Объ О<тце> Леонидѣ былъ запросъ къ намъ не пожелаетъ ли онъ въ настоятели въ <нрзб> пустынь, но онъ совершенно(?) отказался, а послѣ получено извѣщеніе, что уже есть на то мѣсто настоятель. Какъ и Вы пишетѣ описы(?) характеръ его /попечитель О<тецъ> А<нрзб>/ и положеніе мѣстъ. О<тецъ> Леонидъ возблагодарилъ Бога избавившаго его отъ такихъ тяжестей не попущая его <нрзб> поручая себя Вашимъ молитвамъ остаюсь желатель Вашего здравія и спасенія и смолитвенникъ многогрѣшный Iермонахъ Макарій.

Братія наша Вамъ усердно кланяется поздравляет съ праздникомъ. А О<тецъ> Леонидъ благодаритъ за благое въ <нрзб> участіе.

12. числа марта въ 2 часа по попущенію скончался возлюбленный нашъ братъ /I<нрзб>/ О<тецъ> Нифонтъ тихою и смиренною кончиною. Сподобился принять схиму подъ <нрзб>. Помяните его въ молитвахъ вашихъ.

22 марта 1860 года

 

Книжицу Аввы Ис<нрзб> которую таперь печатаете попрошу отослать къ Вамъ въ Тулу Э<нрзб>. I отцу Архимандриту

 

 

Христосъ Воскресе!

Ваше Преподобіе

Достопочтеннѣйший о Господѣ

Отецъ Антоній!

Слава Богу, что Вы здравствуете, и праздникъ Пасхи торжественно прохождали съ духовнымъ утѣшеніемъ при внѣшнемъ благолѣпіи въ служеніи, и самая погода ясная благопріятствовала сему пресвѣтлому торжеству.

Въ письмѣ Вашемъ отъ 8. Апрѣля пишете, что чудесное исцѣленіе дѣв. Екатерины для вѣрующихъ радостно и спасительно; но для невѣрующихъ сомнительно. Да еще стараются затмѣвать и опровергать ложными произведеніями кичливаго ума. Давно объ этомъ извѣстно, что слову крестное Iудеямъ соблазнъ, еллинамъ же безуміе; а только званнымъ и тѣмъ и другимъ являетъ Божію силу и премудрость. – Что дѣлать, ныне темная сила крѣпко вооружается противу свѣта истины; и разумъ силится взять вѣрхъ надъ вѣрою; и противляется церкви; но по слову Господню враги адовы не одолѣютъ ей. Хоть и многіи увлекаются въ сѣти ловящихъ отторгнутъ отъ оной, а паче жалкое юное поколеніе напиется горкимъ ядомъ мнѣній сопротивныхъ; который еще пагубный ядъ свой распространяетъ и въ простонародіи чрезъ вредные брошуры пускаемые въ народъ для чтенія вмѣсто нравоучительныхъ и нравственныхъ наставленій. Жаль бѣдную любезную нашу матушку Россію! А если по слову Вашему жатва эта скоро созрѣется подъ серпъ! – если это уже неминуемо должно быть, то вѣрующимъ надобно <молит<ь>ся> милосердому Господу, да отвратитъ праведный гнѣвъ свой отъ нихъ, можетъ быть и умилосердится Создатель нашъ. А каждому изъ насъ должно пещися о своемъ устроеніи и просить Господа, какъ св. /церковь/ ежедневно и просить: противъ время живота нашего въ мир. покаяніи скончати; и Христіанской кончины /живота нашего/ безболезненной непостыднаго /мирнаго/ и добраго отвѣта на Страшномъ судищѣ Христовомъ. И не дай Господи намъ дождать и видѣть несчастные случаи, если онѣ будутъ у насъ. – Благодетельная Европа научила насъ внѣшнимъ художествамъ и наукамъ а внутреннюю доброту отнимаетъ и колеблетъ православную вѣру; финансы къ себѣ перетягиваетъ. Не могу ничего судить право, вижу только, что мы больше душевно и не видимъ этого. И Вася Кирѣевскій видно понялъ въ эту колею. Его сбилъ болѣе товарищь его Свѣчинъ<?>, истинный почитатель гегелевой философіи; и трудно возвратиться ему на истинный путь; мать ставитъ ни во что, а только дай деньги и деньги. И во всякомъ письмѣ прибавляетъ свои требованія; надобно непремѣнно отдѣлить ево часть; но все никто это не улаживается. Жаль и ево и Наталью Петровну.

