РНБ

ОТДЕЛ РУКОПИСЕЙ

Фонд № 236

Ед. хран. № 63

Архив Данилевский Г. П.

 

Даль Владимир Иванович, писатель, лексикограф

Письмо Григорию Петровичу Данилевскому1

Пометы Г. П. и М. Г. Данилевских

Отзыв В. И. Даля о Г. Ф. Квитко‑Основьяненко2

31 мая 1854 г.

2 лл.

 

<Вверху листа карандашная помета: Письмо В. И. Даля‑Луганскаго, 1854. – ред.>

Милостивый Государь,

Григорій Петровичъ!

Позвольте поблагодарить Васъ за память обо мнѣ и за присылку своихъ сочиненій. Вы требуете мнѣнія моего, совѣтовъ и даже прямыхъ поправокъ и наставленій… Скажу Вамъ на это, во первыхъ, что женихи обыкновенно совѣтуются съ пріятелями своими на счетъ выбора невѣсты – когда уже обручились, а потому, ни хула, ни одобреніе никакой пользы [не] принести не могутъ; во вторыхъ, весьма сомнѣваюсь, могу‑ли я быть хорошимъ наставникомъ. Къ однимъ умственнымъ наставленіямъ я какъ‑то не склоненъ, а на дѣлѣ, я и самъ такой же грѣшный человѣкъ. На словахъ, что на [дровняхъ] /саняхъ/; на дѣлѣ, что на вилахъ. – Посему я вовсе отказываюсь отъ разбора сочиненій, по внутреннему, изящному ихъ достоинству, а пожалуй, могъ бы сказать что нибудь объ одеждѣ ихъ. Это мнѣ всегда напередъ бросается въ глазà или уши. //л. 1

Не знаю, откуда берется у писателей нашихъ – особенно у молодаго поколѣнія – этотъ не русскій складъ рѣчи, это непростительное искаженіе нашего языка, который постепенно слабѣетъ и пошлѣетъ, при насильственной перетяжки его на нѣмецкую колодку. – «Сказка имѣетъ свои двойники» – «роль играть» ‑ «характеры» – «мотѝвы» – «акомпанировать» – «чабаны играютъ пасторали» ‑ «ласковость (вм<ѣсто> ласка)» – «грунтъ землѝ» – «имѣетъ видъ» – «матеріалы» – «интересный» – «тома расказа» – «обладающій талантомъ» – «у меня имѣется» – «сюжетъ» – «мелодическое пѣніе» – «не одинъ интересъ движетъ имъ» – Вотъ что гладитъ слухъ мой противъ шерсти и я не понимаю, для чего такъ пишутъ. Неужели это краше? – Писателю надо изучить Церковный языкъ нашъ, также старинный, а всего болѣе народный. Думаю, что безъ этого [въ] /на поприщѣ/ слове<с>ности нашей нельзя ступить шагу.

Сказокъ у меня очень много – но эти три стопы бумагъ лежатъ и ждутъ разборки. Я бы никому не отказалъ выбрать и списать изъ нихъ что угодно, но //л. 1 об.

самъ за это взяться не могу, по немощамъ и недосугамъ. Много вздору, надо бы пересмотрѣть, свести, выбрать и пр.

Съ Квиткой я переписывался около 1836 года; онъ посвятилъ или надписалъ мнѣ одну изъ сказокъ своихъ, какъ Вамъ извѣстно изъ печатныхъ его сочиненій – это было первымъ поводомъ; за тѣмъ, онъ же прислалъ мнѣ тетрадку, съ тремя сказочками, о коихъ Вы упоминаете. Онѣ были записаны имъ нàскоро, не отдѣланы и не для печати.

Я думаю, что Квитка одинъ изъ первыхъ и лучшихъ раскащиковъ – на родномъ нарѣчіи своемъ; а съ тѣхъ поръ, какъ Петербургскіе Зàпадники успѣли сбить его съ толку и увѣрить что онъ обязанъ писать по русски – съ той поры онъ ослабъ и упалъ. Писатель какъ Квитка, могъ бы ожидать, что великорусъ выучится понимать его, если оцѣнитъ и захочетъ читать; но конечно уже ни одинъ читатель не вправѣ требовать, чтобы писали исключительно на томъ языкѣ, который ему понятнѣе. Это /нелѣпое/ требованіе [нелѣпое], высказанное [однажды] повилительно въ тогдашнихъ журналахъ и въ частныхъ сношеніяхъ //л. 2

съ сочинителемъ, заставили его /однакоже/ уступить, къ приско<р>бію всѣхъ безпристрастныхъ цѣнителей. Многословная болтовня его, на природномъ языкѣ, всегда простодушна и умна; на русскомъ же, не рѣдко пошловата. Какъ быть; доколѣ писатели во французскихъ крысьихъ перчаткахъ, въ /раздушеныхъ/ завиткахъ, чопорно охорашиваясь, будутъ старательно изъясняться подборомъ французскихъ словъ и оборотовъ, придавая имъ только по наружности русскій видъ, дотолѣ русское слово не будетъ облагорожено. По мнѣ, ужъ пусть бы лучше припахивало сырьемъ да квасомъ, [да хотя] /лишь/ бы въ носъ не шибало.

