800-летие Москвы. Газ. Русская Мысль 4. 9.
1947
800-ЛЕТИЕ
МОСКВЫ
1147
−1947
Восемь веков
исторического бытия Мо с к в ы.
В них − Р о с с и я. Мимо
этой грани пройти нельзя, и так
понятно, что нынешняя Москва праздновала это событие: ч т о-т о
повелевало праздновать, необоримо-стихийное, над чем
земная власть не властна:
празднование д о л ж н о было
состояться.
Мы тоже
вспоминаем, − сосредоточенно
вглядываясь в века, черпая в них
урок и укрепление. Мы открываем
грозыне и чудесные страницы нашей Истории, − истории бытия Москвы, − и видим чудо. Не гордыня ли
утверждать такое? чем гордимся?
древностью ли рода нашего? Много
народов древнее нас, мы − молодой
народ. В чем же чудо? Чудо − «Неопалимой
Купины». Восемь веков стоять
− и устоять! − на «проходной
дороге», открытой совсюду веирам!..
Эти века «стояния» − сплошные бури: нашествия и пожары, глад и
губительство, огонь и меч. Восток и Запад, Север и Юг
− ломились в открытую
Москву, испепеляли, сравнивали
с землей. А она снова
возникла. Если бы, силой воображения, представить
себе напластования под Москвой,
мы увидали бы чередующиеся пласты
уголища и пепла, белого
праха костяков, черепки
утвари, ржавые слои истлевшего
железа − бердышей, копий и
кольчуг, шеломов, секир,
цепей… и − кровь, кровь, кровь… − если бы ожила она, − всюду кровь, пропитавшая
пласты эти, спаявшая
их незримо. В этих пластах
− страшная и чудесная история Москвы.
…Москва стоит,
ж и в а я. Чем держаться? Не
сказать ли народным словом −
«Николай-Угодником держится»? не
под незримым ли Покровом-Омофором? Услышаны ночные
перекликанья стражи с кремлевских
стен: «Пресвятая Богородица,
спаси нас!..» − «Преподобный Отче
Сергие, моли Бога о нас!..»
Чем же она стояла эти века нашествий, пожаров,
ига? Летописцы, мыслители, поэты…
− по сие время раскрывают это
чудо-стояние. После всего, что творилось с Москвой в эти восемь веков, − кажется, и следа не
должно бы уцелеть на открытом месте, на этом
пересечении ста дорог! А Москва все стоит и ширится.
Не только стоит, а явила миру
новое чудо бытия: отбила нашествие
западных «монголов»,
повергла и раздавила в прах. Откуда это чудо? Все оттуда, откуда
все чудеса минувшего: от Веры, от русского х о т е н ь я, от исконного нашего инстинкта − б ы т ь,
свершить данное нам в удел. Этого не объяснить словами:
это от недр, подспудное, дремлющее
в неясной грезе, − и, вдруг,
в страшный урочный час, взрывающее
свой спуд стихийно.
Эта сила являет себя в водительстве русских Святых Угодников;
толкуется мудрецами, русской
мыслью и русским чувством; вскрывается
вдохновением поэтов. Это
− стихийное, «русский дух», никем еще неосознанный. Это хранило и сохранило Москву − Россию: для нас, − для
человечества, может быть. Так
вещают духовные водители России, истолкователи
российского удела. Этим путем,
ищущим вечного, нетленного, вели русский народ его Святые,
давая собой пример. И народ шел за
ними, сердцем, бессознательно чувствуя
величие удела, взыскуя
Града. Не для сего ли вложено в нем чудесное «хотенье», о котором писал когда-то
Жозеф-де-Местр: «если бы
русское хотенье заключить
под крепость, оно взорвало бы крепость»? О нашей
призванности, о «всечеловечности»… − говорил Достоевский
в речи о Пушкине. О том же,
прикровенно, − в литературе нашей,
в течениях русской мысли. Наши Святые
торили путь, примером и
поучением внедряли в души наши
сонание нашего «образа-подобия». И мы
бессознательно несем, в
великой народной толще,
в народном «духе», −
веру в предназанченье наше.
