М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобiе

Достопочтеннѣйшiй Отецъ Антонiй!

Довольно давно получилъ я Ваше писанiе отъ 5 числа Генваря но до сѣхъ поръ никакъ не могъ собрат<ь>ся написать къ Вамъ, писемъ очень много, а силъ и время очень мало. Благодарю Васъ за поздравленiе меня со днемъ Ангела. Долгое мое молчанiе, можетъ быть могло дать вѣру слухамъ о моей кончинѣ. Я виноватъ, простите.

Касательно перевода С. Писанiя и положенiя настоящаго православной церкви вы право судите. Если сравнить прошедшее съ нынѣшнимъ временемъ, не только Грецiю, угнѣтенную <нрзб.> мусульманъ обольщаетъ католицизмъ, но и наша сводобная Россiя въ нѣкоторыхъ своихъ членахъ увлекается туда; и католиц<измъ> пролѣзаетъ тайно и явно къ намъ: просвѣщенные и напитанные западнымъ духомъ люди, не токмо равнодушны къ своей матери православной церкви, но некоторыя даже и предпочитаютъ папство – пастыри наши стараются защитить стадо отъ волковъ сколько имѣютъ возможность, и въ духовныхъ журналахъ помѣщаютъ статьи противъ ихъ козней; но чтожъ дѣлать если не всѣ слушаютъ пастырскаго гласа; впротчемъ не попуститъ Господь всѣй нашей Руси обольститься ложнымъ ученiемъ Запада. Намъ непостижимы судьбы промысла Божiя, почему такъ попущаетъ ся что и грѣки и наши увлекаются въ лесть оную. Если захотимъ входить въ изслѣдованiя, то никакъ не можемъ постигнуть и еще трудит<ь>ся будемъ.

Слышно, что в Дамаскѣ обратились нѣсколько тысячь изъ унiатовъ къ православiю. Слава Богу, что познавши истину оставили ложь.

Въ свобожденiи собратьевъ нашихъ крестьянъ или просто Христiанъ отъ ига рабства[1], мы должны видѣть отеческiй промыслъ Божiй у милосердившiйся надъ ними; и многiе изъ владѣтелевъ(?) охотно сроднились съ сею мыслею и ожидаютъ переворота не смущаясь за лишенiе многихъ доходовъ, а нѣкоторые такъ же немалые помышлили, что не будутъ имѣть средствъ къ привычной роскошной жизни, которыми онѣ пользовались трудами тысячи рукъ, сими лишившись нужнаго пропитанiя: роскошь конечно умалится, которую можно назвать оружiе дiавола погибели душъ человѣческихъ. – Но что будетъ съ свободными и какъ онѣ воспользуются оною, это еще намъ не извѣстно; вы правильно разсуждаете, что можетъ быть то и то…… Но вотъ что не извѣстно принесетъ плодъ? Это грамотность вводится въ простомъ народѣ. Мы таперь уже видимъ въ казенныхъ поселѣнiяхъ, которые научены грамотѣ. Но будетъ писцомъ, и не сможетъ не <нрзб.>, или по какому либо случаю лишится мѣста, то уже онъ не пахарь. И отецъ не имѣетъ надежды на подпору своей старости. На это возражаютъ. Если все будутъ грамотныи, то этого не можетъ быть. Ну хорошо, онѣ научатся грамотѣ, а что будутъ читать? Напустятъ книгъ: смѣха и <нрзб.> и подобныхъ; какое онѣ могутъ влиянiе на нравственность? Что будетъ тогда и увидимъ. Да будетъ воля Господня на всѣхъ насъ.

Вы говорите о себѣ страдательно и скорбно. Да кто жъ смѣетъ похвалит<ь>ся, что я уже спасенъ? Между призванiемъ и наградою большое разстоянiе. И сколько бываетъ браней, смущенiй, недоумѣнiй, паденiй и протч. и протч. Иоаннъ Кар<нрзб.> очень хорошо пишетъ къ индiйскимъ инокамъ утѣшая ихъ унывающихъ и особенно въ началѣ слова. Да и все ево слова очень утѣшительны, при скорбныхъ духовныхъ томленiяхъ. Надѣюсь, что вы оными пользуетесь. Да утѣшитъ Васъ Господь!

