<Въ левомъ углу сделана надпись карандашом: О. Леонида>

 

Достоуважаемый батюшка

Отецъ Амвросiй!

Поздравляю Васъ заранѣе съ наступающимъ Праздникомъ Светлаго Христова Воскресенiя. И когда Церковь будетъ возглашать въ слухъ всемъ верующимъ радостную вѣсть о Воскресенiи Христовѣ, прошу принять мое заочное поздравленiе и прiветствiе, «Христосъ Воскресе» изъ храма посвященнаго нарочито сему Празднику Праздниковъ и помянувъ мое недостоинство въ своихъ святыхъ Старческихъ и Отеческихъ молитвахъ. Всѣмъ <нрзб.> Вамъ по духу Отцамъ и братiямъ прошу передать мое усердное поздравленiе и память съ попрошанiемъ взаменъ памяти молитвенной. Се Церковь <нрзб.>: совершивше душеполезн<ую> Четыредесятницу...» приближаетъ Страстная Седмица послѣднiе дни <нрзб.> (вкупѣ съ 1 днемъ Праздника) служитъ въ холодномъ Храмѣ, а здоровье кволое, но <нрзб.> Господь хранилъ и только прошлой годъ бывше уже нездоровъ постомъ ‑ послѣ Пасхи слегъ въ постель. Нынѣ же благодаря Господу, чувствуетъ себя гораздо лучше противу прошлаго года и тупая боль въ правой половинѣ груди не чувствуется. Цѣлый годъ сижу дома - въ Москвѣ былъ всего разъ и охоты быть на людяхъ нѣтъ ни малѣйшей, хотя и въ доме одна<?>, но съ книгами и дѣлами но мнѣ скучать некогда. На дняхъ получилъ изъ Борисовки письмо отъ М. Олимпiиы и Лаврентiи<нрзб.> увѣдомляющихъ что дѣло ихъ началось въ пользу обители; содерж. же про<нрзб.> годъ выдано, на ныняшний ассигновано, а въ будущемъ будутъ вносить капиталъ на обезпеченiе монастыря. Слава Матери Божiей заступленiе коей въ семъ дѣлѣ такъ ясно видно что нельзя не ощущать его.

Дай Богъ, чтобы наступ. лето поддержало Ваше здоровье – вѣрно опять удалитесь въ лѣсную чащу, которая однако, послухамъ, мало укрываеть Васъ отъ молвы и попеченiй духовныхъ, но для слабого здоровья дающихъ себя чувствовать и тѣлесно. ‑ Намъ лѣто тоже задаетъ больше хлопотъ чѣмъ зима, - стеченiемъ народа всякаго сорта, смотри въ оба! Работы по храму будутъ продолжаться до весны будущего 1876 года П. Г. Цуриковъ рѣшился обновить въ часовнѣ Гроба Господня - одну изъ гл. святынь храма..... Господь да уготовитъ ему за сiе благоукрашенiе жилище во Царствiи Своемъ! Новостей особыхъ у насъ нѣтъ - развѣ тѣ, кот. вы читаете въ «Московскихъ Ведомостяхъ», а след. общеизвѣстные.

За поминовенiе годичное моего Старца радетели въ Скиту и въ мон.<астырѣ>. Бью челомъ всѣмъ кому надлежитъ.

О. Игумену буду писать поздравленiя особо своевременно, а нынѣ пока поручаю себя св. молитвамъ Вашимъ съ сердечнымъ вѣликопочитанiемъ и преданностью есмь и требуя повеленiя Вашего

Целуя почтитель<но> I. Леонидъ.

 

 

U

Достопочтеннѣйшiй и возлюбленнѣйшiй о Христѣ Батюшка!

За радостiю радость, за праздникомъ праздникъ, ‑ неуспѣли отослать вамъ описанiе посѣщенiя и обозрѣнiя Владыкою Скита нашего Господь положилъ ему на сердце порадовать насъ сугубо явиться среди насъ, во всемъ величiи своего Архипастырского сана, принести безкровную жертву Господеви Богу о нашихъ небожит<?>iяхъ утѣшить насъ словами любви и мира и тѣмъ оставить незабвенную память своего благоволенiя къ пустынному житiю монашескому и правильнаго пониманiя - цѣли онаго. Конечно все сiе устроитъ милосердый Господь, да не смущается сердце наше и не устрашаетъ -  устроитъ же средствами естественными, а именно: когда во вторникъ о. Пафнутiй, понесъ. по обыкновенiю письма наши, для блаженной<?> въ общий конвертъ къ о. Евфимiю, тамъ - у о. Нифонта -  встретился онъ съ келейникомъ Владыки: Иваномъ Константиновичемъ. Этотъ малый старичокъ, душа - человекъ, какъ наз. такiе люди у Малороссiянъ, достойно пользующiеся любовiю и доверiемъ Владыки, говоря о Скитѣ, проговорилися, что Преосвященный, желаетъ отслужить въ Скиту, который ему весьма понравился, и вмѣстѣ опасается не будетъ-ли сiе нарушенiемъ Скитского устава, прiятно-ли это будетъ Скитянамъ?/ Это же самое онъ повторилъ въ видѣ вопроса к<ъ>о. игумену, когда уже гласно объявилъ свое намѣренiе служить у насъ./ О. Пафнутiй отвѣтилъ, что мы сочтемъ это за особенную малость со стороны Владыки; уставъ же Скитскiй симъ отнюдь не нарушается, ибо у насъ бываютъ заказные обѣдни и не въ положенные дни, съ разрѣшенiя о. игумена. На вопросъ: служили-ли прежнiй Владыка? О. Пафнутiй отвѣчалъ, что служилъ однажды, въ Храмовой праздникъ - но потомъ не повторилъ сего, за теснотою церкви. Да Владыка, хочетъ отслужить по домашнему, не въ большемъ Соборѣ, съ однимъ или двумя Iеромонахами вашими же. Ув<ѣ>рившись, что насъ это не обременитъ а порадуетъ Ив. Конс. обѣщалъ передать все это Владыкѣ, послѣ обѣда.

