Объ
О<тце> Леонидѣ былъ запросъ къ намъ не пожелаетъ ли онъ въ
настоятели въ <нрзб> пустынь, но онъ совершенно(?) отказался, а послѣ получено извѣщеніе, что уже есть на то
мѣсто настоятель. Какъ и Вы пишетѣ описы(?) характеръ его
/попечитель О<тецъ> А<нрзб>/ и положеніе
мѣстъ. О<тецъ> Леонидъ возблагодарилъ Бога избавившаго его отъ
такихъ тяжестей не попущая его <нрзб> поручая себя Вашимъ молитвамъ
остаюсь желатель Вашего здравія и спасенія и смолитвенникъ многогрѣшный Iермонахъ Макарій.
Братія
наша Вамъ усердно кланяется поздравляет съ
праздникомъ. А О<тецъ> Леонидъ благодаритъ за благое въ <нрзб>
участіе.
12.
числа марта въ 2 часа по попущенію скончался возлюбленный нашъ братъ /I<нрзб>/ О<тецъ>
Нифонтъ тихою и смиренною кончиною. Сподобился принять схиму подъ <нрзб>.
Помяните его въ молитвахъ вашихъ.
22 марта 1860 года
Книжицу Аввы Ис<нрзб> которую
таперь печатаете попрошу отослать къ Вамъ въ Тулу Э<нрзб>.
I отцу Архимандриту
Христосъ Воскресе!
Ваше Преподобіе
Достопочтеннѣйший о Господѣ
Отецъ Антоній!
Слава Богу, что Вы здравствуете, и праздникъ Пасхи
торжественно прохождали съ духовнымъ утѣшеніемъ при внѣшнемъ
благолѣпіи въ служеніи, и самая погода ясная
благопріятствовала сему пресвѣтлому торжеству.
Въ письмѣ Вашемъ отъ 8. Апрѣля
пишете, что чудесное исцѣленіе дѣв. Екатерины для
вѣрующихъ радостно и спасительно; но для невѣрующихъ сомнительно.
Да еще стараются затмѣвать и опровергать ложными
произведеніями кичливаго ума. Давно объ этомъ извѣстно, что слову
крестное Iудеямъ
соблазнъ, еллинамъ же безуміе; а только званнымъ и тѣмъ и другимъ являетъ
Божію силу и премудрость. – Что дѣлать, ныне темная сила крѣпко
вооружается противу свѣта истины; и разумъ
силится взять вѣрхъ надъ вѣрою; и противляется церкви; но по слову
Господню враги адовы не одолѣютъ ей. Хоть и многіи
увлекаются въ сѣти ловящихъ отторгнутъ отъ оной, а паче жалкое юное
поколеніе напиется горкимъ ядомъ мнѣній сопротивныхъ; который еще
пагубный ядъ свой распространяетъ и въ простонародіи чрезъ вредные брошуры
пускаемые въ народъ для чтенія вмѣсто нравоучительныхъ и нравственныхъ
наставленій. Жаль бѣдную любезную нашу матушку Россію! А если по
слову Вашему жатва эта скоро созрѣется подъ серпъ! – если это уже
неминуемо должно быть, то вѣрующимъ надобно <молит<ь>ся>
милосердому Господу, да отвратитъ праведный гнѣвъ свой отъ нихъ, можетъ
быть и умилосердится Создатель нашъ. А каждому изъ насъ должно пещися о своемъ
устроеніи и просить Господа, какъ св. /церковь/
ежедневно и просить: противъ время живота нашего въ мир. покаяніи скончати; и Христіанской кончины /живота нашего/
безболезненной непостыднаго /мирнаго/ и добраго отвѣта на Страшномъ
судищѣ Христовомъ. И не
дай Господи намъ дождать и видѣть несчастные случаи, если онѣ
будутъ у насъ. – Благодетельная Европа научила насъ внѣшнимъ художествамъ
и наукамъ а внутреннюю доброту отнимаетъ и колеблетъ православную вѣру; финансы къ себѣ перетягиваетъ. Не могу
ничего судить право, вижу только, что мы больше душевно и не видимъ этого. И
Вася Кирѣевскій видно понялъ въ эту колею. Его сбилъ болѣе товарищь
его Свѣчинъ<?>, истинный почитатель
гегелевой философіи; и трудно возвратиться ему на истинный путь; мать ставитъ
ни во что, а только дай деньги и деньги. И во всякомъ письмѣ прибавляетъ
свои требованія; надобно непремѣнно отдѣлить
ево часть; но все никто это не улаживается. Жаль и ево и Наталью Петровну.
