Письмо 60е.

Почтенная о Господѣ Мати Т.!-

Получилъ отъ тебя письмо отъ 21го Августа. Удивляюсь тебѣ, какъ ты прежде многихъ зазирала и обличала въ прелести, а теперь сама впадши въ глубокую прелесть, не можешь примѣчать и различать дѣйствiй прелести, которыя врагъ производитъ надъ обольщенными попущенiемъ Божiимъ. Ты въ затворенной Кельи ощущаешь дѣйствiе вѣтра, тогда какъ другiя сего не ощущаютъ. Тебѣ служащая сестра простая совѣтуетъ презирать это, /какъ производимое врагомъ за твою прелесть/, а ты оправдываешся ощущенiемъ, а сама обличала въ подобныхъ <нрзб писцом> Врагъ же нудится это представлять тебѣ тѣмъ болѣе, что ты или оклеветываешь другихъ, въ представленiи твоихъ мечтъ, или щитаешь оныя за благотворныя дѣйствiя и тебѣ полезныя, и мало-ли какихъ дѣйствiй производитъ врагъ надъ прельщенными ругаяся, и какихъ-какихъ не представляетъ имъ нелѣпыхъ и не сбыточныхъ мечтанiй, какъ и тебѣ мечталось, будто бы я, Амвросiй, о. Мелетiй, Нифонтъ, и другiе находимся въ вашей Обители, и зачѣмъ, и для чего, и какъ? Подобныя вещи должны бы тебя вразумлять и отвращать отъ прелести, а ты болѣе лишь погружаеш<ь>ся въ оную <нрзб писцом> отъ самовѣрiя и самомнѣнiя и безразсуднаго желанiя, и исканiя достигнутъ чистой молитвы въ страстномъ устроенiи. Св. Исаакъ въ 16мъ словѣ говоритъ: по чистой молитвѣ, нѣсть ина молитва. Видишь ли, какой высокой вещи ты домогаеш<ь>ся?- Онъ же паки въ 55мъ словѣ говоритъ: Како мы посмѣемъ прежде времене вѣдомаго отъ Бога попросити Царствiя души, т:е: чистоты молитвы, еще ни заповѣди соблюдше, ни страсти побѣдивше, и долга не отдавше? Она, ихъ же ищемъ съ наблюденiемъ, высокая глаголю Божiя, отметно есть сiе Церковiю Божiею, и прiешiи то, гордыню стяжаша и паденiе. И нѣсть сiе знаменiе, еже любити кому Бога, но недугъ души. Сего ради прочее подобаетъ намъ смирити себя и восплакатися о винахъ согрѣшенiй нашихъ. И паки въ томъ же словѣ говоритъ: дерзновенiе въ молитвѣ превыше есть страстей и чистоты. И еще Св. Исаакъ въ 21 словѣ говоритъ: Сподобляется же сея /духовныя молитвы/ человѣкъ, егда совлечется грѣха внутрь-уду и внѣ уду, храненiемъ заповѣдей Господнихъ, противныхъ грѣху.-

Считаю нужнымъ <нрзб писцом> написать тебѣ на особенномъ листкѣ и о другихъ причинахъ и признакахъ прелести, что бы ты по чаще прочитывала и укоряла себя въ заблужденiи. Покажи это и Матери А:, и вмѣстѣ имѣйте листокъ сей для повѣрки.-