 

 

Несколько часовъ протекло въ ожиданiи и лишь за полчаса съ небольшимъ до начала службы стало извѣстно, что Владыка будетъ слушать у насъ того числа буднiе, а на слѣдующей совершитъ Бож. Литургiю. В 8м часовъ начался благовѣстъ; встрѣчали Владыку у Св. вратъ съ причтомъ; отсюда /облачив<шись> въ мантiю/ онъ прошелъ прямо въ алтарь, гдѣ и стоялъ всю службу съ глубокимъ и поучительнымъ вниманiемъ. Бдѣнiе совершено, по приказанiю Владыки: Собору Св. Iоанна Предтечи Господня; служащими были: о. Пафнутiй и о. Пименъ; о. игуменъ присутствовалъ и стоялъ у налоя, возлѣ праваго окна. Певчiе, по приказанiю Владыки, пѣли наши,  на два клироса, какъ обыкновенно, Канонаристъ - I. Iоаннъ Пузановъ; сутки читалъ о. Анатолiй; паремiй - о. Iоаннъ Анташоновъ<?>; Кафизмы - о. Iоаннъ Черевячковъ, Шестопсалмий - о. Инокентiй; Канонъ — о. Игнатiй. Тихое пенiе наше весьма понравилось Владыкѣ: на другой день у Литургiи онъ приказалъ своимъ пѣвчимъ петь попеременно съ нами, примѣняясь къ нашей манерѣ. - По окончанiи бдѣнiя мы проводили Владыку до Св. Вратъ; здѣсь онъ благословилъ насъ порядно и отпустилъ съ миромъ, сказав: «Воротитесь братия, провожать не надо, авось им одни доѣдемъ». О. Иларiонъ съ фонаремъ освещалъ дорогу, Владыкѣ и передалъ намъ достойный особаго замѣчанiя разговоръ ведимый имъ на пути съ о. игуменомъ. Въ Скиту у васъ братiй довольно и все устройство мнѣ весьма нравится, началъ Владыка — Да, В.П. отвѣчалъ о. игуменъ съ обычнымъ ему смиренiемъ: теперь при помощи Божiей поустроились, а сначала такъ трудновато было — Верю, что собрать, особенно способныхъ людей не такъ то легко! Далѣе распрашивалъ о правилахъ Св. жизни, какiе носимъ послушанiя, какъ они распредѣляются и т. п., наконецъ дошелъ и до главнаго вопроса: а откровенiе къ кому имѣютъ, другъ къ другу или къ кому изъ старцевъ? О. игуменъ отвѣчалъ, что откровенiе имѣемъ къ вамъ.... Вотъ это главное, сказалъ Владыка, это есть и всё будетъ, въ этомъ всё дѣло /гдѣ, откровенiе тамъ и спасенiе/; а то или упадетъ слишкомъ низко, или вознесется высоко; первое худо, а за вторымъ какъ разъ следуетъ прелесть. Не правда–ли? Точно такъ, В. П. случается:  иной попадетъ въ такую прелесть отъ самочинiя, что и исправить бываетъ невозможно /ответилъ о. игуменъ/, Владыко продолжилъ слово о томъ, сколь важнымъ дѣломъ считаетъ онъ исповѣданiе помысловъ, [<нрзб.>] /которымъ очищается сердце/ и окончилъ беседу словами: Безсовѣтiемъ же плѣняется нечестивый! Этотъ разговоръ, замѣчательный во всѣхъ отношенiяхъ и самъ по себѣ, послужилъ для Владыки темою бѣседы которую онъ на [слѣдующѣй] слѣдующѣе утро набросалъ на бумагу и произнесъ къ намъ, во время своего служенiя.

