10 Апрѣля

1851 года

Христосъ воскресе!

Ваше Преподобіе

Почтеннѣйшій и возлюбленный о Господѣ брате

Отецъ Антоній!

Поздравляю васъ съ наступившимъ высокоторжественнымъ и всерадостнымъ праздникомъ воскресенія Искупителя нашего Господа Iисуса Христа, да возрадуется сердце ваше духовною радостію о преславномъ спасеніи нашемъ.

Вчера получилъ я почтенное ваше писаніе отъ 27 марта посланное; благодарю васъ за поздравленіе меня съ праздникомъ и за радостное привѣтствіе Христосъ воскресе; а я вамъ отвѣтствую: воистинну воскресе!

Вы жалуетесь на сильную борьбу плоти вашей противъ духа, и соодолѣвающей мысленно онаго. – Описываете причины оной, осужденiе ближнихъ, жестокіе приговоры надъ другими находящимися въ подобныхъ бореніяхъ и протчее что и я признаю дѣйствительнымъ, по многимъ опытамъ; и писаніямъ Св. Отецъ а еще, что и главное должно полагать производитъ въ нихъ сильное дѣйствіе сей брани гордость. Сердечно о васъ соболѣзнуя, предлагаю вамъ св. Отецъ ученія ко уврачеванію вашей немощи; впротчемъ и одно сознаніе ваше своей немощи и обличеніе себя предъ моею худостію, полагаю принесло вамъ немалую пользу и облегченіе. Не по моему достоинству, но по вѣрѣ вашей и смиренію Господу милостивому(?).

Прочтите у Св. Исаака Сирина въ 77 словѣ, откуду происходитъ двизаніе тѣлесное и какая оному причина. Въ 79 словѣ явно увидите, что «за гордость попущается» ощущеніе люто мысли блуда попущаемыя на нихъ во смиреніе возношенія ихъ». А врачевство всѣмъ описаннымъ въ ономъ искушеніямъ предлагаетъ «Смиренномудріе сердца» Св. Марка Подвижника въ посланіи къ Nиколаю иноку, жалующемуся на страсть сію и начальную много обрящете пользы. Св. Кассіана въ посланіи къ Леонтину игумену, какъ была попущена сильная плотская брань одному старцу за опечаленіе брата находящагося въ сей борьбѣ. А прежде онъ не имѣлъ сей брани, и потому Авва Аполлоній назвалъ его, ты или не достоинъ былъ сей брани, или презрѣлъ отъ врага. Какъ коснулось слово о брани, то воспомяну вамъ св. I. Лѣствичника изъ степ<ени> о рассужденіи (рускаго перевода) «Нелѣностная душа воздвигаетъ бѣсовъ на брань противъ себя, съ умноженіемъ же браней, умножаются и вѣнцы. Не уязвляемый супостатами, не получитъ никакого вѣнца, а кто отъ случающихся паденій не упадаетъ духомъ, того восхвалятъ Ангелы какъ храбраго воина». И потому брань необходима для насъ какого бы рода ни была оная. Прочтите же паки у св. Исаака въ 78мъ словѣ, къ концу «протчее подабаетъ намъ имѣти во времени искушеніи два нѣкая сопротивна другъ другу, радость и страхъ и далѣе… Почему радость и почему страхъ. Читайте о сей страсти у св. Кассиана, у св. Iоанна Лѣствичника, у преп<одобнаго> Нила Сорскаго, и у протчихъ св: принимайте отъ нихъ себѣ врачество, а паче старайтесь имѣть смиренное мудрованіе, считая себя наибѣднѣйшимъ изъ всѣхъ. Въ 15 степени Св. Iоаннъ Лѣств<ичникъ> пишетъ что получилъ отвѣтъ отъ сей страсти: «Аще снищешь смиреніе, то тѣмъ отсѣчешь главу мою». Написалъ вамъ отъ многаго малое, что нашелъ нужнымъ и приличнымъ къ уврачеванію вашей немощи, а вы сами испытайте со смиреніемъ и болѣе обрящете. Мое же примите усердное желаніе, да подастъ Господь вамъ совершенное исцѣленіе отъ сей лютой страсти, и поможетъ исторгнуть корень, отъ котораго прозябаютъ множество страстей по дѣйству. – Прочтите Діадоха 99 главу.

Потужите объ отшедшемъ отъ насъ возлюбленномъ о Господѣ братѣ Отцѣ Порфиріи (Петръ Григор<овъ>). Онъ скончался 15. Марта, послѣ 4х и 25тидневной болѣзни, горячкою; Богъ удостоилъ ево всѣхъ Христіанскихъ напутствій и даже за часъ или менѣе сообщился Св. Таинъ. Есть надежда на милосердіе Божіе къ нему. Онъ былъ полезенъ обители по касационнымъ<?> дѣламъ въ судахъ. Да упокоитъ Господь душу его въ Царствіи небесномъ.

А Отецъ Iоанникій перешедшій отъ нихъ въ Тихонову пустынь до зѣла ослабѣлъ въ своемъ здоровье, и 31 числа Марта принялъ схиму съ нареченіемъ имени Леонида.

Отцу Игумену нашему передалъ ваше почтеніе и поздравленіе съ праздникомъ, такъ же и помнящимъ васъ братіямъ – онѣ всѣ взаимно вамъ кланяются и поздравляютъ съ праздникомъ.

Поручаю себя вашимъ св. молитвамъ, остаюсь желатель вашего здравія и спасенія и смолитвенникъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

 

1.                      [i]

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобіе

Достопочтеннѣйшій и возлюбленный о Господѣ

Отецъ Антоній!