На этом пути много соблазнов и уклонов,
но народ подоплекой чует, что это
е г о дорога, что не покинут его Водители. Недаром − в страшнейшее из испытаний,
над бездной, уже разверзшейся,
когда растерялась власть, русские
обезбоженные люди взывали
к небесному оплоту, как давняя
крепостная стража молитвенною
ночною перекличкой: «Пресвятая
Богородицв, спаси нас!..» − до призыванья победоносных
былых вождей. И русская вера
оправдалась, и небесное чудо совершилось: ударили небывало-ранние морозы,
до 40 градусов, в исходе старого ноября,
и все окаменело, − и враг
застыл. Это − История.
После вековых порабощений русская душа
осталась живой, с в о б о д н о й. Как отзывались
чужеземцы о русском мужике, о «крпостном
рабе»? Много о сем
свидетельств. Удивительно свидетельствовали о нем,
как о свободном человеке, державшем себя с достоинством, говорящем − как равный
с равным. Откуда это?
От сознания своего «образа-подобия», от научения
от своих Святых, от высокого
своего р о д с т в а, −
от несознанного своего
б о г о с ы н о в с т в а. Не
раб, и никогда не станет ничьим
рабом, пока жива православная
душа, пока живы в душе
и с т о к и, забившие в ней с к у
п е л и. Вождение Святыми хранило
и сохранило в русском народе
− ч е л о в е к а. И во всем мире
он ищет ч е л о в е к а, образ и подобие Божии.
Сила духа,
вера в с е б я, в
с в о е, в П р а в д у
святого Слова, −
просыпались в русской душе в годины бедствий. Эти «рабы», под игом, поверженнве в прах, − казалось испепеленные, − чудесно поднимались,
напрягались сверхчеловечески, одолевали… − и проносили победные знамена по всей Европе, до наших
дней. Что их так чудодейственно живило?
Высокий Идеал, несознанный,
врожденный, и − бессмертный.
Это − стихийное, промыслительно-благостно дарованное.
«Нет, т а к не должно
быть… не может жизнь стоять на такой неправде… е с т ь Божья Правда,
надо найти ее и установить…»
− вот, как бы голос в русском человеке, сокровенный,
несознанный. Вот откуда − «Неопалимая Купина», духовное вино в нас,
порой пьянящее, но всегда укрепляющее
дух. Отсюда − неизживаемый «нравственный запас», о котором говорил Ключевский в
слове о преп. Сергие. Отсюда
чудо с т о я н и я и побед.
И оно приведет к Победе.
Это предназначение − найти
Правду и послужить ей, д л я в с е х, − это стихийно в нас, но оно ясно Святым и Гениям. Смутное для
сознания народом, но
проявляемое в сверхчеловеческом напряжении
в годины страданий и падений,
− повелевающий в нас инстинкт.
Вот почему, отмечая
восьмидесятилетие бытия Москвы,
мы должны особенно чутко
вслушаться в голоса нашего
прошлого, исконного: особенно
ныне, в темную пору грозной
неопределенности, когда, быть может,
решается русская судьба. Мы должны
зорко вглядеться в н а
ш е, проникнуть к его
вековым истокам. В них −
голос прошлого, завет нам. Мы
должны крепко связать себя с родными н е д р а м и. Пушкин
мудро выразил это в глубоких своих стихах:
«Два чувства дивно близки нам −
«В них обретает
сердце пищу −
«Любовь к отеческим гробам.
«На них основано от века
«По воле Бога самого
«Самостоянье
человека, −
«Залог величия его.
«Животворящая святыня!
«Земля была без
них мертва;
«Без них наш
тесный мир − пустыня,
«Душа −
алтарь без божества».
