М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!
Ваше
Преподобiе
Достопочтеннѣйшiй
Отецъ Антонiй!
Довольно
давно получилъ я Ваше писанiе отъ 5 числа Генваря но до сѣхъ поръ никакъ
не могъ собрат<ь>ся написать къ Вамъ, писемъ очень много, а силъ и время
очень мало. Благодарю Васъ за поздравленiе меня со днемъ Ангела. Долгое мое
молчанiе, можетъ быть могло дать вѣру слухамъ о моей кончинѣ. Я
виноватъ, простите.
Касательно
перевода С. Писанiя и положенiя настоящаго православной церкви вы право судите.
Если сравнить прошедшее съ нынѣшнимъ временемъ, не только Грецiю,
угнѣтенную <нрзб.> мусульманъ обольщаетъ католицизмъ, но и наша
сводобная Россiя въ нѣкоторыхъ своихъ членахъ увлекается туда; и
католиц<измъ> пролѣзаетъ тайно и явно къ намъ: просвѣщенные и
напитанные западнымъ духомъ люди, не токмо равнодушны къ своей матери
православной церкви, но некоторыя даже и предпочитаютъ папство – пастыри наши
стараются защитить стадо отъ волковъ сколько имѣютъ возможность, и въ
духовныхъ журналахъ помѣщаютъ статьи противъ ихъ козней; но чтожъ
дѣлать если не всѣ слушаютъ пастырскаго гласа; впротчемъ не
попуститъ Господь всѣй нашей Руси обольститься ложнымъ ученiемъ Запада.
Намъ непостижимы судьбы промысла Божiя, почему такъ попущаетъ ся что и
грѣки и наши увлекаются въ лесть оную. Если захотимъ входить въ
изслѣдованiя, то никакъ не можемъ постигнуть и еще трудит<ь>ся
будемъ.
Слышно,
что в Дамаскѣ обратились нѣсколько тысячь изъ унiатовъ къ
православiю. Слава Богу, что познавши истину оставили ложь.
Въ
свобожденiи собратьевъ нашихъ крестьянъ или просто Христiанъ отъ ига рабства[1],
мы должны видѣть отеческiй промыслъ Божiй у милосердившiйся надъ ними; и
многiе изъ владѣтелевъ(?) охотно сроднились съ сею мыслею и ожидаютъ
переворота не смущаясь за лишенiе многихъ доходовъ, а нѣкоторые такъ же немалые
помышлили, что не будутъ имѣть средствъ къ привычной роскошной жизни,
которыми онѣ пользовались трудами тысячи рукъ, сими лишившись нужнаго
пропитанiя: роскошь конечно умалится, которую можно назвать оружiе дiавола
погибели душъ человѣческихъ. – Но что будетъ съ свободными и какъ
онѣ воспользуются оною, это еще намъ не извѣстно; вы правильно
разсуждаете, что можетъ быть то и то…… Но вотъ что не извѣстно принесетъ
плодъ? Это грамотность вводится въ простомъ народѣ. Мы таперь уже видимъ
въ казенныхъ поселѣнiяхъ, которые научены грамотѣ. Но будетъ
писцомъ, и не сможетъ не <нрзб.>, или по какому либо случаю лишится
мѣста, то уже онъ не пахарь. И отецъ не имѣетъ надежды на подпору
своей старости. На это возражаютъ. Если все будутъ грамотныи, то этого не можетъ
быть. Ну хорошо, онѣ научатся грамотѣ, а что будутъ читать?
Напустятъ книгъ: смѣха и <нрзб.> и подобныхъ; какое онѣ
могутъ влиянiе на нравственность? Что будетъ тогда и увидимъ. Да будетъ воля
Господня на всѣхъ насъ.
Вы
говорите о себѣ страдательно и скорбно. Да кто жъ смѣетъ
похвалит<ь>ся, что я уже спасенъ? Между призванiемъ и наградою большое
разстоянiе. И сколько бываетъ браней, смущенiй, недоумѣнiй, паденiй и
протч. и протч. Иоаннъ Кар<нрзб.> очень хорошо пишетъ къ индiйскимъ
инокамъ утѣшая ихъ унывающихъ и особенно въ началѣ слова. Да и все
ево слова очень утѣшительны, при скорбныхъ духовныхъ томленiяхъ.
