М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобіе

Достопочтеннѣйшій и возлюбленный о Господѣ

Отецъ Антоній!

Примите мое усердно поздравленіе съ наступившимъ новымъ годомъ, а вмѣстѣ и благодареніе за поздравленіе меня со днемъ моего Ангела. Съ наступленіемъ новаго года да благословитъ Господь наше Отечество и Царя (на одоленіе) и укрѣпитъ Христолюбивое воинство на одолѣніе враговъ и сопостатовъ нашихъ. И утвердитъ православную церковь свою во вѣки не поколебиму: «врата адов<ы> не одолѣютъ ей».

Почтенные Ваши два письма отъ 15 декабря и 1го генваря получили. Благодаримъ Васъ за извѣщеніе о всѣмъ нужномъ касающемся до блискаго сердцу нашему. Всѣ сказанное Вами въ 6ти пунктахъ, очень могло въ подробности отъ взора нашего укрыт<ь>ся, хотя нѣкоторые причины и замѣчали, но многіе не знали. Исполненіе всѣхъ этихъ замысловъ противника истины и порядка, не могутъ онѣ произвѣсти въ дѣйство. Аще не попуститъ Господь; что доселѣ происходитъ, то видимо Господь въ наказаніи своемъ намъ(?) являетъ милость: явные дѣйствія тайной политики враговъ нашихъ не только не увѣнчиваются успѣхомъ, но и съ большимъ урокомъ онѣ остаются, самые стихіи воздухъ, огонь, вода и земля разрушаютъ ихъ предпріятіи. Да и въ предъ при новомъ и сильномъ ополченіи Западной Европы, милов<а>ніемъ Божіимъ ополчится Ангелъ Господень окрестъ боящихся его, и избавитъ ихъ и токмо намъ надобно оставя европейскіе обычаи, возлюбить Святую Русь, и каят<ь>ся о прошедшемъ увлеченіи во оные, быть твердымъ въ православной вѣрѣ, молит<ь>ся Богу, приносить покаяніе о прошедшемъ.

И тѣ печальные послѣдствія, кои Вы усматриваете въ послѣдствіи могущіи быть, и изъ скорбныхъ и боагоденственныхъ событій могутъ получить другой оборотъ, и не совершит<ь>ся такъ, какъ смотримъ. Богъ премудрый приватенъ кор<о>блемъ міра, и мнимо нами худые послѣдствія, приводитъ къ благимъ цѣлямъ, по недовѣдимымъ намъ судьбамъ Его.

Все объемлющій промыслъ Его простирается какъ навесъ міра и въ особенности каждаго изъ насъ; таперь въ настоящую эпоху, сколько людей кровію своею и страданіемъ очистили себя отъ грѣховъ и вступили въ вѣчность съ надеждою на милосердіе Божіе; а взирающіе на нихъ и въ близи и въ дали, уязв<ляя> сердца свои печалію и покаяніемъ, могутъ исправить жизнь свою предъ Богомъ. А которые не хотятъ познать въ семъ наказательнаго промысла Божія, что хотятъ, тако и творятъ. Господь вѣсть каждаго изъ насъ дѣла словеса и помышленія, и несодѣянное нами видятъ очи Его. И такъ да будетъ воля Господня на насъ, заключу и я словами Св<ятаго> Писанія праведны Ваши Господу слова, какъ же стыднее лица!

Отецъ Архимандритъ и о<тецъ> Игуменъ Антоній благодарятъ Васъ за привѣтствіе ихъ и изъявляютъ Вамъ свои почтеніи.

Такъ и всѣмъ знающимъ Васъ братіямъ нашимъ передалъ Ваши поклоны, а онѣ взаимно Вамъ отвѣчаютъ своими.

Поручая себя Вашимъ молитвамъ остаюсь желатель Вашего здравія и спасенія и смолитвенникъ Вашъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

16 Генваря

1855 года

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобіе

Достопочтеннѣйшій и Возлюбленный о Господѣ

Отецъ Антоній!

