозможно разорити оплотъ золъ. Аще ли хощеши, прiиди во страну его, и узриши какъ оно дастъ тебѣ разрушенiе злобы твоея т.е. грѣховнаго и страстнаго и прелестнаго твоего устроенiя. - Четошное обыкновенное правило можешь совершать иногда съ словами: Боже милостивъ буди мнѣ грѣшницѣ; а иногда: Господи прости моя согрѣшенiя - поперемѣнно; впрочемъ просто устами съ вѣрою и смиренiемъ, безъ всякаго наблюденiя о переводѣ и не переводѣ дыханiя. Повѣрь что мы сердечно о тебѣ болѣзнуемъ и желаемъ тебѣ выздоровленiя душевнаго, а оное можешь получить когда уничтожишь въ себѣ самолюбiе и гордость, и намѣсто оныхъ стяжать смиренiе. Оставь все, что и какъ кто дѣлаетъ и внимай своему спасенiю, которое дороже всего на свѣтѣ. За другихъ ни за кого не дашь отвѣта, а за свою душу. Сiе же да будетъ тебѣ знаменiемъ смиренiя когда не будешь ни въ чемъ себѣ вѣровать, а слушать пекущихся о тебѣ Матерей и насъ грѣшныхъ желающихъ тебѣ спасенiя. Многогрѣшный I.М. - И я многогрѣшный Амвросiй кланяюсь тебѣ и желаю всего полезнаго.-

     5 Iюля 1855 года.

 

Письмо 59е.

Почтенная о Господѣ Мати Т.!-

Хоть и не давно послано къ тебѣ письмо съ оказiею, въ которомъ состраданiе къ участи твоей побудило насъ погрозить на тебя жезломъ Христова наказанiя, по слову Варсонофiя Великаго. Но можетъ оно не такъ скоро дойдетъ, впрочемъ надѣмся что дойдетъ. А ты въ письмѣ отъ 28 Августа изъявляешь желанiе смириться, и желаешь знать признаки смиренiя, хоть и много разъ было указываемо тебѣ на оные. По этому съ первою почтою пишу къ тебѣ, объявляя изъ ученiя Св. Отцевъ истинные признаки блаженнаго и треблаженнаго смиренiя, ты же съ своей стороны внемли разумно, и тщися на дѣлѣ прилагать къ твоимъ душевнымъ ранамъ сiи животворные и не ветшающiе пластыри и врачества составленные Св. Отцами отъ Божественныхъ заповѣдей, которыя чрезъ приложенiе не ветшаютъ, но паче обновляются. И сама должна знать, что пластыри сiи не пользуютъ тѣхъ, которые не прилагаютъ ихъ къ своимъ ранамъ, какъ слѣдетъ.-

Св. Авва Дорофѣй, въ книгѣ своей выставляетъ главный признакъ истиннаго смиренiя говоря: что смиренiе не гнѣвается ниже прогнѣвляетъ кого. Но яще что либо приключится печальное смиренному, абiе вмѣщаетъ въ себѣ, абiе осуждаетъ себе яко достоинъ есть /сего/: и не терпитъ укорити кого, не терпитъ положити на инаго вину /своей скорби/ и прочее преходитъ /оную/ безъ смущенiя, безъ печали со всякимъ покоемъ.-

Ты, какъ пишешь сама, поступаешь совсѣмъ противно сему. Въ маловажныхъ вѣщахъ, напр. xто ходящая за тобою сестра прикасалась къ твоимъ часамъ, ты подозрѣвала въ ней и другихъ ужасную злонамѣренность, и потому раздражалась гнѣвомъ несказанно. Ежели желаешь смириться, то старайся на вещи смотреть просто, безъ злобности и лукавства на которыя подстрекаютъ тебя бѣсы. Потому что безъ простоты невозможно прiобрѣсти смиренiя, какъ говоритъ Св. Лѣствичникъ въ 25. ст. Онъ же паки говоритъ, что покаянiе требуетъ смиренномудрiя сердца; гнѣвъ же есть признакъ великаго возношенiя. Того ради, Мати, вонми о семъ! Думаю что Н. Ө. по весьма обыкновенной причинѣ прикасалась къ твоимъ часамъ, чтобы узнать время; такъ же и безъ того обойтись нельзя, чтобы совсѣмъ не прикасаться къ тебѣ. Непристойныя твои затѣи и причуды доводятъ до того. Мы сами это видѣли своими глазами.-

Еще Лѣствичникъ въ 5й степ. говоритъ, что смиренный чуждъ прекословiя и непокорства.