4о числа Среда. Въ 8мь часовъ утра начался благовѣстъ, скоро прибылъ и Владыка; мы встрѣтили его у воротъ, гдѣ онъ изволилъ надѣть мантiю и взять посохъ; на крыльцѣ былъ встрѣченъ сослуживцами о. игуменомъ и о. Пафнутiемъ (Протодiаконъ и 2 дiакона, о. Паисiй и о. Игнатiй; Ипподiаконъ и за Ип. о. Моисей; о. Ѳеодосiй держалъ посохъ и  Павелъ Ст. служебникъ - оба въ стихаряхъ); по принятiи креста онъ давалъ прикладываться къ нему служащихъ въ братiи; не видя о. Вассiана (бывшаго въ церкви)  спросилъ, а гдѣ же дедушка не желаетъ-ли и онъ приложиться ко кресту?

О. Пафнутiй, какъ сослужившiй и Пав. Степ. державшiй передъ Владыкою служебникъ свидѣтельствуетъ, что онъ совершалъ служенiе и приступалъ къ Св. Причащенiю съ чувствомъ особаго благодатнаго умиленiя, что отразилось и въ голосѣ его (обычно твердомъ и звучномъ) во время возгласовъ, произносимыхъ съ амвона и при произнесенiи слова, къ намъ обращаемого.

Смиряясь, Владыка назвалъ его «Памятникомъ молитвъ съ нами» мы же съ благоговѣнiемъ сложили въ сердцахъ нашихъ, назидательное напоминанiе Архипастыря, коснувшееся существенной потребности духа нашего и приняли его съ радостiю, какъ залогъ Его вниманiя къ тому пути, на коемъ Господь даровалъ намъ, въ васъ батюшка - руководителя и наставника благожеланнаго -

(Произнесенное Владыкой слово, при помощи Божiей собралъ и списалъ /<нрзб.>/ <нрзб.> Служба заключилась благодарственнымъ молебномъ Св. Iоанну Предтечѣ; Владыка распологалъ было пить у насъ чай, который по убежденiю о. игумена былъ приготовленъ въ вашихъ келлiяхъ, но послѣ раздумалъ и какъ мы узнали причиною [леб.] сего была таже смиренная мысль, чтобъ не нарушить нашего безмолвiя, ибо во время службы пришли въ Церковь постор. посетители, которыхъ также надобно–бы было /Владыкѣ/ пригласить съ собою, какъ–то: Кашкинъ, Андрѣевскiй, Ергольскiй, Воейковъ Градской Глава и др... Итакъ, изъ церкви мы проводили Владыку до Св. Вратъ; здѣсь онъ благословилъ насъ изрядно, причемъ О. Вассiана поцѣловалъ по монашески въ плечо, его яркошитой схимы, съ привѣтствiемъ: Христосъ посреди насъ! Владыка намѣревался, какъ мы замѣтили, сдѣлать это и наканунѣ, но тогда о. Васiанъ не догадался, почему его и предупредили о семъ, то–то, рабъ Божiй, отвѣчалъ онъ о. Iоанну, вчера Владыко крѣпко держалъ меня за руку, да мнѣ не въ домекъ было, что это онъ поцѣловатъ меня хочетъ и я освободился.»

Часу во 2омъ о. Нифонтъ привелъ къ намъ, почти насильно добраго старичка Ивана Константиновича; его угостили мочеными яблочками, и какъ старикъ проговорился: что у меня и Владыка ихъ любитъ, то /и/ уговорили его взять съ собою, <нрзб> съ трудомъ онъ согласился на это и взялъ только 6ть по одному на каждаго (изъ свиты); дали ему ложечекъ для поднесенiя Владыкѣ отъ лица братiи, и три собственно для него.  Старикъ и утѣшался симъ и стыдился, какъ дитя: прiятно было слышать и повторить его простодушную речь: отецъ святой, вѣдь я ѣмъ–то одной рукой, на что ужъ это мнѣ три–то; да право, я боюсь [взя] принять, ведь это не говорите, а это лихоимство; Владыко, пожалуй забранитъ меня — ишь тѣ, скажетъ таскаешься, да обираешь подарки; это всё вы отецъ Нифонтъ, виноваты, не привели–бы сюда, такъ и не ввели старика въ искушенiе, на васъ и сложу всю вину, если Владыка осердится.

Да симъ и воздамъ вамъ, Отецъ Святый, говорилъ старикъ, /сквозь слезы/ цѣлуя всѣхъ, простите меня Бога ради, не оскорбилъ ли кого чѣмъ! Дорогой обратясь къ о. Нифонту сказалъ: теперь я вижу, зачѣмъ ты сюда рвался: есть что посмотрѣть и гдѣ пожить, славя Бога.