Благодарю Васъ за почтенное писаніе Ваше отъ 6. февраля писанное. Все что Вы писали для насъ ново, взглядъ на политику Европы нынешняго времени такъ же для насъ теменъ. Все состоитъ въ ру<ц>ѣ Божіей. Онъ наказуетъ и милуетъ: и какъ устроитъ всѣ премудрый Его промыслъ, Ему единому свѣдомо. Кончина Государя весьма чувствительна для Россіи въ настоящее время; но это по нашему мнѣнію. А Богъ воззва<вый> его въ вѣчность на успокоеніе силенъ даровать нынѣ царствующему Императору разумъ силу и крѣпость на защищеніе православной вѣры и Отечества. Будемъ о семъ молить премилосердаго Господа и пречистую Дѣву Богородицу ходатающу нашего спасителя и защитника правовѣрныхъ.

Какіе будутъ дальнѣйшіе послѣдствія, просимъ не оставлять насъ Вашими увѣдомленіями. До сѣхъ поръ изъ общихъ свѣденій ничего не видно: упрочится ли миръ? И чѣмъ кончится Крымская экспедиція союзниковъ, до сѣхъ безъ успѣшная для нихъ, но и безъ войны много войска уничтожившая. Это не наша сила, но десница Божія караетъ ихъ.

Примите усердное мое поздравленіе с приближающимся высокоторжественнымъ праздникомъ Воскресенія Господа нашего Iисуса Христа. Да подастъ Онъ Вамъ миръ и радость духовную встрѣчая сей великій праздникъ при торжественномъ богослуженіи, и въ безмолвномъ уединеніи.

Вы упоминаете о своихъ грѣховныхъ язвахъ, что уязвлена Ваша душа, и онѣ заставляютъ Васъ взывать и стенать ко Господу о помилованіи. Полагаю, что Вы помните св<ятаго> Петра Дамаскина о седми дѣланіяхъ тѣлесныхъ. И что по исправленіи оныхъ, «подобаетъ имѣть терпѣніе во всѣхъ приключающихся, еже попуститъ Богъ къ познанію и ос<нрзб.> и увѣденію нашей немощи: и ниже дерзати, ниже отчаяватися, аще что либо приключится ему благое или злое. И тогда начинаетъ умъ зрѣти согрѣшенія своя яко песокъ морскій. И сіе есть начало просвѣщенія души и знакъ здравія ея.

Вы видите свои язвы, и взываете ко Господу о исцѣленіи и помилованіи а это невольно смиряетъ насъ. Токмо не должно смущат<ь>ся, какъ выше сказано. А если бъ Вы видѣли свои исправленіи, то какая бы бла польза? Когда видимъ свои грѣхи то это есть знакъ здравія души. Тогда человѣкъ не вол<ь>но от<яжеля>етъ залогъ смиренія, а оному водрузившемуся въ насъ и исправленія наши не возвысятъ насъ. Смиреніе и кроме дѣлъ /прощаетъ намъ много согрѣшеній/ можетъ насъ спасти, а дѣла безъ смиренія не принесутъ пользы (св<ятой> Исаакъ Слово 46.) и такъ при невольныхъ какихъ поползновеніяхъ, будемъ взывать ко Господу: Спаси ны погибыемъ, но не отчаемся. Св<ятой> Петр Дамаскинъ возставляетъ отъ онаго стр 58 на об<оротѣ> и 64 на об<оротѣ> Простите что предлагаю Вамъ то, что Вы сами знаете: и самъ ничтоже благо сотворилъ. Помолитесь о мнѣ грѣшномъ!

О<тецъ> Архимандритъ Моисей и о<тецъ> Игуменъ Антоній изъявляютъ Вамъ свои почтенія. И вся наша скитская братія и все онѣ купно со мной просимъ Вашихъ св<ятыхъ> молитвъ.

Почтеннѣйшая Наталія Петровна плохо чувствуетъ себя въ здоровье, а въ печатаніи книгъ подвизается для юбщей душевной пользы; таперь печатается книга св<ятаго> Варсануфія Великаго въ Русскомъ переводѣ; помоги ей Господи не оставлять насъ Вашими увѣдомленіями до сѣхъ поръ изъ общихъ свѣденій ничего неважно: упрочится ли миръ? И чѣмъ кончится Крымская экспедиція союзниковъ, до сѣхъ безъ успѣшныхъ <нрзб.>, но и безъ войны много войска уничтожившая. Это не наша сила, но десница Божія караетъ ихъ.