Съ сердечнымъ удовольствіемъ читалъ ваше письмо отъ 21. сентября посланное, о благополучномъ возвращеніи вашемъ, изъ отдаленной страны въ свое отечество. Слава Богу!

Прежде слухомъ слышали; а нынѣ и очи ваши узрѣли обиталище монаховъ, св: Аөонскую Гору. Видѣли красоту ея живописнаго мѣстоположенія, и плодъ во спасеніе подвижническіе труды обитателей; благодарю васъ хотя кратко и намъ описали усмотренное бѣглымъ взоромъ вашимъ. Я всегда съ удовольствіемъ читаю и слышу повѣсти объ тамошнихъ отшельникахъ и событіяхъ бывшихъ въ протекшихъ вѣкахъ и въ наше время. Но подражать имъ въ самоотверженіи вижу свою немощь, и токмо издали стоя ублажаю ихъ. Молитвами ихъ и меня негли воздвигнетъ Господь къ покаянію.

По причинѣ перемѣны тракта вашего, мы не получили удовольствія лично васъ видѣть, и бесѣдовать лицемъ къ лицу; на это вы вѣрно имѣли благословные вины, и мы должны повиноваться обстоятельствамъ.

Съ пути вашего изъ Москвы, получилъ я отъ 12 числа Iюня ваше письмо, съ приложеніемъ ста рублей серебромъ; но уже на оное не знаю куда вамъ отвѣчать. Примите за сіе мою усердную благодарность. Цѣню ваше усердіе и благорасположеніе къ намъ.

Послѣ душевнаго вашего утѣшенія, которое конечно получили въ вашемъ путешествіи, въ своемъ отечествѣ встрѣтила васъ скорбь о многомъ близкомъ сердцу вашему; хотя сему причиною суть и дѣйствія страстей въ семъ дѣлѣ находящихся людей; но нельзя не видать тутъ и промысла Божія, дѣйствующаго ими какъ орудіями. Сердце ваше поражается скорбію, но въ оной вопіетъ ко Господу. А Богъ намъ прибѣжище и сила, помощникъ въ скорбѣхъ обрѣтшихъ ны зѣло[1]. Хоть и тягостны скорби, но спасительны, и суть знаменіемъ къ намъ милости Божіей. Благодарите Его. А Онъ силенъ премѣнить участь сына вашего на лучшѣе.

О дѣлахъ міра, въ суетѣ ума погруженныхъ, какой судъ можемъ изрещи? Господь весть помышленіе человѣческое, яко суть суетна, и воздастъ комуждо по дѣламъ его, долго терпя въ настоящее время и ожидая покаянiя. – А я при безчувствіи моемъ, когда воззрю на множество моихъ золъ и грѣхопаденій, то вижу; чего долженъ ожидать? Токмо едино человѣколюбіе и милосердіе Божіе поддерживаетъ не впасть въ безнадежіе. Аще же по правосудію будетъ судить, то тьмами достойны мученія. Аще беззаконія не зриши Господа. Господи, кто постоитъ? и Азъ правоты возсужду. Буди же милость Его на насъ!

Скажу вамъ и о нашихъ событіяхъ: сентября 17. числа преосвященный нашъ Nиколай скончался, въ мирѣ отошелъ ко Господу; погребеніе совершалъ 21. сент. Тульскій преосв. Димитрій, добрый пастырь; Отецъ Игуменъ былъ на погребеніи и меня съ собою бралъ. Оттуда преосв. Димитрій посѣтилъ нашу обитель; сентября 8 числа посѣтилъ насъ Андрей Николаевскій Муравьевъ. Пробылъ около двухъ сутокъ: а Николай Василь<евичь> Гоголь два раза былъ въ обители.

Иванъ Васильевичь и Наталья Петровна таперь находятся въ Москвѣ и кажется будутъ зимовать по случаю болѣзни дѣтей; а между тѣмъ старается выручить книгу св: Варсонофія изъ цензуры и напечатать; но какъ то туго, не будетъ ли чего въ семъ мѣсяцѣ? Ѳ. А. Голуб<инский> обѣщалъ къ Сентябрю кончить, а потомъ въ концѣ сентября; ожидаю что будетъ.

Отецъ Игуменъ нашъ слава Богу здравствуетъ и братія, а нѣкоторые в теченіи сего времени отшли ко Господу: О<тецъ > Ѳеодосій нашъ и О<тецъ> Генадій слѣпой; въ монастырѣ О<тецъ> Георгій привратникъ и еще одинъ послушникъ. Да упокоитъ ихъ Господь въ Царствіи небесномъ!

Желаю вамъ благодушествовать и здравствовать душевно и тѣлесно, и помолитесь о мнѣ грѣшномъ вашемъ смолитвенникѣ Iеромонахѣ Макаріѣ

2. Октября

1851 года

 



[1] Пс. 45:1.



[i] ПИСЬМО ??? (2 октября 1851 г.)

(Стр. )

Автограф. Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 213. К. 76. Ед. хр. 13. Л. 5–6 об. Впервые опубликовано с купюрами: Собраніе писемъ блаженныя памяти Оптинскаго Старца Iеросхимонаха Макарія. Письма къ монашествующимъ. Отдѣленіе первое. Письма къ монахамъ. – Изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. – М.: Тип. В. Готье, 1862. – № 143. – С. 230–231.

То же. – Изд. 2-е (съ алфавитнымъ указателемъ). – М.: Тип. М. Н. Лаврова и К°, 1880. – 770 с.; То же. – [Репринт. изд.]. – СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1993.