Подвиг
(Ледяной поход) Доброволец № 297 − 2. 1936
ПОДВИГ
(Ледяной
поход)
«Он имел одно
виденье,
Непостижимое уму»….
А. Пушкин.
То, что совершилось
восемнадцать лет тому назад на
Кубани и что «Союз
Добровольцев» ежегодно
поминает молитвой и «круговым ковшом», по ревнему обычаю, − «Бойцы поминают
минувшие дни…» − уже тогда,
когда это совершалось,
многим, смотревшим со стороны, казалось подвигом, но подвигом
«безумия». «Горсточка добровольцев,
брошенная всеми, истомленная длительными
боями, непогодами, морозами,
повидимому, исчерпала до конца свои силы и возможности борьбы…»
− слова генерала Алексеева −
и ушла в степи Кубани,
в исторический Ледяной Поход.
Ушла, чтобы продолжать
борьбу со стихиями и с
врагом не человеческим только, а стихийным,
не земным только, а вселенским,
− борьбу со Злом, принявшим
личину большевизма. «Горсточка» − и стихия Зла, «всеми
оставленные» − и всемогущее,
на человеческую мерку, Зло,
овладевшее Россией, всеми силами и богатствами ее, всеми
жизнями, Зло, прожигающее
души соблазнами, властвующее
насилием безмерным. И «горсточка»
− продолжала вести борьбу. На
человеческую мерку − б е з у м и е. Но у этой «горсточки» уже не было «человеческой мерки».
Подвигом Духа переросла она эту мерку,
руководилась не человеческим, а
иным, высшим, «непостижимым уму». В этом «безумии» проявилась извечная трагедия божественной
сущности в существе, ограниченном
телесно: боежственное п о в е л е л о
− и «горсточка» пошла на свою
Голгофу. Тут не рядовое событие истории, а неизмеримое временем − трагедия борьбы
Божеского и Дьявольского. В этом
частном и как бы «провинциальном» для мира «случае» пряовляется
величайшее о б щ е е: трагедия
человека на земле. Перед
«горсточкой» был поставлен сплетением исторических событий страшный выбор − как отсвет
того, евангельского ыбора, когда Добро и Зло стали лицом к лицу, когда
дьявол показывал Ему все царства мира и славу их и говорил: «все это дам
Тебе, если, падши, поклонишься
мне»[i]. И
«горсточка» выбор сделала: пошла путем
Его. И зрителям мира показла, − и
кровью своей закрепила, − что есть
сокровища, которых н е л ь з я
отдать ни даже за целый мир.
Русские Добровольцы, как «бедный
рыцарь», имели «одно виденье,
непостижимое уму» − Ее,
Россию, и все, что у рыцаря
слито с Ней, воплощено в
Ней, олицетворено Ею. И, «верные сладостной мечте», «полные
чистою любовью», тни начертали на щите
своею кровью святое имя
Ее.
Этот подвиг −
уход в ледяные степи −
определяемый условным человеческим
временем − 9/22 февраля 1918 г. − имеет бессмертный смысл
− отсвет Голгофской Жертвы.
Этот подвиг роднится с чудеснейшими мигами
человеческого мира, когда на
весах Совести и Любви взвешивались
явления двух порядков: тленного и нетленного, рабства и свободы, бесчестья и чести. Этот
подвиг − проявление
высокого русского гражданства: в
подвиге этом не было ни различия классов, ни возраста, ни пола,
− все было равно, едино, все было
− общая жертва жизнью.
Ледяной Похрд длится.
Он вечен, как бессмертная душа в людях, − негасимая лампада, теплящаяся
Господним Светом.
Февраль, 1936 г.
Париж.
[i] Опять берет Его диавол на
весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит
Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. (Матф. 4:8-9); И, возведя
Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение
времени, 6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и
славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; 7 итак, если Ты
поклонишься мне, то все будет Твое. (Лук. 4:5-7)