3. Генваря 1856 года

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобiе

Достопочтеннѣйшiй и возлюбленный о Господѣ

Отецъ Антонiй!

Честь имѣю поздравить Васъ с наступающимъ Новымъ годомъ. Да умножитъ Господь Вамъ дарованiи духовные и даруетъ многожелаемый миръ и благонадежiе во спавенiи.

Послѣ письма моего къ Вамъ я получилъ отъ Васъ два письма одно отъ 22 ноября съ приложенiемъ двухъ книжицъ»Тихвинскiй монастырь» отъ А.П. Башуцкаго; а 2е отъ 16 декабря. Благодарю почтеннѣйшаго Александра Павловича, что онъ наградилъ насъ книжицей о своихъ трудахъ(?). Я прочиталъ оную и по<нрзб.> узналъ о состоянiи оныхъ четырехъ обителей.

Письмо его замѣчательно тѣмъ, что есть у насъ защитники православiя; но только жаль что много ли у насъ оныхъ? А чада православн<ой> церкви, большая часть равнодушны къ ней. Но что касается до нашихъ духовныхъ пастырей, то можно сказать, что онѣ страдаютъ и скорбятъ <нрзб.>, но не имѣютъ силъ исторгнуть тернiе сiе изъ вер<нрзб.> Христовой Православной церкви, однакко нельзя сказать, чтобы онѣ молчали. Мы имѣемъ много сочиненiй въ Христианскомъ чтенiи и въ творенiяхъ Св<ятыхъ> Отцевъ и особо напечатанные (конечно съ предварительнаго дозволенiя <нрзб.>)въ утвержденiе и защиту православiя. Но много ли найдется читателей и слушателей симъ истинамъ(?) ? Одно слово(«православiе» какъ выразился Л.П. уже не завлекаетъ тѣхъ, кому бы нужно это знать, и послѣд<нрзб> оному распространенiе французскаго языка много повредило Отечеству; юноши е дѣвицы мущины и Дамы, все съ жадностiю читаютъ то, что не пользуетъ ихъ <нрзб.> « по слову св<ятаго> Апостола. Вы очень правильно выразились въ первыхъ Вашихъ письмахъ, что духъ нашихъ мнимо образованныхъ соотечественниковъ согласенъ съ европейскими мыслями и нравами; то будетъ ли ими любима наша матушка Святая Русь? Дай Богъ чтобы восторжествовало православiе!

Съ любопытствомъ желаемъ прочитать обѣщанный Вами прислать намъ сокращенный переводъ А.П.Б. брошуры <нрзб.>; но если бы и другую противъ Сибура(?) имъ же писанную /прислали/ если у Васъ есть. Просимъ подѣлиться съ нами.

Такъ же надѣемся получить отъ Васъ тетрадь, гдѣ говорится о нашихъ внутреннихъ язвахъ или пора(?) нравовъ(?) русскихъ лихоимствѣ и грабительствѣ, съ сердечною болезнiю <нрзб.> вѣрою и благоразумiю сынъ отечества /смотри на это/. Но отчего неиболѣ оныхъ <нрзб.>? Славолюбiе, сластолюбiе и сребролюбiе. Сiи нравственныя страсти /вообще/ подвижутъ /къ сребролюбiю/ и растроиваютъ нравы людей. Но главное вкоренившаяся до безумiя безмѣрная роскошь, и утонченность во всѣмъ; которыя <нрзб.> къ намъ вмѣстѣсъ учителями западными, модами /<нрзб.> гастрономиями кондитерск<нрзб.>/ и магазинами ихъ. Всякой сторонѣ подражаютъ въ этомъ богатому а утѣхѣ(?) въ этомъ /надобно/ изобрѣтать вредети <нрзб.>. Если бъ можно истребить сей корень, то можетъ быть вѣтви сами собою изсохли. Когда бы всякiй симъ по мѣрѣ своего сотворенiя, и званiя, и доволенъ бы былъ онымъ, а не подражалъ модѣ по тщеславiю и сластолюбiю, то и язвы оныя могли бы излѣчиваться и зарастать. Конечно нельзя единицы исключать, но вообще видѣвши <нрзб.> отъ большого числа въ благочестiи было бы больше подражателей, хоть же и особенно сребролюб<нрзб.> <нрзб.> Св. Апостолъ корень злыхъ идолослуженiй; но роскошь еще болѣе умножаетъ оное и себя показуетъ. Мы не сильны сами собою исцѣлить сiи язвы, но надобно просить Господа помощи, да и самое наше произволенiе преклонити къ противленiю симъ страстямъ и поможетъ въ дѣланiи.