я выписалъ Вамъ объ исцѣленіи Екатерины не полно,
а таперь посылаю такую, какую самъ получилъ. И еще /копію съ/
письма одной монахини, которая живетъ уже 18 лѣтъ въ монастырѣ. Но
бывши еще дома, и одержима бѣснованіемъ, получила чудесное
исцѣленіе отъ святыхъ угодниковъ Божіихъ Митрофана и Димитрія
Ростовскихъ. Это истинная правда и никакой лжи
и подлога нѣтъ и быть не можетъ. Хоть многіе невѣрующіе считаютъ
это притворствомъ, но несправедливо; мнѣ случалось много видѣть
болящихъ таковыми болѣзнями. Но ни слѣда
притворства въ нихъ не было видно; развѣ изъ несколькихъ сотъ одно. Не
мудрено быть можетъ. Но ихъ трудно увѣрить.
Въ обители у насъ слава Богу благополучно Отцу
Архимандриту Моυсею и О<тцу> Антонію передалъ
отъ Васъ почтеніе. Онѣ взаимно Вамъ изъявляютъ таковое же. Такъ же и
братья наши поминали Васъ и кланяются Вамъ заочно какъ и Вы имъ. Я забылъ
упомянути о чудесномъ посѣщеніи <матери>
Божіей бѣдныхъ старцевъ мужа и жену, о коихъ Вы пишете мы етому вѣруемъ
и благоговѣемъ.
Метели у насъ хоть и были, но не такъ велики какъ сѣверные отъ насъ въ тульской и рязанской. А
увѣряютъ заносило дома и даже селенія; вода была хоть и велика, но не
было вреда какъ ожидали, морозило стягивало, а не
вѣтрило.
Книгу Вашу посылаю Вамъ обратно, н<е> успѣли
перевести.
я просилъ Наталью Петровну послать къ Вамъ три
экземпляра Книги Препод. Исайи отшельника не давно
отпѣчатанной. Намѣреніе мое было одну Вамъ, одну Александру
Павловичу Башуцкому и О<тцу> Архимандриту
Вашему.
Прося Васъ не лишать меня молитвенной Вашей памяти съ
желаніемъ Вамъ мира, здравія и спасенія остаюсь смолитвенникъ Вашъ
многогрѣшный Iеромонахъ
Макарій.
30. Апрѣля
1860 года.
4 Iюня 1860
г.
М.С.О.Н.Г.I.Х.Б.Н.П.Н.
Ваше
Преподобiе
Достопочтеннѣйшiй
о Господѣ
Отецъ
Антонiй!
30.
числа Апрѣля я послалъ къ Вамъ книгу ра<нрзб.> отъ Васъ къ намъ
присланную и кажется въ тоже время двѣ брошуры объ исцѣленiи дѣвицы Екатерины подробное описанiе, и о исцѣленiи
дѣвицы о св. Димитр<?> и Митрофан<?>. Но изъ писемъ Вашихъ
присланныхъ ко мнѣ отъ 6 и отъ 20. Маiя
не видно получили ли Вы оные?