О себѣ же что могу сказать любви Вашей? Господь терпитъ немощимъ моимъ и ожидая покаянiя. А отъ дѣлъ не вижу надежды. Просимъ на всякъ день даровать намъ покаянiя <нрзб.> на постыдную <нрзб.> Христовомъ добраго отвѣта и предаемся въ Его святую волю. –

О<тецъ> Архимандритъ все бодрствуетъ изнемогаетъ отъ болезни ногъ своихъ а не въ духѣ.

Братія наши Iерусалимскія пишутъ, но особого ничего нѣтъ; нѣкоторые собираются лѣтомъ побывать въ Россію. А дѣйствіяхъ <нрзб> ничего не пишутъ.

Посылаю Вамъ недавно отпечатанные книги преп<одобнаго> Орсисея два экземпляра. Это переводная <нрзб> Ѳедора изъ Голландской библиотеки, а у насъ выпрошена.

Поручая себя Вашимъ св<ятымъ> молитвамъ и желая Вамъ мира здравія и спасенія остаюсь смолитвенникъ Вашъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

20 февраля

1859 года

 

 

31 марта 1859

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобiе

Достопочтеннѣйшiй и возлюбленный о Господѣ

Отецъ Антонiй!

Письмо сіе должно придтить къ Вамъ или предварительно праздника св<ятой> Пасхи или по разлитію водъ во днѣхъ оной. И я привѣстствую Васъ моимъ поздравленіямъ съ всерадостнымъ и высокоржественнымъ праздникомъ Воскресенія Господа нашего Iисуса Христа съ радостнымъ восклицаніемъ

Христосъ Воскресе!

Да сподобитъ воскресшій Iи<су>съ радостно встрѣтить сей праздникъ и съ духовнымъ утѣшеніемъ встретить оный.

Спаси Васъ Господи, что подѣлились свѣденіями касательно св<ятой> нашей церкви въ письмѣ Вашемъ отъ 10. Марта посланномъ. Мудрый отвѣтъ великаго Архипастыря къ высокому лицу о бывшихъ проявленій о мощахъ пр<еподобнаго> Ѳеодора достоинъ вниманія: какая тонкая предъусмотрительность въ ономъ видится, не утвердилъ и не отвергъ, не предоставилъ промыслу Божію открыты въ дальнѣйшихъ проявленіяхъ; а воспоминанія о св<ятомъ> Тихонѣ Задонскомъ подалъ такъ, что надобно бы открыть святые его мощи и прос<нрзб>ть, чтото будет, и какъ это подѣйствуетъ? Будемъ ожидать.

Чюдесные явленія иконы Божіей матери и исцѣленіе от иконы святителя Николая должны бы служить утвержденіемъ вѣры въ народѣ и побужденіемъ къ благочестію; но ко многому сему внимать, а болѣе уклоняться чувственности увлекаясь роскошью и увеселеніемъ. – Но вотъ востаніе на нашу православную церковь, отъ папской пропоганды и чрезъ нашихъ бывшихъ сыновъ церкви, но отклонившихся отъ ея очистительнаго ученія, постѣпенно вносятъ ядъ еретическаго западнаго ученія, облекая оное въ форму благочестія и истины, какое дѣлаетъ оскорбленіе истиннымъ сынамъ(2) и пастырямъ(1) церкви, волки вторгаются въ стадо Христово, и конечно пастыри стараются отгонять ихъ, но многіе изъ пасомыхъ, или равнодушны къ вѣрѣ, или предпочитаютъ чуждую, сближаясь съ западомъ и все въ немъ /видятъ мнимо/ хорошее, а свою Русь унижаютъ. Такія послушаютъ ли гласа пастырей своихъ? А еще недавно напечатанныя книги за границей о возможности соединенія церквей говорятъ сочиненія Н. В. Голицына на русскомъ языкѣ, какой принесутъ большой вредъ; вѣрно она во многихъ экземплярахъ <нрзб>. Да и ваша публика съ жадностію слушаетъ французскаго проповѣдника. Все это очень не радуетъ, но скорбь наводитъ православному Христіанскому сердцу. Допущена терпимость вѣры, а она хощетъ воъобладать; не попусти Господи сему быть!

