<из контекста этого и следующего писем: 1 января 1852>

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобiе

Достопочтеннѣйшiй и возлюбленный о Господѣ

Отецъ Антонiй!

Получа почтеннѣйшее писанiе Ваше отъ 30 ноября досѣхъ поръ не могъ написать Вамъ отвѣтъ то недосуги то немощи не разлучаются со мною; и я всегда нахожусь въ неоплатномъ долгу письменномъ, не взирая на то, что многимъ на два и на три однѣмъ письмомъ отвѣчаю, а все полонъ столъ заваленъ письмами.

Слава Богу встрѣтили и проводили праздникъ Рождества Господа нашего Iисуса Христа. Окончивъ прошедшiй, вступаемъ въ новый годъ 1852. И какъ съ прошедшимъ праздникомъ, такъ и съ новымъ годомъ, примите мое усердное поздравленiе, и искреннѣе желанiе Вамъ въ мирномъ и спокойномъ устроенiи встрѣтить и проводить сей годъ на поприщѣнашего дѣланiя. Проводя мимошедшiй годъ, теченiемъ

<58 об>

будущихъ стрѣмится къ тому времени, гдѣ и единъ /день/ яко тысяща лѣтъ, а лучше сказать некончаемому дню, идѣже свѣтъ не заходимый.

Жалкое положенiе нынѣшнего времени[1] Св<ятой> Аөонской Горы, въ отношенiи монашескаго устроенiя; которое нынѣ отстоитъ отъ прежде бывшаго тамъ подвижничества, весьма далеко, во взглядѣ Вашемъ видится горѣнiе истины; но можемъ ли мы дать ему лучшее направленiе? Впротчемъ въ этомъ цѣломъ общемъ не устроенiи, есть единицы[2], и можетъ быть во многомъ числѣ спасающiяся. Ежели нѣтъ высокихъ видимыхъ дарованiй, то не найдутся ли погруженные мыслiю, видѣнiемъ своей нищеты въ глубину смиренномудрiя; которые ниски и малы нашему видѣнiю, а высоки предъ всевидящимъ окомъ! А другiе въ отверженiи себя, волею или неволею переносятъ скудость потребныхъ, и приобщаютъ себя къ терпѣнiю различнаго рода скорбей и лишенiй, а претерпѣвшiй до конца, тотъ спасенъ будетъ. Думаю много найдется и другихъ пцтей ведущихъ ко спасенiю; по коимъ призванные Богомъ текутъ, хоть и во всѣмъ скорбящее. Но не стужающе <нрзб>.

А кому тамъ кажется тяжекъ путь и бремя не легко. И иго не благо, то видно не имѣетъ на то призванiя. Вамъ и мнѣ съ нашеми немощами и душевными и тѣлесными, нельзя и помышлять о тамошней жизни, и по климату и по малодушiю, что Вы уже и испытали на себѣ; а я Вамъ и другимъ вѣруя, сужу по себѣ.

Вы находясь въ небурномъ пристанищѣ въ тихой своей келiи, претерпѣваете скуку. И терпите борьбу отъ разныхъ стрѣлъ вражiихъ, и познали что ни келiя ни пустыня, но Единъ Господь спасетъ насъ. Это истина непререкаемая; но Самъ Онъ показываетъ намъ и различные пути ведущiе ко спасенiю. И кто бы какой путь ни проходилъ, но на всякомъ встрѣтитъ борьбу, равносильную его устроенiю. Послѣ которой выходитъ бор<ецъ> или побѣжденнымъ, или побѣдителемъ. Прочтите у С<ятаго> Петра Дамаскина 2й книги въ 5мъ словѣ о терпѣнiи: что «въ умной брани, не мощно обрѣсти мѣста не имуща брани; аще и все творенiе пройдетъ кто, но куда не отъ идетъ, брань[3] обрѣтаетъ.. Въ пустыни, звѣри и бѣси и прочiя злые скорби и страшилища; въ безмолвiи бѣси и искушенiя; посреди человѣкъ, бѣси и человѣки искушающiя, и нѣсть мѣста не стужительна когда либо.