я выписалъ Вамъ объ исцѣленіи Екатерины не полно, а таперь посылаю такую, какую самъ получилъ. И еще /копію съ/ письма одной монахини, которая живетъ уже 18 лѣтъ въ монастырѣ. Но бывши еще дома, и одержима бѣснованіемъ, получила чудесное исцѣленіе отъ святыхъ угодниковъ Божіихъ Митрофана и Димитрія Ростовскихъ. Это истинная правда и никакой лжи и подлога нѣтъ и быть не можетъ. Хоть многіе невѣрующіе считаютъ это притворствомъ, но несправедливо; мнѣ случалось много видѣть болящихъ таковыми болѣзнями. Но ни слѣда притворства въ нихъ не было видно; развѣ изъ несколькихъ сотъ одно. Не мудрено быть можетъ. Но ихъ трудно увѣрить.

Въ обители у насъ слава Богу благополучно Отцу Архимандриту Моυсею и О<тцу> Антонію передалъ отъ Васъ почтеніе. Онѣ взаимно Вамъ изъявляютъ таковое же. Такъ же и братья наши поминали Васъ и кланяются Вамъ заочно какъ и Вы имъ. Я забылъ упомянути о чудесномъ посѣщеніи <матери> Божіей бѣдныхъ старцевъ мужа и жену, о коихъ Вы пишете мы етому вѣруемъ и благоговѣемъ.

Метели у насъ хоть и были, но не такъ велики какъ сѣверные отъ насъ въ тульской и рязанской. А увѣряютъ заносило дома и даже селенія; вода была хоть и велика, но не было вреда какъ ожидали, морозило стягивало, а не вѣтрило.

Книгу Вашу посылаю Вамъ обратно, н<е> успѣли перевести.

я просилъ Наталью Петровну послать къ Вамъ три экземпляра Книги Препод. Исайи отшельника не давно отпѣчатанной. Намѣреніе мое было одну Вамъ, одну Александру Павловичу Башуцкому и О<тцу> Архимандриту Вашему.

Прося Васъ не лишать меня молитвенной Вашей памяти съ желаніемъ Вамъ мира, здравія и спасенія остаюсь смолитвенникъ Вашъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

30. Апрѣля

1860 года.

 

 

4 Iюня 1860 г.

М.С.О.Н.Г.I.Х.Б.Н.П.Н.

Ваше Преподобiе

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Отецъ Антонiй!

30. числа Апрѣля я послалъ къ Вамъ книгу ра<нрзб.> отъ Васъ къ намъ присланную и кажется въ тоже время двѣ брошуры объ исцѣленiи дѣвицы Екатерины подробное описанiе, и о исцѣленiи дѣвицы о св. Димитр<?> и Митрофан<?>. Но изъ писемъ Вашихъ присланныхъ ко мнѣ отъ 6 и отъ 20. Маiя не видно получили ли Вы оные?

Вы пишите о полученныхъ Вами отъ Н<аталiи> П<етровны> Кир<ѣевской> трехъ экземплярахъ Ивана Отшельника, о коихъ я Васъ предъ увѣдомлялъ. Вы хотите знать кѣмъ совершенъ оныхъ переводъ? У насъ хран<ятся> книги Голландова Библiотека подаренная О<тцу> Iувеналiю Отцомъ Архимандритомъ. (нынѣ Епископъ) Игнатiемъ, въ которой есть Латинскiй текстъ Аввы Исаiа Творенiя. Къ оному получили мы отъ Отца же Игнатiя Славянскiй переводъ его книгъ Старца Паисiя, и Игнатiевъ же переводъ на русскiй языкъ. Изъ первыхъ двухъ латинскаго и славянскаго составленъ переводъ сей книги придерживаясь болѣе славянскаго. Брали <въ> помощь и О<тца> Игнатiя переводъ. Переводилъ товарищь о<тца> Амвросiя по семинарiи и по у<чи>лищу Iеродiаконъ Платонъ бывшiй Павелъ Покровскiй, съ просмотромъ О<тца> Амвросiя, а послѣ и вкупѣ нами прочитанный. Благодаренiе Господу что и еще удостоились передать отеческую книгу жаждущимъ и изучающимъ отеческихъ ученiй.

Упоминаете о старорусской иконѣ Божiей Матери и о чудномъ явленiи о<тъ> пречистаго лика Ее. Она великая заступница всей земли Россiйской и всѣхъ православныхъ Христiанъ, да сохранитъ и нынѣ Церковь Сына своего Господа нашего Iисуса Христа, волнуемую отъ волнъ еретическихъ и вольномыслящихъ. Молитвы ее сильны ко Господу. По обѣщанiю Вашему надѣемся надѣемся имѣть съ оной Иконы фотографированный снимокъ.