Надѣюсь, что вы оными пользуетесь. Да утѣшитъ Васъ Господь!
О
себѣ же что могу сказать любви Вашей? Господь терпитъ немощимъ моимъ и
ожидая покаянiя. А отъ дѣлъ не вижу надежды. Просимъ на всякъ день
даровать намъ покаянiя <нрзб.> на постыдную <нрзб.> Христовомъ добраго отвѣта и
предаемся въ Его святую волю. –
О<тецъ>
Архимандритъ все бодрствуетъ изнемогаетъ отъ болезни ногъ своихъ а не въ
духѣ.
Братія
наши Iерусалимскія пишутъ, но особого ничего нѣтъ;
нѣкоторые собираются лѣтомъ побывать въ Россію. А дѣйствіяхъ
<нрзб> ничего не пишутъ.
Посылаю
Вамъ недавно отпечатанные книги преп<одобнаго> Орсисея два экземпляра.
Это переводная <нрзб> Ѳедора изъ Голландской библиотеки, а у насъ
выпрошена.
Поручая
себя Вашимъ св<ятымъ> молитвамъ и желая Вамъ мира здравія и спасенія
остаюсь смолитвенникъ Вашъ многогрѣшный Iеромонахъ
Макарій.
20
февраля
1859
года
31 марта 1859
М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!
Ваше
Преподобiе
Достопочтеннѣйшiй
и возлюбленный о Господѣ
Отецъ
Антонiй!
Письмо
сіе должно придтить къ Вамъ или предварительно праздника св<ятой> Пасхи
или по разлитію водъ во днѣхъ оной. И я привѣстствую Васъ моимъ
поздравленіямъ съ всерадостнымъ и высокоржественнымъ праздникомъ Воскресенія
Господа нашего Iисуса Христа съ радостнымъ восклицаніемъ
Христосъ
Воскресе!
Да
сподобитъ воскресшій Iи<су>съ
радостно встрѣтить сей праздникъ и съ духовнымъ утѣшеніемъ
встретить оный.
Спаси
Васъ Господи, что подѣлились свѣденіями касательно св<ятой>
нашей церкви въ письмѣ Вашемъ отъ 10. Марта посланномъ. Мудрый
отвѣтъ великаго Архипастыря къ высокому лицу о бывшихъ проявленій о
мощахъ пр<еподобнаго> Ѳеодора достоинъ вниманія: какая тонкая
предъусмотрительность въ ономъ видится, не утвердилъ и не отвергъ, не
предоставилъ промыслу Божію открыты въ дальнѣйшихъ проявленіяхъ; а
воспоминанія о св<ятомъ> Тихонѣ Задонскомъ подалъ такъ, что надобно
бы открыть святые его мощи и прос<нрзб>ть, чтото будет, и какъ это
подѣйствуетъ? Будемъ ожидать.
Чюдесные
явленія иконы Божіей матери и исцѣленіе от иконы святителя Николая должны
бы служить утвержденіемъ вѣры въ народѣ и побужденіемъ къ
благочестію; но ко многому сему внимать, а болѣе уклоняться чувственности
увлекаясь роскошью и увеселеніемъ. – Но вотъ востаніе на нашу православную
церковь, отъ папской пропоганды и чрезъ нашихъ бывшихъ сыновъ церкви, но
отклонившихся отъ ея очистительнаго ученія, постѣпенно вносятъ ядъ
еретическаго западнаго ученія, облекая оное въ форму благочестія и истины,
какое дѣлаетъ оскорбленіе истиннымъ сынамъ(2) и пастырямъ(1) церкви,
волки вторгаются въ стадо Христово,
и конечно пастыри стараются отгонять ихъ, но многіе изъ пасомыхъ, или
равнодушны къ вѣрѣ, или предпочитаютъ чуждую, сближаясь съ западомъ
и все въ немъ /видятъ мнимо/ хорошее, а свою Русь унижаютъ. Такія послушаютъ ли
гласа пастырей своихъ? А еще недавно напечатанныя книги за границей о
возможности соединенія церквей говорятъ сочиненія Н. В. Голицына на
русскомъ языкѣ, какой принесутъ большой вредъ; вѣрно она во многихъ
экземплярахъ <нрзб>. Да и ваша публика съ жадностію слушаетъ французскаго
проповѣдника. Все это очень не радуетъ, но скорбь наводитъ православному Христіанскому сердцу. Допущена
терпимость вѣры, а она хощетъ воъобладать; не попусти Господи сему быть!