Примите усердное мое поздравленіе съ приближающимся высокоторжественнымъ праздникомъ Воскресенія Господа нашего Iи<су>са Хр<и>ста. Да подастъ Онъ Вамъ миръ и радость духовную встрѣч<ая> сей великій праздникъ при торжественномъ Богослуженіи, и въ безмолвномъ уединеніи.

Вы упоминаете о своихъ грѣховныхъ язвахъ, что уязвленная Ваша душа, и онъ заставляетъ Васъ взывать и стенать ко Господу о помилованіи <нрзб.>, что Вы помните Св. Петр Дама<скинъ> о седми дѣланіяхъ тѣлесныхъ. И что по исправленіи оныхъ, «подобаетъ имѣть терпеніе во всѣхъ при<нрзб.>ющихся, еже попуститъ Богъ ихъ познанію <нрзб.> и увѣденію нашей немощи: и ниже дерзати, ниже отчаеватися. Аще что либо <нрзб.> ему благое или злое ( ) и тогда начинаетъ умъ зрѣти согрѣшенія своя яко песокъ морской, и сіе есть начало просвѣщенію души и <нрзб.> <нрзб.> Св.

Вы видите свои язвы, и взываете ко Господу о исцѣленіи и помилованіи а это не только смиряетъ насъ. Токмо не должно смущаться какъ выше сказано. А если бъ Вы видѣли свои исправленія, то какая бы была польза? Когда видимъ свои грѣхи то это есть знакъ здравія души. Тогда человѣкъ невольно отяживаетъ залогъ смиренія, а оному водрузивщемуся въ насъ и исправленія наши не возвшай насъ. Смиреніе и кроме дѣлъ прощаете намъ <нрзб.> согрѣшенія можетъ насъ спасти, а дѣла безъ смиренія не принесутъ пользы (Св. Исаака Слово 46) и такъ при невольныхъ нашихъ поползновеніяхъ, будемъ <нрзб.> ко Господу. Спаси ны подобаетъ но не отчаемся. Св. Петръ Дамаскинъ <нрзб.> от онаго стр. 58 на об. И 6 от онаго стр. 58 на об. и 64 на об. простите что предлагаю Вамъ то, что Вы сами знаете: и самъ ничтоже благо сотворилъ. Помолитесь о мнѣ грѣшномъ!

О: Архимандритъ Моνсей О: Игуменъ Антоній изъявляетъ Вамъ свои почтеніе и вся наша скитская братія и все онѣ купно со мной просимъ Вашихъ св. молитвъ.

Къ намъ недавно приѣхалъ на жительство и водворился съ нами полковникъ Николай Ник. Голохвастовъ; а Левъ Алек. Кавелинъ облеченъ въ Рясофоръ.

Желаю Вамъ мирнаго и спокойнаго пребыванія и остаюсь смолитвенникъ Вашъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

Забылъ написать Вамъ: О: Антоній Смирновъ извѣстный Вамъ, перешелъ отъ насъ въ Тихонову пустынь; и въ февралѣ м<еся>цѣ рукоположенъ въ Iеродіаконы.

17. Марта

1855. года

Кажется это день Вашего Ангела <нрзб.> и съ симъ Васъ усердно поздравляю.

 

 

Христосъ Воскресе!

Ваше преподобіе

Достопочтеннѣйшій и возлюбленный о Господѣ

Отецъ Антоній!