Да упокоитъ Господь усопшую благочестно Игуменiю Маврикiю и схимонахиню Маврик­iю. Я сообщу о семъ О<тцу> Антонiю, мы поминаемъ(?) пресвященные ихъ имена. О<тцу> Архимандриту и Ему изъявлялъ Ваше почтение и передалъ книгу о. Ам. В. Онѣ благодарятъ Васъ. Мы до Вашего письма не знали кто заступилъ мѣсто О<тца> Арх<имандрита> Петра, но также извѣстилъ(?) объ О<тце> Владимирѣ, помоги ему Господь.

Дай Богъ, чтобы исполнился слухъ объ открытiи мощей Святаго угодника Божiя Тихона въ началѣ царствованiя Государя нашего; да буд<емъ> молиться угоднику на побѣжденiе и попранiе супостатовъ нашихъ и утвержденiе православiя <нрзб.> у нихъ тамъ и на востокѣ нашихъ едино<нрзб.> <нрзб.>. Западъ сильно вооружается на православiе; однаго надѣемся, что по слову Господню: Врата Адова не одолѣти ей, свѣт<нрзб.> и <нрзб.> и Апостольской церкви.

Прошу не оставлять меня въ молитвенной памяти Вашей и остаюсь желатель Вашего здравiя и спасенiя и смолитвенникъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Почтеннѣйшему Александру Павловичу прошу изъявить мое почтенiе, посылаю <нрзб.> С: Ѳ<нрзб.>, прошу Ево прийти(?) отъ моего <нрзб.> на будущей почтѣ <нрзб.>.

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобiе

Достопочтеннѣйшiй и возлюбленнѣйшiй о Господѣ

Отецъ Антонiй!

Два письма Вашихъ получилъ я, первое писанное отъ исхода Апрѣля. 3 Маiя, а послѣднѣе отъ 18 маiя – 26 числа. Въ первомъ Вы пишете горькую истину нашего нынѣшнего положенiя. Я не могу издавать на оное моего сужденiя, по незнанiю моему дѣлъ человѣческихъ совершающихся въ вашемъ кругу людей, но только невольно сердце страдаетъ, видя во многомъ. Если не во всѣмъ кару Божiю на человѣки и тотъ въ <нрзб.> <нрзб.> да и нѣтъ, низшiй кланъ людей претерпеваетъ недостатокъ въ хлѣбѣ, и падаютъ лошади, о упадкѣ религиозномъ и правительственномъ я не могу ничего сказать, токмо желалъ бы имѣть всегда въ умѣ и въ сердцѣ «Господи, даруй ми зрѣти мое согрѣшенiе и не осуждати брата моего». Не знаю когда прiидетъ день и часъ моего сконченiя и какой дамъ отвѣтъ на судѣ Христовомъ.

Во второмъ пишите о намѣренiи къ намъ прiѣхать О<тца> Архимандрита Игнатiя и Александра Павловича Башуцкаго; которые и выѣхали въ одно число 17 маiя. Описываете ихъ между собою несогласiе и причину онаго; оправдываете последняго. – Первый уже прiѣхалъ 26 числа и таперь гоститъ у насъ въ обители. А другой не знаю когда прiѣдетъ къ намъ. Но кажется лучше бы было, если бы Ал<ександръ> П<авловичъ> прiѣхалъ къ намъ по отбытiи О<тца> Архимандрита. Намъ въ дѣла ихъ входить невозможно, а если что случится непрiятное между ими, то больно будетъ на это смотреть. Впротчемъ я сужу это по слуху отъ Васъ и по человѣчески, а можетъ быть между ими водворился миръ, чего усердно желаю.

