М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!
Ваше Преподобіе
Достопочтеннѣйшій о Господѣ
Отецъ Антоній!
По любовному вашему ко мнѣ расположенію, вы
принимаете и скудоумные мои писаніи, не отвергая оные, но считая еще полезными
для васъ; это конечно по любви вашей и вѣрѣ Господь влагаетъ вамъ
въ сердцѣ таковое чувство. А я вижду себя нища и убога всякаго блага
духовнаго; и прошу васъ Господа ради помолиться за меня глаголющаго и не
творящаго блага. И я по заповѣди молюсь о васъ (не надѣясь на свою
молитву, но на вѣру вашу) да сотворитъ съ вами милость премилосердый
Господь; истинно такъ, какъ вы пишете, что безъ заслугъ Спасителя нашего
Господа Iисуса Христа
не спасется никакой праведникъ, ибо и древніи Патріархи и праведники получили
спасеніе вѣрою въ искупительную жертву сію. Будемъ и мы уповать на сію
великую жертву а не на нашу <правду>; и будемъ чаять Бога спасающаго насъ
отъ малодушія и бури, приключающихся на пути нашемъ, и будемъ помнить, что
сердца сокрушенна и смиренна Богъ не уничижитъ[1]..
Отъ почтеннейшаго Прокопія Ивановича вашего тестя я
получилъ при краткомъ письмѣ отъ 13. февраля 75 руб
серебромъ. Не зная совершенно ни адреса и какъ дѣлать надпись на
конвертѣ, прошу васъ прилагаемое при семъ къ нему отъ меня письмо
отослать ему какъ лучше найдете при своихъ письмахъ или иначе.
Благодарю и васъ за сіе благотвореніе и это по вашему
ходатайству здѣлано.
Поздравляю васъ съ наступающею св: Четыредесятницею и паки
прося вашихъ святыхъ молитвъ остаюсь желатель вашего здравія и спасенія и
смолитвенникъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.
О<тецъ> Иларіонъ[2]
и о<тецъ> Анатолій (бывшій Арсеній)[3]
рукоположены въ Iеродаконы.
О<тецъ> Игуменъ нашъ изъявляетъ вамъ свое почтеніе и
вся наша братія и благодарятъ васъ за память.
О<тецъ> Игуменъ таперь находится у насъ. А на место ево
Игуменъ Никодимъ.
24. февраля
1853 года
7. Декабря 1853 года
М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!
Ваше Преподобіе
Достопочтеннѣйшій и возлюбленный о Господѣ
Отецъ Антоній!
Въ самый день вашего Ангела примите мое усердное
поздравленіе съ онымъ. Уповаю что Господь утѣшитъ васъ предстательствомъ
вашего Ангела. – Я уже поздравлялъ васъ письмомъ моимъ отъ 29 числа ноября, и
послалъ книжицу преподобнаго Максима Исповѣдника. Прошу принять сей
духовный подарокъ. Сего дня мы служили молебенъ вкупѣ Амвросію Медіаланскому
и Антонію Преподобному, гдѣ и ваше имя при моленіи о здравіи и спасеніи
воспоминали.
Вамъ уже извѣстно было, что о<тецъ> Леонидъ
схімонахъ бывшій о<тецъ> Iоанникій,
прошлаго года перешелъ къ намъ обратно изъ Тихоновой пустыни. и совершенно
умиротворился. Назадъ тому съ полгода онъ лишился зрѣнія. Но не скучалъ,
и самъ ходилъ въ церковь; на дняхъ ослабѣлъ въ здоровьи онъ и такъ былъ,
въ день знаменія пресвятыя Богородицы сообщался святыхъ Таинъ въ церкви, а за
мѣсяцъ соборовался такъ же въ церкви, и 3 числа здѣлался съ нимъ
сильный жаръ, сообщился святыхъ Таинъ, а 4го числа декабря въ
4мъ часу утра отошелъ ко Господу, тихою и смиренною кончиною,
вѣчная ему память. Помолитесь о успокоеніи души его въ царствіи
небесномъ!
