М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобіе

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Отецъ Антоній!

Благодарю васъ за поздравленіе меня съ праздниками и съ новымъ годомъ, взаимно и васъ поздравляю съ наступившимъ новымъ годомъ. Да умножитъ Господь миръ въ васъ и во обиталищѣ вашемъ.

Вы желаете знать мое мнѣніе, о уклоненіи Вашемъ отъ Духовничества? Я согласенъ съ Вашимъ разсужденіемъ, что чрезъ Вашъ надзоръ многіе, имѣя страхъ дѣлаются лучшими, то надобно вамъ еще подождать и потрудит<ь>ся, не имѣя особыхъ немощей препятствующихъ къ сему служеніяю. Ежели же вы оставите надзоръ, уединитесь; то кто знаетъ, можете ли оное улучить и успокоит<ь>ся; общая польза васъ должна удержать. А долѣе что будетъ, увидите и тогда съ молитвою ко Господу, предаваясь волѣ Его, прося устроить такъ какъ Ему угодно, можете просить и начальство о освобожденіи.

Не сожалѣйте о оставленіи <нрзб.> моего начальства, и не думайте ничего такого, касательно неудовольствія от<ъ>[1]… напротивъ я много пользуюсь милостями, даже и сіе считаю благоволеніемъ, что уволенъ. За<нявшему> мое мѣсто о<тцу> Пафнуті<ю>, кажется полезно, онъ занимался токмо келейно, а таперь входя во всѣ по хозяйству и по братству <занятый>, болѣе будетъ имѣть пользы. Впротчемъ я живу в той же кельи и почти всѣ ко мнѣ относ<и>тся. Но хоть я и немощенъ, а занятія письменныя умножаются и съ братіями и съ пріезжими. Прошу васъ помолит<ь>ся, да укрѣпитъ Господь мою скудость въ настоящемъ моемъ положеніи, хоть далекомъ еще отъ безмолвія, и не знаю могу ли оное улучшить.

О подвигахъ Аөонскихъ подвижниковъ<,> я не могу судить, но не думаю, чтобы онѣ полагались токмо на заслуги внѣшнихъ трудовъ безъ смиренія и надежды на Спасителя нашего: а можетъ быть внѣшними трудами отончаютъ бренность свою. И совлекаютъ ветхаго человѣка, облекаясь въ новаго. Смиряющу<?> тѣлу, смир<яе>тся и /сердце/ душа. «Виждь смиреніе мое и трудъ мой. И остави <мя> грѣхи мои». Мы видимъ только внѣшніѣ ихъ труды, и суд<я> по своей немощи а можетъ быть и нерадені<ю>, удивляемся <имъ>, но внутреннія ихъ плоды духовныя намъ не видимы; и конечно за священные ихъ подвиги получатъ отъ Бога Духовныя Дарованія, но по слову св<ятаго> Iоанна Лѣств<ичника> не равно, а нѣкоторые получаютъ награду при началѣ подвиговъ, другіе во время прохожденія оныхъ, иные по окончанію а нѣкоторые при /самой/ смерти. И спрашивае<мъ\тся>, кто изъ ихъ смиреннѣе? Въ самыхъ ихъ трудныхъ подвигахъ, видно отвѣрженіе себя. А въ безъпррестанномъ повиновеніи и <нрзб.>, то можетъ быть и плодъ смиренія раждается въ нихъ. Мы говоримъ вообще о Аөонскихъ подвижникахъ, а вы обратили вниманіе и на оставляющихъ свое отечество и подчинившихся турецкому игу: конечно онѣ несравненно болѣе получатъ воздаянія, какъ это и показано было въ виденіи одному старцу. – Мы же не <нрзб.> чѣмъ либо похвалит<ь>ся оперет<ь>ся на духовные подвиги. И поневолѣ должны бы смирит<ь>ся, по подобію нищихъ видящихъ царскія сокровища и познающихъ болѣе свою нищету. Смиреніе и кромѣ дѣлъ спасется (сл<ово> 46.) пишетъ св<ятой> Исаак Сир<инъ>.

О семъ то сокровище надобно намъ пещися, какъ бы спасати оное, и поучат<ь>ся въ словесѣхъ отеческихъ какъ онѣ приобрели оное и какъ научаютъ.