Вы
пишите о полученныхъ Вами отъ Н<аталiи>
П<етровны> Кир<ѣевской> трехъ экземплярахъ Ивана Отшельника,
о коихъ я Васъ предъ увѣдомлялъ. Вы хотите знать кѣмъ совершенъ
оныхъ переводъ? У насъ хран<ятся> книги Голландова Библiотека подаренная О<тцу> Iувеналiю Отцомъ Архимандритомъ. (нынѣ Епископъ) Игнатiемъ, въ которой есть Латинскiй
текстъ Аввы Исаiа Творенiя. Къ оному получили мы отъ Отца же Игнатiя Славянскiй
переводъ его книгъ Старца Паисiя, и
Игнатiевъ же переводъ на русскiй
языкъ. Изъ первыхъ двухъ латинскаго и славянскаго составленъ переводъ сей книги
придерживаясь болѣе славянскаго. Брали <въ> помощь и О<тца>
Игнатiя переводъ. Переводилъ товарищь о<тца> Амвросiя по семинарiи и по у<чи>лищу
Iеродiаконъ
Платонъ бывшiй Павелъ Покровскiй, съ
просмотромъ О<тца> Амвросiя, а
послѣ и вкупѣ нами прочитанный. Благодаренiе
Господу что и еще удостоились передать отеческую книгу жаждущимъ и изучающимъ
отеческихъ ученiй.
Упоминаете
о старорусской иконѣ Божiей Матери
и о чудномъ явленiи
о<тъ> пречистаго лика Ее. Она великая заступница всей земли Россiйской и всѣхъ православныхъ Христiанъ, да
сохранитъ и нынѣ Церковь Сына своего Господа нашего Iисуса Христа,
волнуемую отъ волнъ еретическихъ и вольномыслящихъ. Молитвы ее сильны ко
Господу. По обѣщанiю Вашему
надѣемся надѣемся имѣть съ оной Иконы фотографированный
снимокъ.
Объ
Отцѣ Иларiонѣ,
Архимандритѣ тихвинскаго монастыря. Я узналъ, что желали знать какъ
О<тецъ> Архимандритъ о чемъ онъ и писалъ Вашему О<тцу>
Архимандриту. Я передалъ ему то, что Вы пишите откуда можно получить подробное
о немъ извѣстiе; а
вчера виделъ полученный имъ формулярный списокъ О<тца>
Ар<химандрита> Иларiона. Не
знаю воспользуетъ ли онъ Вашимъ предложенiемъ,
а можетъ быть удовлетворится и тѣмъ, что получили.
Нашъ
добрый Архипастырь владыка Преосвященнѣйшiй
Григорiй 3. числа Iюня
отправился въ СПб для присудствiя въ
св<ятомъ> Синодѣ. Намъ очень жаль было съ нимъ разстат<ь>ся.
Онъ былъ всѣми любимъ, дай Богъ, чтобы и паки къ намъ возвратился.
Св<ятаго>
Синода правитель канцелярiи <Господинъ>
Петръ Ивановичъ Салом<о>нъ и чиновникъ Оберъ прокуроръ Константинъ
Карловичъ Зедергольмъ отправляются въ Палестину въ Iерусалимъ
для поклоненiю Гробу Господню и мѣсту на немъ же стоя<тъ>
нозѣ Его, и въ Аөонскую Гору. Заѣзжали къ намъ а 26 числа отъ
насъ поѣхали.
О<тецъ>
Архимандритъ и О<тецъ> Антонiй
изъявляютъ Вамъ свои почтенiи и
благодарятъ Васъ за привѣтъ ихъ.
Прошу
не оставлять меня молитвенной Вашею памятью. При желанiи
Вамъ мира, здравiя и
спасенiя остаюсь недостойный смолитвенникъ многогрѣшный
Iеромонахъ Макарiй.
28. Iюля 1860
года
М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!
Ваше
Преподобiе
Достопочтеннѣйшiй
о Господѣ
Отецъ
Антонiй!
