Ты победил Галилеянин. Газ. Россия, Белград, 17. 11.
1934
ТЫ
ПОБЕДИЛ, ГАЛИЛЕЯНИН
Убили короля
Александра I, благородного
нашего Печальника. Убили
ценнейшее, посягнули на
самое священное, что остается еще у человечества в шаткое наше время: духовное
благородство, доблесть, чувство долга, самоотверженность… − ибо Король Александр
редкостно воплощал в себе эти благороднейшие человеческие
черты. Это ведомо теперь всем,
даже и омертвевшим душам −
политиканам-европейцам, подменившим живую жизнь
мертвыми принципами. Если бы
имели еще они живую душу,
они должны были бы воскликнуть − «Ты победил, Галилеянин!»
− как воскликнул когда-то наш полуевропеец Герцен.
То, чему свидетелем
стал весь мир после кончины Короля Александра I − величайшая из
побед: всенародная канонизация,
причисление Короля к лику Святых
Мучеников, как помазание на вечное царствование
в памяти и сердцах народа, помазание
без слов, всеобщим неслыханным стоном, всеобщими слезами. Это было
чудо шаткого нашего времени, которое в чудеса не верит,
но которому дано увидеть. Оно
поставлено перед чудом − перед величайшей душевной красотой и благородством, поистине,
исключительными. То, что
теперь увидали все − победа духа над тлением,
вечного над преходящим и
суетным. Глас народа − глас Божий: весь народ Югославии, все совестливые люди исторически подтвердили, Кого
потеряли, Кого отняли у скудного
огрябляемого мира насилием убийства. Бывают события, когда Перст Божий как бы грозится миру; когда человечеству, потерявшему
различение добра и зла, через одного,
достойнейшего, как бы через
искупительную жертву, указуется верный путь,
когда всем делается ясно, где правда,
доблесть, добро и благородство, и
где − бесстыдство, ложь,
низость, зло.
Кем был для
нашей безустойной жизни
почивший Король Александр I
Югославский? Олицетворением чести,
защитником правды − Божией и человеческой.
Он был ослепляющим укором для всех, строящих
жизнь неправдой; свет Его
отовсюду виден, колол глаза. И служители тьмы погасили его насилием. Олицетворением чести был Король-Рыцарь, Александр − Югославский.
Свидетельствуют об этом: государственные акты, слова Короля,
в актах запечатленных, миллионы
голосов Его народа, страдание наше
русское, утоленное Им так благородно − чутко. Мы свидетельствуем об этом и будем
всегда, ныне и присно свидетельствовать миру. Он не только
Славным вошел в историю: Он вошел
в недра народные −
Героем, бессмертным Краалем-Юнаком; войдет в сказания, как Святой,
в творчество, как прекраснейший
образ Человека и Государя. Отшедший, он будет жить: Он обогатил человеческую мысль
и чувство и найдет свое
воплощение в Искусстве. Это глас, вопиющий − в пустыне сумеречных дней наших[i].
Услышит ли пустыня?
Это − знамение
человечеству: очнись!
Как бы низко не падал человек, как бы ни
подменивал похотями ценнейшее − в каждой падшей душе
тлеет святая искра.
Трагическое событие, Кровь
Короля-Мученика − поставило Его на высоту, как образ
недосягаемой красоты духовной,
да разумеют и падшие. Какая жертва
принесена! Поймут ли такое знамение?!
Не только Он вознесен на
высоты недосягаемые; за собой
Он поднял свою Державу,
с миром ее поставил лицом к лицу: «смотрите же, чтите, это − Мой народ!»
А нам, русским людям, да будет
великим утешением,
ободрением и надеждой: ОН −
наш, духовно. Сербией
порожденный, воспитанный ее духом
героизма и верности, Он вдохновлен
был великой русской культурой,
человеколюбивой, широкой и глубокой,
благостной и благоговейной, верной
великому завету: «Свет
Христов просвещает всех». Его жизнь − служение и подвиг.
Святая Жертва за мировое окаянство,
ныне принадлежит Он миру.
22-го
октября − 5 ноября 1934
г.
Париж.
[i] Глас вопиющего в пустыне:
приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему.. (Ис. 40:3); Ибо он
тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь
Господу, прямыми сделайте стези Ему. (Матф. 3:3);
(Мар. 1:3); (Лук. 3:4), (Иоанн. 1:23).