Это проникание к и с
т о к а м, эта «любовь к отеческим гробам», «к родному пепелищу»,
это вслушивание в шепоты прошлого… − крепит падающих
духом. Старшее поколение должно
помнить великую ответственность перед идущим
ему на смену. Должно, как
священный долг, исполнять завет
Пушкина: любить родные
н е д р а и показывать юным,
чем жила, строилась,
вдохновлялась и хранила себя Москва − Россия.
А т а м
− празднование бытия
Москвы может оставить
следствия, особенно у юных, пытливых духом. Приникание к н е
д р а м − целебное лекарство; оно будит
и выпрямляет дух. Приникание к родным
и с т о к а м, вглядывание в самые камни
древние − большая сила. Об
этом вдохновенно сказал И. А. Ильин:*
«…Есть древние города, молчаливо накапливающие
в себе эти природно-исторические и
исторически-религиозные веяния. В их стенах
и башнях, в их дворцах и домиках безмолвно присутствует
дух их строителей; и стогна
их хранят отзвучавшие звуки шагов
и голосов всенародной, то мятущейся, то ликующей толпы. Их Кремль и соборы суть живые, раз навсегда
всенародно-вознесенные
молитвы. И самые холмы их − нето дары
природы, нето могильные курганы,
нето крепкие символы
государственной власти, − говорят о бывшем, как о
сохранившемся навек. И не те
же ли
стародавние реки струятся и ныне
под их мостами? Не те же ди дубы
и сосны молчали ушедшим предкам?
И не о забвении, а о вечной памяти шепчет трава в их садах?..»
Москва… Там
«…русский дух
начал гнездиться, и роиться,
и накапливать свои
богатства, − и нетленные, и исчезновенные, − с
девято-десятого века; − в
этом стародавнем колодце русскости, в этом великом
национальном «городишке», где сосредоточивались наши
коренные силы, где тысячи лет бродило и отстаивалось вино
нашего духа; − в этом ключевом
колодце, вокруг которого ныне, как и встарь, −
…И смолой, и
земляникой
Пахнет темный
бор».
Сентябрь, 1947.
Париж.
СТАТЬИ ИВ.
ШМЕЛЕВА
1924
− 1947
ШМЕЛЕВ
ПУБЛИЦИСТ
(Содержание)
Вступление .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
1924 г.
Душа Родины. Русская газета 3. 3. 1924 .
. . .
. . .
Крестный подвиг. Русская газета 28. 1. 1924
. . .
.
Слово о Татьяне. Русская газета 4. 2. 1924 .
. . .
.
Крушение кумиров.
Русская газета − 3. 1924 . .
. . .
Большой без козырей.
Русская газета 10. 5. 1924 .
. .
Глаза открываются.
Русская газета. 1. 6. 1924
. . .
. .
Христос воскрес. Наш Путь 1. 6.
1924 . .
. . .
.
Дикое Поле. Русская газета − 7. 1924 .
. . .
. . .
Русское дело.
Русская газета − 9.
1924 . .
. . .
Болезнь ли? Русская газета
19. 9. 1924 .
. . .
.
Убийство. (Написано
в 1924 г. Напечатано впервые
в журн. Возрождение в 1965 г.)
. . .
. . .
. .
1924 г.
Пути мертвые и
живые. Русская газета 22. 4. 1925 .
. .
Голос совести. Инвалид
22. 5. 1925
. . .
. . .
Драгоценный металл. Газ. Возрождение − 11.
1925 . .
.
Кощунство. Газ. Возрождение 25. 11. 1925
. . .
. .
Забыть пе\реступно.
Газ. Возрождение 29. 12. 1925
. . .
1925 г.
Подвиг. Газ. Возрождение 27. 3. 1927
. . .
. . .
К читателям. Наз. Возрождения 5. 5. 1927
. . .
. .
Снова
напоминаю вам. Газ. Инвалид
22. 5. 1927 . . .
К писателям мира. Газ. Возрождение − 7. 1927 .
. . .
Похоть совести.
Газ. Возрождение 19. 8. 1927
. . .
