Вечный  Завет. Газ. Возрождение  22. 2.  1928     

 

ВЕЧНЫЙ ЗАВЕТ  

           

Закон ограниченного  человеческого духа,  человеческого  духовного ока,  − познавать  лишь на расстоянии,  во времени.  Десятилетие протекло  с того исторического  дня,  когда  «горсточка»  добровольцев,  «брошенная всеми…  истомленная  длительными боями, непогодою,  морозами,  повидимому,  исчерпала  до конца  свои силы и возможность  борьбы…» − писал генерал Алексеев, − ушел из  степи Кубани,  начав Ледяной  поход. Теперь,  через десять лет,  нам открывается  глубочайший смысл  этого  «странного» исторического  факта, и в этом  «безумии»  мы начинаем  усматривать  потрясающее  величие  человеческого  духа! Дух −  не подчинился материи,  нетленное  не поддалось тлену.  В ледяных  степях  Кубани разыгралась  великая мистерия!  Разыгралась  во имя  вечного: вечной  борьбы  духа и материи, света и  тьмы,  добра и зла,  жизни и смерти. 

Неумирающая,  незамирающая  трагедия  человеческого естества.  Вот почему  этот   ч а с т н ы й,  как бы провинциальный  для человеческого мира  «случай»  должен принять  характер  извека  длящейся  трагедии   ч е л о в е к а  на земле.  Перед  «горсточкой»  поставлен  был  жизнью  выбор.  Извечный выбор.  Выбор  − отсвет  того  далекого  Выбора,  когда дьявол  «показывает  Ему  все  царства  мира и славу их, и говорит Ему: все  это  дам  Тебе, если,  падши,  поклонишься  мне».  И,  маленькие, решили: идти  путем Его. И показали  зрителям  мира, что  есть  ценности, которые  отдавать  н е л ь з я,  за которые  платят  жизнью!  

Исторически,  Ледяной поход  суживается для  нас  во времени и смысле,  но и в таком  масштабе  остается  величием: вся Россия − во сласти  Зла,  насилия,  соблазна; полтораста  миллионов  населения,  неисчислимые  военные  запасы,  все богатство,  сама природа − в распоряжении  беспощадного  врага,  перед которым  безвольной  оказалась  даже  победоносная  Европа… − и вот,  «горсточка»  сильных  духом,  большею частью  юных,  ведомая достойными   вождями,  н е   м о г л а  склониться,  духовно  сдаться, − и ушла  в ледяные степи, − в  неизвестность! − чтобы  продолжать бороться,  до последнего  вздоха, −  за Россию.  Не за Россию  только. Но  последнее  разве  на расстоянии  поймется  

В то страшное  смутой время,  когда «трезвые»  называли  этот уход  безумием,  спасались, куда могли,  или отдавались  на волю Зла,  рассчитывая  хоть этим  сохранить  жизнь себе,  уход в ледяные степи не мог еще  получить  даже  исторического  смысла,  российского  ослепляющего  смысла,  какой получает  для нас теперь: лучше умереть,  чем отдать родину на позор и тленье!  В день  9/22  февраля  1918  года был поставлен  великого искушения  вопрос: подчиниться  ли тьме,  приняв  от нее  возможное  спасение и предав  душу свою  и с ней  Россию, или − ледяные степи,  неизвестность, борьба и смерть?  Новая Россия,  родившаяся  в тот день,  руководимая   б е л ы м и   вождями,  выбрала смерть в борьбе. 

Мы теперь знаем,  какою  доблестью озарилось это «безумие», этот подвиг  рыцарей  без щита и  копья,  с раскрытой  грудью,  по которой,  кровью написано − честь и верность! В этот  день 9/22 февраля  русская «горсточка»  доблестно  показала  страстную  волю  к жертве,  к голгофе − за свободу, за  право  верить  и жить  свободно, за право  России − быть. Из этого  похода  возгорелось  святое  пламя −  освобождения. 

Этот подвиг − а сколько  же  их было и сколько отдано  жизней! − не  увенчался  конечной победой: красное  ярмо  еще давит и  тлит  Россию.  Но зажженное пламя, «светоч», − горит,  не угасая.  Горит и  в России,  горит и здесь. И будет гореть,  пока не сожжет всю  тьму.  

Вот духовный  и исторический смысл,  неумирающий  смысл  великого  9/22 февраля  1918 года, − ухода в  ледяные степи.  Смысл,  родившийся  из  бессмертного  Смысла Голгофской  Жертвы,  родственный  самым  чудесным  мигам  истории  человеческого  мира,  тем мигам,  когда на весах истории и жизни  взвешивались  явления  двух порядков: тленного, рабства,  безволия,  безчестия… − и,  с другой стороны, − нетленного,  свободы,  воли, чести.  

Подвиг,  начатый  «горсточкой», есть начало  Священной  Революции,  высоко-духовной  революции  против тьмы.  В ней  бились  и будут  биться  за ценности   и н ы е: за право остаться    ч е л о в е к о м!  Дата 9  февраля − знаменательная  для подлинно-русского,  высокого демократизма!  В с е,  кто чувствует   себя русским  человеком,  ч е л о в е к о м,  а не скотом, −  все с нами, все −  в неизвестное,  где и смерть,  и жизнь,  но и смерть и жизнь − только по  н а ш е й   воле,  но и смерть  и жизнь − во-имя! Ни классов, ни сословий,  ни пола,  ни возраста,  ни языка,  ни веры… − а   в с е, Россия, − во имя  святой свободы,  во имя свободы личной,  во имя России общей! И пошли  «горсточкой»,  понесли  с в о е,  общее,  всенародное,  святые  демократы,  равней  друг другу во всем, до смерти. И доселе  зовут  − идите  с нами!  

Ледяной поход −  одна из  светлейших,  по чистоте  духовной, одна  из  белейших страниц  русской истории.  Эта сверкающая  снежная  страница  закрыла  многие  темные. И свет этот,  хранимый  здесь,  на чужбине,  в тоске по родине,  хранимый и там, в России,  в безмолвии и  тоске,  хранимый   л у ч ш и м и,  будет сиять и греть.  Из него  разгорится пламя,  не опаляющее,  пламя святого  Света. 

Ледяной холод  вес еще  продолжается  т а м  и здесь: продолжается  ч и с т ы м и.  Он − вечен,  как вечный  Дух,  неугасающая  сила  ч е л о в е к а,  человека-света. Вечная память павшим. Вечный завет − живым.  

              

22  февраля  1928 г.  

Сэвр.