М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобіе

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Отецъ Антоній!

По любовному вашему ко мнѣ расположенію, вы принимаете и скудоумные мои писаніи, не отвергая оные, но считая еще полезными для васъ; это конечно по любви вашей и вѣрѣ Господь влагаетъ вамъ въ сердцѣ таковое чувство. А я вижду себя нища и убога всякаго блага духовнаго; и прошу васъ Господа ради помолиться за меня глаголющаго и не творящаго блага. И я по заповѣди молюсь о васъ (не надѣясь на свою молитву, но на вѣру вашу) да сотворитъ съ вами милость премилосердый Господь; истинно такъ, какъ вы пишете, что безъ заслугъ Спасителя нашего Господа Iисуса Христа не спасется никакой праведникъ, ибо и древніи Патріархи и праведники получили спасеніе вѣрою въ искупительную жертву сію. Будемъ и мы уповать на сію великую жертву а не на нашу <правду>; и будемъ чаять Бога спасающаго насъ отъ малодушія и бури, приключающихся на пути нашемъ, и будемъ помнить, что сердца сокрушенна и смиренна Богъ не уничижитъ[1]..

Отъ почтеннейшаго Прокопія Ивановича вашего тестя я получилъ при краткомъ письмѣ отъ 13. февраля 75 руб серебромъ. Не зная совершенно ни адреса и какъ дѣлать надпись на конвертѣ, прошу васъ прилагаемое при семъ къ нему отъ меня письмо отослать ему какъ лучше найдете при своихъ письмахъ или иначе.

Благодарю и васъ за сіе благотвореніе и это по вашему ходатайству здѣлано.

Поздравляю васъ съ наступающею св: Четыредесятницею и паки прося вашихъ святыхъ молитвъ остаюсь желатель вашего здравія и спасенія и смолитвенникъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

О<тецъ> Иларіонъ[2] и о<тецъ> Анатолій (бывшій Арсеній)[3] рукоположены­ въ Iерод­аконы.

О<тецъ> Игуменъ нашъ изъявляетъ вамъ свое почтеніе и вся наша братія и благодарятъ васъ за память.

О<тецъ> Игуменъ таперь находится у насъ. А на место ево Игуменъ Никодимъ.

24. февраля

1853 года

 

 

7.  Декабря 1853 года

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобіе

Достопочтеннѣйшій и возлюбленный о Господѣ

Отецъ Антоній!

Въ самый день вашего Ангела примите мое усердное поздравленіе съ онымъ. Уповаю что Господь утѣшитъ васъ предстательствомъ вашего Ангела. – Я уже поздравлялъ васъ письмомъ моимъ отъ 29 числа ноября, и послалъ книжицу преподобнаго Максима Исповѣдника. Прошу принять сей духовный подарокъ. Сего дня мы служили молебенъ вкупѣ Амвросію Медіаланскому и Антонію Преподобному, гдѣ и ваше имя при моленіи о здравіи и спасеніи воспоминали.

Вамъ уже извѣстно было, что о<тецъ> Леонидъ схімонахъ бывшій о<тецъ> Iоанникій, прошлаго года перешелъ къ намъ обратно изъ Тихоновой пустыни. и совершенно умиротворился. Назадъ тому съ полгода онъ лишился зрѣнія. Но не скучалъ, и самъ ходилъ въ церковь; на дняхъ ослабѣлъ въ здоровьи онъ и такъ былъ, въ день знаменія пресвятыя Богородицы сообщался святыхъ Таинъ въ церкви, а за мѣсяцъ соборовался такъ же въ церкви, и 3 числа здѣлался съ нимъ сильный жаръ, сообщился святыхъ Таинъ, а 4го числа декабря въ 4мъ часу утра отошелъ ко Господу, тихою и смиренною кончиною, вѣчная ему память. Помолитесь о успокоеніи души его въ царствіи небесномъ!

