РНБ
ОТДЕЛ РУКОПИСЕЙ
Фонд № 236
Ед. хран. № 63
Архив Данилевский Г. П.
Даль Владимир Иванович,
писатель, лексикограф
Письмо Григорию Петровичу
Данилевскому1
Пометы Г. П. и М. Г. Данилевских
Отзыв В. И. Даля о Г. Ф. Квитко‑Основьяненко2
31 мая 1854 г.
2 лл.
<Вверху листа карандашная помета: Письмо
В. И. Даля‑Луганскаго, 1854. – ред.>
Милостивый Государь,
Григорій Петровичъ!
Позвольте
поблагодарить Васъ за память обо мнѣ и за
присылку своихъ сочиненій. Вы требуете мнѣнія моего, совѣтовъ и
даже прямыхъ поправокъ и наставленій… Скажу Вамъ на это, во первыхъ, что женихи
обыкновенно совѣтуются съ пріятелями своими на
счетъ выбора невѣсты – когда уже обручились, а потому, ни хула,
ни одобреніе никакой пользы [не] принести не могутъ; во вторыхъ, весьма сомнѣваюсь,
могу‑ли я быть хорошимъ наставникомъ. Къ однимъ
умственнымъ наставленіямъ я какъ‑то не склоненъ, а на дѣлѣ,
я и самъ такой же грѣшный человѣкъ. На словахъ, что на [дровняхъ]
/саняхъ/; на дѣлѣ, что на вилахъ. – Посему
я вовсе отказываюсь отъ разбора сочиненій, по внутреннему, изящному ихъ
достоинству, а пожалуй, могъ бы сказать что нибудь объ
одеждѣ ихъ. Это мнѣ всегда напередъ бросается въ глазà или
уши. //л. 1
Не знаю, откуда берется у писателей
нашихъ – особенно у молодаго поколѣнія – этотъ не
русскій складъ рѣчи, это непростительное
искаженіе нашего языка, который постепенно слабѣетъ и пошлѣетъ, при
насильственной перетяжки его на нѣмецкую колодку. – «Сказка
имѣетъ свои двойники» – «роль играть» ‑ «характеры» – «мотѝвы» – «акомпанировать» – «чабаны
играютъ пасторали» ‑ «ласковость (вм<ѣсто>
ласка)» – «грунтъ землѝ» – «имