<РГБ

93.I.6.13>

<Записи рукой А. Г. Достоевской:

№38.

Къ Михаилу Михайловичу Достоевскому, изъ Семипалатинска, 19 Iюля 1858 года.>

19 Iюля 1858 года

Безцѣнный другъ и братъ Миша, на письмо твое (отъ 5го Мая) я тебѣ отвѣчалъ тотчасъ-же по полученiи. Въ этомъ письмѣ между прочимъ ты мнѣ пишешь: «на этой или на будущей недѣлѣ высылаю тебѣ платье и проч» ‑ Это значитъ, что самый позднiй срокъ высылки былъ-бы кь 15 Мая, не позже. Такъ, покрайней мѣрѣ выходитъ по смыслу твоего же письма. Теперь рѣши самъ безцѣнный мой: Почта изъ Петербурга въ Семипалатинскъ ходитъ обыкновенно 22 или 25 дней. (между этими числами) ‑ Что же мнѣ подумать теперь о тебѣ, о твоемъ положенiи и о твоихъ обстоятельствахъ?

И пойми прежде всего, безцѣнный мой, что не присылка платья безпокоитъ меня (хотя Богъ видитъ какъ дорого мнѣ теперь это платье; ибо не имѣю ни гроша чтобъ одѣться). Но Богъ съ нимъ и съ платьемъ!

Пойми прежде всего, что безпокоишь меня ты, только одинъ ты, и что я рѣшительно не понимаю теперь что о тебѣ подумать? Въ послѣднемъ письмѣ своемъ ты писалъ мнѣ о тяжелыхъ торговыхъ непрiятностяхъ. Не они ли и теперь причиною твоего молчанiя? Пойми, другъ мой, что я о тебѣ убиваюсь. Здоровъ-ли ты? Живъ-ли ты? Ничего этого я не знаю. Никто не пишетъ, никто недаетъ знать! Изъ Москвы вотъ ужь слишкомъ годъ ни строчки. Я тебя каждую ночь во снѣ вижу, тревожусь страшно. Я не хочу чтобъ ты умеръ; я хочу еще разъ въ жизни видѣть и обнять тебя, мой безцѣнный. Успокой же меня ради Бога и если ты здоровъ то ради Христа отбрось всѣ свои дѣла и хлопоты и напиши мнѣ сейчасъ, сiю минуту, иначе я съ ума сойду. Пойми, другъ мой, мое положенiе. Если не можешь выслать платья, то не высылай (если только то тебя задерживаетъ)<.> Но я не думаю что/бъ/ это одно тебя задерживало. Успокой-же меня мой голубчикъ, клянусь моя тоска стала теперь невыносима.

О себѣ не могу тебѣ сказать ничего утѣшительнаго. Отставка моя до сихь поръ не выходитъ (уже 6 мѣсяцевъ какь подалъ; не могу придумать: въ чемъ задержка?) Здоровье не поправляется. Припадки изрѣдка бываютъ и оставляютъ грустныя послѣдствiя. Денегъ нѣтъ; осталось буквально нѣсколько цѣлковыхъ. Занимать теперь не у кого; ибо прежнихъ людей, которые-бы мнѣ всегда дали, здѣсь теперь нѣтъ. Обѣщалъ мнѣ Плещеевъ, еще прошлаго года 1000 руб. сереб, какъ только получитъ свое наслѣдство. Но до сихъ поръ ни денегъ не присылаетъ, ни сказать не можетъ ничего рѣшительнаго. Безъ 1000 же руб. я рѣшительно немогу подняться изъ Сибири, чтобъ прiѣхать въ Россiю. (все разсчитано до копѣйки; потому что и въ Россію пріѣхавъ надо имѣть что-нибудь въ займѣ на первые мѣсяцы). Теперь Плещеевъ поѣхалъ въ Москву и въ Петербургъ на 6 мѣсяцевъ въ отпускъ (съ женой). Онъ будетъ и въ Петербургѣ; зайдетъ и къ тебѣ. Разспроси его откровенно и подробно о томъ 1) Можетъ-ли онъ прислать мнѣ 1000 руб. 2) Когда онъ можетъ ихъ прислать?) Отвѣты возьми отъ него положительные и тотчасъ-же, съ совершенною откровенностiю, мнѣ напиши. Въ дружбѣ Плещеева я не сомнѣваюсь. Но я понимаю что значитъ получать наслѣдство: надѣешься получить черезъ 6 [мѣвмѣсяцевъ, а получишь черезъ 6 лѣтъ. ‑ Достать денегъ для житья совершенно не знаю гдѣ. Ты пишешь прислать тебѣ повѣсть и говоришь, что тотчасъ-же продашь ее и пришлешь деньги. Но, другъ мой, на заказъ писать не буду никогда; клятву далъ. Отъ этой работы я съ ума сойду. Пишу-же теперь 2 повѣсти. Одну, большую (величиною съ Двойника) въ Русскiй Вѣстникь, другую листовъ въпечатн. въ Русское Слово, которое ждетъ отъ меня романа; въ самомъ концѣ года доставлю. Романъ бросилъ, ибо это, по всѣмъ признакамъ будетъ мой chef-d`oeuvre, а портить торопясь не хочу, да и свѣденiя по нѣкоторымъ статьямъ романа надо собрать лично въ Россiи. Повѣсть въ Русскiй Вѣстник ‑ хороша будетъ въ деталяхь въ цѣломъ-же манкирована (растянута; а я помѣшанъ на краткости, которая мнѣ не удается). Въ Русское Слово ‑ можетъ будетъ не дурно. Я уже взялъ у Каткова 500 руб. сереб. впередъ. Всѣхь главъ въ моей повѣсти (Каткову) 13 (по печатному листу глава). 10 Августа пошлю къ нему 7 главъ совершенно оконченныхъ и переписанныхъ, <Далее следует авторский знак x> /и по прошу еще 600 руб. сереб. Навѣрно знаю, что не дастъ. Но это послѣдняя, отчаянная моя попытка. ‑. ‑ Все теперь зависитъ отъ милосердаго императора <Далее следует авторский знак => <На полях второй страницы запись после авторского знака =: захочетъ сдѣлать счастливымъ, ‑ позволитъ прiѣхать въ Москву. Я болѣзнь мою теперь ничемъ не лѣчу. Нѣтъ ничего легче испортить совершенно. Хочу посовѣтываться съ лучшими московскими докторами: тогда [рѣ] рѣшусь.>

<IЗапись слева на полях первой страницы:

Жена кланяется. Она меня ободряетъ, но такъ же безпокоится о тебѣ какъ и я. Обнимаю всѣхъ твоихъ. Эмилiи Өедоровнѣ особенно кланяюсь. Прощай мой безцѣнный мой единственный. Ободри меня, успокой хоть одной строчкой. Умоляю тебя.>

<IIЗапись слева на полях третьей страницы:

Если платье трудно выслать ‑ чортъ съ нимъ, не надо. Прощай мой голубчикъ.>

<III. Запись сверху на полях четвертой страницы:

Напиши ради Бога, какое изданiе ты затѣваешь на будущiй годъ? Напиши подробнѣе.

‑ Теперь буду считать по пальцамъ дни и часы до полученiя отъ тебя отвѣта на это письмо.