Въ 6ть часовъ протяжный звонъ возвѣстилъ о отъѣздѣ Владыки: мы поспѣшили въ монастырь; братiя ожидала у крыльца; лишь только Владыка сошелъ съ него нашъ Схимникъ о. Вассiанъ изъ первыхъ подошелъ къ нему подъ благословенiе и отведя въ сторону, началъ что-то шептать на ухо: это, какъ послѣ онъ говорилъ о. Пафнутiю и др. братiи, онъ просилъ Владыку разрѣшить женскому полу ходить въ Св. церковь для служенiя молебновъ, что было запрещено Пр. Николаемъ и черезъ что скитъ лишился значительнаго дохода.

На что будто–бы Владыка отвѣчалъ ему: что это запрещено, а онъ [самъ] нарушить Скитскiхъ правилъ самъ собою не въ правѣ; затѣмъ просилъ дозволенiя написать къ митр<ополиту> Кiевскому, сколько мы всѣ были обрад<ованы> посѣщенiю Владыки и его вниманiю въ Скиту; на это Владыка отвѣчалъ, чтоже; напиши, если желаешь, я не запрещаю.

Владыка быстро прошелъ въ Соборъ, гдѣ приложась къ Св. иконамъ, благословилъ братiю, а о. Игуменъ, поцѣловалъ въ плечо. Отсюда вся братiя шествовала попарно до парома, гдѣ раступившись на обе стороны образовала длинную и широкую улицу, для прохода Владыки, медленно подвигался онъ къ берегу.

/вторникъ/

Благосклонно благословляя всѣхъ и каждаго; за тѣмъ преподалъ общее благословенiе всѣмъ вкупѣ, съ словами миръ вамъ! а еще поцѣловалъ о. игумена въ плечо. Взойдя на паромъ паки благословилъ братство, поклоняяся ему до лица земли; а переправившись черезъ рѣку сѣлъ въ ожидавш. /на томъ берегу/ его экипажъ. Вмѣстѣ съ о. Игуменомъ поѣхалъ на чай [къ?] Кашкину, а оттуда въ Козельскъ, гдѣ и служилъ два дня сряду.

Такъ окончилось пребыванiе у насъ Владыки, составившее прiятный памятникъ настоящаго и залогъ будущаго вниманiя къ св. обители нашей.

Владыка на это отвѣчалъ: «кто же станетъ тревожить столь Богоугодное мѣсто; одни трудилась надъ созданiемъ, а намъ съ какой стати - разрушать; да вѣдь Скитъ же утвержденъ, /кѣмъ либо/ продолжалъ онъ обратившись къ о. игумену, а если–бы и это было дѣло и частнаго усердiя — слава Богу!» Потомъ Схимникъ поднесъ послѣднее письмо Владыки Кiевскаго, вставленное также въ рамку — прочитавъ его Преосвященный спросилъ: а это что значитъ приписка: «чтобы тебѣ ни мѣшаться ни во что? Что отвѣчалъ на это о. Васiанъ, я не слыхалъ. За тѣмъ Владыка всталъ и благословивъ Схимника, сказалъ: ему: «спасайся старецъ, поминай и насъ грѣшныхъ въ своихъ молитвахъ!» По выходѣ изъ келлiй спросилъ о. игумена, а внизу что?  /о. игуменъ промолчалъ на это/ Потомъ: а ученики у него есть? О. игуменъ отвѣчалъ: «Пока не видно!» У калитки стоялъ о. Нифонт. Владыка обратился къ нему а улыбаясь сказалъ: ты что же не идешь въ ученики къ о. Вассiану? А что нравится ли тебе жить въ лѣсу–то? Отсюда направился опять къ церквѣ, дорогой разматривалъ кедръ и спросилъ: бываютъ ли плоды, отчего теперь нѣтъ; потомъ проходя мимо церкви спросилъ: что же у васъ яблоки не цвѣтутъ? Отцвѣли В. П. отвѣчалъ о. Иларiонъ. Да отчего же завязей не садятъ! Есть, да мало; /какое мало — совсѣмъ нѣтъ, сказалъ Владыко осматривая <яблони>/ а въ монастырѣ сильныя. Я нарочно пишу вамъ подробно и почти /что/ слово до слова бѣседу Владыки, какъ лучшую и притомъ непроизвольную характеристику его, не позволяя себѣ выводить /изъ сего/ никакихъ заключенiй; къ углу церкви были приставлены лещади. Это что за шесты? И когда объяснили ихъ употребленiе, сказалъ: да [славная] /простая и дѣльная/ выдумка. Замѣтилъ что одинъ уголъ фундамента несколько осѣлъ и сказалъ о. игумену, это надобно поправить, то есть, подвести новый; проходя мимо вашей келлiи сказалъ: «вотъ тутъ и цвѣты ужъ цвѣтутъ, а у тебя въ монастырѣ еще нѣтъ».