Сего ради безо терпѣнiя не можно обрѣсти покоя». Покой же. Какъ извѣстно по слову Божiю <нрзб> даруетъ намъ смиренiе; а»а оное раждается отъ разума; разумъ же раждается отъ искушенiй» (того же П<етра> Д<амаскина> слово 10.) По сему видно, что и Вы стоите на указанномъ Вамъ мѣстѣ въ строю духовнаго воинства. И подвигоположникъ есть Самъ Христовъ Господь! Онъ чрезъ святое свое слово, и чрезъ ученiе Отцевъ нашихъ духовныхъ возбуждаетъ насъ къ теченiю и противоборству бранямъ вражiимъ. И укрѣпляетъ свою благодать. И аще бы на всякъ день и тысящу язвъ кто принялъ, не оставитъ подвига; въ чемъ св<ятой> Iоанн Лѣст<вичникъ> очень утѣшительно ободряетъ въ 26 словѣ о разсужденiи «а не лѣностная душа. Воздвигаетъ бѣсовъ на брань противъ себя; съ умноженiемъ же браней, умножатся и вѣнцы. Не уязвленный супостатами, не получитъ никакого вѣнца; а кто отъ случающихся паденiй, не упадаетъ духомъ, того восхваляютъ Ангелы <Аггели?>, какъ храброго воина.» И такъ не унывайте но бодрствуйте стойте и заключайтесь въ твердынѣ смиренiя, не доступнаго никакимъ татямъ, по слову св<ятаго> Iоанна Лѣствичника, и найдете успокоенiе послѣ бури и волнъ востающихъ <нрзб> и отъ внѣ и отъ внутр<ѣ>. Молитесь и о мнѣ, глаголющемъ и ничтоже благо творящемъ, да не въ судъ будутъ мнѣ словѣса сiи не мои, но отечес<кiе>.

Отцу Игумену передалъ отъ Васъ почтенiе, а онъ взаимно Вамъ изъявляетъ, и поздравляетъ съ Новымъ годомъ. Такъ же и братiя наши помнятъ Васъ и приносятъ благодарность за память объ нихъ, съ изъявленiемъ своего искренняго почтенiя – желая Вамъ мирнаго и спокойнаго пребыванiя. А О<тецъ> Амвросiй самъ изъявляетъ Вамъ свою благодарность. Я писалъ къ Вамъ 1 декабря поздравленiе со днемъ Вашего Ангела.

Наша Калужская Епархiя удостоилась встрѣтить своего новаго Архипатыря Григорiя наканунѣ праздника Рождества Христова; а нашъ Отецъ Игуменъ являлся къ нему 28 числа декабря; быль принятъ благосклонно и милостиво. Дай Богъ намъ добраго пастыря и учителя.

Перемѣна участи двухъ Васонофiевъ Арх<химандрита> и Игум<ена> конечно послѣдовала для ихъ душевной пользы. Смотренiемъ Божiимъ: онѣ вкусили скорби, и <нрзб> придутъ въ разумъ и смиренiе. Да спасетъ ихъ Господь!

При отправленiи письма Вашего, Вы чувствовали нездоровье; каково то оно въ настоящее время? Примите мое усердное желанiе Вамъ здравiя душевнаго и тѣлеснаго; прося Вашего молитвеннаго соучаствованiя остаюсь смолитвенникъ Вашъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

<60 об>

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобіе

Достопочтеннѣйшій Отецъ Антоній!

Я писалъ къ вамъ 1го числа Генваря, поздравилъ съ новымъ годомъ, и извѣстилъ о присланныхъ вами Отцу Амвросію 5руб. сер. но изъ письма вашего отъ 8 Генваря вижу, что вы онаго еще не получили, но вѣрно послѣ вскорѣ получили. Благодарю васъ за поздравленіе меня со днемъ Ангела и за желаніе сохраненія моего здравія, которое до сѣхъ поръ находится въ различныхъ измѣненіяхъ, по времѣнамъ и нерѣдко чувствую слабость и какую то болѣзненность и паки проходитъ. Но о тѣлѣ не надобно бы много пещися; ибо когда внѣшнiй человѣкъ нашъ тлѣетъ, тогда внутренній обновляется. Да оно же временно и тлѣнно; а душа безсмертна; о ней то бы надобно попещися. Ибо не знаемъ когда конецъ приспѣетъ. Видимъ собратій нашихъ отходящихъ, а сами въ нечувствіи пребываемъ, какъ будто вѣчные здѣсь жители.

