М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Высокопреподобіе

Достопочтеннѣйшій о Господѣ Отецъ Антоній

Возлюбленный о Христѣ Братъ!

Письмо Ваше отъ 25го Іюня я получилъ, по возвращеніи въ Обитель къ самому посту, пробывъ въ отлучкѣ цѣлый мѣсяцъ. Съ наступленіемъ поста съѣхалось очень много богомольцевъ, которые занимали почти всё мое время, и только въ настоящее время, освободившись немного отъ обычныхъ моихъ занятій, спѣшу побесѣдовать съ вами. Очень жаль, если слухи справедливы, что Г. Мансуровъ долженъ былъ дать такой невыгодный отвѣтъ о богомольцахъ, найдя безпорядки на мѣстѣ; но впрочемъ мы объ этомъ ничего незнаемъ. Миссіонеры наши объ этомъ ничего непишутъ.

Взглядъ Ершова на обитель нельзя признать совершенно правильнымъ, очень можетъ быть неправильность и въ его глазахъ. Но вообще скажу вамъ, что Обитель наша, хранимая Господомъ, находится въ хорошемъ положеніи, конечно нельзя чтобы не проглядывали иногда немощи человѣческія, свойственныя людямъ. Но въ итогѣ нѣтъ ничего оскорбительнаго для званія монашескаго, по крайней мѣрѣ по /внѣшности/.

Книгу преп. Марка подвижника я просилъ Наталью Петровну Кирѣевскую переслать вамъ, которую /вы/ въ настоящую<???> время вѣроятно уже получили <Было: /уже получили вѣроятно/. — Ред.>. Александру Павловичу Башуцкому я тоже просилъ переслать /къ Вамъ/ для доставленія одинъ экземпляръ преп. Марка. Прошу васъ при свиданіи съ нимъ передать ему мое привѣтствіе.

Отцу Архимандриту Моисею, Отцу Антонію <Путилову> я передалъ привѣтствіе ваше, они усердно благодарятъ васъ и взаимно кланяются вамъ. Простите, что не могъ письма написать своеручно, изнемогши въ физическихъ силахъ; Отецъ Паисій отказался отъ строительной должности Тихоновой обители: и не знаю гдѣ водворится, у насъ кажется ему не мѣсто, поѣхалъ въ Кіевъ. А намѣсто ево еще отъ насъ поступилъ туда Отецъ Моисей, хоть съ немалою скорбью, но запослушаніе. Да поможетъ Господь ему въ семъ Важномъ дѣлѣ послужить спасенію человѣковъ. Въ Августѣ у насъ постригли въ мантію 7 человѣкъ братій Вамъ неизвѣстныхъ.

Прошу Вашихъ св. молитвъ, и остаюсь съ почтеніемъ моимъ, желатель Вашего здравія и спасенія и смолитвенникъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

26 Августа

1858 года

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобiе

Достопочтеннѣйшiй и возлюбленный о Господѣ

Отецъ Антонiй!

Въ письмѣ Вашемъ отъ 11 сентября выражаете свое скорбное состоянiе душевное и болѣзненное по тѣлу. Этому нельзя и не быть. Мы находимся въ подвигѣ противу своихъ страстей и духовъ злобы воюющихъ противъ насъ. И силь<ная> тягота скорб<ная>, очищаетъ и про<нрзб.>ждаетъ мысленную часть души нашей. По временамъ посылаетъ Богъ и отраду, и наша брань вост<нрзб.> слава Господу благодѣющему намъ и д<нрзб.> и н<нрзб.>. Я не стану приводить Вамъ отеческихъ наставленiй къ укрѣпленiю въ Вашемъ положенiи, Вы сами довольно о нихъ свѣдущи, и вѣрно во время нужды принимаете отъ нихъ врачеванiе души Вашей. Пишите что совершили свое путешествiе въ Москву и в Сергiеву Лавру съ прошенiемъ угодниковъ Божiихъ о чадахъ Вашихъ. Плотскомъ и духовномъ. Да не тща будетъ молитва Ваша, какъ для ихъ пользы, такъ и для Вашего успокоенiя, сердечно желаю.