Что дѣлается у католиковъ утромъ, размышленіе о грѣхахъ и прот<чее> то у насъ положено послѣ вечернихъ молитвъ, но въ отеческихъ наставленіяхъ и о утреннемъ размышленіи можно видѣть тоже. Только много ли <есть> исполнителей сего, какъ у насъ, такъ и у нихъ? О томъ чтобы зрѣти намъ свои согрѣшен<ія> и молитва св<ятаго> Ефрема Сирина побуждаетъ <нрзб.> и св<ятыхъ> отецъ писанія учатъ; скажу только об <?> одномъ св<ятаго> Петра Дамаскина о сед<ми> длинахъ въ концѣ слово «и тогда бываетъ душа сокрушена и видитъ грѣхи свои яко песокъ морскій и сіе есть начало просвѣщенія души и <нрзб.> ея.» Да дастъ и намъ Господь зрѣти наши согрѣшенія и имѣти сердце сокрушенно и смиренно. О<тецъ> Архимандритъ М<ои>сей и о<тецъ> Игум<енъ> Антоній благодарятъ васъ за память объ нихъ и взаимно васъ привѣтствуютъ. – Поручая себя вашимъ св<ятымъ> молитвамъ остаюсь желатель вашего здравія и спасенія и смолитвенникъ вашъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

8 декабря послалъ я къ вамъ ноты Яко съ нами Богъ.

9 Генваря

1854 года

 

 

16. октября 1854 г.

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобіе

Достопочтеннѣйшій и возлюбленный о Господѣ

Отецъ Антоній!

Простите меня, безъ оправданія виноватъ, в неисправномъ моемъ отвѣтствованіи на Ваши письмы; хоть и есть многіе причины и внѣшнія и внутреннія, но я ихъ оставляю, а прошу прощенія.

Благодарю Васъ за братскую любовь Вашу къ моей худости; письмы Ваши отъ 16 Августа и отъ 2 Октября исправно получилъ; послѣднее въ бытность у насъ почтеннѣйшей Наталіи Петровны Киреевской. Онѣ опять остались въ Москвѣ зимовать. А потому она избрала хорошее время недѣльку (?) провести въ нашей обители отдохнуть отъ суеты.

При поздравленіи Вами меня съ наградою крестомъ, Вы истину сказали, что должна насъ устрашать всякая слава и похвала человѣческая; ибо по ученію Св<ятыхъ> Отцовъ не только пріем<нрзб.> славу отъ человѣкъ, но даже и слыш<нрзб.> шумъ словесъ сихъ съ услажденіемъ, лишится вѣчной славы. Не попусти Господи намъ увлеч<ь>ся услажденіемъ здѣшней суетной славы!

А св<ятой> I<оанн> Лѣствичникъ считаетъ еще опаснѣе славы человѣческой славу бѣсовскую, <нрзб.> самохваленіе. Потому то многіе св<ятые> Отцы болѣе всего побуждаютъ насъ къ смиренію и всѣ наши дѣланія совокупляютъ съ онымъ, и такое дѣлаютъ оному преимущество, что [2] смиреніе одно можетъ насъ спасти кромѣ дѣл<ъ>. Но можемъ ли мы сказать, что стяжали сіе сокровищѣ? Если подумаемъ, что имѣемъ оное, то сіе самое являетъ скудость въ ономъ. А кажется всегдашніе наши немощи душевные и тѣлесные и различные поползновені<и>, при сообращеніи и столкновеніи съ братіею и обществомъ, должны насъ смирять, и всякую самонадѣянность умерщвлять. Св<ятой> Григорій Синаитъ въ 117 главѣ въ концѣ оной пишетъ: «Аще человѣкъ не будетъ /оставленъ и/ побѣжденъ и всѣотданъ(?), перебожившись(?) отъ всякой страсти и помыслу и протч…не можетъ со<нрзб.>т<ь>ся имѣть себя меньша всѣхъ и послѣднѣйша раба всѣхъ и протч.<»> Я это только представилъ Вамъ ученіе св<ятыхъ> Отцевъ, а самъ чуждъ сего, и прошу Васъ помолит<ь>ся о мнѣ грѣшномъ, да великое знаменіе креста Христова послужитъ мнѣ не къ суетной славѣ а къ стяжанію любви къ Нему. Всегда <нрзб.><нрзб.> Ему Его страданія по неизреченному Его къ намъ милосердію и любви; и образъ Его глубочайшего смиренія да побудитъ и меня грѣшнаго къ смиренію. Царь славы смирялъ себя! Какъ же намъ возвышат<ь>ся. А не смирят<ь>ся!?