Въ
нашихъ мѣстахъ, пока еще не видно увлѣченія, но можетъ быть мы не
видимъ потому, что такія люди къ намъ не бываютъ, а которыя посѣщаютъ,
тѣ все тверды въ православіи.
О<тецъ>
Архимандритъ Моисей и О<тецъ> Игуменъ Антоній благодарятъ Васъ за память
объ нихъ, и изъявляютъ Васъ свои почтеніи, такъ же и протчіи братіи.
Изъ
числа нашихъ Iерусалимскихъ миссіонеровъ Iеромонахъ
О<тецъ> Леонидъ Кавелинъ, по прошенію ево увольняется оттуда, и конечно
послѣ праздника Пасхи выѣдетъ. Онъ прислалъ намъ дорогой подарокъ,
книгу Исаака Сирина на славянском языкѣ, писанную въ Аөонской
горѣ въ Лаврѣ св<ятого> Аөанасія монах<омъ>
Гавріиломъ въ 6867 году отъ сотв<оренія> міра а отъ Р<ождества>
Х<ристова>: 1359 за 500 лѣтъ до нашего времени. Письмо полууставное
и довольно четкое, вотъ когда еще была переведена сiя
книга, и поэтому можно догадываться, что переводъ сей книги не относится къ
временамъ Мефодiя и
Константина къ 10му столѣтiю.
И при ней рисунокъ изображенiе святаго
Исаака.
Вы
скорбите, что не имѣете близъ себя духовника; да это не малая скорбь.
Если изъ Вашихъ не находите, то нѣтъ ли поближе монастыря гдѣ бы
могли найтить такого человѣка; мнѣ случалось слышать, что по
неимѣнiю монашествующихъ, и изъ бѣлаго духовенства избирали
благочестиваго духовника. А нашъ покойной О<тецъ> Леонидъ послѣ
смерти ево духовника, избралъ себѣ духовникомъ отца Iоанникiя Iеросхимонаха, духовнаго своего сына; по нуждѣ видно
и это можно; исповѣдайте другъ друга согрѣшенiя, яко да исцѣлятся, учитъ св<ятой>
А<нрзб.>.
Прошу
Вашихъ св<ятыхъ> молитвъ, и остаюсь желатель Вашего здравiя и спасенiя и
смолитвенникъ многогрѣшный Iеромонахъ
Макарiй.
Изъ письма
Оптинскаго Старца. I. Макарія
къ Игумену Антонію Бочкову 1859 г. Ноября 7.
(―)
Замечанія Ваши о неспѣшаемъ образѣ жизни монашества, хотя и
справедливы, но хотящему спастися истинно, ничто не воспрепятствуетъ итить
путемъ, указаннымъ отъ Отцевъ: терпѣніемъ и смиреніемъ, и памятно
смертнаго часа. А отъ мірскаго прогресса да сохранитъ Г<осподь>дь
всѣхъ, и ихъ и насъ! Куда онъ идетъ? Подробно о семъ разсуждать не моего
ума. Міръ дошелъ до такой дерзости, что духовнымъ сталъ преподавать наставленія
Богомудр. и просвѣщенный Архіеписк. нашъ Моск. Владыка Митр. Ф. въ
словѣ своемъ къ преосв. Леониду, послѣ рукоположенія его выразилъ
такъ: и труденъ подвигъ (тебѣ), особенно когда овцы бодущія и противъ
пастырей обращаютъ роги; когда больныя овцы, не пріемля врачевателя, думаютъ
сами врачевать пастырей; когда и у тѣхъ, которые должны быть не отъ міра,
міръ уже нынѣ вынудилъ слишкомъ много снисхожденія къ нему и даже
преклонилъ ихъ иное заимстовать отъ него. (―).