<РГБ

93.II.8.7>

Варшава. 1[5]/6/ марта 1864. Брюлевскiй дворецъ.

Многоуважаемый Михаилъ Михаиловичъ,

Какъ видите, я въ Варшавѣ, и по крестьянскому дѣлу, по освобожденiю хлоповъ, по надѣленiю ихъ папскою землей. Это великолѣпное дѣло. Но это дѣло не помѣшаетъ мнѣ помнить, что я Вамъ долженъ. Если Вы будете такъ великодушны, что вышлете мнѣ первую книгу Эпохи, то окажете мнѣ великое одолженiе. Вопервыхъ я сочту хорошенько, сколько я остаюсь Вамъ долженъ изъ полученныхъ мною отъ Васъ 500 рублей. Во вторыхъ въ здѣшнемъ русскомъ клубѣ Эпоха не получается, кажется, а если ее увидятъ то выпишутъ и въ разные русскія дома Варшавы. Въ третьихъ это необходимо мнѣ, чтобы соображить ценсурныя требованiя Петербурга. Надѣясь при бόльшемъ знакомствѣ съ дѣломъ, сообщить Вамъ совершенно живую, вѣрную картину того, что здѣсь дѣлается. Можетъ быть, для Вашихъ читателей это будетъ не лишено интереса. Будьте только увѣрены, что все будетъ сущая правда, что-бы тамъ ни сдѣлала цензура. По крайней мѣрѣ въ рукописи не будетъ наврано ничего.

Прошу Васъ передать мой нижайшiй поклонъ Ѳедору Михайловичу и всему Вашему семейству. Очень хотѣлось мнѣ проститься съ Вами и Вашими; но это было рѣшительно невозможно. Боялся скарлатины и боялся, конечно, передать ее своимъ. Къ томуже только 28 февр. я рѣшился ѣхать, а 4го числа рано утромъ выѣхалъ съ Любани, прiѣхалъ въ городъ въ девятомъ часу, и по сквернѣйшей дорогѣ едва успѣлъ доѣхать до дебаркадера варшавской дороги. Въ 10 часовъ поѣздъ тронулся, и вотъ уже одиннадцатый день[, что] я живу въ мятежномъ городѣ. Въ самомъ дѣлѣ тысячи непрiязненныхъ взглядовъ провожаютъ здѣсь наши круглыя шляпы.

Видѣлъ убитаго разбойниками русскаго жандарма. Бѣднякъ лежалъ облитый кровью и въ цѣлой лужѣ крови. Видаю часто гнуснѣйшія морды ксендзовъ. Обѣдалъ у намѣстника, ѣздилъ съ гусарскимъ конвоемъ въ Вилланово, и кажется болѣе или менѣе начинаю схватывать здѣшнюю couleur locale. Можетъ быть Вы не прочь и сохранить меня своимъ сотрудникомъ постояннымъ. Наша здѣшняя работа по надѣлу хлоповъ землей представитъ тысячи любопытнѣйшихъ встрѣчь, столкновенiй, споровъ, и польскiй характеръ обрисуется со временемъ въ широкой картинѣ.

Сдѣлайте одолженiе, напишите мнѣ объ этомъ нѣсколько словъ, по слѣдующему адресу: въ Варшаву, въ Учредительный Комитетъ, что въ Брюлевскомъ дворцѣ.

Весь Вашъ

Разинъ.