Два Вашихъ письма отъ 28 Марта и отъ 6 Апреля получилъ. Изъ нихъ вижу Вашу братскую любовь за<нрзб.>ственную къ моей худости; не могу достойно возблагодарить за оную. – Хоть и удостоилъ Господь чрезъ нашу обитель выдти въ свѣтъ трудовъ Божественнаго старца <нрзб.> переведеныхъ имъ Отеческихъ душеполезныхъ книгъ; но мы не смѣемъ этого приписывать себѣ, а какъ Вамъ извѣстно кто и какимъ образомъ споборстеретъ(?) въ семъ дѣлѣ; а мы только служимъ малымъ орудійцемъ къ сему. И само подписаное изданіе Оптиной пустыни приводитъ въ стыдъ(?) и страхъ(?), а особо когда посмотришь на свою душевную скудость; а другіе мысли(?) <нрзб.> нѣтъ. Взирая на изданіе – сколько же вредна слава человѣческая хоть бы и точно человѣкъ имѣлъ что либо достойное похвалы. Но когда услаждается шумомъ словъ оныхъ, то уже лишится будущей славы, по ученію Св. Отцевъ.

Помолитесь же за меня и сущихъ со мной отцевъ и братiй, да не постраждемъ сего, имѣя многiе душевные язвы, кажется бы до<лжно> (?) пещись о исцѣленiи оныхъ. Но эта страсть славолюбiя и тщеславiя незамѣтно можетъ вкраст<ь>ся въ сердцѣ, отъ чего да избавитъ насъ Господь и даруетъ зря свои согрѣшенiя и немощи стяживать смиренiе, сильн<оя> противостать и сокрушить всѣ стрѣлы и сѣти вражiи.

О дѣлахъ Европы и войнѣ нын<ѣ>шняго времени, разсуждать я не могу /зачеркнуто: несколько слов неразборчиво и я/ съ своей стороны не смѣ<ю>дѣлать /большихъ/ заключенiй кромѣ того, что войн<а> эт<а> есть перстъ Божiй /и бичь/ наказующiй насъ укланяющихся отъ праваго пути, и идущихъ строптивымъ широкимъ и пространнымъ, отводящимъ въ пагубу. Многiе положившiе животъ свой на брани, вѣрно получатъ оставленiе грѣховъ и многiе увѣнчаются нетлѣнными вѣнцами славы небѣсной. А оставшiе ближнiе ихъ да и всѣ вообще страдая <о> семъ сердцѣмъ, и терпя во многомъ нужду, невольно оставятъ роскошь и утвердятся въ вѣрѣ. Судьбы Божiи для насъ не постижимы и Ему Единому вѣдомо будущее <нрзб>ѣ, какъ прошедшее и настоящее. Буди воля Его святая на насъ. Но мы должны молит<ь>ся да милостивъ будетъ къ намъ грѣшнымъ и пожалуетъ(?) мiръ.

Благодарю Васъ за сообщенный Вами намъ взглядъ Вашъ на дѣйствiи и событiи настоящаго времени. Вамъ видно, какъ все <нрзб> <нрзб> и къ чему клонится по извѣстiямъ журналистики. И весьма болѣзненно сердцу что дѣлается въ ходѣ дѣлъ Европы, мнящейся быти мудрой но о<нрзб>щей и стремящейся не къ мiру, любви и смиренiю, но совсѣмъ къ противоположнымъ симъ добродѣтелямъ злобамъ. Не дай Господи, чтобы весь миръ заразился <сею> болѣзнiю невѣрiя и вольнодумства, но чтобы сохранились /вѣра и/ чистота ученiя церкви нашей въ чадахъ ея до скончанiя вѣка, ибо слова Спасителя нашего обнадѣживаютъ: и врата адовы не одолѣютъ ей. Не знаю читали ли Вы Маякъ 1849 года, тамъ есть сильные обличенiя западныхъ заблужденiй въ статьяхъ Критическiй обзоръ /<нрзб>/ царствованiя Людовика XIV. и очная ставка противъ вольнодумства. Если не читали, то прочтите. Тамъ есть много истины обличающей и нашихъ мудрецовъ <нрзб>. Вы лучше ее разберете. Да еще пришло мнѣ въ память, читалъ я газеты 1822 года и какъ таперь помню въ 10 номерахъ съ <87> 78 по 88 помѣщена рѣчь парижскаго присяжнаго генерала Маршанж<е>, въ которой очень подробно и рѣзко высказаны и обличены все хитрости тогдашнихъ карбонарiевъ, какое онѣ имѣли сношенiе по всей Европѣ. Это было въ то время, когда въ Италiи и Францiи были востанiи, но оные скоро прекращены на исчисленiи IVАН(?) и на пророчество нельзя положит<ь>ся; о дни же томъ и часѣ никтоже вѣмъ, но сынъ токмо Отецъ. то и мы оставя это Его святой волѣ, должны приготовлят<ь>ся каждый изъ насъ къ неизвѣстному для насъ смертному часу: помни послѣднее твое и вовѣки не согрѣшиши учитъ сирахъ. Вотъ какъ велико это любомудрiе!