Богъ
даровалъ намъ средство находясь въ отделенности, передавать другъ другу свои
мысли, и имѣть свѣденiя о
пребыванiи въ какомъ кто находится – письменно: сношенiе посредствомъ почты, что подаетъ намъ немалое
утѣшенiе, и свѣденi<е>
о предметахъ достойныхъ вниманiя и
полѣзныхъ. – А я <нрзб> сiе
утѣшенiе получ<ая> отъ Васъ нерѣдко писанiя исполненные братской любви и расположенiя. Принося Вамъ за сiе
покорнѣйшую мою благодарность о продолженiи
оныхъ и впредь усерднѣйше прошу.
Послѣднее
письмо Ваше отъ 18 числа Iюня
получилъ я 23 числа. По кончинѣ отца Иларiона,
мы не можемъ ничего разсудить; если онъ и не причастился святыхъ Христовыхъ таинствъ, но
несомнѣнно, что онъ не давно предъ кончиною былъ сподобленъ сего Дара. А
почему не удостоился сего предъ самою кончиною, это не по <о>собому ли
промыслу Божiю устроилось, подобно Аввѣ С<нрзб.>ду, у
которого предъ кончиною явились по тѣмѣ какiе
то огненные пузыр<ь>Ки, на вопросъ братiи,
получили отъ Старца отвѣтъ: что онъ прiялъ
бошльшую <вину?>, и дабы не лишит<ь>ся вѣчной славы попущено
такое ему искушенiе. Я такъ
разсуждаю, но не утвѣрждаю свое мнѣнiе.
Ни судьбы Божiи намъ не постижимы, и не есть судъ Божiй, а онъ человѣческiй.
Объ
Иконѣ Тихвинской Б<>ожiей
матери, что писали Вы, я разумѣю ту икону<нрзб.> которой недавно
<нрзб.> <нрзб.>. Мы несомнѣнно вѣруемъ, что заступница
наша Царица Богородица всѣгда имѣетъ попеченiе о родѣ Христiанскомъ и многоразличными чудесами отъ святыхъ ея иконъ
укрѣпляетъ вѣру православную и сохраняетъ насъ отъ бедъ, скорби и
болѣзней, призывающихъ ея съ вѣрою и любовiю;
уповаемъ что и ходатойст<нрзб.> у Господа о нашемъ спасенiи.
На
сихъ дняхъ посѣтилъ насъ новопроизведенный О<тецъ> Архимандритъ Димитрiй, извѣстный Вамъ (Дормидонтъ? <нрзб.>) бывшiй Сергiевской
Лавры казначей, определенный въ Задонскiй
монастырь настоятелемъ. Помогай ему Богъ проходить служенiе сiе, только
требуется большаго ума и мудрости. –
Изъ
Москвы пишетъ ко мнѣ отъ 24 Iюня, Саша
дочь Наталiи Петровны Кирѣевской, что она вдругъ заболѣла
кровавымъ поносомъ и рвотою, такъ что Саша и не могла писать; дай Господь ей выздороветь.
Дѣти юные двое, имѣютъ нужду въ материнскомъ надзорѣ. А сынъ
ее Васъ крѣпко оскорбляетъ(?).
Отцу
Архимандриту Моiсею и
о<тцу> Игумену Антонiю
передалъ отъ Васъ почтенiе.
Взаимное привѣтствiе съ ихъ
стороны Вамъ представляю<тъ> съ благодаренiемъ
за память Вашу.
Поручаю
себя молитвенной памяти Вашей и желаю мира, здравiя и успѣянiя во
спасенiи. Остаюсь смолитвенникъ Вашъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.
Господу
угодно было взять къ успокоенiю въ вѣчность, мудраго и ревностнаго Iерарха Митрополита Григорiя.
Немало о семъ поскорбели. Кого то Господь пошлетъ на мѣсто
его. Будемъ ожидать.
М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!
Ваше
Преподобiе
Возлюбленный
о Господѣ
Отецъ
Антонiй!