Въ нашихъ мѣстахъ, пока еще не видно увлѣченія, но можетъ быть мы не видимъ потому, что такія люди къ намъ не бываютъ, а которыя посѣщаютъ, тѣ все тверды въ православіи.

О<тецъ> Архимандритъ Моисей и О<тецъ> Игуменъ Антоній благодарятъ Васъ за память объ нихъ, и изъявляютъ Васъ свои почтеніи, такъ же и протчіи братіи.

Изъ числа нашихъ Iерусалимскихъ миссіонеровъ Iеромонахъ О<тецъ> Леонидъ Кавелинъ, по прошенію ево увольняется оттуда, и конечно послѣ праздника Пасхи выѣдетъ. Онъ прислалъ намъ дорогой подарокъ, книгу Исаака Сирина на славянском языкѣ, писанную въ Аөонской горѣ въ Лаврѣ св<ятого> Аөанасія монах<омъ> Гавріиломъ въ 6867 году отъ сотв<оренія> міра а отъ Р<ождества> Х<ристова>: 1359 за 500 лѣтъ до нашего времени. Письмо полууставное и довольно четкое, вотъ когда еще была переведена сiя книга, и поэтому можно догадываться, что переводъ сей книги не относится къ временамъ Мефодiя и Константина къ 10му столѣтiю. И при ней рисунокъ изображенiе святаго Исаака.

Вы скорбите, что не имѣете близъ себя духовника; да это не малая скорбь. Если изъ Вашихъ не находите, то нѣтъ ли поближе монастыря гдѣ бы могли найтить такого человѣка; мнѣ случалось слышать, что по неимѣнiю монашествующихъ, и изъ бѣлаго духовенства избирали благочестиваго духовника. А нашъ покойной О<тецъ> Леонидъ послѣ смерти ево духовника, избралъ себѣ духовникомъ отца Iоанникiя Iеросхимонаха, духовнаго своего сына; по нуждѣ видно и это можно; исповѣдайте другъ друга согрѣшенiя, яко да исцѣлятся, учитъ св<ятой> А<нрзб.>.

Прошу Вашихъ св<ятыхъ> молитвъ, и остаюсь желатель Вашего здравiя и спасенiя и смолитвенникъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

 

Изъ письма Оптинскаго Старца. I. Макарія къ Игумену Антонію Бочкову 1859 г. Ноября 7.

(―) Замечанія Ваши о неспѣшаемъ образѣ жизни монашества, хотя и справедливы, но хотящему спастися истинно, ничто не воспрепятствуетъ итить путемъ, указаннымъ отъ Отцевъ: терпѣніемъ и смиреніемъ, и памятно смертнаго часа. А отъ мірскаго прогресса да сохранитъ Г<осподь>дь всѣхъ, и ихъ и насъ! Куда онъ идетъ? Подробно о семъ разсуждать не моего ума. Міръ дошелъ до такой дерзости, что духовнымъ сталъ преподавать наставленія Богомудр. и просвѣщенный Архіеписк. нашъ Моск. Владыка Митр. Ф. въ словѣ своемъ къ преосв. Леониду, послѣ рукоположенія его выразилъ такъ: и труденъ подвигъ (тебѣ), особенно когда овцы бодущія и противъ пастырей обращаютъ роги; когда больныя овцы, не пріемля врачевателя, думаютъ сами врачевать пастырей; когда и у тѣхъ, которые должны быть не отъ міра, міръ уже нынѣ вынудилъ слишкомъ много снисхожденія къ нему и даже преклонилъ ихъ иное заимстовать отъ него. (―).

 



[1] «Иго рабства» зачеркнуто, сверху карандашом подписано: «<нрзб.>»