Подвижники. Газ. Возрождение 10. 12. 1937
ПОДВИЖНИКИ
Минувшим летом, я посетил
на Карпатской Руси православную
русскую обитель − «Братство
пр. Иова Почаевского». Три недели прожил я там и видел
неустанно творимый подвиг. Этот подвиг
− наше родное дело. Не раз
я думал, под перезвоны колоколов, под стуки
печатного станка, иноки там
печатают Слово Божие, −
сколько отчаявшихся самовольно
собой распорядились, не
выдержали, у ш л и. Если бы знали, во имя
ч е г о здесь трудятся, ч е м
здесь живут… − многие,
может быть, нашли бы опору и веру
в жизнь.
Тридцать лет тому
здесь было пустое поле. Неотпавшие
в унию карпатороссы не имели ни
церкви, ни пастыря. И вот,
пришел православный подвижник-инок, как в давнее время на Руси,
и голое место просветилось:
воздвигся прекрасный храм, зазвонили
колокола в пустыне, выросли корпуса и службы, зацвели
яблони, загудела пчела на пасеке,
и восстала из праха вновь
печатня пр. Иова Почаевского,
основанная Святым в Почаеве в
1618 г., разбитая большевиками
и петлюровцами в 1918.
Вот что творится верой единомысленных, сильных духом.
Кто они, сильные? Все − искавшие верного пути,
Господней Правды. Многие из них
прошли сквозь огонь войны. И вот,
вышли в пустое поле, «сеятели
пустынные», приняли послушание и обновились духом. Возгорелись высоким рвением, крепкой верой, что жизнь
может обновиться только
Христовым Словом, через Церковь;
что только Она, Святая, согревает
в холодном мире и накрепко вяжет
с родиной. Эта вера
дает им силы. Крепнущая
книгопечатня рассылает по всему
зарубежью русскому богослужебные книги
− «Великий Сборник» − и
книги духовнонравственные, соджействуя
духовному возрождению,
проповедуя Православие по всей
округе. Вот уже десять лет идет отсюда
в широкий мир православная
русская газета − «Православная
Русь», захватывающая год от году
все больше православных читателей,
привлекающая в сотрудники богословов,
писателей, и, просто, верующих
людей, одаренных духовным опытом. Много
в зарубежьи безразличных к духовному,
блуждающих, потерявших душу.
В смутное наше время, без
родины, Святое Слово −
единственный свет во тьме, −
крепко верят подвижники,
опаленные страшной жизнью. Эту веру дала
им жизнь.
О каждом из них
можно бы написать историю
духовного возрождения. Это
избранные: из сотен прошедших через обитель
отсеялись десятки. В рясах, под
клобуками, не отличить офицера гврдии от калужского
мужика, от казака-кубанца. Все
− русские иноки-подвижники.
Труд и молитва − вся жизнь обители. Цели ее
высоки. Стойко одолевая
трудности, неустанно творят
свой подвиг. Полуголодные, воздвигали они свой храм,
поднимали колокола, мяли глину на
кирпичи и поставили типографию, где с зари до
зари печатают Слово Жизни.
На храме висят долги. Если бы почестнее
были люди, обитель встала
бы прочно на ноги: сто тысяч франков
должны ей книготорговцы за проданные книги − и не платят: у к о
г о о т н я л и?! или
забыли, что это святотатство?
Не раз я слышал от
духовных ее водителей те слова,
какие они после напечатали
в «Православном Русском Календаре
на 1938 год»:
«Мы просим
православных людей; 1. − Кто может
посвятить себя на самоотверженное служение Церкви − грядите к нам, вкусите сладкую трудность
общежительного жития. 2. −
Кому невозможно это − и дома может
помочь нам, приняв на себя труд распространения книг
духовных и газеты. 3. − Кто имеет средства − уделите, поучаствуйте
в строительстве Церкви-Матери,
− это наше родное дело. Напишите
нам, и мы укажем,
чем вы можете нам помочь.
4. − Подписывайтесь на газету
нашу − «Православную Русь»
и на журнал для детей −
«Детство во Христе».
Так взывает
к православным Братство пр. Иова
Почаевского. Адрес его: Archimandrite Serafim. p. Ladomirova u. V. Svidnica, Tchecoslovaque.
Насколько тесно
обители в материальных средствах, вот наглядный пример: не на что
купить лошадь для трудового обихода.
Глухой осенью, в непролазной
грязи, − глина карпатская! − и зимой, в глубоком снегу, в метели,
верный святому долгу, идет
иеромонах верст за десять и больше по селеньям, несет св. Дары
напутствовать умирающих, лекарство
больным и утешение Христовым Словом.
Не на что завести лошадку! Больно
слышать. Я видел истомленные глаза, и в
них − спокойствие исполняемого служения. Слышал:
«ничего, как-нибудь
переможем, погодим с лошадкой, есть и
понеотложнее». Месили грязь
окопов и боевых полей, мяли мокрую
глину на кирпичи собора, − и продолжают, подвижники.
Русские люди, слышите? Не уснет
тревожная русская душа,
услышит, отзовется.
На днях я прочел
в «Возрождении», что с Карпатской
Руси, из обители пр. Иова Почаевского,
прибыли мощи св. великомученика и
целителя Пантелеймона и, по
благословению архипастырей, посетят
православные приходы. Мощи пока
пребывают на юге Франции, − Moine Job, chez Prince Engalitcheff, Jardin Cynthia, Golf-Juan, A. M., а в
январе прибудут в Париж.
Сопровождает их монах Иов.
Я его хорошо узнал. Ходили мы с ним по
карпатским лесам, до польского
рубежа, по недавним боям знакомого.
Легко и светло мне было общаться
с ним. Совсем еще недавно − кавалерист, офицер
лейб-гвардии, одного из славных
полков российских, старинного,
культурнейшего рода и высшего
воспитания, ныне − монах
Иов, принял он послушание обители: обойти
русское Зарубежье и поведать православным людям о
подвижнеческой обители на
Карпатах. Св. Целитель предстательствует
за нее. Русские люди не откажут Предстателю.
И это им будет в радость.
Декабрь, 1937.
Париж.