При искреннемъ поклонѣ и пожела<ніи> успѣховъ, прошу простить на нечеткое /письмо/ и несвязную рѣчь. Нездоровъ.

31 мая, 1854, Nижній.

 

__________________________

1 Данилевский, Григорий Петрович - известный романист. Родился 14 апреля 1829 г. в богатой дворянской семье Харьковской губернии, учился в Московском университетском пансионе и Петербургском университете, где в 1850 г. кончил курс со степенью кандидата прав. За год до того он по ошибке был привлечен к делу Петрашевского и несколько месяцев просидел в Петропавловской крепости в одиночном заключении. С 1850 по 57 гг. Д. служил в министерстве народного просвещения чиновником особых поручений и неоднократно получал командировки в архивы южных монастырей. В 1856 г. он был одним из писателей, посланных великим князем Константином Николаевичем для изучения различных окраин России. Ему было поручено описание берегов Азовского моря и устьев Дона. Выйдя в 1857 г. в отставку, Д. надолго поселился в своих имениях, был депутатом харьковского комитета по улучшению быта помещичьих крестьян, позднее членом училищного совета, губернским гласным и членом Харьковской губернской земской управы, почетным мировым судьей, ездил с земскими депутациями в Петербург и т. д. В 1868 г. Д. поступил было в присяжные поверенные Харьковского округа, но вскоре получил место помощника главного редактора "Правительственного вестника", а в 1881 г. был назначен главным редактором газеты; состоял также членом совета главного управления по делам печати. Умер в Петербурге 6 дек. 1890 г. Довольно высокое официальное положение Д. нимало не ослабило в нем ни страстного стремления к литературной деятельности, ни, в общем, "либеральной" ее окраски. Печатал он свои большие произведения 70-х и 80-х гг. исключительно в "Вестнике Европы" и "Русской мысли", а в библиографическом отделе официального "Правительственного вестника" весьма часто давались благоприятные отзывы о литературных явлениях, которые в изданиях консервативного лагеря встречали самую резкую оценку. Литературную деятельность свою Д. начал мало замечательными стихами: поэма из мексиканской жизни "Гвая-Лир", "Украинские сказки" (имели, впрочем, 8 изд.), "Крымские стихотворения" (1851), переводы из Шекспира ("Ричард III", "Цимбелин"), Байрона, Мицкевича и др. Удачнее были повести из малороссийского быта и старины, собранные в 1854 г. в книжку "Слобожане". Первый роман, обративший на Д. внимание большой публики, — "Беглые в Новороссии" (1862), подписанный псевдонимом "Д. Скавронский". За ним последовали "Беглые воротились" (1863) и "Новые места" (1867). В 1874 г. появился "Девятый вал". Повестью "Потемкин на Дунае" (1878) начинается вторая половина литературной деятельности Д., почти исключительно посвященная исторической беллетристике. Одно за одним появляются: "Мирович" (1879); "На Индию при Петре" (1880); "Княжна Тараканова" (1883); "Сожженная Москва" (1886); "Черный год" (1888) и ряд рассказов из семейной старины. Полное собрание соч. Д. (сначала в 4, позднее в 9 т.) выдержало с 1876 г. 7 изданий (печатавшихся, впрочем, в небольшом количестве экземпляров). В 1866 году Д. издал книгу "Украинская старина" (исторические и биографические очерки), удостоенную малой Уваровской премии.

2 Квитка, Григорий Федорови (псевдоним - Основьяненко) — известный малорусский писатель; род. в 1778 г. в селе Основе, под Харьковом, и почти всю свою жизнь провел в Харькове. С малых лет был болезнен и до 5 лет слеп. Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4-х лет; по оставлении монастыря вел в своей "Основе" полумонашескую жизнь, пока не увлекся общественной деятельностью и театром. Открытие Харьковского унив. в 1805 г. внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 г. возник в Харькове постоянный театр, и К. принял в нем самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. К. жертвовал на это дело свой труд и денежные средства. С 1816 по 1821 г. в Харькове выходил "Украинский вестник" - первый харьковский журнал, под редакцией К., Филомафитского и Генорского. Тогда же К. помещает в "Украинском вестнике" и в "Вестнике Европы" небольшие рассказы и стихи; но все написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное дарование К. проявил лишь в начале 30-х годов, преимущественно в повестях на малорусском языке: "Марусе","Солдатском патрете", "Сердешной Оксане", "Мертвецком Велыкдне", "От тоби и скарб", "Козир-дивка", "Добре робы — добре и буде" и затем в оперетке "Сватанье на Гончаривци", доныне одной из самых репертуарных пьес малорусской сцены. Кроме того, К. написал ряд повестей и исторических рассказов на русском языке, из которых наиболее крупный - историко-бытовой роман "Пан Халявский". К. обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий — вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Малорусские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность К. развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам Института благородных девиц. В конце жизни К. очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с малорусскими довольно слабых. К. умер в 1843 г.