Письмо 63е

Почтенная о Господѣ Мати Т.!

Поздравляю тебя съ праздниками Рождествомъ Христовымъ и Новымъ Годомъ, и желаю тебѣ помощiю Божiею обновляться отъ страстей ветхаго человѣка, посредствомъ которыхъ враги душевные находятъ возможность возобновлять свою прелесть. Послѣднее письмо твое, показываетъ, что мечты прелестныя опять дѣйствуютъ въ тебѣ въ сильномъ градусѣ. Пишешь намъ, что однообразный слогъ писемъ нашихъ о смиренiи тебѣ наскучилъ. Что же намъ дѣлать, когда противъ многообразной прелести вражiей Господь не указалъ другаго дѣйствительнѣйшаго врачества кромѣ однообразнаго смиренiя не произращающаго пажити для страстей, въ которыхъ могли бы гнѣздиться злые духи, многообразно ругающiеся надъ нехотящими смириться. Господь во Евангелiи назвалъ смиренiе игомъ благимъ и бременемъ легкимъ, и такою добродѣтелiю, безъ которой человѣкъ не воспользуется и не можетъ получить милости Божiей, хотя бы сотворилъ и многое множество добрыхъ дѣлъ; что ясно доказываетъ своимъ примѣромъ Фарисей отверженный.

Ежели сынъ Божiй смирился до рабiя зрака и былъ послушливъ до смерти крестной, то какимъ другимъ средствомъ ты думаешь избавиться отъ насилiя вражiя, и многообразной прелести, въ которой ты запуталась. О помилуй сама себя! - остаюсь многогрѣшный I.М.

И я немощной и многогрѣшный Амвросiй, желаю тебѣ всего полезнаго.

1го Января 1857 года.

 

Письмо 64е

Почтенная о Господѣ Мати Т.!

Письмо твое отъ 9го Сентября по/к/азываетъ, что ты до селѣ не перестаешь дѣйсвовать по своеразумiю и своеволiю. Пишешь, что съ тобою дѣлается теперь тоже отъ молитвы: Господи прости моя согрѣшенiя, что и отъ прежней молитвы Iисусовой. Не молитва виновата, а ты, что позволяшь себѣ вдыханiе и отдыханiе, какъ сама пишешь, когда тебѣ велѣно творить оную просто Устнама. А другая причина прелестныхъ ощущенiй отъ того, что ты ложась спать, дерзаешь безразсудно говорить и думать: Господи пребуди со мною, и меня сподоби пребыть съ тобою. Кто тебѣ позволилъ это дѣлать? Не писаны ли были тебѣ слова Симеона Богослова, который въ концѣ 2го слова говоритъ: (Богъ) чистъ сый съ нечистымъ не оскверняется; и безстрастенъ сый со страстными не содворяется; и святъ сый во оскверненну душу и лукаву не входитъ? - Лукавъ же есть, иже лукаваго сѣятеля сѣмя прiемый въ сердце своемъ, и плодоносяй тернiя и волчцы грѣха дiаволу.-

Подумай хорошенько о сихъ словахъ Святаго Симеона Богослова, и о своихъ прелестныхъ поступкахъ и помыслахъ и ощущенiяхъ, и впередъ не дерзай безстудно просить Господа о томъ, что тебѣ никакъ не свойственно и не прилично. Твое теперь положенiе молить Господа о единомъ помилованiи и прощенiи грѣховъ твоихъ и срамныхъ поступковъ и помысловъ прелести ими же Онъ вѣсть судьбами. - Даже и благодаренiе приноситъ Богу отложи до совершеннаго исцѣленiя отъ прелести, какъ это показано у Каллиста и Игнатiя въ гл. 85й. А только ищи одной милости у Бога, принося Ему непрестанное исповѣданiе согрѣшенiй во смиренiи и сокрушенiи сердца нелицемѣрномъ, которое не отринется и не уничижится, какъ сказалъ Св. Давыдъ.-