Когда подошелъ къ воротамъ, снова начался /колокольный/ звонъ а какъ Владыка шелъ не оглядываясь, то мы послѣдовали за нимъ по тропинкѣ, храня глубокое молчанiе отойдя нѣсколько Пр. оглянулся и спросилъ: а гдѣ Губернаторъ, занялся со Схимонахомъ, что ли? — ну пусть. (Губернат. дѣйствительно обѣгалъ весь скитъ, заходилъ въ келлiи, даже влѣзалъ на башню, что надъ воротами, но впрочемъ, во всемъ этомъ лишь проглядывало беззаботное любопытство — не болѣе) Потомъ, помолчавъ нѣсколько, какъ бы въ отвѣтъ на тайную думу, сказалъ громко, «да удобное мѣсто для желающихъ спасенiя!» На это о. игуменъ отвѣчалъ: «это разсадникъ монастыря и поддержка его; отсюда по нуждамъ /ихъ/ заимствуется! Потомъ Владыка спросилъ: гдѣ жилъ о. Антонiй, гдѣ пологалъ свое начало и т. п. и промолвилъ: онъ кажется опять желаетъ въ Скитъ? О. игуменъ отвѣчалъ; что онъ намѣревается помѣстить его въ монастырь — поближе къ себѣ: я слы<шалъ> онъ тоже боленъ ногами, а видѣтся почаще желательно. Да, это хорошо, замѣтилъ Владыка: се что добро, или что красно, но еже жити братiи вкупѣ.....

У воротъ /новаго/ монастырскаго сада Владыка остановился благословилъ насъ каждаго порознь сказалъ: спасайтесь братiя, [по] молитесь и за меня, мы всѣ на одномъ поприщѣ подвизаемся, на которое призваны отъ Господа. Миръ вамъ!»

Такъ на первый разъ мы ознакомились и простились съ Владыкою, нашимъ, унося въ свои келлiи прiятное и отрадное впечатлѣнiе о его посѣщенiи, простодушномъ отеческомъ обращенiи и все таки сожалѣя, что средь насъ не было Васъ Отецъ нашъ и благодетель, кѣмъ мы живемъ, движемся и есмы — невольно кажется что хорошее показалось вдвое лучше [если] и впечатлѣнiе живѣе было бы, если оно раздѣлилось съ вами.

<На полях слева приписано: Съ удовольствiемъ исполняю порученiе отцевъ описать, что видѣлъ и слышалъ /частью/ самъ, частью отъ кого — полагая тѣмъ доставить вамъ удовольствiе — примите /сiю/ посильную лепту и благословите, <нрзб.>>

 

 

 

 

U

Достопочтеннѣйшiй и возлюбленный батюшка!,

По благословенiю вашему записалъ для памяти подр. посѣщенiя нашего Скита Владыкою а по приказанiю о. /Пафнутiя/ [Иларiона] посылаю это описанiе къ вамъ, прося прощенiя, гдѣ что не дописалъ /по незнанiю/ или переписалъ — по увлеченiю въ многословiе и широкословiе.

В субботу въ полдень дошла до насъ вѣсть, что къ о. игумену присланъ нарочный отъ г. Емельяненко сказать, что Владыко обѣдаетъ въ тотъ день у него и располагаетъ на ночь прибыть въ обитель, съ тѣмъ чтобы на слѣдующiй день отслужить обѣдню.

Передъ бдѣнiемъ, во время вечерней трапезы, услыхали благовѣстъ въ Прыскахъ — знакъ приѣзда /туда/ Владыки; когда же вскорѣ раздался онъ и у насъ въ монастырѣ, оставивъ трапезу: поспѣшно и радостно устремились /мы/ [всѣ] на соединенiе съ монастырскою братiею для встрѣчи гостя дорогаго: въ ожиданiи приближенiя его, подходившая братiя столпилась на верхней площадкѣ лестницы: прiятно и не трудно было замѣтить, что не по одному лишь призыву колокола собрался весь благолѣпный сонмъ сей; лица всѣхъ одушевились усерднымъ желанiемъ лицезрѣнiя своего Архипастыря, прибытiе котораго предварили слухи о его Отеческихъ свойствахъ и расположенiи къ монастырской жизни. Когда экипажъ Владыки переправлялся черезъ рѣку начался трезвон; о. игуменъ соборнѣ встрѣтилъ Пр. у нижнихъ вратъ, откуда вся процессiя шествовала въ Соборъ; здесь по пропѣтiи Достойно есть и обычныхъ при встрѣчахъ эктенiй, Владыко приложась къ монастырскимъ иконамъ и поклонясь Св. Престолу, благословилъ, при пѣнiи Исполати Деспота и вошелъ въ олтарь; тотчасъ же началось бдѣнiе, на коемъ прислуживали и мы, по приказанiю о. игумена. Служба была Воскресная, съ прибавленiемъ, по желанiю Владыки /празднованiя/ въ честь яв. иконъ Владимирской Бож. Матери; правый клиросъ занялъ хоръ Архiерейской, состоявшiй изъ 8ми человѣкъ; на лѣвомъ пѣлъ обыкновенный хоръ лѣваго клироса, подъ управленiемъ о. Серапiона; служба производилась безъ всякихъ сокращенiй, при протяжномъ и весьма благозвучномъ пѣнiи Ар. хора, котораго по общему замѣчанiю, узнать нельзя (прежней итальянской методы, какъ не бывало). Владыко выходилъ на литiю и величанiе, послѣ коего помазывалъ освященнымъ елеемъ всю братiю — порядно и предстоящихъ, до послѣдняго человѣка, что продолжалось вплоть до 8ой пѣсни канона; по выходѣ изъ храма братiя составила изъ себя живую шпалеру, по обѣимъ сторонамъ тропинки, ведущей къ келлiямъ о. игумена, очищеннымъ для приѣзда Владыки, и еще разъ /удостоившись/ принять его Архипастырское благословенiе, разошлись съ миромъ, Какъ слышно было Владыка, войдя въ келлiи о. игумена и помолясь къ иконамъ, обращался къ хозяину съ такимъ привѣтствiемъ: «Добрая слава о вашей обители разнеслась далеко а и давно желалъ посѣтить ее, что теперь, благодаренiе Господу, и сбылось, — очень радъ быть гостемъ вашимъ!» Тутъ подали ему чай, во время коего разспрашивалъ о. игумена о окрестностяхъ обители…