Благодарю Васъ за описанiе подробное посѣщенiя Вами Валаамской обители высокими посѣтителями: дай Богъ, чтобы обители наши монашескiя служили и къ снисканiю нашего спасенiя, и къ пользѣ мiру. По слову Господню Вы есть отвѣтъ мiру, Вы есть соль земли. Прiемъ посѣтителей сихъ имѣетъ разительную противоположность Валаама съ Ко<нев> цемъ. Желательно чтобы <во> внѣшностисiе не отражалось и во внутреннемъ <напряженiи> и не имѣло бы влiянiя на нихъ.

Пись мо почтеннаго Александра Павловича прочиталъ. Въ немъ очень много любопытнаго сокрытаго отъ взоровъ ума нашего. И о нашей манiи <нрзб.> главѣ оной онъ показываетъ намѣренiе его …. А къ намъ хоть и не рѣдко пишутъ братiя наши, но ничего не только о намѣренiяхъ ко <нрзб.> дѣйствi<ямъ> но пишутъ и просто паломническiй взглядъ взглядъ на вещи и церемонiи, а о томъ и писать нельзя, потому что нѣкоторые письма не только тайно, но и явно читаются, конвертъ надрезаютъ, и послѣ другою печатью съ боку прилагаютъ. – Письма А<лександра> П<етровича> я не посылаю, а если оно Вамъ нужно, напишите, пр<нрзб.>. О себѣ не могу Вамъ ничего особеннаго сказать или чѣмъ похвалит<ь>ся, токмо о немощахъ моiхъ кои меня не рѣдко посѣщаютъ, а къ нимъ и лѣность примѣшивается; и жезлъ отеческiй иногда посылается къ пробужденiю бездѣйствiя мозга, и къ познанiю своей немощи; слава о всемъ премилосердому Богу нашему промышляющему о нашемъ спасенiи! Не однѣ мы находимся въ такомъ положенiи но и многiе ходящiи путемъ симъ испытываютъ по мѣрѣ каждаго устроенiя, кто менѣе, кто болѣе искушенiя духовные, и огнь сей пожигаетъ <нрзб.> страстей нашихъ. Въ 78 словѣ св<ятаго> Исаака Сирина можетъ насъ укрѣплять следующее: «Егда миръ об<рящеши> на пути твоемъ незмѣннымъ тогда убойся» и протч. Тамъ объясняется, что необъходимы для насъ искушенiя.

Вы желаете знать о О<тцѣ> строителѣ тихоновскомъ Моiсеѣ. Кто онъ таковъ? Вы знали его подъ именемъ Михаила, изъ болховскихъ купцовъ Красильниковыхъ; онъ давно уже здѣсь и кажется болѣе 20 лѣтъ рыжеватенькiй[1], очень добрый /скромный/ и <настоящiй?> монахъ, тихоновскiе братiя все имъ довольны и полюбили ево; и онъ ими доволенъ и расположенъ къ нимъ, хоть и со слѣзами /и скорбью/ оставилъ свою обитель; только скорбитъ что не имѣетъ достаточныхъ средствъ къ содержанiю обители. Но милостивъ Господь, силенъ помочь ему, молитвами преподоб<наго> Тихона Чудо<творца?> онъ недавно былъ у насъ. – Наталья Петровна проѣздомъ изъ Москвы посѣтила нашу обитель пробыла дней пять. И вчера отъ насъ поѣхала въ деревню <со> всею <своею семьею>.

она передавала мнѣ о Вашемъ бытiи въ Москвѣ, и частiю о скорбяхъ Вашихъ, принимая въ н<ихъ> живѣйшее участiе[2].

Прошу Васъ поминать въ молитвахъ Вашихъ худость мою и во взаимныхъ съ моей стороны быть увереннымъ. Остаюсь желатель Вашего здравiя и спасенiя и недостойный смолитвенникъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

О<тецъ> Архимандритъ и О<тецъ> Игуменъ Антонiй усердно Вамъ кланяются.

7. Октября

1858. года

 



[1] Зачеркнуто карандашом?

[2] Абзац зачеркнут карандашом.