Желаю Вамъ въ мирномъ вашемъ безмолвномъ пребыванiи, успокоивать духъ свой упованiемъ на Благость Божiю. Къ ищущимъ спасенiя, что Онъ не оставитъ ихъ, и выше мѣры не пошлетъ иску<шенiй.>

У насъ въ обители слава Богу благополуч<но.> О<тецъ> Архимандритъ Вамъ кланяется и благодаритъ за память о немъ; также и все наша скитская <бра>тiя. – На сихъ дняхъ у насъ постригли въ мантi<ю> четырехъ братiй: въ скитѣ понамарь Ѳеодора нарекли Флавенiемъ и Iоанна Полов<нрзб> нарекли Iувеналiемъ. А въ монастырѣ Михайло ту<нрзб> <нрзб> и Сергiя Храпова(?) первой Миса<илъ> а второй Симонъ. Прошу помолиться за нихъ Господ<у> да утвердитъ ихъ въ семъ нашемъ званiи и подастъ мощь къ исполненiю обѣтовъ. – А[1] бѣдный О<тецъ> Антонiй Смирновъ въ Тихо/но/вой пустынѣ получи<лъ> рукоположенiе во Иеродiакона 26 Февраля, а въ половинѣ [Февр] Апрѣля уже и вышелъ оттуда, съ тѣмъ что въ сей епархiи не можетъ остат<ь>ся. Слышно, что отправился въ Кiевъ, но къ намъ не заѣхалъ.

Прошу Васъ помолит<ь>ся о мнѣ грѣшномъ желающемъ Вамъ мира, здравiя и благонадежiя во спасенiи. Остаюсь смолитвенникъ Вашъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

3. Маiя 1855 года.

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобiе

Достопочтеннѣйшiй и возлюбленный о Господѣ

Отецъ Антонiй!

Получа письмо Ваше отъ 10. Маiя, я никакъ не собрался къ Вамъ на оное отвѣчать, а Вы по любви своей и еще посѣтили меня своимъ писанiемъ отъ 11. сего Iюня. Прошу прощенiя въ моемъ нерадѣнiи. Вы высказали много истины, касательно нашего времени монашества, и стона(?) угнѣтеннаго(?) человѣческаго рода въ лицѣ нѣкоторыхъ благомыслящихъ и состраждущихъ человѣчеству. Но я не могу скудным моимъ умомъ объять и разсудить все сiе. Отчасти понимаю, что всѣхъ золъ причиною самолюбiе, гордость и отъ нихъ умножающiеся разнаго рода страсти, помрачившiя умъ человѣческiй. А паче всего бѣдственны: извѣчна(?) любы, и смиренiе могущiе успокоить презрѣнно. Что будетъ далѣе одному Богу извѣстно, но мы видимъ указанi<я> некоторыхъ святыхъ на настоящѣе время; какъ то: Святый Пахомiй видѣ<въ> ровъ, образовавшiй бѣдственное положенiе монашества; но въ тожъ время и слышалъ утѣшительный гласъ, подающiй надежду ко спасенiю могущимъ и изъ онаго рва извѣсти и спасти путемъ скорбей. –