Поздравляю
любовь Вашу съ приближающимся высокоторжественнымъ и
всерадостнымъ праздникомъ Воскресенiя Господа
нашего Бога и Спаса нашего Iисуса Христа. Да сподобитъ Онъ Васъ
встрѣтить и праздновать дни сiи священныя духовно радуясь о Воскресшемъ Спасителѣ
нашемъ.
Спаси
Васъ Господи за любезное писанiе Ваше
отъ 17 февраля посланное и при ономъ описанiе
*Тихвинской обители съ изображенiемъ
обряда Владычицы нашей Богородицы Тихвинской и описанiе
о исцѣленiи
мѣщанки Борови<ковой?>. Дивны
чудеса Матери Божiи и
въ наши убогiи времена
являются въ заступленiи
православныхъ Христiанъ, и недавнѣшнѣе
чудо о исцѣленiи
Валдайского крестьянина, о коемъ Вы пишите должно бы поразить сердца
невѣрующихъ, или маловѣрующихъ и привести къ познанiю истины православной нашей
вѣры да еще такъ же недавно было исцѣленiе пораженной параличемъ съ младенчества
дѣвочки въ Черниговской губер <нiи>
Ново <нрзб> уѣзда въ селѣ Бр<а>хловѣ; права рука
была св<е>дена и нога и глазъ поврежденъ. Эта
дѣ<ви>ца Екатерина до 27 лѣтъ была
въ тако<мъ> положенiи, и такъ
какъ хатка ее была бл<изъ> церкви только через улицу, то она <ползла?>
на лѣвомъ боку въ церковь къ службѣ. 185<?> года Iюня 14 числ<а. Въ воскресный день она не мо<гла>
быть въ церкви по сильной боли. И она <нрзб> дома на колѣняхъ. Въ
это время пришла къ ней Госпожа весьма пригожа одѣта въ бѣломъ,
во<ло>съ на головѣ светлорусые; они сѣли
на скамѣйку <…> сказала ей: Екат(?) вотъ ты сего дня по
болѣзни <…> и не въ церкви, но все же въ
домѣ помолилась, зачѣмъ же другихъ людей на литургiю очень мало бѣжитъ? Все заработались. Имъ нѣкогда и въ <…> помолит<ь>ся, а что
имѣютъ онѣ <нрзб.> не угомонныхъ работъ своихъ! Все
бѣдны, ни <се>го у нихъ, ни того, потому то
Богъ и наказываетъ <…> не урожаемъ, скотнымъ падежомъ, холерою и войною,
но онѣ все не каются во грѣхахъ своихъ. Если еще бу<дутъ>
пренебрегать <нрзб.> /и не покаются/ , то и еще
большихъ напастей должны ожидать; уже и я не могу умолити <…> о помилованiи ихъ. Пойди ты къ священнику и скажи ему, чтобы рнъ
увѣщевалъ людей, чтобы <кая>лись во
грѣхахъ. Въ праздничные дни оставляли бы работу, ходили бы въ церковь,
молились, праздновали ихъ <нрзб>. – Въ эту минуту болѣзнь ее у<тихла> она поползла къ священнику и сказала ему. Онъ
принялъ <нрзб> съ вѣрою, сказалъ кто же это госпожа?
Отвѣтила: не знаю батюшка. При ней былъ весьма пригожiй мал<ь>чикъ одѣтый такъ же въ<…> и подпоясанный.
Свящ<енникъ> сказалъ ей. Если еще явится къ тебѣ они, ты
перекрестись, сотвори молитву Iи<су>сову(?)
