Почтеннѣйшiй о Господѣ А.

Отъ 10го Iюля посланное тобою письмо мною получено, изъ коего вижу, что Премилосердый Господь сохраняетъ тебя на житейскомъ волнующемся морѣ и до селѣ непогруженнымъ въ волнахъ онаго, хотя и были какъ видно сильныя приражненiи волнъ, твоими слабостями, но милосердiе Божiе и долготерпѣнiе Его, видно устрояетъ на лучшее для тебя. – Вотъ даже и предстоявшую судьбу для тебя не допустилъ придти къ совершенiю, но уничтожилъ замыслъ мiра, хотящаго привязати тебя къ себѣ крѣпкими узами. – Приноси же за это немолчное благодаренiе Премилосердому Господу, столько пекущемуся о твоемъ спасенiи; и имѣй твердое намѣренiе исполнить свой обѣтъ; и пока еще плывешь по бурному океану мiра, имѣй страхъ Божiй твоимъ кормчимъ, а покаянiе гребцами; кои управятъ тебя ко благоотишному пристанищу. – Покаянiе, говорю не тогда только, когда придешь къ духовнику на исповѣдь, но имѣй всегдашнiй залогъ онаго въ сердцѣ своемъ, памятуя грѣхи свои, о которыхъ ты кратко воспомянулъ, чувствуя кого ты оными оскорбилъ, удобнѣе востягнешися отъ повторенiя оныхъ.

Ты въ недоумѣнiи вопрошаешь: Почему Господь не пошлетъ тебѣ скораго избавленiя отъ мiра? И самъ отъ моего имени отвѣчаешь “за гордость” и тутъ же себя оправдываешь: Боже мой предъ тобою ли мнѣ гордиться, и проч. Я не могу тебѣ сказать, почему Господь не допускаетъ исполниться твоему желанiю. Судебъ Господнихъ бездна многа, и намъ оныя не постижимы. Но что въ тебѣ есть гордость, какъ и всѣ мы ее не чужды токмо въ разныхъ степеняхъ доказываютъ твои паденiи. Пишетъ св. Iоаннъ Лѣствичникъ: “Идѣже послѣдовало паденiе тамо предварила гордость”. И хотя мы и думаемъ что нѣтъ въ насъ гордости; но плоды доказываютъ что есть. Не можемъ также сказать о себѣ, что имѣемъ смиренiе, потому что дѣла противныя оному творимъ; а гдѣ нѣтъ смиренiя, тамъ явно что заступаетъ гордость. Такъ какъ гдѣ нѣтъ свѣта, тамъ тьма. И такъ вмѣсто оправданiя надобно имѣть сознанiе.

Дерзость твоя въ написанiи К. о служенiи Богу и братiи, совсѣмъ излишна; довольно имѣть благое произволенiе, и пролитiе духовной крови при искушенiяхъ и боренiяхъ со страстьми на опытѣ. Ибо воиновъ мужество и храбрость, такъ же и усердiе къ царю показуется во время явственнаго сраженiя съ непрiятелями. По сему разумѣй и о духовномъ боренiи, только тутъ надобно имѣть оружiе смиренiя, которое всѣ силы и сѣти вражiи сокрушаетъ, - а не дерзость!

Остаюсь желатель твоего здравїя и спасенїя. Многогрѣшный Їеромонахъ Макарїй.

24го Iюля 1854го года.