По написанiи сего письма получилъ еще отъ тебя письмо отъ 22 Сентября, изъ котораго вижу, что вы моего письма, /отвѣты на прежнiя твои письма/ посланнаго къ вамъ 31 Августа, не получали. Жаль что такъ случилось! Въ немъ много было писано къ тебѣ касательно прелестныхъ въ тебѣ дѣйствiй и ощущенiй, которые ты называешь непонятными. Святые отцы обо всемъ написали понятно для разумѣющихъ; но ты многiя ихъ слова понимаешь превратно отъ помраченiя прелести, а другимъ обличающимъ тебя въ прелести внимать не хочешь. Сколько разъ тебѣ было писано, что ты подъ естественными движенiями совсѣмъ не то разумѣешь, называя оными явныя дѣйствiя прелести отъ блуднаго бѣса. Но ты презираешь слова наши, и въ слѣдующемъ письмѣ опять повторяешь нелѣпости своего самовѣрiя и самообольщенiя, оправдываясь непонятными для тебя ощущенiями. Читай много разъ со вниманiемъ писанное къ тебѣ о прелести изъ главъ Григорiя Синаита; тамъ ты увидишь, что первая твоя ошибка въ томъ, что ты Божество и Божественное представляла въ образѣ отъ юности твоей, какъ это видно изъ послѣдняго твоего письма. Божество же есть существо простое и образу не подлежитъ. Петръ Данаскинъ говоритъ, что человѣкъ долженъ имѣть умъ въ молитвѣ необразовиденъ и не вообразителенъ и заключать его только въ глаголемыхъ словесахъ молитвы стоя аки отъ Бога зримъ; и это относится не къ твоему страстному устроенiю. Вторая ошибка твоя, что ты дѣйствiя блуднаго бѣса почитала и до семъ почитаешь естественными, неправильно ссылаясь на книгу старца Паисiя. Тамъ въ концѣ предисловiя на главы Филофея Синайского ясно показано, какая теплота Божественная, какая естественная или отъ преступленiя Адама произшедшая, и какая отъ дiавола движимая. Послѣдняя т.е. дѣйствуемая отъ дiавола подвигшись отъ размѣшенiя похотного жженiя, распаляетъ уды и сердце сладострастiемъ блуднымъ, пленяя умъ въ скверныя помыслы, и къ совокупленiю тѣлесъ привлекая, яже и мощно тщати кому вскорѣ познати и назнаменати. А ты все толкуешь что это движенiя естественныя! и обольщенныя. Третья твоя ошибка, что въ страстномъ устроенiи желала и искала ты достигнуть чистой молитвы туне. И прощенiе грѣховъ просить отъ Господа туне чрезъ едино его милосердiе - и то велико есть, и при томъ требуется искреннее покаянiе и смиренiе и терпѣнiе находящихъ скорбей. Искать же дарованiй духовныхъ туне, ни съ чемъ не сообразно. Кто оныхъ ищетъ за труды и подвиги, и тотъ, по слову Лѣствичника, положилъ пребѣдственное основанiе. Самая же главная ошибка та: когда блудный бѣсъ уготовилъ тебѣ прелесть, /подъ видомъ исполненiя давняго твоего желанiя и искаянiя/ въ прiятныхъ и мокротносладостныхъ ощущенiяхъ, тогда ты подумала, что можетъ быть это и отъ благодати. Вотъ тебѣ и отъ благодати! Теперь и вкушай горькiе плоды бѣсовскаго Омраченiя! Не даромъ Св. Лѣствичникъ остерегаетъ въ 7й степ: Отвергай десницею смиренiя приходящую радость, да не обольстившись ею, волка вмѣсто пастыря прiимеши. - И паки въ 15й степ. означаетъ какъ блудный бѣсъ уловляетъ въ прелесть. На знаменахъ говоритъ онъ, яко волскъ сей иногда производилъ прелестнѣ въ душѣ безсловесную радость и умиленiе и слезы……….

 

Письмо 61е

25 Февраля 1856 года.

Почтенная о Господѣ Мати Т.!-

Хоть недавно послалъ къ тебѣ письмо, только 13 Февраля, но нахожу нужнымъ вскорѣ отвѣчать тебѣ на письмо твое отъ 10го Февраля. Содержанiе письма сего показываетъ что душевные враги перемѣнили планъ своихъ дѣйствiй, и искушаютъ тебя теперь инымъ образомъ прелести, злѣйшимъ и опаснѣшимъ прежняго. Не вотщѣ запрещалъ Господь бѣсамъ проповѣдывать о немъ, что Онъ сынъ Божiй; также не безъ причины и Апостолъ Павелъ запретилъ пытливому духу въ отроковицѣ. Толковники Божественнаго писанiя объясняютъ, что и истина, если пройдетъ чрезъ бѣсовскiе уста, становится для Христiанина вреднѣе самой лжи, подобно какъ и полезная вещь, если напояна будетъ ядомъ, становится смертоносною для прiемлющаго оную. А ты какъ изъ письма твоего видно, преклоняеш<ь>ся вѣрить злонамѣреннымъ бѣсовскимъ внушенiямъ, которые съ двухъ сторонъ, но съ единымъ намѣренiемъ, поставляютъ тебѣ самую душевредную сѣть прелести, дѣлая тебѣ по видимому полезныя напоминанiя и обличенiя. Умыселъ же враговъ сихъ тотъ: ежели ты ихъ напоминанiя и обличенiя теперь прiимешь за правильныя и полезныя для тебя, то послѣ они предложатъ тебѣ самую Богопротивную и душепагубную ложь и хулу и прелесть, дабы тебя совершенно омрачить и отлучить симъ отъ Бога. И такъ будь осторожна и всячески презирай сiи и подобныя бѣсовскiя внушенiя, щитая ихъ прелестными и самыми душевредными. Запрещать бѣсамъ подобно Апостолу ты не можешь по немощи своей; и особенно не свойственно тебѣ это по теперешнимъ твоимъ обстоятельствамъ душевнымъ; а лучше,презирая всѣ бѣсовскiя внушенiя, явно-вредныя и по видимому полезныя и правдоподобныя, - молись на нихъ со смиренiемъ ко Господу, глаголя устами обычную твою молитву: Господи, прости моя согрешенiя и прелестныя заблужденїя, и паки: Господи помилуй мя омраченную и прельщенную, и избави мя отъ сѣтей прелести вражiей, имиже вѣси судьбами! Еще пишешь, что ты желала бы чаще, прiобщаться Св. Таинъ. Были древлѣ примѣры, что нѣкоторые часто прiобщались Св. Таинъ, но чистые тѣлами и духомъ. Немощнымъ же и неочищеннымъ отъ скверны плоти и духа, безопаснѣе и полезнѣе прiобщаться рѣже, и то, если можно, по слову Св. Отцевъ, съ великимъ смиренiемъ и страхомъ и вѣрою, - дерзая на едино милосердiе Божiе, да не совсемъ отчуждены будемъ прiобщенiя Св. Таинъ за недостоинство наше.-