.
Как нам быть.
Русский колокол − 8. 1927,
Берлин . .
.
Защитнику русского
офицера Конрали − г-ну Обберу,
как материал для дела .
. . .
. . .
. .
Письмо в редакцию.
Газ. Последние Новости 9. 9. 1927 .
И. С. Шмелев о революции
. . .
. . .
. . .
Душа России. Газ. Возрождение 27. 11.
1927 . .
. .
Анри Барбюс и Российская Корона. Газ. Сегодня, Рига,
18. 12. 1927 .
. . .
. . .
. . .
.
Русский колокол. Газ.
Возрождение − 12. 1927
. . .
1928 г.
Воззвание Русск. Об-ва
друзей международной борьбы
с большевизмом. Газ. Возрождение
− 1. 1928 . .
.
Вечный Завет. Газ. Возрождение 22. 2.
1928 . .
. .
К родной молодежи (девушки). Русский колокол №6, Берлин, 2. 6. 1928 .
. . .
. . .
. . .
.
Событие. Газ. Возрождение
17. 10. 1928 . .
. . .
Жестокая утрата (Памяти Ю. И. Айхенвальда). Газ. Руль № 2457, Берлин,
22. 12. 1928 .
. . .
. . .
1929 г.
«Помни Россию» (По поводу
одного «Письма в редакцию»). Газю
Возрождение − 3. 1929 .
. . .
. .
Крест просвещения.
Газ. Россия и Славянство 16. 11. 1929
.
Лед треснул. Газ.
Россия и Славянство 21. 12. 1929 .
. .
К родной молодежи
(Милые юные друзья). Русский колокол №7,
Берлин, 3. 6. 1928 .
. . .
. . .
.
1930 г.
Мученица
Татьяна. Газ. Сегодня, Рига, −
1. 1930 .
. .
И. С. Смелев. Газ.
Сегодня, Рига, 1. 1. 1930 .
. . .
Душа Москвы.
Газ. Возрождение − 3.
1930 . .
. .
По поводу
Манежа. Россия и Славянство 2. 8.
1930-1934 г. .
Русский лагерь в Капьретоне. Газ. Возрождение. 27. 6.
1934 .
Ты победил Галилеянин. Газ. Россия, Белград, 17. 11.
1934 .
1935 г.
Мятый пар. Газ.
Русский Инвалид − 5. 1935 .
. . .
.
Слово И. С. Шмелева
«Ко дню Русского Инвалида» 10. 5. 1935
. . .
. . .
. . .
. . .
. .
Письмо Патриарху
Варнаве Сербскому. 9. 6.
1935 . .
.
Наша вера (Ко дню
русской культуры. − 6. 1935
. . . .
Для России. Газ.
Возрождение № 1382
. . .
. . .
Протест Шмелева. Газ.
Возрождение . .
. . .
. .
Пруст .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
1936 г.
Подвиг (Ледяной
поход) Доброволец № 297 −
2. 1936 . .
Верный идеал. −
4. 1936 . .
. . .
. . .
. .
1937 г.
А. С. Пушкин
(Сынам России). Газ. Доброволец − 2. 1937 .
Подвижники. Газ.
Возрождение 10. 12. 1937 .
. . .
.
1938 г.
Случай в Шанхае. Газ. Возрождение − 1.
1938 . .
. . .
1943 г.
Певец Ледяной
Пустыни. − 2. 1943 .
. . .
. . .
1947 г.
Необходимый ответ. Газ. Русская мысль. 31. 5. 1947
. .
Памяти «Непреклонного». Газ. Русская Мысль 16.
8. 1947
.
Удар в душу. Газ. Сегодня, Рига, 14. 1. 1930
. . .
.
800-летие Москвы. Газ. Русская Мысль 4. 9.
1947 . .
.
* И. А. Ильин: «О тьме и просветлении» (новый, еще не опубликованный [в сентябре 1947 года, − изд.] труд о
художественной критике). (прим. автора)