Ваше преподобiе.

Пречестнѣйшiи мать Варвара и сестра Алек. Өеодоровна. Желаемъ вамъ здравствовать душевно и тѣлесно а въ посылаемыхъ отъ Г<>да не пренемогать, а принимать отъ руки Его со благодаренiемъ, благодушiемъ и терпѣнiемъ.

Вы пишите, что Варвара очень изнемогаетъ отъ болѣзни, но чтожъ дѣлать, помощи не откуда искать кромѣ, какъ отъ Бога, Онъ вѣсть единъ, чего ради посылаетъ недуги; да и самой довольно Г<оспо>дь открылъ, аще бы не помощь куда бы годились; тутъ же послѣдовала и отъ самочинiя, но во всемъ ономъ, да проститъ васъ Г<оспо>дь и подастъ благодушiе, къ терпѣнiю, съ самоукоренiемъ и избытiе таковой сильной боли: уповаемъ бо что теперь уже и имѣете отраду утѣшенiемъ боли. Книги С. Димитрiя читайте страхъ оный отъ сопротивнаго, дабы только отвѣсти отъ великой пользы душевной.

Портретъ о. Макарiй и тотъ на силу написалъ только за молитвами батюшки, а болѣе онъ ни какъ не рѣшается насъ кого писать, а паче съ себя, котораго вы желаете да и зеркала большаго нѣть, почему и писать неудобно оставьте это желанiе и будьте довольны тѣмъ.

Двѣ баночки ушковъ получили отъ вашего дѣтскаго усердiя, усердно благодаримъ только напрасно уже и бульонъ не прислали, мы на сiе не искусны и не умѣемъ изготовить, поминая ваше усердiе съ любовiю ихъ покушали.

Всемъ вашимъ единомысленнымъ изъявляемъ наше усердное почтенiе не считая по именно, и желаемъ вамъ и имъ всѣмъ успѣянiя во спасенiи прекратя свои строки остаемся ваши усердные смолитвенники Мн. Iеросхим. Левъ униженно кланяюсь и мн. I. Макарiй 1го Апрѣля 1829 года.

 

 Преподобнѣйшая Мать  и сестра Варвара и сест. Ал. Өеод. Изъ письма вашего по силѣ немощнаго моего ума усматриваю ваши немощи: одной тѣлесныя а другой душевныя (хотя и въ себѣ ихъ премного много исполненъ) но однако душевно соболѣзную о васъ сестры и истинно, какъ собственно желаю вамъ благодушествовать: первой въ тѣлесныхъ своихъ немощахъ, яко невольныхъ отъ Бога посланныхъ для исцеленiя души укрѣплят<ь>ся надеждою на неизслѣдованное и премногое милосердiе Божiе, что отъ любви сiе послано и ко удержанiю многихъ страстей, коихъ бы была сего безъ сего содѣятельница и прогнѣвала бы Г<оспо>да, а нынѣ хотя неволею свободна хотя и не вовсе; а только требуется едино терпѣнiе и благодаренiе, и оными благостiю Божiею сподобить вѣчныя жизни блаженства. А второй волею въ страстяхъ обращающейся зѣло о семъ соболѣзновати и приносите покоянiе, Вземлющему на рамо заблудшее овча, которой и всегда готовъ насъ обращающихся принять; и отнюдь не уповать на себя или на свой разумъ, а охранят<ь>ся и слушат<ь>ся опытнѣйшихъ, и можетъ быть искусы сихъ много вѣдущихъ, и отрѣвая всякое невѣрiе и умственно и чувственно повергать себя предъ ними; да негли Г<оспо>дь призрѣвъ на смиренiе и сознанiе вольное послеть свою помощь, и тогда побѣда надъ врагомъ одержана явится, яко же и азъ скудоумнѣйшiй и послѣунѣйшiй любви вашей совѣтовалъ, аще бы восхотѣли послушати послалъ бы Г<оспо>дѣ исцѣленiе. Вы изъявляете свое къ ней сожалѣнiе свое къ ней сожаленiе, на се есть видимая страсть я мню тогда бы было сожалѣнiе ваше истинно, когда бы взирали на конецъ, и не только на будущiй, но и на нынѣшнiй т. е. удержанiемъ отъ того и понесенiемъ чрезъ сiе съ обѣихъ сторонъ кратковременной болѣзни получили бы обѣ исцѣленiе и спокойствiе; представ<ь>те себѣ больныхъ, которые бы вмѣсто цѣлительныхъ лекарствъ принимали бы вредное, потому только что онѣ имъ кажутся вкусными, а тѣ горькими. Кто не сочтетъ ихъ глупыми, или по крайней мѣрѣ полуумными: примѣръ оченъ явственный, но тамъ о тѣлъ а здѣсь еще важнѣе касается до души; потреба молиться и другихъ молитвы призывати, а себя понуждати и терпѣти болѣзнь.

Что скудоумiю моему Г<оспо>дь вложилъ, написалъ, и вы вложите во уши ваши, и разсужденiемъ испытайте и потщитесь съ помощью Божiею на дѣло.

Все присланное отъ васъ получилъ, только деньги вы напрасно присылали впередъ не буду вамъ никакихъ комисiй поручать; но и тутъ присла 3 почему 60 назадъ посылаю. За вязку благодарю только напрасно присылали, я сам бы могъ отъ васъ ее взять за огурцы благодарю отъ батюшки и я вчера получилъ пис<>мо, спаси его Г<оспо>ди, что не оставляетъ насъ немощныхъ. О прiѣздѣ моемъ къ вамъ въ постъ ежели не отлучусь на нѣсколько времени, то кажется надобно быть въ началѣ поста, а ежели будетъ отлучно то уже послѣ Спаса для васъ все равно къ стати же тутъ подошли суббота и недѣля и говѣть нѣкогда; впротчемъ какъ будетъ Богу угодно объ этомъ еще можемъ спиcат<ь>ся. Поручая себя вашимъ молитвамъ пребуду вамъ усердный богом. М. I. М. 8 Iюня 1829 года.

 

Ты скорбишь на меня о Христѣ I<су>cѣ cестра Ирина Борисовна, что не писалъ къ тебѣ особаго письма, и для чего вмѣстѣ писалъ съ сестрою, а симъ самымъ и мнѣ немощному наводили скорбь. Случится къ вамъ оказiя скорая, надо написать, хотя по строчкѣ или по двѣ, но и этого составитъ много; повѣришь ли ты прошедшiй разъ во второмъ часу кончилъ письма ночью а спать нѣкогда, теперь также еще и половины не написаны, а уже 10 часовъ близко къ полночи, вамъ всякой къ одному легко написать, а мнѣ одному ко всѣмъ не безъ труда, и о семъ до зѣла скорблю, ты хотя писала нѣкоторыя матерiи, но объ нихъ уже и писано и говорено было многажды почему я и полагалъ, что ты вникнувши въ то умирилась, не знаю что дѣлать, а врядъ ли мои силы вынесутъ.

Что не пишу: все тоже и тоже, что должно понуждать себя противостоять всякому смущенiю, врачевать смиренiемъ и откровенiемъ; прочитай всѣ главы С. Iоанна Карпофiйского 100, изъ нихъ много найдешь къ утѣшенiю своему хотя и случится когда и смутит<ь>ся на кого, но за это не малодушествовать; а смиривь себя, чаять добраго устроенiя. Жел. м и зд. ос. ус. т. бог. М. I. М.