Почтеннѣйшее ваше писаніе отъ 25 числа ноября получилъ я 3. числа декабря, благодарю васъ за братское о Христѣ расположеніе и любовь къ моей худости. И за попеченіе о нашей обители въ исполненіи воли покойного тестя вашего П. И. П. Мы не истязуемъ а ожидаемъ когда Богъ имъ возвѣститъ, то и насъ не забудь; а мѣдлятъ думаю потому, что у нихъ много хлопотъ да и расходовъ не мало.

Вы себя окаеваете въ горячности и вспыльчивости. Да, надобно имѣть подвигъ противъ яростной страсти, удерживать ее, любовь и смиреніе великое на нее врачество. Мы воспаленіемъ оной вредимъ болѣе себя, нежели другихъ. Которая страсть болѣе на насъ дѣйствуетъ противъ надобно больше и вооружиться, и искать врачеваніе въ ученіи св: Отцевъ; онѣ опытомъ прошли борьбу съ страстями побѣждались и побѣждали, а намъ оставили примѣръ и ученіе. – И я съ своей стороны не могу похвалиться исправленіями, развѣ только немощами моими похвалюся, и изнеможеніемъ въ силахъ; но буди воля Божія на насъ.

О Святой Аөонской Горѣ, извѣстія мы принимаемъ съ большимъ участіемъ и любознаніемъ. Вы пишете, что тамъ есть крайности добра и зла. И потому есть спасающіеся. А о погибающихъ мы не вѣмъ, не нашъ это судъ. Утѣшительно слышать, что тамъ сохраняется старчество и повиновеніе, страстотерпческая жизнь подвижниковъ, отверженіе своей воли и разума. И мы видимъ въ Отеческихъ книгахъ образъ онаго и пользу; но оскудѣвшимъ до зѣла наставникамъ могущимъ показать путь сей дѣломъ, и учениковъ мало обрѣтается. Хотя многіе начинаютъ Духомъ, но послѣ изнемогаютъ. И Старецъ Паυсій о семъ зѣло скорбѣлъ, но не отчаивалъ, а совѣтовалъ поучиться въ отеческихъ книгахъ, и сколько можно слѣдовать ученію ихъ, недостатокъ дѣловъ восполняя болѣзнованіемъ сердца и смиреніемъ.

И такъ будемъ продолжать теченіе нашего жительства съ познаваніемъ нашей немощи смиреніемъ, ожидая милости Божіей.

Вы пишете прислать вамъ ноты пѣваемые въ великихъ по<вече>ряхъ рожд<ества> Христа и Богоявленія съ нами Богъ. Какiя пѣвали въ Тихоновой пустынѣ, мнѣ не извѣстно какiя тамъ пѣли; а посылаю вамъ какiя у насъ поютъ въ сіи дни. Вѣроятно и къ намъ отсюда перешолъ сей напѣвъ.

О<тецъ> Архимандритъ нашъ, о<тецъ> Игуменъ Антоній и вся наши знающiя васъ братія, усердно вамъ кланяются. – А тихоновскій о<тецъ> Игуменъ Гер<онтiй> находился у насъ 3 мѣсяца. По случаю ево болѣзни, удаленъ былъ сюда; съ начала было родъ помраченія, но послѣ прошло, и онъ всѣ скорбѣлъ о своемъ удаленіи. А монастырь порученъ о<тцу> Серафиму Iеромонаху. 26 ноября онъ поѣхалъ въ Калугу, вѣроятно узнать о своей участи; и таперь слышно здѣлался болѣнъ, лѣчится въ Калугѣ на подворьѣ.

Поручаю себя вашимъ молитвамъ и остаюсь смолитвенникъ вашъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

Книги св: Исаака печатаются на славянскомъ языкѣ; а на русскомъ будетъ печать въ Т<воренiяхъ> С<вятыхъ> О<тцовъ> съ началомъ декабря. Я сдалъ свое начальство скита о<тцу> Пафнутію. Послѣ 14лѣтняго занятія, для облегченія слабаго моего здоровья.

 



[1] Ср.: Пс. 50:19.

[2] Будущий преподобный старец Оптинский.

[3] Анатолий Иерусалимский (Будников, Бодников, Булковский-Буднин), иеросхимонах [Летопись, Ι: 74, 100, 257, 667; ΙΙ: 104].