Объ Отцѣ Иларiонѣ, Архимандритѣ тихвинскаго монастыря. Я узналъ, что желали знать какъ О<тецъ> Архимандритъ о чемъ онъ и писалъ Вашему О<тцу> Архимандриту. Я передалъ ему то, что Вы пишите откуда можно получить подробное о немъ извѣстiе; а вчера виделъ полученный имъ формулярный списокъ О<тца> Ар<химандрита> Иларiона. Не знаю воспользуетъ ли онъ Вашимъ предложенiемъ, а можетъ быть удовлетворится и тѣмъ, что получили.

Нашъ добрый Архипастырь владыка Преосвященнѣйшiй Григорiй 3. числа Iюня отправился въ СПб для присудствiя въ св<ятомъ> Синодѣ. Намъ очень жаль было съ нимъ разстат<ь>ся. Онъ былъ всѣми любимъ, дай Богъ, чтобы и паки къ намъ возвратился.

Св<ятаго> Синода правитель канцелярiи <Господинъ> Петръ Ивановичъ Салом<о>нъ и чиновникъ Оберъ прокуроръ Константинъ Карловичъ Зедергольмъ отправляются въ Палестину въ Iерусалимъ для поклоненiю Гробу Господню и мѣсту на немъ же стоя<тъ> нозѣ Его, и въ Аөонскую Гору. Заѣзжали къ намъ а 26 числа отъ насъ поѣхали.

О<тецъ> Архимандритъ и О<тецъ> Антонiй изъявляютъ Вамъ свои почтенiи и благодарятъ Васъ за привѣтъ ихъ.

Прошу не оставлять меня молитвенной Вашею памятью. При желанiи Вамъ мира, здравiя и спасенiя остаюсь недостойный смолитвенникъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

 

28. Iюля 1860 года

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобiе

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Отецъ Антонiй!

Богъ даровалъ намъ средство находясь въ отделенности, передавать другъ другу свои мысли, и имѣть свѣденiя о пребыванiи въ какомъ кто находится – письменно: сношенiе посредствомъ почты, что подаетъ намъ немалое утѣшенiе, и свѣденi<е> о предметахъ достойныхъ вниманiя и полѣзныхъ. – А я <нрзб> сiе утѣшенiе получ<ая> отъ Васъ нерѣдко писанiя исполненные братской любви и расположенiя. Принося Вамъ за сiе покорнѣйшую мою благодарность о продолженiи оныхъ и впредь усерднѣйше прошу.

Послѣднее письмо Ваше отъ 18 числа Iюня получилъ я 23 числа. По кончинѣ отца Иларiона, мы не можемъ ничего разсудить; если онъ и не причастился святыхъ Христовыхъ таинствъ, но несомнѣнно, что онъ не давно предъ кончиною былъ сподобленъ сего Дара. А почему не удостоился сего предъ самою кончиною, это не по <о>собому ли промыслу Божiю устроилось, подобно Аввѣ С<нрзб.>ду, у которого предъ кончиною явились по тѣмѣ какiе то огненные пузыр<ь>Ки, на вопросъ братiи, получили отъ Старца отвѣтъ: что онъ прiялъ бошльшую <вину?>, и дабы не лишит<ь>ся вѣчной славы попущено такое ему искушенiе. Я такъ разсуждаю, но не утвѣрждаю свое мнѣнiе. Ни судьбы Божiи намъ не постижимы, и не есть судъ Божiй, а онъ человѣческiй.

Объ Иконѣ Тихвинской Б<>ожiей матери, что писали Вы, я разумѣю ту икону<нрзб.> которой недавно <нрзб.> <нрзб.>. Мы несомнѣнно вѣруемъ, что заступница наша Царица Богородица всѣгда имѣетъ попеченiе о родѣ Христiанскомъ и многоразличными чудесами отъ святыхъ ея иконъ укрѣпляетъ вѣру православную и сохраняетъ насъ отъ бедъ, скорби и болѣзней, призывающихъ ея съ вѣрою и любовiю; уповаемъ что и ходатойст<нрзб.> у Господа о нашемъ спасенiи.