Особеннаго сказать о себѣ ничего не имѣю, здоровье мое обычное, перемѣша<лося?> съ недугами и немощами, слава Богу. Въ обители у насъ благополучно, О<тецъ> Архимандритъ <паки?> при старости своей укрѣпляемъ силой Божiею, въ дѣятельности юнѣетъ; начинаютъ строить корпусъ для трапезы, на противъ нынѣшней трапезы, а сiю обратятъ въ Церковъ. Есть на сiе не большiе средства.

Прошу Васъ не оставлять меня Вашею молитвенною памятью. И при желанiи Вамъ мира, здравiя и спасенiя остаюсь недостойный Вашъ смолитвенникъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Иванъ Васильевичъ Киреевскiй таперь въ <нрзб.> на окончательныхъ экзаменахъ сына въ Лицѣй въ началѣ Iюня хотелъ оттуда выѣхать. А Наталiя Петровна дома.

29. Маiя

1856. года

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобіе

Достопочтеннѣйшій и возлюбленный о Господѣ

Отецъ Антоній!

Съ самаго отъѣзда отъ насъ 15 Іюля Александръ Павловича Башуцкаго, до селѣ мы неимѣемъ еще извѣстія и незнаемъ скоро ли онъ возвратится къ намъ; когда пріѣдетъ передамъ ему Ваши строки о полученіи его писемъ и желаніи Вашемъ посѣтить Вашу обитель.

Сколько могъ я предложилъ ему на дорогу безъ надежды возвращенія; но Вы сугубо возвратили оное. Не имѣя денегъ, и не имѣя намѣренія копить оные, пріемлю Ваше благотвореніе, не собственно на свои нужды, ибо я ни въ чемъ оной неимѣю, имѣя одѣяніе и пищу сугубую, т. е. тѣлесную и душевную (книги), доволенъ пребываю, а употреблю оную на подобные случаи, нуждающейся меньшей братіи и сестеръ нашихъ и это будетъ не мое а Ваше благотвореніе.

Блаженная кончина Іеродіакона Иліодора подаетъ надежду на благую участь его въ вѣчности. Слава Богу! при всей нашей нынѣшняго вѣка слабой жизни, а часто видимъ какъ въ мужскихъ, такъ и въ дѣвичьихъ обителяхъ, отходящихъ Отцевъ и Матерей блаженною кончиною. И это есть неизреченное милосердіе Божіе къ намъ грѣшнымъ, не попущающее отчаятся, но возбуждаетъ къ дѣланію и надеждѣ, какъ видѣлъ Св. Пахомій и получилъ обѣщаніе отъ Господа, что будутъ многіе спасающіеся и въ послѣдніи роды изъ монашествующихъ.

Описанные Вами скука и побужденіе къ странничеству, при терпѣніи Вашемъ и самоотверженіе, ходатайствуютъ Вамъ спасительные вѣнцы, только бодрствуйте и мужайтесь и да крѣпнетъ сердце Ваше.

О. Архимандриту Моисею и О. Игумену Антонію изъявлялъ Ваше почтеніе. Онѣ взаимно Васъ привѣтствуютъ. О. Исайя[1] Саровскій Игуменъ обѣщалъ посѣтить ихъ. Таперь ожидаемъ его пріѣзда.

Покойнаго Ивана Васильевича Кирѣевскаго[2] статья о /новыхъ/ началахъ для философіи послѣдніе его труды помѣщена во 2 книжицѣ Русской Бесѣды. Очень хорошая статья.

Посылаю Вамъ книгу преп. Аввы Дорофея на Русскомъ языкѣ.

Прося Васъ не оставлять меня въ Вашихъ св. молитвахъ, и писаніемъ остаюсь желатель Вашего здравія и спасенія и смолитвенникъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

4. Сентебря

1856. года

 

 

30. ноября 1856 г.

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобiе

Достопочтеннѣйшiй Отецъ Антонiй!

