М.С.О.Н.Г.I.Х.Б.н.п.н.

Возлюбленный о Господѣ Братъ А

Радуйся о Господѣ! Ты совѣтуешь мнѣ аисать къ извѣстной тебѣ особѣ объ нашихъ нуждахъ, дабы расположить ее чрезъ то къ пожертвованiю на обитель нашу. Ты знаешь, что мы пользуемся пожертвованiями благотворителей произвольными, кому внушитъ Господь сколько пожертвовать намъ. Съ своей стороны ты, если близокъ къ Боголюбивой госпоже К-ей, можешь здѣлать ей предложенiе о пожертвованiи. Обитель всегда имѣетъ нужды и кому возвѣститъ Господь, - прiемлемъ съ благодаренiемъ. А писать къ ней не имѣемъ дерзновенiя по незнакомству съ нею.

Ты жалуешься на обстоятельства жизни своей, противныя твоему намѣренiю. Но что дѣлать? Надклони выю твою и смирись подъ крѣпкую десницу Всесильнаго Владыки – Господа, и старайся всегда предавать себя во святую волю Его; только не забывай своего намѣренiя поступить въ монашество, да и о семъ непрестанно моли Господа. Придетъ время, и сверхъ твоего чаянiя, откроется предъ тобою давно желанный путь къ иночеству. Многiе изъ братiи обители нашей испытали надъ собою обстоятельства подобные твоимъ, – но всѣ препятствiя ихъ миновались, – и они теперь иноками. Проклятъ врагъ спасенiя души твоей, не преставай опять въ помыслахъ твоихъ отчаянiе. Ты пишешь, что помыслъ говоритъ: “Нѣтъ тебѣ спасенiя, нѣтъ потому, что творецъ твой не имѣетъ въ тебѣ нужды и адъ тебѣ награда за дѣла твои”. Разсуди, почему знаетъ врагъ, что нѣтъ тебѣ спасенiя? Какъ онъ могъ проникнуть въ судьбы Божiи о насъ недовѣдомыя и самимъ Ангеламъ Святымъ? Напротивъ самъ Господь говоритъ устами пророка <На полях приписка: Исаiи – ред.> живу азъ, глаголетъ Адонаи Господь, яко хотѣнiемъ не хощу смерти грѣшника, но еже обратитися нечестивому отъ пути своего и живу быти ему. Для устроенiя сего пути спасенiя падшему человѣку, Богъ послалъ Единороднаго Сына Своего въ миiръ, который дѣйствительно совершилъ сiе дѣло своими страданiями, крестною смертiю и воскрешенiемъ. Съ нашей стороны требуется только жалѣть о содѣянныхъ грѣхахъ, - и приносить покаянiя, произвольно и посильно удаляться, при содѣйствiи Божiей благодати, отъ дѣлъ беззаконныхъ, и дѣлая добро не себѣ оное приписывать, но Богу и ходатайству о насъ Святыхъ. Если же случиться и согрѣшить въ чемъ, то и тогда не соизволяй помысту отчаянiя, но скажи себѣ: “нынѣ согрѣшилъ, нынѣ и возстану; Тебѣ Господи согрѣшилъ, Тебѣ же и каюся, и при твоей, Владыко! Всесильной помощи постараюсь положить начало исправленiя”. [Не дивно согрѣшить человѣку въ его теперяшнемъ поврежденiи, но дивно и пагубно пребывать въ нераскаянiи И праведникъ семижды падаетъ на день, и между тѣмъ онъ все еще достоянiе Божiе.] Сколько видимъ (и въ Ветхомъ и Новомъ Завѣтѣ) падшихъ покаявшихся и спасшихся? Видимъ Манассiю царя Iудейскаго, толико беззаконѣвавшаго и спасшагося; Давида-пророка падшаго, покаявшвгося и не только спасшагося, но и удостоившагося быть въ числѣ Патрiарховъ, отъ коихъ родился Господь плотiю, – разбойника на крестѣ, Верховнаго Апостола Петра, блудницу и многихъ другихъ спасшихся чрезъ покаянiе. Потому и мы можемъ и дрлжны надѣяться, что получимъ спасенiе чрезъ вѣру въ заслуги Господа нашего Iисуса Христа.

Впрочемъ причиною такаго искушенiя твоего, нельзя почитать одного врага спасенiя нашего. Св. отцы утверждаютъ, что помыслы отчаянiя находятъ на человѣка по попущенiю Божiю, за его высокое мнѣнiе и гордость. Потому старайся смирять себя и считать хуже всѣхъ. Тогда и Богъ помилуетъ тебя. Ты жалуешься, что страсти возстаютъ на тебя. Не смущайся этимъ. Ибо сели [бы] мы не повинуемся имъ и противимся, то онѣ больше приносятъ намъ пользы нежели вреда.

Будучи столько немощны и безсильны душею, мы должны всячески убѣгать бесѣдъ съ вольнодумцами. Ибо для того, чтобы безъ вреда выслушивать и не погрѣшительно разбирать и опровергать мудрованiя ихъ, требуется болѣе, чѣмъ умъ образованный науками, но паче опытный и свыше просвѣщенный Благодатiю. Кромѣ того, слушая вольнодумцевъ и видя ихъ явное заблужденiе и невѣрiе Слову Божiю, можешь осудить ихъ, за что и самъ пострадаешь тѣмже. Потому себя старайся видѣть и милость Божiя будетъ съ тобою. Да почiетъ на тебѣ Благословенiе Божiе и миръ Божiй, превосходяй всѣхъ умъ да водворится въ душѣ твоей. Остаюсь желатель твоего здравїя и спасенїя, многогрѣшный Їеромонахъ Макарїй.

15го Iюня 1846 года.