и св<ятой> Нифонтъ (св<ятой> Варсану<фiй> Р.П. Стр. 564. воп<рос(?)> 4 и отв<ѣтъ(?)>) ясно показываетъ состоянiе нынѣшнихъ временъ но и подаетъ надежду /и возможность/ [могущимъ и] хотящимъ спастися. – Изъявляемое сознанiе о братiяхъ нашихъ влекущихъ жалкую и уничижительную жизнь точно ли истинно и сообразно съ волею Божiею. – неизвѣстно; и какiя средства придумывать къ улучшенiю сего – не знаю. Но то ясно, что всему сему причиною страсти и грѣхи. Между тѣмъ видимъ и въ настоящѣе время, что по званiю и виду рабы и уничиженные, но изъ нихъ многiе не столько подвержены рабству страстей, и наслаждаются миромъ, благодаря Бога, довольны бывъ своимъ состоянiемъ. Но если бы открытъ былъ /симъ/ путь къ чести богаству и наслажденiю, то и онѣ уклонялись бы въ разные страсти и лишались мира; а которые въ ихъ состоянiи не удерживать себя отъ грубыхъ страстей, то терпятъ скорби, могущiе очистить ихъ отъ грѣховъ. И далѣе не допустить до большаго разврата. А что /и почему/ онѣ поставлены промысломъ Всевышняго на такой степени, это дѣло не нашего /раз/ума и разсужденiя. Что ж сказать о другихъ по званiю и виду лучшихъ оныхъ? Мирны ли онѣ? Спокойны ли довольны ли своимъ положенiемъ? Не многихъ можно найтить таковыхъ, но напротивъ бывъ сводобны подвергаются рабству страстей, и лишаются мира и спокойствiя. По сему-то Господь и попускает различныя скорби, войны болѣзни смертельныя, чтобы обратить <нрзб> во истину и спасти.

какъ пишетъ о семъ св<ятой> Григорiй Синаитъ: «И сего ради попусти Господь наведенiя и плѣнять и за моленiя умножимъ, отсѣщи хотя злобу, или спасти крѣпяшими врачевствами…». Это мы ясно видимъ въ событiи нынѣшней войны: много перешло въ вѣчность спасенныхъ. Дальшѣйшимъ же во всѣмъ для насъ не постижимо тайна судебъ Божiихъ. Въ духѣ смиренiя и покорности скажемъ: Господи да будетъ воля твоя во всѣмъ. –

О о<тцѣ> Ѳеодосiи я много слыхалъ, но одно то, что онъ почитатель <нрзб.> и Г. Гро<нрзб.>, не попущаетъ имѣть къ нему довѣрiя. Но я не судья. –

Очень радъ что Вы прочли книгу св<ятаго> Варсонуфiя въ Русскомъ переводѣ, с любовiю и считаете оную полезною для многихъ. Дай Богъ чтобы чтенiе оной принесло плодъ духовный. Этотъ трудъ старца Паисiя оставленный въ наслѣдiе нашей Русской церкви. А въ изданiи оной при содѣйствiи Божiемъ не однѣ мы дѣйствовали, но нужна была особая помощь высшая и дѣятельный трудъ(?). Все оное устроилось молитвами старцевъ Варсонуфiя и Iонна; и молдовскаго старца Паисiя ревнителя о отеческихъ писанiяхъ. А Слава Богу! Вотъ и еще идетъ въ цензуру небольшая книжица св<ятаго> Ѳаласiя Африканскаго 4 сотницы главъ; съ славянскимъ текстомъ. Переводъ русскiй он/ы/ой находеться въ греческой филонилеи(?). Но самый оный переведенъ старцемъ Паисiемъ, съ котораго переложено на русскiй нашими братiями; но поправлялъ и послѣдилъ [<нрзб.>] 20 главъ перевелъ [любитель и] покровитель Отеческихъ ученiй. Изданiе предоставлено намъ.

Послѣднее письмо Ваше отъ 11. Iюля получилъ я 17 числа. Ожидаю присыла отъ Васъ любопытной рукописи о важномъ предметѣ …… по Вашему обѣщанiю.

А.П.Башуцкiй когда посѣтитъ нашу обитель, мы будемъ рады имѣть случай познакомит<ь>ся съ достойнымъ уваженiя человѣкомъ, по Вашей рекомендацiи.