Послѣднѣе письмо мое послано къ Вамъ 30 числа Октября; а таперь примите мое усердное поздравленiе съ приближающимся днемъ Вашего Ангела 7. числа декабря, съ желанiемъ всего того, что для Васъ душеспасительно и полезно.

Давно не имѣемъ отъ Васъ извѣстiй и не знаемъ о Вашемъ пребыванiи и здравiи. О себѣ сказать особеннаго ничего не имѣю; тихими шагами движимы, и приближаемся къ вѣчности; вотъ мнѣ уже минуло 68. лѣтъ жизни моей; много ли еще осталось странствовать! Богъ единъ вѣсть! А тамъ вѣчность! Надобно подумать какъ явит<ь>ся предъ судъ Божiй? И прежде онаго дня пока имѣемъ время, нужно приносить покаянiе въ надеждѣ на неизреченное Божiе милосердiе.

Справедливы ли слухи, будто въ Сергiеву пустынь назначенъ другой начальникъ? А потому и у Васъ въ благочин<нрзб.> должны быть перемѣны.

А у насъ послѣдовала новость: Отца Iувеналiя Половцова 8. числа ноября рукоположили въ Iеродiакона. И не долго послужилъ. 23. числа отправился въ Петербургъ, по требованiю начальства; неизвѣстно для чего, будетъ ли какое ему тамъ назначенiе, или опять возвратится.

Братiя наши усердно Васъ поздравляютъ со днемъ Вашего Ангела.

Поручая себя молитвамъ Вашимъ, остаюсь желатель Вашего здравiя и спасенiя и смолитвенникъ многогрѣшный IеромонахъМмакарiй.

P. S. Послѣ кончины Ивана Васильевича Кирѣевскаго чрезъ 4 мѣ<сяца?> съ по<ловиной?> и братъ ево родной Петръ Васильевичъ отошелъ въ вѣчность; и по желанiю ево положенъ въ обители съ боку брата своего. Оба литераторы Царство имъ небесное и вѣчный покой!

 

 

30 ноября 1856 г

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобiе

Достопочтеннѣйшiй и возлюбленный о Господѣ

Отецъ Антонiй!

Долгое время не имѣли о Васъ никакого извѣстiя; я писалъ къ Вамъ лѣтомъ и кажется извѣщалъ о прибавленiи намъ штата монашествующихъ 12. в<нрзб.>. 12. послушническихъ; а такъ же и о избранiи изъ числа нашихъ братiй въ Iерусалимскую <нрзб.> человѣкъ. Но послѣ это измѣнилось. Пока о семъ довольно. Скажу послѣ. А таперь поздравляю Васъ съ приближающимся днемъ Вашего Ангела 7. числа декабря. Дай Богъ Вамъ праздновать оный духовно съ сердечнымъ утѣшенiемъ и въ совершенномъ здравiи тѣлесномъ и душевномъ спокойствiи.

Отецъ Архимандритъ Игнатiй удостоился Епископскаго сана. Дай Богъ ему проходить служенiе сiе достойно званiя сего право правъ слово истины. Намъ это прiятно, что и изъ положившихъ начало пустынной монашеской жизни явился на святительской кафедрѣ мужъ опытный въ делахъ. Онъ искалъ уединенной жизни, но промыслъ Божiй устроилъ въ этомъ неудачу. Другой путь ему уготовленъ; конечно нельзя что бы не было ему скорбей въ прохожденiи столь великаго служенiя. Но кто <жь> не имѣетъ скорбей? По мѣрѣ всякаго устроенiя Господь посылаетъ оны<е>; отъ святительскаго сана и до пустыннаго безмолвнаго обитателя; кому внѣшнiе скорби а кому внутреннiе духовные, одному въ это время а другому въ иное. О внутреннихъ п<ишетъ> св<ятой> Исаакъ Сиринъ въ 49 словѣ на 249 стр<аницѣ> очень явственно: а о всѣхъ вообще св<ятой> Макарiй въ 7м словѣ. Гл<авы> 13. 14. 15. 16. 17. да и много есть какъ у нихъ, такъ и у другихъ святыхъ сколько нужно(?) для насъ искушенiй. С<вятой> Петр Дамаскинъ пишетъ: Разумъ есть порожденiе смиренiя, а смиренiе есть порожденiе искушенiй. Простите, что вовлекаю въ такiя разсужденiи которые Вамъ довольно извѣстны: но я пиш<а> о семъ и себѣ напоминаю.