Почтеннѣйшее ваше писаніе отъ 25 числа ноября
получилъ я 3. числа декабря, благодарю васъ за братское о Христѣ расположеніе и любовь къ
моей худости. И за попеченіе о нашей обители въ исполненіи воли покойного тестя
вашего П. И. П. Мы не истязуемъ а ожидаемъ когда Богъ имъ возвѣститъ, то
и насъ не забудь; а мѣдлятъ думаю потому, что у нихъ много хлопотъ да и
расходовъ не мало.
Вы себя окаеваете въ горячности и вспыльчивости. Да,
надобно имѣть подвигъ противъ яростной страсти, удерживать ее, любовь и
смиреніе великое на нее врачество. Мы воспаленіемъ оной вредимъ болѣе
себя, нежели другихъ. Которая страсть болѣе на насъ дѣйствуетъ
противъ надобно больше и вооружиться, и искать врачеваніе въ ученіи св:
Отцевъ; онѣ опытомъ прошли борьбу съ страстями побѣждались и
побѣждали, а намъ оставили примѣръ и ученіе. – И я съ своей стороны
не могу похвалиться исправленіями, развѣ только немощами моими
похвалюся, и изнеможеніемъ въ силахъ; но буди воля Божія на насъ.
О Святой Аөонской Горѣ, извѣстія мы
принимаемъ съ большимъ участіемъ и любознаніемъ. Вы пишете, что тамъ есть
крайности добра и зла. И потому есть спасающіеся. А о погибающихъ мы не
вѣмъ, не нашъ это судъ. Утѣшительно слышать, что тамъ сохраняется
старчество и повиновеніе, страстотерпческая жизнь подвижниковъ, отверженіе
своей воли и разума. И мы видимъ въ Отеческихъ книгахъ образъ онаго и пользу;
но оскудѣвшимъ до зѣла наставникамъ могущимъ показать путь сей
дѣломъ, и учениковъ мало обрѣтается. Хотя многіе начинаютъ Духомъ,
но послѣ изнемогаютъ. И Старецъ Паυсій о семъ зѣло
скорбѣлъ, но не отчаивалъ, а совѣтовалъ поучиться въ
отеческихъ книгахъ, и сколько можно слѣдовать ученію ихъ, недостатокъ
дѣловъ восполняя болѣзнованіемъ сердца и смиреніемъ.
И такъ будемъ продолжать теченіе нашего жительства съ познаваніемъ
нашей немощи смиреніемъ, ожидая милости Божіей.
Вы пишете прислать вамъ ноты пѣваемые въ великихъ
по<вече>ряхъ рожд<ества> Христа
и Богоявленія съ нами Богъ. Какiя
пѣвали въ Тихоновой пустынѣ, мнѣ не извѣстно какiя тамъ
пѣли; а посылаю вамъ какiя у насъ поютъ въ сіи дни. Вѣроятно и къ
намъ отсюда перешолъ сей напѣвъ.
О<тецъ> Архимандритъ нашъ, о<тецъ> Игуменъ
Антоній и вся наши знающiя васъ братія, усердно вамъ кланяются. – А тихоновскій
о<тецъ> Игуменъ Гер<онтiй> находился у насъ 3 мѣсяца. По случаю
ево болѣзни, удаленъ былъ сюда; съ начала было родъ помраченія, но
послѣ прошло, и онъ всѣ скорбѣлъ о своемъ удаленіи. А
монастырь порученъ о<тцу> Серафиму Iеромонаху.
26 ноября онъ поѣхалъ въ Калугу, вѣроятно узнать о своей участи; и
таперь слышно здѣлался болѣнъ, лѣчится въ Калугѣ на
подворьѣ.
Поручаю себя вашимъ молитвамъ и остаюсь смолитвенникъ вашъ
многогрѣшный Iеромонахъ
Макарій.
Книги св: Исаака печатаются на славянскомъ языкѣ; а
на русскомъ будетъ печать въ Т<воренiяхъ> С<вятыхъ> О<тцовъ>
съ началомъ декабря. Я сдалъ свое начальство скита о<тцу> Пафнутію.
Послѣ 14лѣтняго занятія, для облегченія слабаго моего здоровья.