Вы пишете, что испытали пользу отъ болѣзни, имѣя живое воображеніе и въ оное время занимались писаніемъ стиховъ. Чѣмъ питался вашъ умъ да и душа не была <нрзб> воспоминаніемъ примѣряя жизни и ученія святыхъ. И потому должны благодарить Господа за посѣщеніе Его насъ болѣзнями, или другими скорбными случаями, къ любомудрію нась побуждающими.

О<тецъ> Игуменъ нашъ изъявляетъ вамъ свое почтеніе и благодаритъ васъ за привѣтствiе Его. – Александръ Сид<оровичъ> Юрищевъ возвратился изъ своего путешествія, и находится таперь въ Малоярославецкомъ монастырѣ, позналъ свою немощь и желаетъ тамъ пребывать.

Иванъ Вас<ильевичъ> и Наталья Петр<овна Кирѣевскiе> таперь находятся въ Москвѣ; подвизаются о печатаніи книги Св. Варсонофія Великаго; которая еще не вся вышла изъ цензуры; однако жъ уже начало здѣлано, печатается предисловіе и жизнь старца Варсонуфія. Помоги имъ Господи!

Прошу васъ не оставлять меня въ молитвахъ вашихъ, остаюсь вашего спасенія желатель и смолитвенникъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

По написаніе сего письма получилъ ваше писанное отъ 18 числа Генваря. Слава Богу что вы спокойны и мирны въ своемъ безмолвіи; дай Богъ, чтобы и въ передъ даровалъ вамъ сію тишину. И молитесь о насъ.

26. Генваря

1852 года

О: С:

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобіе

Достопочтеннѣйшій Отецъ Антоній!

Послѣ долгаго вашего молчанія и неизвѣстности о васъ, 27 Августа, получилъ я почтенное Ваше писаніе отъ 20 Августа посланное. Вижу изъ онаго, что вы продолжаете жизнь вашу и въ безмолвіи и разсѣяніи нѣкоторомъ, но полагаю во всѣмъ ономъ должно быть главное стрѣмленіе и цѣль ко снисканію своего спасенія, имѣя въ виду и ближнихъ нашихъ пользу и спасеніе.

Хотя же вы и называете дѣйствія ваши мертвою дѣятельностью, но Богъ судить по нашему произволенію. Куда намъ высоко парить хотя бы взывать съ св: Ефремомъ: Ей, Господи! Царю, даруй ми зрѣти моя согрѣшенія, и не осуждати брата моего. – Горе нашему времени нынѣ тѣсный и прискорбный путь ведущій въ животъ вѣчный оставляемъ, а ищемъ отраднаго и спокойнаго; но милосердый Господь невольно сводитъ съ сего пути многихъ и поставляетъ на прискорбный. Невольными скорбями или болѣзнями приближаемся ко Господу; ибо онѣ насъ невольно смиряютъ, а смиреніе когда стяжемъ. И кромѣ дѣлъ можетъ насъ спасти по слову св: Исаака Сирина 46. И такъ никого же да возсудимъ прежде страшнаго онаго испытанія и суда.

Намѣренію вашему быть вторично на Аөонѣ, конечно съ благою цѣлію, да подастъ Господь исполненіе, съ полученіемъ душевной пользы. Ежели заѣдете къ намъ, то симъ доставите намъ немалое утѣшеніе, не видавшись столько лѣтъ, пріятно будетъ личное свиданіе и собѣседованіе. Вы упоминаете о мутныхъ волненіяхъ бывшихъ между вами. И я полагаю это оттого, что обѣ стороны видѣли себя правыми, и свѣтъ смиренія и самоукоренія не просвѣтилъ сей мглы. Но видно время и коснувшаяся <?> помощь Божія прогнали мглу, и муть очистилась. Слава Богу и Его милосердію и долготерпѣнію.

Изъ Москвы я возвратился 19 Iюня слава Богу благополучно; здоровье мое въ обычномъ положеніи, случается нерѣдко чувствуя занятіе духа, пользуюсь помалу; но буди воля Божія на мнѣ грѣшномъ; 64 года странствія моего въ сей жизни надобно помышлять какъ явиться въ вѣчность, но я въ семъ мало успѣваю.