Какiя тебѣ внушаются помышленiя или нашептыванiя вражiя, по видимому дѣльныя, сказыва Матери А:, ты сама не можешь разсудить объ нихъ; и принимай ее совѣты съ вѣрою; это самое близкое средство къ твоему исцѣленiю, не довѣрять себѣ; оно и смиренiе являетъ; а смиренiе всѣ сѣти вражiи сокрушаетъ. Остаюсь желатель твоего здравiя и спасенiя, многогрѣшный Iеромонахъ Макарий.

И я немощной и многогрѣшный Амвросiй желаю тебѣ всего полезнаго.-

 

Письмо 62е

Христосъ Воскресе!

Почтенная о Господѣ Мати Т.!

Письма твои отъ 7го и 30го Апрѣля получилъ. Богъ тебя проститъ за раздранiе письма моего, я и преждѣ съ тебя сего не взыскивалъ, только не написалъ. Мнѣнiе твое, что прежняя твоя молитва дѣйствительнѣе къ отгнанiю худыхъ помысловъ, - несправедлива. Не въ этомъ дѣло. Преподобный Марко подвижникъ говоритъ, что ежели худыя помыслы медлятъ въ насъ, и будучи отгоняемы молитвою, то это есть признакъ, что мы прежде волею соглашались и бесѣдовали съ ними. - Сестры или Матери пишутъ, что ты иногда желаешь сама раздавать милостыню. Это тебѣ теперь не только не прилично, но и вредно. Самость есть явный признакъ тщеславiя и гордости не малой. Пора тебѣ уже отъ опыта знать, что страсти сiи изъ корене изторгаютъ смиренiе, которое особенно тебѣ въ твоемъ положенiи и всѣмъ намъ всего нужнѣе. И такъ совѣтую тебѣ оставить это начинанiе. Еще пишутъ, что также иногда желаешь навѣщать другихъ, подъ предлогомъ посѣщенiя больныхъ, по заповѣди Евангельской. И это съ тебя не спросится, какъ не и стяжется отъ нищаго творенiе милостыни. Ходи въ церковь, когда можешь, и знай собственную келью, а прочiя посѣщенiя и хожденiя по кельямъ - оставь, чтобы опять не разтравить душевныя раны, которыя только начали еще успокаиваться отъ воспалительныхъ рдѣнiй и раздражительности. Я уже писалъ тебѣ, чтобы ты мнимое добро твое объявляла Матери А. и дѣйствовала по ея совѣту. Смотри Мать, не отторгай себя добровольно отъ смиренiя и послушанiя, да не паки обыдутъ тя мрачныя сѣти прелести, и кто тогда будетъ виновенъ? Знай, что и долготерпенiю Божiю есть мѣра. Будь благоразумна и благодарна Всеблагому промыслу Божiю, и не слѣдуй легкомысленно рожающимся въ тебѣ желанiямъ, мнимо-благимъ и полезнымъ, безъ вопроса и совѣта. Миръ тебѣ, остаюсь многогрѣшный I.М.

     12 Мая 1856 года.