Ты Мать какъ сбилась съ толку, то совѣтую тебѣ теперь слушаться и меньшихъ сестеръ и не прекословить имъ, когда будутъ онѣ говорить тебѣ, чтобы идти домой, или оставить неприличныя начинанiя, до которыхъ ты теперь стала быть большая охотница; - прошу тебя не доводи непокорство имъ своими непристойными поступками до того, чтобы волокли тебя безобразно въ келью. Ефремъ Сиринъ въ 3й книгѣ своей, въ гл. 22й говоритъ: смиренный всѣхъ удивляетъ благоговѣнiемъ. Ты же Мати по крайней мѣрѣ не тщися удивляти другихъ своимъ безобразiемъ. Не забывай угрозы Самаго Господа, глаголющаго въ Евангелiи: Горе тому, имъ же соблазнъ приходитъ! Мнимымъ юродствомъ отъ сего не защитиш<ь>ся. Знай, что въ прелести не юродствуютъ, ежели кто отъ оной желаетъ исцѣлѣть.

Св. Григорий Синаитъ въ добротол. въ отд. 115омъ говоритъ: Взыскующимъ смиренiя, съ разумомъ подобаетъ имѣти и помышляти три сiя въ себѣ: Еже паче всѣхъ человѣкъ грѣшна быти, /себе почитаетъ/ и паче всѣхъ тварей студна яко внѣ естества суща, и паче бѣсовъ окаяннѣйша, яко раба суща бѣсамъ.-

И Св. Лѣствичникъ въ 25й степ. говоритъ: Ежели въ чувствѣ души сознаемъ, что всякой ближнiй лучше есть насъ, то близъ есть милость Божiя къ намъ. Но многiе сами себя называемъ, а можетъ быть и почитаемъ грѣшниками: сердце же наше собственно тогда испытуется, когда другiе безчестятъ насъ. И выше, въ семъ словѣ сказано: Первое и преимущественное свойство /прилежнаго покаянiя, неложнаго плача и смиренiя новоначальныхъ/ есть прiятiе съ радостiю безчестiя, которое душа отверстыми руками прiемлетъ и объемлетъ, какъ врачество, утоляющее ея недуги и язвы грѣховъ великихъ.-

И такъ Мати, ежели должно съ радостiю или хотя съ понужденiемъ принимать настоящее безчестiе, наносимое намъ, то кольми паче не должно оскорбляться мнимымъ безчестiемъ, когда сестры для твоей же пользы душевной вынуждены бываютъ поступать съ тобою вопреки твоего желанiя. Обыкновенно всѣ больные въ параксизмѣ болѣзни требуютъ вреднаго для нихъ. - Но здоровымъ въ великую вину вмѣняется, ежели они исполнятъ такiя оныхъ требованiя. Сама пишешь, что до селѣ не совсѣмъ свободна ты отъ мысли и вѣрованiя магнитизировкѣ, будучи убеждаема къ тому сильными ощущенiями и явными мечтами Колеса и подобнаго. Повторяемъ тебѣ: ежели ты не сознаешь и не увѣруешь искренно, что это суть дѣйствiя прелестныхъ бѣсовъ, а не магнитизировка, то не исцѣлѣешь отъ прелести. - Знай еще, что и краткой и мнимоблагодѣтельной сонъ твой есть образъ или средство подъ которымъ бѣсы прелести передаютъ ложное и мокротное утѣшенiе обольщаемымъ, какъ показано у Каллиста и Игнатiя въ глав.74. въ Доброт. Такъ же касательно ощущаемаго тобою запаха, какъ будто отъ другихъ говорено было тебѣ въ бытности твою у насъ, что и это отъ прелести; но ты тогда не способна была принять и удержать это въ памяти; слышимъ же, что ты продолжаешь нѣкоторыхъ сестръ называть вонючками, и по этой же причинѣ въ церкви перемѣняешь мѣста. Знай твердо, что пахнетъ отъ твоей прелести а не отъ другихъ; и это есть хитрость вражiя, чтобъ чрезъ сiе побудить тебя къ презорству и уничиженiю ближнихъ, а чрезъ то удержать на всегда въ прелести не исцѣльною. И такъ, когда ощутишь сей запахъ, то не перемѣняй мѣста, а призывай помощь Божiю, говоря: устами: Боже милостивъ буди мнѣ прельщенной! Перемѣнно съ преждеданною тебѣ молитвою: Господи прости моя Согрѣшенiя. Прочитывай по чаще письмо сiе, и старайся прилагать къ дѣлу.

На щетъ пенсiи хорошо ты сдѣлала, что отказалась. Писать къ тебѣ своею рукою, не имѣю силъ и возможности, и при томъ Амвросiй пишетъ съ моихъ словъ, и послѣ я опять просматриваю.-

Будь увѣрена что мы желаемъ тебѣ спасенiя, и потому такъ тебѣ пишемъ подробно и ак<к>уратно; а ты принимай съ вѣрою и внимай, слушайся и исполняй. Остаюсь многогрѣшный I.М.

И я немощной Амвросiй искренно желаю тебѣ достигнуть того, о чемъ пишешь. О дѣйствительности врачества сего свидѣтельствуютъ всѣ Святыи и самъ Господь.-

10 Сентября 1855 года.