Пишешь намъ, что ты теперь лишена средствъ творить добро. Ты прежде постарайся уклониться отъ зла, въ которое вринула себя своимъ безразсудствомъ и дерзостiю, домогаясь высокаго выше мѣры своей; постарайся, говорю, прежде избавиться отъ прелести, предлагаемыми тебѣ отъ ученiя Св. Отцевъ средствами, которыя ты не хочешь употребить въ дѣло, хоть и просишь насъ писать къ тебѣ. Въ другой разъ <нрзб писцом> болѣе пишемъ къ тебѣ сказанное у Марка подвижника въ законѣ духовномъ, что между различными образами молитвами есть подъ видомъ молитвы и дѣланiе сатанинское. А какъ это бываетъ, объясняютъ преподобные Каллистъ и Игнатiй въ гл. 74й говоря: Ежели нечистую нѣкую мысль прiиметъ умъ, внегда дѣйствуему быти, аще и святое употребляетъ имя къ отраженiю зла, - разумѣти подобаетъ, яко отъ прелестника есть оное утѣшенiе притворствомъ радости: радость же оная некачественна есть, и безчинна вся, хотящу врагу, да прелюбодѣйствуетъ душа. Вотъ жалкое твое положенiе, которое еще доказывается борющимъ тебя помысломъ, что ты точка великаго назначенiя въ мiрѣ! Срамныя повторенiя прелести не показали тебѣ на опытѣ, какъ мало и достойно всякаго сожаленiя твое значенiе? я на особую твою записку скажу: касательно молитвы, то тебѣ довольно писано и прежде, и теперь довольно пояснено,- при твоемъ страстномъ устроенiи.

 

Письмо 65е

Почтенная о Господѣ Мати Т.!

Написали къ тебѣ письмо, но не успѣли еще оное отослать, какъ получили отъ тебя письмо отъ 16 Сентября новаго содержанiя, что ты опять ощущаешь начало обычной твоей болѣзни душевной, и что болѣзнь твоя теперь возобновляется отъ хитростей Святыхъ Монастырскихъ. Можно ли что нибудь сказать нелѣпѣе сего? Впрочемъ самооправданiе твое выдаетъ это какъ нѣчто истинное. А по нашему это значитъ, что возобновленiе болѣзни твоей произошло теперь отъ тонкаго твоего честолюбiя и любопытства и подозрѣнiя и самосмышленiя, которыми и прежде ты много недуговала. Не десять разъ было тебѣ писано: Смирись и не входи въ чужiя дѣла, а заботься о собственной душѣ твоей, и исцѣленiи твоемъ отъ прелести, но нѣтъ - тебѣ неймется, тебя копаетъ, что многое дѣлается безъ твоего вѣдома; - къ чему тебѣ больной знать, что дѣлается въ Обители и между сестрами, когда ты не можешь благоразумно управлять собою, но болтаешь безразсудно всё, что знаешь, и что въ голову придетъ? Повторяемъ тебѣ, оставь чужiя дѣла, и не желай знать о нихъ, а старайся о исцѣленiи себя предлагаемыми тебѣ средствами Св. Отцевъ. Въ противномъ случаѣ сама понесешь свое осужденiе.

Намъ почти проходится сказать о тебѣ слово писанiя: “Цѣлихомъ Вавилона и не восхотѣ исцѣлѣти”. Сего ради воспряни, Мати, пока терпитъ тебѣ Господь, ожидая твоего обращенiя. Пока ты жила какъ другiе, то не имѣла прелестныхъ дѣйствiй; а когда принялась за молитву и выше мѣры взыскала, то теперь и страдаешь. Надобно смириться, и получишь исцѣленiе. Многогрѣшный I.М.

И я немощной Амвросiй тоже совѣтую тебѣ, Мати, оставить другихъ и заботиться о себѣ.