Необходимый ответ. Газ. Русская мысль. 31. 5. 1947
НЕОБХОДИМЫЙ
ОТВЕТ
Письмо в газету
25 мая, вечером,
советское радио оповестило, что в новой
русской антикоммунистической газете
«Русская Мысль», в Париже, сотрудничает,
между другими «фашистами», писатель Шмелев, «работавший с немцами» во
время оккупации. Этот злой
навет я обязан опровергнуть.
Фашистом я никогда не
был и сочувствия фашизму не проявлял никогда. Пусть мне укажут противное. Где не
признается человек, где нет свободы слова, мысли и совести, там нет души писателя. Но главное не это, а − произвольное утверждение, что я «работал с немцами». А я утверждаю совсем обратное: я работал против немцев,
против преследуемой ими цели
− в отношении России. И приведу доказательства,
Да, я печатался
в «Парижском Вестнике»: там было напечатано четыре
моих рассказа и одна
литературная статья. Почему там печатался? А вот,
почему.
Для сотен тысяч
русских людей, пригнанных немцами в Европу, не было русской газеты. Когда нарождалась
газета «Пар. Вест.», ее редактор просил меня о сотрудничестве. Я спросил, на чьи деньги. − «На русские,
начинаем с нашими 3 т. фр. Массам оттуда нужна русская
газета». Я понимал, что нужна, и что
им нужно в ней. Я решил − печататься, для них.
Гооврить то, что я говорил
всегда, − о России, о ее величии, о ее
матеоиальном и душевно-духовном богатстве. Немцы − и не одни они − искажли
подлинный лик России. Писали, что Россия − «историческое
недоразумение», ни истории, ни
культуры, великая степь − и в ней дикари.
Немцы показывали этих
«дикарей», возя русских
пленных и пригнанных, стойком
на камионах, по Берлину,
одев в отрепья… − «смотрите дикарей!
мы несем им культуру!..» Это было.
Было и многое другое, куда страшней.
О сем дошло и до русского
Парижа. Оставить без ответа эту ложь? Мне как бы
открывался случай, в меру моих
сил, хотя бы в узах,
скрутивших слово, образно опровергнуть
гнусную клевету. Я полагал,
что мои рассказы о родном могут
содействовать этой цели. Я не ошибся,
чему имеются подтверждения.
Я писал подинную Россию, пусть
былую, − но она есть!
− ту, что дал в своих книгах,
особенно в «Лете Господнем» и «Богомольи». Вначале я напечатал «Чёртов Балаган»,
раньше печатавшийся в «Возрождении»; перечитал для
пригнанных оттуда, чтоб постигли
чувство долга. Пусть прочтут, о чем там
речь. Это ли «работа с
немцами?..
Я напечатал «Именины»
− о русской душе, о ее глубине и
нежности, о ее чутье к правде, к Божьему, о ее ласковости, о русском
обилии, размахе, о благодарности за добро, о ее песне…
о ее прегрешениях и слабостях, о ее
покаянии… Пусть прочтут. Это ли − «работа с немцами»?!
Я напечатал «Рождество
в Москве» − о той же русской шири, о
вещном и душевном богатстве, о
тяге к чистоте и красоте, о самобытности, о сильном бытии, чем в праве
русские гордиться. Пусть
прочтут и пусть тогда дерзнут
бросить мне грязное −
«работал с немцами»!.. Пусть
же знают, что мои русские друзья в Берлине,
поняв глубинный смысл рассказа, хотели напечатать его в тамошней
русской газете; но цензор-немец перечеркнул красными
чернилами, до прорыва бумаги, сказав: «нам это совсем не нужно!..»
Потому и «ненужно», что это − против немцев, против их
злостно-пошлой маски на Россию. В Париже «протащили»,
и я получил отзвуки признательности. Пусть прочтут − может быть поймут, какая тут работа.
Я напечатал рассказ
«Почему так случилось?»
− сложный, трудный для постижения в беглом чтении. Там − о России, о преступлении против
Нее. Там покаяние русского интеллигента. Но там и апофеоз
русской простой души, русского «примитива», но сколькими
головами этот «примитив»
выше открывшихся перед миром немцев!.. И это называют
− «работал с немцами»!..
Не раз предлагали
мне в Эмигр. Управлении дать
«что-нибудь поактуальнее». Я отвечал,
что не пишу для
пропаганды, «актуальности» в душе нет. На меня косились,
задержали на полгода статью «Певец
ледяной пустыни». Мне
предлагали возглавить «литерат. отдел» при Управлении и − я отклонил. Предложили − «почетным председателем», − ответил, что не
ценю почета. А когда мне пришлось
просить о визе за-гарницу, для устройства литературных дел, ответили:
«когда же вы дадите что-нибудь
акту-альное?» Я снова заявил − не-спо-со-бен. Тогда мне было сказано: «дайте прошение
о визе… мы направим». Ответа не было.
Я шел на жертву,
работая в такой газетке. Но что же делать? Хоть через
вражий орган «шептать» правду… − поймут, вздохнут,
хотя бы слабый лик России почувствуют. Меня
читали − и были благодарны.
И все это − никак не значит, что я
«работал с немцами»: моя работа
шла как раз
вразрез с их целью.
Легко, конечно, было уклониться от поганой
ямы… Но вот… − если ребенок
упал в яму, воздержатся ли
опуститься в нее из страха
загрязниться? Нет, и не подумают
о грязи, опустятся, чтобы помочь
ребенку. Мой случай, − если
взять долг писателя перед народом, − трудней, сложней. Я его понимаю так: если есть малейшая
возможность защитить честь родины,
оберечь ее чистое имя от
издевательств, − надо
такой возможностью воспользоваться. Что я и сделал. Все,
что я писал за всю свою жизнь,
− навиду. Пусть отыщут хоть в
одном словечке «работу» на врагов, а не на родину. Я писал только о России, о русском
человеке, о его душе и сердце, о его страданьях. О его страшной
беде. Только. Против
России, за Ее врагов − ни
единого слова не найдется. Это боль русского
писателя о родном, − для
тех, кто читать умеет,
− во всем творчестве. И
это знают не только
чуткие русские читатели, но и читатели
более, чем «двунадесяти языков».
Май,
1947.
Париж.