По описаннымъ Вами стеченіямъ обстоятельствъ Ваше положеніе не утешаетъ. Но вить Вы находитесь на поприщѣ Духовной брани, и надобно выдерживать нападеніе душевныхъ сопостатовъ, чрезъ другихъ наносимое, а Васъ возмущающее; скорби не избѣжны на пути нашемъ. Ими достигаемъ во разумъ истинный, и въ смиреніе; св<ятой> Петръ Дамаскинъ пишетъ[3]: «Смиренное /<нрзб.>/ бо есть порождені<е> разума, разумъ же порожденіе искушеній.» Если же бы не было никакого искушенія и скорби, то мы не могли бы понести безпокойной и безъ заботной жизни, не побѣдивши еще и страстей; многіе отъ св<ятыхъ> Отцовъ предостерегаютъ насъ, что путь безмолвія очень опасенъ /для/ непобѣдившихъ страстей. Что вы и сами довольно знаете на опытѣ /отъ писанійотеческихъ/ о другихъ. Вотъ и бедная Тавифа. При<нрзб.><нрзб.> у Маріи молитву и вмѣсто истины повѣрила лживымъ въ себѣ бѣсовствамъ, и впала въ ужасную прелест; мечтаетъ, говоритъ, и дѣлаетъ нелѣ<пое> на скорбъ сестрамъ ей преданнымъ и на соблазнъ другимъ. И вотъ уже болѣе года продолжается. Придетъ на нѣсколько время въ себя но все не совсѣмъ, потомъ паки въ то же впадаетъ, все опять трудно. А отъ того, что <нрзб.> было страстей, не попеклась о сопротивленіи ихъ, а решилась достигнуть въ чистую сердечную молитву. И подобно вошедшему(?) на тронъ(?) царскій въ скверныхъ ризахъ, пострадала; отъ чего да избавитъ Господь ееи всѣхъ ищущихъ спасенія. Смиреніе же не падаетъ, всегда стоя на какомъ(?) мѣстѣ.

Началъ о Васъ а вмѣшалъ стороннюю матерію, будто къ статѣ, и надѣясь что примете участіе въ жалкомъ ее положеніи. Потрясеніе случившееся въ Вашихъ мѣстахъ можетъ принести явственную пользу многимъ, какъ уже и на дѣлѣ видно; да поможетъ Господь умиротворит<ь>ся всѣмъ буде есть кто какого враждующій; и любовь да водворяется въ обиталищахъ нашихъ.[4]

Война сатаны противъ креста продолжается и чѣмъ кончится Единому Господу извѣстно; конечно намъ это наказаніе за грѣхи наши; од<на>ко съ милостію и покровомъ Божіимъ. Аще не бы была Его защита и прокровъ, что бы могли онѣ здѣлать съ такою сильною Армадою католицизма протестанства и исламизма при такомъ не слышномъ(?) и неожиданномъ нападеніи? Право <нрзб.> слово Господне. Если бы мы исполняли волю Его то единъ по<жеретъ> тысящи, а два <нрзб.> тьмы. Что пострадали нападающія на избранный Божій народъ непріятели въ одну ночь свою(?) поражены. А въ другой разъ, никому же гонящу бѣжали отъ страха и ужаса отъ самаря<нъ>(?). Но когда прогнѣвали Господа, то что потерпѣли Iудеи всѣмъ извѣстно. Надобно намъ молит<ь>ся Господу и умилостивлять Его покаяніемъ и благимъ житіемъ. Да сохранитъ Господь православную нашу церковь и чадъ ея, братій нашихъ подпавшихъ мусульманскому игу и мнимо Христианскому тиранству. Онѣ бѣдные таперь безъ защитны. Вся Европа обрушилась на насъ и на<пала>. Одинъ Богъ нашъ помощникъ и покровитель, и Онъ да будетъ намъ во спасеніе. Воззовемъ къ Нему въ скорбяхъ сихъ и услышитъ насъ. Онъ силенъ и нынѣ коня и всадника ввергнуть не въ чер<нрзб.>, а въ черное морѣ, и избавитъ людей своихъ отъ горней(?) работы у<нрзб.> фараона и тристаты ево совокупленные уничтожитъ. Но что наше умствованіе! Мы должны повергат<ь>ся предъ величествомъ славы Его въ бездну смиренія, и ожидать, да будетъ воля Его на насъ! – Благодаримъ Васъ за сообщенное намъ свѣденіе, читали свои, но и Н<аталья> П<етровна> при ней получили.

Нашъ О<тецъ> Архимандритъ Моисей и О<тецъ> Игуменъ Антоній благодарятъ Васъ за память объ нихъ, и взаимно изъявляютъ Вамъ свои почтенія.

Сожалѣемъ о А.П.Б. что не нашелъ себѣ мѣста успокоенію въ Вашей обители. Богъ силенъ ево успокоить; а чѣмъ пр­іобрѣтается покой, по слову Божію, всякому довольно извѣстно.

