Подвижники. Газ. Возрождение  10. 12. 1937

 

ПОДВИЖНИКИ  

 

Минувшим летом,  я посетил  на  Карпатской Руси  православную  русскую обитель − «Братство  пр. Иова  Почаевского».  Три недели прожил я там и видел неустанно  творимый подвиг. Этот подвиг − наше родное  дело.  Не  раз я думал,  под перезвоны колоколов,  под стуки  печатного  станка,  иноки там  печатают  Слово Божие, − сколько  отчаявшихся  самовольно  собой распорядились,  не выдержали,  у ш л и.  Если бы знали,  во имя  ч е г о  здесь  трудятся,  ч е м   здесь живут… − многие,  может быть,  нашли бы опору  и веру  в жизнь. 

Тридцать  лет тому  здесь  было пустое поле.  Неотпавшие  в унию  карпатороссы  не имели ни  церкви,  ни пастыря.  И вот,  пришел  православный  подвижник-инок,  как в давнее  время на Руси,  и голое место  просветилось: воздвигся  прекрасный храм,  зазвонили  колокола в пустыне,  выросли  корпуса и службы,  зацвели  яблони,  загудела пчела  на пасеке,  и восстала  из праха  вновь  печатня  пр. Иова  Почаевского,  основанная  Святым  в Почаеве в  1618 г.,  разбитая  большевиками  и петлюровцами  в  1918.  Вот что творится  верой  единомысленных,  сильных духом.  

Кто они,  сильные? Все −  искавшие верного  пути,  Господней Правды.  Многие  из них  прошли сквозь огонь  войны.  И вот,  вышли в пустое  поле,  «сеятели  пустынные», приняли  послушание  и обновились духом.  Возгорелись высоким рвением,  крепкой верой,  что жизнь  может  обновиться  только  Христовым Словом,  через Церковь; что только Она,  Святая,  согревает  в холодном мире и накрепко вяжет  с  родиной.  Эта вера  дает  им силы.  Крепнущая  книгопечатня  рассылает по всему зарубежью русскому  богослужебные книги − «Великий  Сборник» − и книги духовнонравственные, соджействуя  духовному возрождению,  проповедуя  Православие по всей округе.  Вот уже десять лет  идет отсюда  в широкий мир  православная русская  газета − «Православная Русь»,  захватывающая  год от году  все больше  православных  читателей,  привлекающая  в сотрудники  богословов,  писателей, и, просто,  верующих людей,  одаренных  духовным опытом.  Много  в зарубежьи  безразличных  к духовному,  блуждающих,  потерявших  душу.  В смутное  наше время, без родины,  Святое Слово − единственный  свет во тьме, − крепко  верят  подвижники,  опаленные  страшной  жизнью. Эту веру  дала  им жизнь. 

О каждом  из них  можно  бы написать  историю  духовного  возрождения. Это избранные: из сотен  прошедших  через обитель  отсеялись десятки.  В рясах,  под  клобуками,  не отличить  офицера гврдии  от калужского  мужика, от казака-кубанца.  Все − русские иноки-подвижники.  

Труд и  молитва − вся  жизнь обители.  Цели ее  высоки.  Стойко  одолевая  трудности,  неустанно  творят  свой подвиг.  Полуголодные,  воздвигали они  свой храм,  поднимали колокола,  мяли глину на кирпичи и поставили  типографию,  где с зари до  зари  печатают  Слово Жизни.  На храме висят  долги. Если  бы почестнее  были люди,  обитель  встала  бы прочно  на ноги:  сто  тысяч  франков  должны  ей книготорговцы  за проданные книги − и не платят:  у   к о г о   о т н я л и?!  или  забыли,  что это  святотатство?   

Не раз я слышал от духовных  ее водителей  те слова,  какие  они после  напечатали  в «Православном Русском  Календаре на  1938 год»:  

«Мы просим православных людей; 1. − Кто может  посвятить  себя на  самоотверженное  служение Церкви − грядите к нам,  вкусите сладкую  трудность  общежительного  жития. 2. − Кому невозможно  это − и дома может помочь нам,  приняв на себя труд  распространения  книг  духовных и газеты. 3. − Кто имеет средства − уделите,  поучаствуйте  в строительстве  Церкви-Матери, − это наше родное дело.  Напишите нам,  и мы  укажем,  чем  вы можете нам  помочь.  4. − Подписывайтесь на газету  нашу − «Православную  Русь» и на  журнал для детей − «Детство  во Христе».  

Так  взывает  к православным  Братство  пр. Иова  Почаевского. Адрес  его:  Archimandrite  Serafim. p. Ladomirova u. V. Svidnica,  Tchecoslovaque.  

Насколько тесно обители  в материальных средствах,  вот наглядный пример:  не на что  купить лошадь  для трудового  обихода.  Глухой осенью,  в непролазной грязи, − глина карпатская! − и зимой,  в глубоком снегу,  в метели,  верный  святому долгу,  идет  иеромонах  верст за десять и больше  по селеньям, несет  св. Дары  напутствовать  умирающих,  лекарство  больным и утешение  Христовым  Словом.  Не  на что завести лошадку! Больно слышать.  Я видел истомленные глаза, и в них  − спокойствие  исполняемого служения.  Слышал:  «ничего,  как-нибудь переможем,  погодим с лошадкой,  есть и  понеотложнее».  Месили  грязь  окопов и боевых  полей,  мяли мокрую  глину  на кирпичи  собора, − и продолжают,  подвижники.  Русские  люди, слышите?  Не уснет  тревожная русская душа,  услышит,  отзовется.  

На днях  я прочел  в «Возрождении», что  с Карпатской Руси, из обители  пр. Иова  Почаевского,  прибыли мощи  св. великомученика и целителя Пантелеймона и,  по благословению  архипастырей,  посетят  православные приходы.  Мощи пока пребывают  на юге  Франции, − Moine Job,  chez  Prince  Engalitcheff,  Jardin  Cynthia,  Golf-Juan, A. M., а в  январе  прибудут  в Париж.  Сопровождает  их монах  Иов. 

Я  его хорошо узнал. Ходили мы с ним  по  карпатским лесам,  до польского рубежа,  по недавним боям  знакомого.  Легко и светло  мне было общаться с ним.  Совсем  еще недавно − кавалерист,  офицер  лейб-гвардии,  одного  из славных  полков российских,  старинного, культурнейшего рода и высшего  воспитания, ныне −  монах Иов,  принял он послушание обители: обойти русское Зарубежье и  поведать  православным людям  о  подвижнеческой обители  на Карпатах. Св. Целитель  предстательствует за нее. Русские люди   не откажут  Предстателю.  И это им будет в радость.     

 

Декабрь,  1937.  

Париж.