Подвиг. Газ. Возрождение 27. 3. 1927
ПОДВИГ
Вечная память
павшим в Китае русским героям.
Было время,
когда жертва жизнью
во имя Добра и Правды считалась
героизмом. Человечество хранит
память о доблести и жертвенности
− «во имя». Памятники сему стоят
по всему миру. Крестовые Походы.
Борьба «за свободу», увлекавшаяся
красотой цели очень многих, борьбе
совершенно непричастных: американская борьба за независимость, увлекшая многих европейцев;
борьба за освобождение негров; борьба за
возсоздаие Италии. Байрон и
греки. Герои романов
и трагедий, баллад, поэм.
Борьба за освобождение славян.
Борьба буров… Борьба за
высокочеловеческие цели, за Культуру, − восхищала, и ее участники − часто люди со стороны − не считались «авантюристами», «наемниками»,
«ландскнехтами», «торгующими своею кровью».
Но вот, на этих днях,
при посредстве телеграфного
агенства, свидетелями подвига за Правду, за Культуру, за идею. Горсть офицеров, б е л ы х
русских офицеров, самоотверженно билась с красными полчищами в Китае и,
покинутая всеми, дралась, до последнего
патрона. Дралась на глазах благоразумных
европейцев, тысячами засевших с пушками и пулеметами за проволоку, под прикрытием грозных броненосцев,
на своей, так называемой «концессии»,
и не пошевельнувшихся, когда перед их глазами их
бывшим союзникам, никогда им не изменявшим, русским офицерам, − рубили головы, втыкали на штыки и носили, как торжество.
Кто эти русские
офицеры − мы знаем; не могут не знать и европейцы. Они боролись за честь России, спасая
и Европу. Боролись с Красным Интернационалом, воплощением
Зла в мире. Вынужденные оставить
родину, они унесли с собою
несломленную идею − свою
Правду. И вот, когда Красный Интернационал, разжигая
пожар в Китае, уже угрожает
миру, эти русские офицеры в китайском океане не остались только свидетелями: они
вступили в борьбу с беспощадным
своим врагом и, сражаясь
в рядах китайских националистов-белых, − сражались за с в
о е дело, за свою Правду, за поруганную
Россию, за христианскую культуру.
И вот картина
потрясающая, можно сказать даже −
небывалая!
Вооруженные по последней
военной технике, с броненосцами, газами,
аэропланами, пулеметами, пушками,
двадцать тысяч здоровых европейцев благоразумно окопались
и ощетинились на своем
добре. Засели и объявили − просто-коммерчески:
− Не троньте нас,
и мы вас не тронем. И ни в чем
вам мешать не будем. Можете вытворять,
что вам угодно: рубить кому
захотите головы, − и сколько
захотите! − надевать на штыки,
носить; убивать, жечь, насиловать, − а мы умываем руки. Если к
нам будут прорываться, ища защиты,
мы будем отнимать оружие и выгонять
на расправу к вам, − только нас не
трогайте, и мы договоримся. Мы приехали
торговать и промышлять, а не воевать.
Если не очень шумно, можете
погонять и, вообще… наших
миссионеров, но только мы должны вывезти
в безопасное место наших детей и женщин, а с ненашими
можете…
Словом, все, что нам хорошо известно − по России.
Уже девять лет льется
русская кровь, и всячески расхищается Россия, а народы, считающие
себя культурными, помогают
этому расхищению и убиванию. Девять лет террора и
рабства, а виновников неслыханного
в мире зверства культурные народы признают себе равными, всячески с ними договариваются, приглашают в гости и скупают у них
ч у ж о е, добытое разбоем. Это в порядке
вещей и вошло в нравы европейцев.
Идеалы забыты и опрокинуты, хотя памятники еще стоят. И
вовсе теперь не странно, что европейцы
и пальцем не шевельнули, когда перед их глазами, перед их
броненосцами и пушками… рубили
головы русским офицерам, когда-то
бившимися и за них, сидящих теперь за проволочными сетями:
лишь бы не трогали их самих, устроившихся
на своем скарбе.