Иванъ Васильевичь и Наталья Петровна выѣхали со всѣмъ семействомъ изъ Москвы. Заѣзжали къ намъ. И 22 Iю<л>я поѣхали въ Долбино.

Прошу Васъ молит<ь>ся о мнѣ грѣшномъ желающемъ Вамъ спасенiя, смолитвенникѣ Вашемъ многогрѣшномъ Iеромонахѣ Макарiѣ.

О<тецъ> Архиманд<ритъ> Моисей и о<тецъ> игуменъ Антонiй также и все братiя наши приняли съ любовiю Ваше привѣтствiе, и взаимно Вамъ онымъ соотвѣтствуютъ.

Въ нашихъ мѣстахъ окрестъ была холера, но таперь умен<ь>шилась. Въ обители Слава Богу благополучно.

26. Iюля

1855 года.

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобiе

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Отецъ Антонiй!

Еще въ Августѣ м<еся>цѣ получилъ я отъ Васъ извѣстную рукопись; но простите не увѣдомилъ Васъ о полученiи оной; приношу Вамъ мою благодарность, за трудъ Вашъ въ перепискѣ оной. –

О<тецъ> Архимандритъ нашъ Моисей, о<тецъ> Игуменъ и я отлучались въ Зосимову пустынь на Духовное торжество, и недавно возвратились. Тутъ я нашелъ Ваше почтенное отъ 20 числа Сентября посланное. –

Въ Зосимовой пустынѣ самъ Владыка Митрополитъ московскiй, освящалъ храмъ во имя святыя Троицы съ двумя придѣлами; и мы были участниками сего Духовнаго торжества. Пустыня отъ Москвы въ 60ти верстахъ, и было много приѣзджихъ знатнаго купечества и некоторыхъ дворянства. Были замѣчательные лица, двѣ плѣнницы, бывшiе у Шамиля в плѣну Княжна Чавчавадзѣ, и родственница ея Княжна Баранова 16ти-лѣтняя дѣвица. Была тутъ и мать первой дѣвы ее.

Ираклiй царевичь Грузинскiй. – Среднiй храмъ освящалъ Самъ Владыка, а придѣлы первый о<тецъ> намѣстникъ Митроп<олита> о<тецъ> Арх<имандритъ> Антонiй. А второй нашъ о<тецъ> Архимандритъ. Было довольно монашествующихъ и бѣлаго духовенства.

Письмо Ваше да и газетные извѣстiя очень не радуютъ, но печаль немалую причиняютъ сердцу о нынешнемъ положенiи военныхъ дѣйствiй, что больше сказать, того, какъ вы пишите: Грѣхи наши и рука Божiя(?), карающiе(?) насъ. Молитвамъ нашимъ видно заграждаютъ входъ предъ Господ<омъ> грѣхи наши. Я не могу выразить скорби моей, да думаю и все скорбятъ о томъ что есть, а что будетъ неизвѣстно. Прочтите у Св. Варсануфiя Великаго[2] вопросъ и отвѣтъ +566. Какъ /и почему/ тогда когда бѣдствовалъ мiръ, не могли умолить Бо га и великiе три мужа.

Смиримся подъ крѣпкую руку Божiю и предадимся въ Его святую волю, да будетъ то, что угодно Его всепремудрому промыслу о насъ устроить; и умоляемъ благость Его да сохранитъ Церковь Свою святую православную, / и не попуститъ выше мѣры искушенiя/ и да не погрѣшимъ въ годину лютыхъ искушенiй, при всесильномъ Его укрѣпленiи и помощи.

У насъ особеннаго ничего не происходило въ настоящее время, О<тецъ> Архим<андритъ> О<тецъ> Игуменъ и братiя слава Богу здравствуютъ и изъявляютъ Вамъ свои почтенiи.

Прошу Вашихъ молитвъ о мнѣ грѣшномъ желающемъ Вамъ мира, здравiя и спасенiя и смолитвенникѣ Вашемъ I еромонахѣ Макарiѣ.

14 октября

1855. года

 



[1] Отсюда и до конца абзаца зачеркнуто карандом.

[2] На полях слева надпись: «<…> + "568”».