На сихъ дняхъ посѣтилъ насъ новопроизведенный О<тецъ> Архимандритъ Димитрiй, извѣстный Вамъ (Дормидонтъ? <нрзб.>) бывшiй Сергiевской Лавры казначей, определенный въ Задонскiй монастырь настоятелемъ. Помогай ему Богъ проходить служенiе сiе, только требуется большаго ума и мудрости. –

Изъ Москвы пишетъ ко мнѣ отъ 24 Iюня, Саша дочь Наталiи Петровны Кирѣевской, что она вдругъ заболѣла кровавымъ поносомъ и рвотою, такъ что Саша и не могла писать; дай Господь ей выздороветь. Дѣти юные двое, имѣютъ нужду въ материнскомъ надзорѣ. А сынъ ее Васъ крѣпко оскорбляетъ(?).

Отцу Архимандриту Моiсею и о<тцу> Игумену Антонiю передалъ отъ Васъ почтенiе. Взаимное привѣтствiе съ ихъ стороны Вамъ представляю<тъ> съ благодаренiемъ за память Вашу.

Поручаю себя молитвенной памяти Вашей и желаю мира, здравiя и успѣянiя во спасенiи. Остаюсь смолитвенникъ Вашъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Господу угодно было взять къ успокоенiю въ вѣчность, мудраго и ревностнаго Iерарха Митрополита Григорiя. Немало о семъ поскорбели. Кого то Господь пошлетъ на мѣсто его. Будемъ ожидать.

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. н. п. н.!

Ваше Преподобiе

Возлюбленный о Господѣ

Отецъ Антонiй!

Поздравляю любовь Вашу съ приближающимся высокоторжественнымъ и всерадостнымъ праздникомъ Воскресенiя Господа нашего Бога и Спаса нашего Iисуса Христа. Да сподобитъ Онъ Васъ встрѣтить и праздновать дни сiи священныя духовно радуясь о Воскресшемъ Спасителѣ нашемъ.