Въ теченіи Августа мѣсяца вышла изъ печати книга святаго Варсонуфія Великаго. Да будетъ сіе дѣло во славу Божію, и въ пользу ближнихъ нашихъ. Много потрудились въ дѣлѣ семъ почтеннѣйшіи Иванъ Васильевичъ и Наталья Петровна, а особо сія послѣдняя, и трудами и достояніемъ своимъ жертвовали, даже болѣе для онаго и жили въ Москвѣ почти годъ. А это чево стоитъ. Спаси ихъ Господи!

На сей же почтѣ посылаю вамъ сію книгу. Да будетъ оная вамъ въ пищу и успокоеніе души. Можетъ быть вы уже и получили ее отъ Н<атальи> П<етровны>.

Поручая себя вашимъ св: молитвамъ остаюсь желатель вашего здравія и спасенія и недостойный смолитвенникъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

13. Сентября

1852 года

О<тецъ> Игуменъ нашъ благодаритъ васъ за память объ немъ и свидѣтельствуетъ почтеніе. Такъ же и всѣ наши помнящiя васъ скитскія братія. – О<тецъ> Iоанникій (Леонидъ) изъ Тихоновой къ намъ пріѣхалъ и остался на житье. Только актомъ еще не уволенъ, и не знаю чѣмъ дѣло кончится. А кажется О<тца> Гер<онтiя> нѣтъ согласія; а ему тамъ нѣтъ спокойствія.

О<тецъ> Игуменъ недавно былъ у насъ; о увольненіи ево къ намъ идетъ дѣло. Онъ увол<ь>няется, но на мѣсто ево еще никого не нашли. Хотѣли О<тца> Никодима, но у нево по монастырю идетъ постройка келліи и иконостаса, жертвою одного благодѣтеля; а когда ево возмуть то и благодѣяніе прекратится.

Г.Г. Кирѣевскіе живутъ въ Москвѣ, а долго ли тамъ пробудутъ – не извѣстно.

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобіе

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Отецъ Антоній!

Получа письмо ваше о намѣреніи побывать къ намъ, и ожидалъ исполненія онаго; но паки отъ 31 октября пишете, о новомъ предълежащемъ вамъ поприщѣ – быть Духовникомъ въ обители вашей. Хотя вы и видите въ семъ немалое затрудненіе, по нѣкоторымъ недостаткамъ въ порядкахъ и въ нравственномъ отношеніи по обители; но вы не сами наскакиваете на сей санъ, а указанію перста Божія, избираетесь Iерархическимъ порядкомъ; то Господь пошлетъ вамъ и помощь Свою, въ исправленіи чего должно; хотя при этомъ нельзя обойтится и безъ скорби, но оная такъ видно нужна для вашего искуса; и конечно будетъ не выше мѣры силъ вашихъ. Да поможетъ вамъ Господь въ предлежащемъ семъ делѣ потрудиться душевно и тѣлесно, для общей пользы обители и собравшихся о Христѣ братій, ищущихъ спасенія; но на лютой сей духовной брани уязвляемыхъ, падающихъ и востающихъ, или желающихъ востать, и имущихъ нужду въ помощи къ востанію и врачеванію.

И за симъ назначеніемъ вы не оставляете намѣренія своего посѣтить нашу обитель; спаси васъ Господи, мы будемъ ожидать сего и не иначе какъ по утвердившейся хорошей зимней дорогѣ.

И надѣюсь что письмо сіе еще застанетъ васъ въ обители вашей, почему и поздравляю васъ съ наступающимъ днемъ вашего Ангела, преподобнаго Антонія Сіскаго[4]. Да утѣшитъ васъ Господь всякимъ утѣшеніемъ духовнымъ.

Поручая себя св: молитвамъ вашимъ съ почтеніемъ моимъ и о Господѣ любовію остаюсь смолитвенникъ вашъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

12 словъ св: Симеона Новаго Богослова окончены печатью, и скоро выдутъ; а все это хлопотами почтеннѣйшей Натальи Петровны. таперь ожидаетъ Ѳеодора Студита изъ цензуры. На дняхъ получилъ я книгу Преподобнаго Макарія Египетскаго 50 беседъ <нрзб> въ русскомъ переводѣ.

25 ноября

1852 года

 



[1] Строка зачеркнута простым карандошом. Над строкой карандашом подписано: «О современном<ъ> <нрзб>….».

[2] Надпись над строкой карандашом: «кромѣ общаго вѣро<нрзб.>»

[3] Слова подчеркнуты карандашом.

[4] День памяти 7/20 декабря.