По дарованiю намъ штата, уже постригли въ мантiю11. человѣкъ братiй явно определено изъ живущихъ съ уво<нрзб.>24 въ числѣ постриженныхъ Вамъ извѣстны только Симеонъ Тру<н>овъ Сергiй нынѣ и Кавелинъ Левъ, нынѣ Леонидъ, а протчiе Вамъ неизвѣстны или мало извѣстны.

Въ Миссiю избирали прежде преосвящен<нрзб.> по <нрзб.>. Отъ насъ 6 человѣкъ. А когда онъ отказался, на мѣсто его назначенный преосвященный Кириллъ изъ нашихъ братiй избралъ только трехъ, Iеромонаха О<тца> Iувеналiя Половцова, и Iеромонаха О<тца> Леонида Кавелина. Да для Iеродiаконскаго служенiя еще монаха Александра Яковлева изъ <нрзб.> офицеровъ. Преосв<ященный> Кириллъ былъ въ Ковучѣ и наши братiи къ нему явились, получили отъ него благолосвенiе на путь и наперстные кабинетные золотые кресты. Отъ насъ онъ отправился 14 числа ноября, чтобы всѣмъ съѣхать въ Одессу къ этому времени ибо 30 числа т.е. сего дня отходитъ оттуда пароходъ. И такъ мы напутствовали ихъ молитвенно, разставаясь не безъ скорбно. Пожелавъ имъ добраго и благополучнаго пути и успѣха в служенiи православной церкви.

Въ теченiи этаго времени у насъ въ обители скончались Iеродiаконъ Каллистъ изъ тульскихъ бывшiй Кириллъ и нашъ схимонахъ Вассiанъ… Мирною и спокойною кончиною. Да упокоитъ Господь души ихъ въ царствiи небесномъ; прошу и васъ помолиться о душахъ ихъ.

Впротчемъ отцы и братiи наши все живы. Хоть нѣкоторые и слабѣютъ или по старости или по немощи. Отъ нихъ же и Азъ единъ первый. О<тецъ> Архимандритъ по старости лѣтъ ослабѣваетъ, а по дѣятельности юнѣетъ. Стройка продолжается: прошлаго года начали, а нынче кончили. Корпусъ трапезный напротивъ старой трапезы съ подвалами и мизаниномъ. Въ семъ послѣднемъ 11 келлiй братскихъ А старая трапеза въ Церковь будетъ обращена, какъ и прежде было назначенiе. А у насъ въ скиту построили ворота каменные съ келлiею для привратника и наверху колокольня; помощiю благодет<елей><.> О<тецъ> Архим<андритъ><,> О<тецъ> Игуменъ Антонiй<,> О<тецъ> Пафнут<iй> и протчiи наши братiя изъявляютъ Вамъ свои почтенiи и просятъ Вашихъ св<ятыхъ> молитвъ<,> такъ же О<тецъ> Амвросiй Слабый и О<тецъ> Иларi<онъ> мой келейный.

И я поручая себя Вашимъ св<ятымъ> молитвамъ остаюсь желатель Вашего здравiя и спасенiя и смолитвенникъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Мы перевели при Божiей помощи Слова Марка Подвижника на русскiй языкъ. Те которые находятся въ добротолюбiи и которые въ восторгнутыхъ кла<ссахъ?> напечатаны на славянскомъ языкѣ. Если позво<лятъ>, будутъ напечатаны.

Прошу извѣстить насъ о Вашемъ здравiи и пребыванiи.



[1] Исайя II, игумен с 1842.

[2] Иван Васильевич Киреевский умер 11 июня 1856 г. в Санкт-Петербурге.