10
Апрѣля
1851 года
Христосъ воскресе!
Ваше Преподобіе
Почтеннѣйшій и возлюбленный о Господѣ брате
Отецъ Антоній!
Поздравляю васъ съ наступившимъ высокоторжественнымъ и
всерадостнымъ праздникомъ воскресенія Искупителя нашего Господа Iисуса Христа,
да возрадуется сердце ваше духовною радостію о преславномъ спасеніи нашемъ.
Вчера получилъ я почтенное ваше писаніе отъ 27 марта
посланное; благодарю васъ за поздравленіе меня съ праздникомъ и за радостное
привѣтствіе Христосъ
воскресе; а я вамъ отвѣтствую: воистинну воскресе!
Вы жалуетесь на сильную борьбу плоти вашей противъ духа, и
соодолѣвающей мысленно онаго. – Описываете причины оной, осужденiе
ближнихъ, жестокіе приговоры надъ другими находящимися въ подобныхъ бореніяхъ и
протчее что и я признаю дѣйствительнымъ, по многимъ опытамъ; и писаніямъ
Св. Отецъ а еще, что и главное должно полагать производитъ въ нихъ сильное
дѣйствіе сей брани гордость. Сердечно о васъ соболѣзнуя, предлагаю
вамъ св. Отецъ ученія ко уврачеванію вашей немощи; впротчемъ и одно сознаніе ваше
своей немощи и обличеніе себя предъ моею худостію, полагаю принесло вамъ
немалую пользу и облегченіе. Не по моему достоинству, но по вѣрѣ
вашей и смиренію Господу милостивому(?).
Прочтите у Св. Исаака Сирина въ 77 словѣ, откуду
происходитъ двизаніе тѣлесное и какая оному причина. Въ 79 словѣ
явно увидите, что «за гордость попущается» ощущеніе люто мысли блуда попущаемыя
на нихъ во смиреніе возношенія ихъ». А врачевство всѣмъ описаннымъ въ
ономъ искушеніямъ предлагаетъ «Смиренномудріе сердца» Св. Марка Подвижника въ
посланіи къ Nиколаю иноку, жалующемуся на страсть сію и начальную много
обрящете пользы. Св. Кассіана въ посланіи къ Леонтину игумену, какъ была
попущена сильная плотская брань одному старцу за опечаленіе брата находящагося
въ сей борьбѣ. А прежде онъ не имѣлъ сей брани, и потому Авва
Аполлоній назвалъ его, ты или не достоинъ былъ сей брани, или презрѣлъ
отъ врага. Какъ коснулось слово о брани, то воспомяну вамъ св. I. Лѣствичника изъ степ<ени> о рассужденіи
(рускаго перевода) «Нелѣностная душа воздвигаетъ бѣсовъ на брань
противъ себя, съ умноженіемъ же браней, умножаются и вѣнцы. Не уязвляемый
супостатами, не получитъ никакого вѣнца, а кто отъ случающихся паденій не
упадаетъ духомъ, того восхвалятъ Ангелы какъ храбраго воина». И потому брань необходима
для насъ какого бы рода ни была оная. Прочтите же паки у св. Исаака въ 78мъ
словѣ, къ концу «протчее подабаетъ намъ имѣти во времени искушеніи
два нѣкая сопротивна другъ другу, радость и страхъ и далѣе… Почему
радость и почему страхъ. Читайте о сей страсти у св. Кассиана, у св. Iоанна Лѣствичника, у преп<одобнаго> Нила
Сорскаго, и у протчихъ св: принимайте отъ нихъ себѣ врачество, а паче
старайтесь имѣть смиренное мудрованіе, считая себя
наибѣднѣйшимъ изъ всѣхъ. Въ 15 степени Св. Iоаннъ Лѣств<ичникъ> пишетъ что получилъ
отвѣтъ отъ сей страсти: «Аще снищешь смиреніе, то тѣмъ
отсѣчешь главу мою». Написалъ вамъ отъ многаго малое, что нашелъ нужнымъ
и приличнымъ къ уврачеванію вашей немощи, а вы сами испытайте со смиреніемъ и
болѣе обрящете. Мое же примите усердное желаніе, да подастъ Господь вамъ
совершенное исцѣленіе отъ сей лютой страсти, и поможетъ исторгнуть
корень, отъ котораго прозябаютъ множество страстей по дѣйству. – Прочтите
Діадоха 99 главу.
Потужите объ отшедшемъ отъ насъ возлюбленномъ о Господѣ
братѣ Отцѣ Порфиріи (Петръ Григор<овъ>). Онъ скончался 15.
Марта, послѣ 4х и 25тидневной
болѣзни, горячкою; Богъ удостоилъ ево всѣхъ Христіанскихъ напутствій и даже за часъ или менѣе сообщился
Св. Таинъ. Есть надежда на милосердіе Божіе къ нему. Онъ былъ полезенъ обители
по касационнымъ<?> дѣламъ въ судахъ. Да упокоитъ Господь душу его
въ Царствіи небесномъ.
А Отецъ Iоанникій
перешедшій отъ нихъ въ Тихонову пустынь до зѣла ослабѣлъ въ своемъ
здоровье, и 31 числа Марта принялъ схиму съ нареченіемъ имени Леонида.
Отцу Игумену нашему передалъ ваше почтеніе и поздравленіе
съ праздникомъ, такъ же и помнящимъ васъ братіямъ – онѣ всѣ взаимно
вамъ кланяются и поздравляютъ съ праздникомъ.
Поручаю себя вашимъ св. молитвамъ, остаюсь желатель вашего
здравія и спасенія и смолитвенникъ многогрѣшный Iеромонахъ
Макарій.
1.
[i]
М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!