Спаси Васъ Господи за любезное писанiе Ваше отъ 17 февраля посланное и при ономъ описанiе *Тихвинской обители съ изображенiемъ обряда Владычицы нашей Богородицы Тихвинской и описанiе о исцѣленiи мѣщанки Борови<ковой?>. Дивны чудеса Матери Божiи и въ наши убогiи времена являются въ заступленiи православныхъ Христiанъ, и недавнѣшнѣе чудо о исцѣленiи Валдайского крестьянина, о коемъ Вы пишите должно бы поразить сердца невѣрующихъ, или маловѣрующихъ и привести къ познанiю истины православной нашей вѣры да еще такъ же недавно было исцѣленiе пораженной параличемъ съ младенчества дѣвочки въ Черниговской губер <нiи> Ново <нрзб> уѣзда въ селѣ Бр<а>хловѣ; права рука была св<е>дена и нога и глазъ поврежденъ. Эта дѣ<ви>ца Екатерина до 27 лѣтъ была въ тако<мъ> положенiи, и такъ какъ хатка ее была бл<изъ> церкви только через улицу, то она <ползла?> на лѣвомъ боку въ церковь къ службѣ. 185<?> года Iюня 14 числ<а. Въ воскресный день она не мо<гла> быть въ церкви по сильной боли. И она <нрзб> дома на колѣняхъ. Въ это время пришла къ ней Госпожа весьма пригожа одѣта въ бѣломъ, во<ло>съ на головѣ светлорусые; они сѣли на скамѣйку <…> сказала ей: Екат(?) вотъ ты сего дня по болѣзни <…> и не въ церкви, но все же въ домѣ помолилась, зачѣмъ же другихъ людей на литургiю очень мало бѣжитъ? Все заработались. Имъ нѣкогда и въ <…> помолит<ь>ся, а что имѣютъ онѣ <нрзб.> не угомонныхъ работъ своихъ! Все бѣдны, ни <се>го у нихъ, ни того, потому то Богъ и наказываетъ <…> не урожаемъ, скотнымъ падежомъ, холерою и войною, но онѣ все не каются во грѣхахъ своихъ. Если еще бу<дутъ> пренебрегать <нрзб.> /и не покаются/ , то и еще большихъ напастей должны ожидать; уже и я не могу умолити <…> о помилованiи ихъ. Пойди ты къ священнику и скажи ему, чтобы рнъ увѣщевалъ людей, чтобы <кая>лись во грѣхахъ. Въ праздничные дни оставляли бы работу, ходили бы въ церковь, молились, праздновали ихъ <нрзб>. – Въ эту минуту болѣзнь ее у<тихла> она поползла къ священнику и сказала ему. Онъ принялъ <нрзб> съ вѣрою, сказалъ кто же это госпожа? Отвѣтила: не знаю батюшка. При ней былъ весьма пригожiй мал<ь>чикъ одѣтый такъ же въ<…> и подпоясанный. Свящ<енникъ> сказалъ ей. Если еще явится къ тебѣ они, ты перекрестись, сотвори молитву Iи<су>сову(?) и спроси кто они <нрзб>. 19 Iюня Екатерина опять явясь къ священнику сказала: Сего дня та Госпожа опять была у меня и послала меня сказать Вамъ, что она Казанская Богоматерь и еще чтобы Iюня 21. Екатерина была въ церкви на утрени а ни <нрзб> <нрзб> отъ своего обычнаго <нрзб> мѣста къ иконостасу къ лѣвому клиросу, и во время Херувимской пѣсни воз<нрзб>въ слухъ: Пресвятая Богоматерь Казанская благослови меня! Когда священникъ началъ раздавать <нрзб> , Екатерина обратилась къ народу, сказавъ такъ: Казанская Богоматерь два раза посылала меня къ Батюшкѣ священнику, чтобы онъ увѣщевалъ Васъ, чтобы Вы каялись во грѣхахъ<,> усерднѣе молились, святые дн<и>раздновали по Христiански; вотъ и теперь здѣсь во время Херувимской <нрзб> она вышедши изъ алтаря, опять велѣла мнѣ объявить тѣ же слова Батюшкѣ и Вамъ, и что Богъ <нрзб> гибе<нрзб> на <передъ?> за непокорность и <нрзб>, и что ежели не почувствуете Его наказанiя и не покаетесь, пошлетъ еще больше наказанiе». Тутъ священникъ съ гнѣвомъ оста<нрзб> Екатерину и сказалъ: «Не вѣрую твоимъ расказамъ. Тебѣ и <нрзб> во снѣ <нрзб> замолчи и выди вонъ, здѣсь не твое дѣло учить народъ, а мое. Екат<ерина> замолча<въ> выползла изъ церкви и на дорогѣ дождавъ свящ<енника> сказала ему: Неужели Вы не вѣрите что Богоматери ко мнѣ явилась и прислала сказать Вамъ? Свящ<енникъ> сказалъ: Не вѣрю не вѣрю и пошелъ домой. Придя къ себѣ едва успѣлъ изъ готоваго уж самовара выпить стаканъ чаю и налить другой. – Екатерина бывшая за нѣсколько минутъ одноглазая не владѣвшая почти(?) и лѣвою рукою крестившаяся вмѣсто правой, входитъ къ священнику въ комнату совершенно здоровая на ногахъ безъ костылей и палки, крестится правою рукою, свободно смотритъ обоими глазами читаетъ молитву Iисусову внятно, и говоритъ твердыми и выразительными словами: Батюшка Вы не повѣрили, что Богоматерь посылала меня къ Вамъ; мнѣ было больно, то я и молилась ей, чтобы она сама увѣрила Васъ, и когда я приползла изъ церкви домой, она опять явилась въ моей избѣ, велѣла мнѣ выслать изъ хаты мою мать, и потомъ сказала мнѣ: «Екатерина, протяни руку твою правую и крестись ею». Я протянула и рука затрещала и стала хороша, вотъ видите ее, уже крещусь ею. Потомъ сказала: «Смотри обоими глазами, протяни ноги твои и становись ими». Я протянула ноги и они треснули и я стала на ногахъ. Какъ видите, и глаза мои стали оба видѣть, и повѣлела она мнѣ опять идти къ Вамъ и передать то же, что и прежде говорила я Вамъ, и сказала: Теперь Вы уже мнѣ повѣрите, что это точно она Богоматерь явилась мнѣ не во снѣ а на Яву и посылала меня сказать все то что я уже говорила Вамъ, и велела мнѣ ѣхать въ Кiевъ и тамъ возблагодарить Бога за исцѣленiе мое и обѣщала тамъ благословить меня.» Священникъ видя такое явное чудо исцѣленiя калеки, тотчасъ увѣдомилъ о семъ многихъ сосѣднихъ священниковъ, донесъ о семъ преосвященному <Филарету?> Епископу. А Екатерина послѣ 8 Iюля отправилась въ Кiевъ, была <нрзб>, и возвратилась благополучно домой. – Вотъ дивное чудо! Гдѣ <нрзб>, что онѣ могутъ противъ этого сказать? Богъ является простотѣ и смиренiю, а не разуму обученному мiрскою мудростiю. Возблагодаримъ Бога и пречистую дѣву Богородицу спасающ<ую> родъ нашъ.