 

1. Iюня. Обѣдня у насъ въ Скиту, была въ свое время, а въ поздней ходили въ обитель. Божественную Литургiю совершилъ самъ Преосвященный соборнѣ съ о. игуменомъ, протоiереемъ Потемкинымъ и 4мя Iеромонахами (о. Паисiй, о. Савва, о. Маль<?>яновичь и о. Евфимiй); изъ нашихъ и при встрѣчѣ и въ службѣ учавствовалъ о. Пименъ; о. Феодосiй и Павелъ Степановичъ были въ стихаряхъ: первый съ посохомъ, второй со свечей; ( при Владыкѣ /въ  служб. <въ сослуж.>/ были протодiаконъ, иподiаконъ и [стихарщикъ] рясофорный монахъ Лавр. монастыря <?>Алексiй<?>) въ помощь иподiакону былъ назначенъ о. Моnсей, для облаченiя Владыки. Народу была полна церковь, всехъ званiй, половъ, и возростовъ къ причастiю Св. Таинъ одинъ крестьянинъ подносилъ ребенка. Въ заключенiе Владыка сказалъ слово; (Копiю съ котораго при помощи Божiей удалось списать черезъ вышеупомянутаго о. Алексѣя, [нрзб.] державшаго передъ Владыкой развернутую Книгу, въ которую была вложена тетрадь, у него и оставшаяся и копiя при семъ прилагается) нѣкоторые заключили, что слово это предшествуетъ дѣлу; и имѣетъ ту косвенную цѣль, чтобы при съборѣ въ настоятели Малоярославца<скую?> обитель, одного изъ старшей братiи (по случаю отказа о. Никодима принять это мѣсто) на послѣдокъ никакихъ отговорокъ и извиненiй, ни со сторонъ избраннаго, ни со стороны о. игумена: Мы же, принимали его въ прямомъ значенiи, весьма попользовались имъ: утѣшительно было слышать изъ устъ Архимандрита бѣседу о томъ, что дѣйствительно /какъ смѣю повторить слово его/ составляеть краеугольный камень въ домостроительство нашего спасенiя, камень, который надлежитъ положить, /<нрзб.>/ собственными руками, съ усердiемъ и рѣшимостью, предоставляя остальное /довершить/ всесильной благодати Божiей, дѣйствующей и въ отрекшимся искренно своей воли и въ его Наставникѣ.... [За] Послѣ Литургiи совершенъ былъ благодарственный молебенъ Спасителю и Его Пресвятой Матери, одинъ<?> Пр. какъ видно желалъ и на дѣлѣ выразить благодарность Господу за посѣщенiе нашей обители, какъ выразилъ и наканунѣ на словахъ; по дорогѣ изъ Церкви въ келлiю долго благословлялъ народъ у дверей благословилъ порядно, ожидавшую его братiю и войдя на крыльцо обратился и еще разъ осѣнилъ всѣхъ предстоящихъ благословенiемъ. Обедалъ у о. игумена; съ нимъ раздѣлилъ трапезу: Соборный Ключарь — Протоiерей Потемкинъ, и два Козельскихъ Протоiерея; за столомъ разговоръ былъ обыкновенный обиходный; когда подали жареную карпею (присланную отъ Хло<нрзб.>), Владыка спросилъ: это откуда? это наша Жиздринская, отвѣчалъ о. игуменъ. Полноте, зам<нрзб.> <нрзб.> Владыко, да ей и повернуться нѣгдѣ было бы въ в вашей Жиздре... Вообще былъ словоохотливъ и внимателенъ къ о. игумену, какъ самый почтительный и любезный гость, послѣ обѣда отдохнулъ съ часъ, а вечер посвятилъ на просмотръ бумагъ, присланныхъ изъ Консисторiи, сказавъ о игумену: ну, теперь займусь бумагами — ихъ таки порядочную кипу прислали мнѣ — а потомъ уже расположусь отдыхать у васъ. (До прiѣзда къ намъ служилъ въ двухъ монастыряхъ Добромъ и Лютиковомъ и въ двухъ соборахъ: Лихвинскомъ и Перемышльскомъ) Ночью часовъ въ 12 прiѣхалъ изъ Калуги Губернаторъ Граф Толстой.