Помолитесь за меня недостойнаго, да подастъ Господь мнѣ чувство памяти смерти надѣловъ моихъ; не вѣмъ когда она придетъ, а кажется время не <нрзб.>. Желаю Вамъ обрѣсти въ пристанище своемъ миръ и спокойтвіе. Вашъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

 

 

28. ноября 1854 года

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Высокопреподобiе

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Отецъ Антонiй!

Примите мое усерднѣйшее поздравленiе съ приближающимся днемъ Вашего Ангела, въ благожеланiяхъ моихъ Вамъ, я не буду увѣрять Васъ, Вы увѣрены конечно въ обилiи оныхъ съ моей стороны, а Главное мое желанiе, чтобы Господь устроилъ Ваше спасенiе; для котораго Вы оставили мiръ, и яже въ немъ. Да сподобитъ Господь вожделеннаго <нрзб.> и всѣхъ насъ ищущихъ сего, по единой только его благости и милости.

Описанное Вами посѣщенiе Русика землетрясенiемъ, имѣетъ большое впечатлѣнiе на наши сердца; чтожъ тамъ, какое произошло дѣйствiе на обитающихъ тамъ иноковъ, да еще усердно работающихъ Господу съ самоотверженiемъ?! Надобно полагать, что не въ одной обители Русикъ были удары землетрясенiя, но въ другихъ мѣстахъ Св<ятаго> Аөона удары сiи имѣли дѣйствiи въ малой или большой мѣрѣ. Вѣрующiй воззоветъ къ Господу: призирай на землю, и творяй сотрясе<нiя>, помилуй насъ. А невѣрующе<му> остается къ дѣйствiю внутренняя борьба въ землѣ находящихся металическихъ различныхъ породъ и огня, но я очень не знакомъ съ геологией, не ученъ сый, а онѣ даже исчислили земнаго нашего шара скорлупу на 50 вер<стъ>, а внутреннее ядро расположено на 11 тысячь верстъ. Очень мудрено /и опасно/ на догадкахъ утверждаться, а не святомъ Писанiи основываться.

Сердце обливается кровью при разсужденiи Вашемъ о нашемъ любезномъ отечествѣ Россiи – старушкѣ; куда она мчится, чего ищетъ, что ожидаетъ? Просвѣщенiе возвышается, но мнимое; оно обманываетъ себя въ своихъ надеждахъ, юное поколѣнiе питается не мл<е>комъ /ученiя/ святой нашей православной церкви, а какимъ то иноземнымъ мутнымъ ядовитымъ заражается духомъ. И долго ли это продолжится? Конечно въ судьбахъ промыслы Божiи написаны то чему должно быть но отъ насъ сокрыто, по неизреченной Его премудрости. А кажется настало время по предреченiю отеческому: спасая да спасетъ свою душу.

Что Вы упомянули въ частности объ нашей обители, то истинная правда. – Лѣсъ городъ. О семъ я грѣшный много болѣлъ скорбѣлъ и случалось доходилъ и до непр<нрзб.> но входить въ доносы или судъ да сохранитъ насъ Господь отъ сей язвы. О<тецъ> Игнатiй побывавши у насъ передалъ Вамъ довольно ясно. О<тцу> Игумену Антонiю я прочиталъ Ваше письмо и О<тцу> Архимандриту, такъ передалъ отъ Васъ поклонъ. Обои Васъ благодарятъ.

О<тецъ> Леонидъ нашъ еще не возвращался, однако пишетъ что 26 числа с<его> м<есяца> долженъ выѣхать въ Москву. О<тецъ> Iувеналiй такъ же служилъ въ Iерусалимѣ, сбирается домой, и ла<нрзб.>, но кажется не найдетъ у нихъ спокойствiя; вить онъ не новоначальный, а смышленый.

Поручая себя Вашимъ св<ятымъ> молитвамъ остаюсь желатель Вашего здравiя и спасенiя и смолитвенникъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Все наши братiя знающiи Васъ усердно Вамъ кланяются.

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобіе

Достопочтеннѣйшій и возлюбленный о Господѣ

Отецъ Антоній!