и спроси кто они <нрзб>. 19 Iюня
Екатерина опять явясь къ священнику сказала: Сего дня та Госпожа опять была у
меня и послала меня сказать Вамъ, что она Казанская Богоматерь и еще чтобы Iюня 21. Екатерина была въ церкви на утрени а ни
<нрзб> <нрзб> отъ своего обычнаго <нрзб> мѣста къ
иконостасу къ лѣвому клиросу, и во время Херувимской пѣсни
воз<нрзб>въ слухъ: Пресвятая Богоматерь Казанская благослови меня! Когда
священникъ началъ раздавать <нрзб> , Екатерина обратилась къ народу,
сказавъ такъ: Казанская Богоматерь два раза посылала меня къ Батюшкѣ
священнику, чтобы онъ увѣщевалъ Васъ, чтобы Вы каялись во
грѣхахъ<,> усерднѣе молились, святые дн<и>раздновали по
Христiански;
вотъ и теперь здѣсь во время Херувимской <нрзб> она вышедши изъ
алтаря, опять велѣла мнѣ объявить тѣ же слова Батюшкѣ и
Вамъ, и что Богъ <нрзб> гибе<нрзб> на <передъ?> за
непокорность и <нрзб>, и что ежели не почувствуете Его наказанiя и не покаетесь, пошлетъ еще больше наказанiе». Тутъ священникъ съ гнѣвомъ оста<нрзб>
Екатерину и сказалъ: «Не вѣрую твоимъ расказамъ. Тебѣ и
<нрзб> во снѣ <нрзб> замолчи и выди вонъ, здѣсь не твое
дѣло учить народъ, а мое. Екат<ерина> замолча<въ> выползла
изъ церкви и на дорогѣ дождавъ свящ<енника> сказала ему: Неужели Вы
не вѣрите что Богоматери ко мнѣ явилась и прислала сказать Вамъ?
Свящ<енникъ> сказалъ: Не вѣрю не вѣрю и пошелъ домой. Придя
къ себѣ едва успѣлъ изъ готоваго уж самовара выпить стаканъ чаю и
налить другой. – Екатерина бывшая за нѣсколько минутъ одноглазая не
владѣвшая почти(?) и лѣвою рукою крестившаяся вмѣсто правой,
входитъ къ священнику въ комнату совершенно здоровая на ногахъ безъ костылей и
палки, крестится правою рукою, свободно смотритъ обоими глазами читаетъ молитву
Iисусову внятно, и говоритъ твердыми и выразительными
словами: Батюшка Вы не повѣрили, что Богоматерь посылала меня къ Вамъ;
мнѣ было больно, то я и молилась ей, чтобы она сама увѣрила Васъ, и
когда я приползла изъ церкви домой, она опять явилась въ моей избѣ,
велѣла мнѣ выслать изъ хаты мою мать, и потомъ сказала мнѣ:
«Екатерина, протяни руку твою правую и крестись ею». Я протянула и рука
затрещала и стала хороша, вотъ видите ее, уже крещусь ею. Потомъ сказала: «Смотри
обоими глазами, протяни ноги твои и становись ими». Я протянула ноги и они
треснули и я стала на ногахъ. Какъ видите, и глаза мои стали оба видѣть,
и повѣлела она мнѣ опять идти къ Вамъ и передать то же, что и
прежде говорила я Вамъ, и сказала: Теперь Вы уже мнѣ повѣрите, что
это точно она Богоматерь явилась мнѣ не во снѣ а на Яву и посылала
меня сказать все то что я уже говорила Вамъ, и велела мнѣ ѣхать въ
Кiевъ и тамъ возблагодарить Бога за исцѣленiе мое и обѣщала тамъ благословить меня.» Священникъ
видя такое явное чудо исцѣленiя калеки,
тотчасъ увѣдомилъ о семъ многихъ сосѣднихъ священниковъ, донесъ о
семъ преосвященному <Филарету?> Епископу. А Екатерина послѣ 8 Iюля отправилась въ Кiевъ,
была <нрзб>, и возвратилась благополучно домой. – Вотъ дивное чудо!
Гдѣ <нрзб>, что онѣ могутъ противъ этого сказать? Богъ
является простотѣ и смиренiю, а не
разуму обученному мiрскою
мудростiю. Возблагодаримъ Бога и пречистую дѣву Богородицу
спасающ<ую> родъ нашъ.