 

2 Iюня по приглашенiю о. Пафнутiя, скитская братiя ходила къ поздней обѣднѣ въ обитель. Передъ Литургiей, по желанiю Владыки совершена панихида по его родителямъ; поминали Iерея Василiя и Александру. (служащ. были о. Паисiй и Iеродiаконъ Каллистъ; правый клиросъ — Архiерейскiе пѣвчiе; левый — монастырскiй обыкновенный; по окончанiи обѣдни благословлялъ братiю; потомъ съ Губернаторомъ пилъ чай, после чаю пригласилъ его осмотрѣть обитель, въ сопровожденiи о. игумена. Губернаторъ дорогою сказалъ однако если Ваше Пр. поведетъ меня далеко, то прежде благоволите накормить — я что-то проголодался; на что Владыка отвечалъ: ужъ объ этомъ отнеситесь къ о. игумену — какъ къ хозяину, а я самъ здѣсь гость. Въ следствiе чего и направились /туда/ въ братскую трапезу, гдѣ ихъ и ожидали. Когда Владыка спросилъ: отчего не садятся? и, по просьбѣ о. Казначея благословилъ трапезу, сказалъ Губернатору: вотъ садитесь, да кушайте, если хотите; Губернаторъ послѣдовалъ сему приглашенiю весьма охотно и севъ на игуменское мѣсто, кушалъ съ большимъ апетитомъ, а Владыка межь тѣмъ заглянулъ на кухню, а возвратясь продолжалъ начатой дорогою разговоръ о разширенiи больничной церкви, послѣ трапезы были въ рухольной, потомъ на /дер./ гостиницѣ, осматривали пожарище, после чего удостоилъ посѣтить и насъ — это было въ началѣ третьего часа. Для встречи желаннаго гостя, мы стали въ два ряда по обеимъ сторонамъ отворенныхъ настежь Св. вратъ, въ которые Владыка вступилъ при колокольномъ звонѣ, въ сопровожденiи Губернатора, двухъ Протоiереевъ, Брюзгина, Карпова и Новикова (Засѣдателя); поклонившись, яко строители таинъ Божiихъ на земли, до лица ея, шествовали въ церковь, гдѣ пѣвчiе прошли на клиросъ, а остальные стали по сторонамъ. При пѣнiи Достойно есть Владыка приложился къ мѣстнымъ иконамъ и вошелъ въ Св. олтарь для поклоненiй Св. Престолу. Когда же съ амвона преподавалъ благословенiе предстоящимъ — пропѣли Эсполати деспота; за тѣмъ обратясь, началъ разсматривать мѣстные иконы; у Храмоваго образа, спросилъ, праздникъ Храмовый во имя Собора Предтечи или во имя усѣкновенiя главы и получа отвѣтъ, приложился къ иконѣ; за тѣмъ благословлялъ всю братiю порядно; у Схимника спросилъ: какъ святое имя ваше? При чемъ о. Вассiанъ просилъ удостоить, его посѣщенiемъ. Хорошо, зайду, зайду, отвѣчалъ Владыка; благословивъ меня, спросилъ: давно–ли здесь?. я отвѣчалъ: съ Марта мѣсяца В. П. и что же совсѣмъ сюда, или только /такъ/ испытать себя? Я отвѣчалъ: если Господь удостоитъ и за ваши Архипастырскiе молитвы, имѣю желанiе остаться здѣсь навсегда. Доброе дѣло Господь да благословитъ. Потомъ, обратясь къ Губернатору сказалъ: славная церковь это хоть бы и въ городѣ, и не только въ Скиту; за тѣмъ хвалилъ убранство престола и приличное помѣщенiе благословящаго Креста, спросилъ: изъ чего онъ сдѣланъ и когда ему поднесли его, осматривалъ внимательно, хвалилъ работу, прчтя же надпись, что крестъ съ св. мощами, благоговейно облобызалъ его; разсматривалъ маленько иконостасъ; спрашивалъ о порядкѣ чтенiя Псалтырнаго и смотрѣлъ Синодики; остановилъ вниманiе на портретѣ Патриарха Афанасiя и спрашивалъ о. игумена, по какому случаю онъ здѣсь поставленъ; войдя въ Архiерей<скую> келлiю; спросилъ: а это что за комната? а когда о. игуменъ объяснилъ цѣль ее, рассказалъ, что Пр. Филаретъ проживалъ въ ней по цѣлымъ неделямъ, и онъ у него келейничалъ, то Владыка сказалъ: «такъ значитъ въ постъ можно будетъ и прiѣзжать къ вамъ? Выйдя изъ церкви спросилъ, гдѣ ваша келлiя и изъявилъ желанiе посетить ее войдя въ первую комнату, сказалъ да, это прiемники, а я желаю видѣть собственно келлiю Старца; тогда о. игуменъ приказалъ отпереть дверь. Войдя /съ губер./ Владыка помолился и обратилъ вниманiе на шкаф «а, книги!» и надевъ очки, разсматривалъ заглавiя; потомъ взглянувъ на другой шкаф сказалъ и тутъ тоже книги — вотъ сколько, старецъ пользуетъ ими. А чьи это книги<?