Примите усердное мое поздравленіе съ приближающимся днемъ Вашего Ангела. Да даруетъ Господь Вамъ спокойствіе духа и многовожделенный миръ. Полагаю, что Ваше уединенное жительство способствуетъ Вамъ къ совлеченію страстей ветхаго человѣка и облеченію въ нлваго; пока мы находимся въ молвѣ и суетѣ не такъ можемъ видѣть оные, и противоборствовать онымъ. Хотя и не можемъ высоко парить, но сколько можно соображат<ь>ся съ указаніемъ св<ятаго> Петра Дамаскина, седьми дѣланій тѣлесныхъ, и достигать плода оныхъ, зрѣти грѣхи своя яко песокъ морскій; и это онъ называетъ началомъ просвѣщенія души и знакъ здравія ея; а тамъ и далѣе потечемъ съ сердцемъ сокрушеннымъ и смущеннымъ духомъ и болѣзнованіемъ о немощахъ нашихъ. Св<ятые> Отцы полагаютъ, что безболѣзненно дѣлающіи и большіе труды лишаются плода и душевной пользы.

Благодарю Васъ за писаніе отъ 26 октября, присланное ко мнѣ; Вы имѣете о сынѣ своемъ, что не имѣетъ настоящаго Христианскаго напрвленія въ жизни своей; мнѣ кажется трудно попасть ему на эту точку находясь въ свѣтѣ; Вы сами испытали можетъ, что трудно избавит<ь>ся отъ подражанія оному и прелестей міра, обольщающихъ чувство на всякомъ шагу, и помрачающихъ умъ. Надѣяніе Ваше, что Господь силенъ свести его съ пространнаго пути на путь тѣсный и прискорбный и привести къ познанію истины, должно Васъ успокоить.

Отъ описаннаго Вами образа монашеской жизни, не много и мы уступаемъ. Честолюбивыи виды въ желаніи мантіи и сановъ вездѣ проявляются, хотя это есть и борьба отъ врага, но немногіе тверды на брани сей стоять; а сущность монашества нерѣдко ускользаетъ /не только/ отъ памяти, но и отъ по<нрзб.> очищать сердце отъ страстей дѣланіемъ заповѣдей Божіихъ, вниманіемъ и молитвою, не многіе вѣд<а>ютъ, а меньше того исполняютъ, отъ нихъ первый есмь Азъ. Впротчемъ не теряемъ надежды, что силенъ Господь привести въ разумъ истинныйскорбными наведеніями. Смиреніе есть порожденіе разума, а разумъ есть порожденіе искушеній, пишетъ св<ятой> Петръ Дамаскинъ.

О м. Тавифѣ, я не могу положительно за<клю>чить<.> Пароксизмы прелести нерѣдко повторяются, а когда и нѣтъ оныхъ въ большой мѣрѣ, то все не оставляетъ подозрѣвать, что ее портятъ лекаря и видитъ даже молніи(?) которыми будто ее лечатъ, выпосятъ и паки приносятъи хотя повидимому находится иногда въ разумѣ, но не сознательна въ томъ, что подвержена прелести, а говоритъ что это они нарочно дѣлаютъ произнося не подобные слова и протч. /это она тамъ говоритъ/ Но пишетъ ко мнѣ что точно прелесть, а получа наше письмо, показующее ей дѣйствіе прелести предъ сестрами оправдывается; мы стараемся ее успокоивать, чтобы сестры не стужили ей, /а/ не м. А<нрзб.> относилась(?). Она хотя сему и повинуется, но хочетъ всѣ знать, а если что узнаетъ, то даетъ совсѣмъ противный толкъ. Что будетъ дальше, Богу Единому извѣстно.

О дѣлахъ войны мы знаемъ только до 12 ноября. Буря бывшая 2. ноября, много потревожила огромному ихъ морскому ополченію; но удивительное дѣло, что зима до сѣхъ поръ стоитъ какъ говорятъ сыро<нрзб.>; впротчемъ всѣ для нихъ не цвѣтики: у Бога много есть средствъ спасти наше Отечество; не на лукъ бо мой уповаю, и мечъ мой не спасетъ меня, но мышца(?) твоя и десница твоя да защитятъ мя, будемъ взывать съ пророкомъ.

О<тцу> Архимандриту Моисею и о<тцу> Игумену Антонію передалъ отъ Васъ почтеніи; А онѣ взаимно Васъ привѣтствуютъ, и всѣ наши братія, знающіе Васъ изъявляютъ Вамъ свои почтенія.

И я прося вашихъ св<ятыхъ> молитвъ остаюсь желатель Вашего здравія и спасенія и недостойный смолитвенникъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

Внизу страницы: 30. Ноября

1854 года

ровно годъ, как я оставилъ мнимое начальство.

 



[1] Зачеркнуто карандашом.

[2] На левом поле приписка: «Св<ятой> Иса<акъ> сл<ово> 46».

[3] На левом поле приписка: «<лист?>14».

[4] На левом поле приписка неразборчиво.