<РГБ

93.II.4.27>

Петербургъ. Iюля 3го дня.

Любезный Папинька!

Письмо Ваше мы получили. Какъ рѣдки и за то какъ дороги для насъ эти письма. По цѣлымъ недѣлямъ ждемъ ихъ, и зато какая радость, когда мы ихъ получимъ! Кромѣ Вашихъ писемъ я еще довольно часто получаю отъ Кудрявцева. Вы здоровы — слава Богу! Еслибъ только Онъ далъ, чтобъ дѣла Ваши устроились! Да, [о]/О/нъ дастъ, [о]/О/нъ ниспошлетъ и /на/ насъ милость свою. До сихъ поръ видимо покровительствовалъ Онъ намъ во всѣхъ предпріятіяхъ. Станемъ надѣяться на Промыс>ъ Его — и все пойдетъ своимъ чередомъ. О себѣ скажемъ /мы/ что мы, Слава Богу, здоровы — вещь самая обыкновенная. Дѣла у насъ идутъ своимъ [чередомъ] порядкомъ хорошо. То занимаемся Геометріей и Алгеброй, чертимъ планы полевыхъ укрѣпленій: редутовъ, бастіоновъ и т. д. то рисуемъ перомъ горы. Коронадъ Филлиповичъ нами очень доволенъ и къ намъ особенно ласковъ. Онъ купилъ намъ отличные инструменты за 30 рублей монетою, и еще краски за 12 рублей. Безъ нихъ обойтись никакъ не было возможно; потому что планы всегда рисуютъ красками, а теперешніе товарищи наши слишкомъ скупы, чтобъ могли ссудить насъ. Постороннихъ расходовъ у насъ никакихъ нѣтъ, кромѣ развѣ [того], что на бумагу для письма и для плановъ, ибо мы уже начнемъ подготавливать ихъ къ Экзамену, а на это очень смотрятъ, и это болѣе всего содѣйствуетъ къ принятію. На этой недѣлѣ начали мы и Артиллерію; она также необходима ко второму классу. Изъ этаго вы теперь, любезный Папинька, можете видѣть могли ли мы вступить безъ приготовленія въ Училище!

Книги мы только нынче получили

_________________________________

<На полях слева запись:> поцѣлуйте за насъ Андрюшу, Николю, Вѣрочку, а особливо Сашурку.

_________________________________

съ почты и оттого не сей часъ отвѣчаемъ на письмо Ваше. Какъ много, много мы Вамъ за нихъ благодарны! Получили мы ихъ всѣ въ цѣлости. Цѣлуемъ у Васъ за нихъ премного разъ ручки!

На прошлой недѣли видѣли мы прежняго товарища нашего Гарнера и Весселя. Они приходили къ Корронаду Фил. прощаться; ибо отправлялись въ лагеря въ Питерговъ. Нынче день рожденья К. Ф. Погода теперь прекрасная. Завтра надѣемся она также не измѣнится, и, ежели будетъ хороша, то къ намъ придетъ Шидловскій и мы пойдемъ странствовать съ нимъ по Петербургу и оглядывать его знаменитости. Кстати о немъ. Онъ просилъ меня написать къ Вамъ получили ли Вы его письмо и Земледѣльческую Газету? Онъ свидѣтельствуетъ Вамъ свое почтенье.

Теперь о себѣ. Сыпь видимо проходитъ и къ экзамену навѣрно совершенно пройдетъ. Чтожь касается [пр]/ддругаго, то этаго никто не примѣчаетъ. Объ этомъ совершенно будьте покойны. Еще не было ни однаго примѣра, чтобы отъ К. Ф. кто нибудь не поступилъ въ Училище. Коронадъ Филлиповичъ свидѣтельствуетъ Вамъ свое почтенье. Ужь одиннадцать часовъ! пора спать! Добрая ночь! Прощайте. Съ истиннымъ почтеніемъ и сыновнею преданностію честь имѣемъ быть дѣти Ваши

Михаилъ и Өеодоръ Достое<вскіе>

<Далее следует приписка М. М. Достоевского, адресованная В. М. Достоевской:>

Милая Сестра Варинька!

Какъ жаль, что никогда не можемъ написать къ тебѣ того, чтобы хотѣлось, по причинѣ немногаго мѣста. Ты теперь въ деревнѣ. Ахъ какъ тебѣ должно быть весело; я тебѣ завидую отъ чистаго сердца. Пожалуйста не сердись, ежели я посовѣтую прочесть тебѣ по внимательнѣе Исторію Карамзина; да еще читай и даже учи на изустъ «Мірозданье»<.> Это принесетъ тебѣ много пользы, а особенно, когда ты не богата книгами. Предвижу грозу на твоихъ губкахъ за это. Но чтоже дѣлать. Это искренній совѣтъ твоего

<Далее следует авторский знак: хх. Слева на полях под таким же знаком запись: брата, который очень много тебя любитъ. Когда нибудь пришлю къ тебѣ особенное письмо. Прощай. Совершенно темно. Зги не видать!>

На щетъ денегъ я говорилъ Коронаду Өиллиповичу. Онъ сказалъ, что для него все равно; наговорилъ нѣсколько вѣжливостей — что обыкновенно при такихъ случаяхъ бываетъ. Да что онъ могъ говорить? Неужели онъ могъ с[у]/о/мнѣваться? Я не знаю, за чѣмъ сталъ онъ васъ за этимъ безпокоить?

Напишите, сдѣлайте милость, любезный Папинька, долго ли вы пробудите въ Москвѣ. Я думаю, вы теперь безпокоитесь, хлопочите! и все это черезъ насъ!! Чѣмъ мы возблагодаримъ Васъ за это!

Вмѣстѣ съ Вашимъ письмомъ мы пишемъ и къ Тётинькѣ. Кажется довольно вѣжливо.