Удивительно не это. Скарб
для современного европейца − все.
На этом стоит− или сидит −
современная культура.
Удивительно
другое.
Когда горсть русских офицеров, наших братьев
и сыновей, которым уж и деваться
некуда, вступает в последний бой под невидимым с в о и м
знаменем оскорбленной российской
чести, защиты последнего святого, что есть у человека, − Правды, которая
так ясна, вступает в борьбу
отчаяния на чужой земле, отдавая
последнее свое − жизнь, и з н а я, что уже не увидит
победы, которая придет когда-то,
которая д о л ж н а прийти, − вступает в последний бой, чтобы
доблестно завершить полную
ужаса и муки смертной скорбную жизнь свою, − в это время находятся
люди в Зарубежье, находятся органы печати, вольно или
невольно искажающие благороднейшее движение души, извращающие
истинную цену пролитой крови! Вот
что и удивительно, и страшно. Людей
долга и подвига, сохранивших в
скитаниях честь и благородство
русского имени, павших в
борьбе с
Красным Интернационалом, чумою
человечества, −
называют «сохранившими до конца
«в е р н о с т ь з н а м е н
и» Чанг-Чун-Чанга» (!) − «борцами
за правое дело» (именно так, в
кавычках!) китайских генералов»!..
Вот это − страшно.
Т а к расценить
жертву русскою кровью в мятущемся
Китае, давать т а к о е
наименование ж е р т в е за высокую
цель − Идею, пользоваться
высоким подвигом для
политических состязаний в слове,
в мелкой борьбе на месте… − это надо называть
воистину удивительным и страшным, и чуждым совестливой
и чуткой печати русской.
Пожалеть надо, но не
т а к. Не так, как п о ж а л е л и некоторые
мира, из недра чистого,
драгоценного, который возлила женщина на ноги Христа.
«Истинно говорю вам: где
ни будет проповедано Евангелие в целом мире, сказано будет, в
память ее, и о том, что она сделала!»[i]
(Матф. 26, 13).
Отдали жизнь свою,
приняли муки, «возлили миро
драгоценное»…
Практикам − это
недоступно.
Надо пожалеть,
что еще и еще пролилась драгоценная
русская кровь, пролилась
на чужой земле. Надо щадить
ее, надо хранить ее бережно
героям до дня, когда потребует ее
для себя − Россия. Но нельзя не понять
высоких побуждений, о которых не говорят, которые проявляют подвигом, −
страшным, простым, как смерть! Те, отдавшие
жизнь за Правду, н е м о г л и
поступить иначе, оставаясь верными до конца. Когда мудрые европейцы
сидели, окопавшись, на чужой территории, на своем
добре-скарбе, русские «неразумные»
изгнанники, русские белые
офицеры показали перед всем светом,
как и за что надо биться и умирать, если ты человек, а не торгаш.
И, сражаясь под знаменем
Чанг-Чун-Чанга, сражались под с
в о и м знаменем. Сражались за
с в о е, − и за человеческое − а не «за «п р а в о е
д е л о» китайских генералов»! Им − честь, а позор тем, кто сидит
на своем добре-скарбе, за
проволочной сетью, смотрит, как рубят
головы, и умывает руки, продолжая привычное − до конца.
Более потрясающего
примера самоотверженности и благородства
− и, с другой стороны,
благоразумной черствости и
расчета невозможно себе представить.
Наше время можно
назвать, поистине, − величайшим духовным мелководьем. И если бы не являлись по временам в этой бездушной человеческой пустыне примеры
высоких душ, надо бы было сказать бесповоротно: кончилась великая обедня, пришел базар!
Март 1927 г.
Севр.
[i] Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона
прокаженного, 7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира
драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. 8 Увидев это, ученики Его
вознегодовали и говорили: к чему такая трата? 9 Ибо можно было бы продать это
миро за большую цену и дать нищим. 10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что
смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: 11 ибо нищих всегда имеете
с собою, а Меня не всегда имеете; 12 возлив миро сие на тело Мое, она
приготовила Меня к погребению; 13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано
Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
(Матф. 26:6-13)