Русский колокол. Газ. Возрождение − 12.
1927
«РУССКИЙ
КОЛОКОЛ»
Вот журнал, которому
принадлежит право привлечь
внимание живой русской
эмиграции, той ее крепкой
части, для которой мысль
о России Новой, о России Светлой −
не умерла.
Этот журнал,
руководимый проф. И. А. Ильиным, ставит
своей задачей руководить
теми, кто хочет служить
грядущей России словом и делом и
− воспитывать новую, национальную
интеллигенцию, религиозно обновленную и государственно мыслящую.
Вторая книга журнала − о первой уже писалось − еще более укрепляет
важность этого журнала
для нас, в рассеянии сущих,
но душой пребывающих с Россией.
Книжка открывается
блестящей статьей редактора
− «О русской интеллигенции», о том, почему
интеллигенция перестала верить и
понимать Россию, почему
в ней иссяк источник
национального самосохранения;
почему она не могла строить
свою Россию − и какой
должна быть подлинная национальная интеллигенция.
Г. Бах, в статье «Лицом к России!» говорит
о спасительной силе созидательного патриотизма,
черпающего мощь из веры в гений русского
народа, олицетворенный в Пушкине.
В статье
«Кризис современного искусства И. А. Ильин, взяв
эпиграфом из Пушкина −
Постойте! Наперед узнайте, чем душа
У вас исполнена − прямым ли вдохновеньем,
Иль необузданным
одни поползновеньем…
и из Тютчева −
Мечты людей, как сны
больного дики…
ставит
вопрос о темных недрах в
человеке, стремящегося поглотить человеческое, увлечь
гармонически-светлый дух в
самоволье вихрей и бурь глубинных…
о сущности искусства, о связанности искусства с религиозно-созерцательным началом в человеке, об истинных
путях высокого искусства,
о значении его для жизни
духа, об изсякновении духовных
недр, о гиблых путях
пустого, мертвящего
искусства…
Искренностью захватывает
«открытое письмо» к
оставшимся в России
патриотам − «Вы наши братья!» − И. А. Ильина. Для братского
понимания между нами и теми
это «письмо» должно иметь важное
значение: оно помогает
разобраться во многих несправедливых укоризнах.
С большим
интересом читается житие Митрополита Макария, верного
наставника молодого Ивана IV, − статья
И. Лаппо, − из серии
«Великие Строители России».
Журнал прекрасно делает,
вызывая перед нами тени
забытых «национальных
делателей».
Статья Православного − «Православие и государственность» как раз
ко времени. Есть философы, для которых
Церковь не Тело Христово, а одна
из философских категорий, и которые,
упражняясь в мыслях, тщатся решать вопросы догмы и указывают
пути истинным чадам
Церкви, тревожа и возмущая совесть. Статья Православного
освещает вопрос о
пределах «отделения Церкви от
государства», о праве Церкви,
как учреждения божественного, участвовать
и в земном − государственном строительстве рука об руку
с государственной властью,
наполняя ее духовным
содержанием; об отношениях между «кесаревым» и «Божьим»[i] и о долге
и праве Церкви благословлять «меч», поднятый
на борьбу со злом.
Горячо написал Н. Цуриков о «Пафосе героизма
об идеях современности». Героизм
− творческое и животворящее начало, и потому должен воспитываться
государством, как движущая жизнь сила.
Особенно важно значение
героизма в подвиге
освобождения и
восстановления России. Автор
остро и метко говорит о демократизации современности, о приглушении героизма «вождями века сего», которые
настойчиво выкуривают героизм из жизни и учат доверчивые
массы и низы народов
презирать героев и этим
как бы призывают к умерщвлению
Героя.
«Тебе не нужны
вожди, тебе нужны герои! Ни за кем не иди!
Веди и приказывай сам! Ты
хозяин, а мы… твои слуги!» −
так-то внушают массам собирающиеся сесть им на шею. Массы верят. А с этим, − говорит автор,
− «неизбежно связано и
отвращение народного взора от неба»…
…И сладкий
горошек достанется нам!
А царство небесное мы воробьям
И ангелам Божьим
уступим…
«Так некогда
аргументировал Бебель свою социальную
утопию − стихами Гейне».
Мы, русские, теперь знаем,
кому достался «сладкий горошек», и что досталось массам, отторгнутым песнями
коммунистических сирен от национальных своих героев!
Статья В. Гефлинга «Живой
опыт коммунизма» дает картину небывалой экономической эксплуатации,
«высасывания» русского народа
коммунистами, и делает вывод о
неминуемо-роковом завершении это «экономики» − освобождением хозяйственных
сил новой, свободной России.
Во 2-ой
части журнала,
показательной, помещена исторически и географически обоснованная
статья редакции −
«Историческое бремя России», показывающая,
с какими трудностями
бороться выпало в судьбинный удел России. Интересна для нас статья Б.
Никольского «Русская эмиграция
в цифрах» и статья И. А. Ильина «О признании советской власти» − правила и советы,
− очень важная в вопросах
о «возвращенстве». Заключают
книгу изречения Св. Писания,
Святых, мудрецов и писателей «о
сопротивлении злу силою».
Возрождение, 1927 г.
[i] Тогда говорит им: итак
отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Матф. 22:21); Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево
кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. (Мар. 12:17); Он
сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие
Богу. (Лук. 20:25)