> О. игуменъ отвѣчалъ, что ваши собственные. Выйдя въ сѣни спросилъ, а тутъ что? ему сказали: келлiя келейниковъ; затемъ къ о. Iоанну, благословилъ его; услышавъ отъ о. игумена, что пред<?>ставленъ къ мантiи сказалъ: Спасайся, спасайся! Похвалилъ уютность и опрятность келлiй и спрашивалъ всѣ–ли такъ же удобно устроены. Изъ вашей келлiи прошелъ въ трапезу; увидѣвъ на дорогѣ неокопанную яблоню, остановился и обращаясь къ о. игумену говоритъ: и эту надобно окопать, отъ чего лучше плоды бываютъ, такъ то и сердце наше, если не воздѣлываемь, да не окапываемъ — и плодовъ нѣтъ, /а при воздѣлыванiи и т. д. продолж. не /такъ/ [правда] —ли о. игуменъ? въ трапезѣ обратилъ вниманiе на символическое изображенiе инока, распятаго на крестѣ, зашелъ на кухню; проходя мимо дровяного двора, заглянулъ и туда, спросивъ много–ли рабочихъ и наконецъ — на пасеку; здѣсь смѣло пошелъ между ульями, внимательно разсматривалъ ихъ, и дотрагиваясь тростью спрашивалъ: отъ чего всѣ такiе, какъ образцовый, зачѣмъ одни колоды стоятъ, а другiе въ наклонномъ положенiи, почему гдѣ двѣ дырочки, а гдѣ одна, роятся–ли рои или еще нѣтъ. [На] всѣ эти вопросы удовлетворилъ о. Иларiонъ послѣдоваашiй за нимъ между ульями, ибо остальные боясь пчелъ сильно кружившихся въ воздухѣ, скромно помѣстились у ограды, или остались внѣ ея, заходилъ и /на/ въ омшаникъ, спрашивалъ: за чѣмъ здесь устроена печь, когда въ другихъ мѣжахъ этого нѣтъ; по всему видно, что пасека на<ша> обновила у Пр. дорогiя для каждаго воспоминанiя его дѣтства и родины, богатой всѣми дарами природы, гдѣ пчеловодство искони процвѣтаетъ, какъ отрасль домашняго хозяйства. Заходилъ и въ келлiю о. Сергiя Пузанова; спрашивалъ здѣсь: во всѣхъ ли келлiяхъ есть лежанки, находя это очень удобнымъ. [Изъ пасеки] о. игуменъ, въ это время отдохнулъ немного на скамьѣ, подходя къ нему Пр. ласково сказалъ: «мы утомили нашего Отца Игумена»; /и можетъ быть потому и сократимъ путь./ изъ пасеки прошелъ по берегу пруду, мимо келлiи о. Iоаникiя о которой спросилъ: а здесь также живутъ? О. игуменъ отвѣчалъ: что теперь пустые и объяснилъ происхожденiе этой келлiи. Минуя корпусъ, гдѣ живетъ о. Анатолiй, онъ направился къ келлiи Схимника; по дорогѣ разсматривалъ съ любопытствомъ кедровую рощицу и спрашивалъ о ея началѣ и поддержкѣ; /отсюда/ въ келлiю о. Вассiана прямаго хода нѣтъ а потому Владыка прошелъ съ боку подъ навѣсомъ липы, заметивъ: «вотъ какъ плотно огородился!» Когда я вошелъ туда, то уже увидалъ Владыку, сидящимъ на табуретьѣ; въ рукахъ у него была какая то бумага вставленная въ рамку, кажется письмо Пр. Филарета, въ коемъ изложены правила вновьучрежденнаго скита. Владыка пробѣжавъ бумагу глазами спросилъ Схимника: давно ли онъ вступилъ въ обитель и получилъ въ отвѣтъ: еще при Евлампѣ, до Французовъ; потомъ о. Вассiанъ началъ рассказывать о основанiи Скита и въ заключенiе сказалъ: что Пр. Гаврiилъ хотѣлъ разметать его по бревну и кажется просилъ, чтобы Владыка былъ къ нему (т. е. къ Скиту) столько же внимателенъ, какъ Пр. Ѳиларетъ.