<ИРЛИ

56/74>

12 августа 1854. г. С. Петербургъ

Любезный, милый и дорогой братъ

Андрюша,

Не ужели ты когда-нибудь могъ приписывать мое молчаніе чему-нибудь другому, кромѣ лѣни и развѣ хлопотъ и разнаго рода дѣлъ, которыми я таки порядочно успѣлъ обзавестись? Надѣюсь ты повѣришь искренности словъ моихъ, если я тебѣ скажу, что я, [скажу] или лучше мы, никогда не переставали ни любить тебя всѣмъ сердцемъ, ни вспоминать о тебѣ очень часто. Воспоминаніямъ этимъ много способствовало то, что черезъ московскихъ я довольно часто имѣлъ о тебѣ извѣстія. Такимъ-образом я узналъ о твоей женитьбѣ, (такъ-какъ время поздравленія съ этимъ святымъ шагомъ въ жизни прошло, то я вмѣсто всѣхъ общеупотребительныхъ пожеланій, попрошу тебя представить меня съ женою и со всѣмъ моимъ семействомъ любезной сестрицѣ Доминикѣ Ивановнѣ и увѣрить её за меня и за насъ въ самыхъ искреннихъ и родственныхъ чувствахъ любви и уваженія), — такъ я узналъ, что у васъ есть дочь, и что вы поживаете очень-счастливо. Этому послѣднему обстоятельству я особенно радъ за тебя, любезный другъ мой, хотя не скрою отъ тебя что много разъ мысленно пѣнялъ и теперь пѣняю тебя за то, что ты такъ сильно прилипъ къ Елизаветграду, и что, какъ идетъ молва, нѣтъ никакой возможности /не только/ сдвинуть, но даже поколебать тебя съ этого, вѣроятно очаровательнаго мѣста. Но погоди! Ты и не подозрѣваешь какая гроза собирается надъ головой твоей. Дай только поближе сойдтись [къ] намъ съ милой сестрицей[,] Доминикой Ивановной, и ты увидишь, что съ ея помощію намъ удастся какъ-нибудь перевезти тебя на «брега Невы», говоря высокимъ слогомъ. Что бы въ самомъ дѣлѣ, [тебѣ] /вамъ/ пріѣхать или въ отпускъ, или, наконецъ, тебѣ перемѣнить мѣсто службы и занять постъ повиднѣе?

Да, любезный братъ, я точно пустился въ разныя коммерческія предпріятія, и дѣла мои, слава Богу, идутъ очень-хорошо. Можетъ-быть, удастся нажить состояніе. Обороты мои съ каждымъ годомъ усиливаются, а мы живемъ очень-порядочно. Не такъ какъ прежде, помнишь? У меня четверо дѣтей, изъ которыхъ троихъ ты знаешь, а четвертая р[ѣ]/е/комендуется въ образѣ девятимѣсячной Кати, дѣвчонки характера очень-уживчиваго, хотя и рѣзваго. Жена полнѣетъ, чему я очень-радъ. Мы живемъ на дачѣ, въ Колтовской, чтò противъ Крестовскаго.

Не знаю знаешь ли ты, что сестра Саша передъ самой масляницей вышла за-мужъ, за Подполковника Галиновскаго, батальоннаго Командира Павловскаго корпуса и живетъ теперь съ мужемъ въ Петербургѣ. Она очень-счастлива. Что-то будетъ дальше, а пока у нихъ по части любви обстоитъ все благополучно. Онъ человѣкъ очень-хорошій.

Теперь еще пріятная новость. Братъ Ѳедоръ съ января мѣсяца служитъ рядовымъ въ 7 [бо] линейномъ батальонѣ, въ Семипалатинскѣ. Намъ дозволено съ нимъ переписываться и мы довольно-часто мѣняемся письмами. Я помогаю ему сколько могу, потому что самъ ты знаешь, [что] какъ я люблю его. Онъ всегда спрашиваетъ о тебѣ, и ты сдѣлалъ бы доброе дѣло, еслибъ написалъ къ нему, адресуя въ Семипалатинскъ, рядовому 7. лин. Бат. такому-то. Это совершенно дозволено. Онъ писалъ къ сестрѣ Варинькѣ, но не знаю отвѣчала ли она, хотя я, переслалъ его письмо къ ней, и просилъ [его] её объ этомъ.

Не хочешь ли быть въ складчинѣ, и тоже изрѣдка помогать ему?

Прощай, любезный братъ, мы всѣ тебѣ кланяемся. Жена, зная что я буду ныньче писать тебѣ, просила меня чтобъ я незабылъ пожелать и отъ нея какъ тебѣ такъ и Доминикѣ Ивановнѣ всего лучшаго. Прощай мой милый. Передай отъ меня женѣ своей мой поклонъ, прощай.

Твой весь М. Достоевскій

Пишу тебѣ на фабрикѣ, среди пѣсенъ и разнаго шуму, въ присутствіи твоего знакомаго. Посылаю тебѣ 2 ящика моего издѣлія. Кури на здоровье Самсонъ отличный.

P. S. Николя вышелъ изъ Училища 10мъ классомъ. Изъ него выйдетъ очень-талантливый архитекторъ. Проэкты его были лучшіе. Его командируютъ въ Ревель. На дняхъ онъ будетъ писать тебѣ.

 

<I. На полях сверху помета А. М. Достоевского:> 28