Ваше Преподобіе
Достопочтеннѣйшій и возлюбленный о Господѣ
Отецъ Антоній!
Съ сердечнымъ удовольствіемъ читалъ ваше письмо отъ 21.
сентября посланное, о благополучномъ возвращеніи вашемъ, изъ отдаленной страны
въ свое отечество. Слава Богу!
Прежде слухомъ слышали; а нынѣ и очи ваши
узрѣли обиталище монаховъ, св: Аөонскую Гору. Видѣли красоту
ея живописнаго мѣстоположенія, и плодъ во спасеніе подвижническіе труды
обитателей; благодарю васъ хотя кратко и намъ описали усмотренное бѣглымъ
взоромъ вашимъ. Я всегда съ удовольствіемъ читаю и слышу повѣсти объ тамошнихъ
отшельникахъ и событіяхъ бывшихъ въ протекшихъ вѣкахъ и въ наше время. Но
подражать имъ въ самоотверженіи вижу свою немощь, и токмо издали стоя ублажаю
ихъ. Молитвами ихъ и меня негли воздвигнетъ Господь къ покаянію.
По причинѣ перемѣны тракта вашего, мы не
получили удовольствія лично васъ видѣть, и бесѣдовать лицемъ къ
лицу; на это вы вѣрно имѣли благословные вины, и мы должны
повиноваться обстоятельствамъ.
Съ пути вашего изъ Москвы, получилъ я отъ 12 числа Iюня ваше письмо, съ приложеніемъ ста рублей серебромъ; но
уже на оное не знаю куда вамъ отвѣчать. Примите за сіе мою усердную
благодарность. Цѣню ваше усердіе и благорасположеніе къ намъ.
Послѣ душевнаго вашего утѣшенія, которое
конечно получили въ вашемъ путешествіи, въ своемъ отечествѣ
встрѣтила васъ скорбь о многомъ близкомъ сердцу вашему; хотя сему
причиною суть и дѣйствія страстей въ семъ дѣлѣ находящихся людей;
но нельзя не видать тутъ и промысла Божія, дѣйствующаго ими какъ
орудіями. Сердце ваше поражается скорбію, но въ оной вопіетъ ко Господу. А Богъ
намъ прибѣжище и сила, помощникъ въ скорбѣхъ обрѣтшихъ ны
зѣло[1].
Хоть и тягостны скорби, но спасительны, и суть знаменіемъ къ намъ милости
Божіей. Благодарите Его. А Онъ силенъ премѣнить участь сына вашего на
лучшѣе.
О дѣлахъ міра, въ суетѣ ума погруженныхъ,
какой судъ можемъ изрещи? Господь весть помышленіе человѣческое, яко суть
суетна, и воздастъ комуждо по дѣламъ его, долго терпя въ настоящее время
и ожидая покаянiя. – А я при безчувствіи моемъ, когда воззрю на множество моихъ
золъ и грѣхопаденій, то вижу; чего долженъ ожидать? Токмо едино
человѣколюбіе и милосердіе Божіе поддерживаетъ не впасть въ безнадежіе.
Аще же по правосудію будетъ судить, то тьмами достойны мученія. Аще беззаконія
не зриши Господа. Господи, кто постоитъ? и Азъ правоты возсужду. Буди же милость
Его на насъ!
Скажу вамъ и о нашихъ событіяхъ: сентября 17. числа
преосвященный нашъ Nиколай
скончался, въ мирѣ отошелъ ко Господу; погребеніе совершалъ 21. сент. Тульскій
преосв. Димитрій, добрый пастырь; Отецъ Игуменъ былъ на погребеніи и меня съ
собою бралъ. Оттуда преосв. Димитрій посѣтилъ нашу обитель; сентября 8
числа посѣтилъ насъ Андрей Николаевскій Муравьевъ. Пробылъ около двухъ
сутокъ: а Николай Василь<евичь> Гоголь два раза былъ въ обители.
Иванъ Васильевичь и Наталья Петровна таперь находятся въ
Москвѣ и кажется будутъ зимовать по случаю болѣзни дѣтей; а
между тѣмъ старается выручить книгу св: Варсонофія изъ цензуры и
напечатать; но какъ то туго, не будетъ ли чего въ семъ мѣсяцѣ? Ѳ.
А. Голуб<инский> обѣщалъ къ Сентябрю кончить, а потомъ въ
концѣ сентября; ожидаю что будетъ.
Отецъ Игуменъ нашъ слава Богу здравствуетъ и братія, а
нѣкоторые в теченіи сего времени отшли ко Господу: О<тецъ >
Ѳеодосій нашъ и О<тецъ> Генадій слѣпой; въ монастырѣ
О<тецъ> Георгій привратникъ и еще одинъ послушникъ. Да упокоитъ ихъ
Господь въ Царствіи небесномъ!
Желаю вамъ благодушествовать и здравствовать душевно и
тѣлесно, и помолитесь о мнѣ грѣшномъ вашемъ
смолитвенникѣ Iеромонахѣ
Макаріѣ
2. Октября
1851 года
[i]
ПИСЬМО ???
(2 октября 1851 г.)
(Стр. )
Автограф.
Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 213.
К. 76. Ед. хр. 13. Л. 5–6 об. Впервые опубликовано с купюрами: Собраніе писемъ
блаженныя памяти Оптинскаго Старца Iеросхимонаха Макарія. Письма къ
монашествующимъ. Отдѣленіе первое. Письма къ монахамъ. – Изданіе
Козельской Введенской Оптиной Пустыни. – М.: Тип. В. Готье,
1862. – № 143. – С. 230–231.
То же. –
Изд. 2-е (съ алфавитнымъ указателемъ). – М.: Тип.
М. Н. Лаврова и К°, 1880. – 770 с.; То же. –
[Репринт. изд.]. – СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1993.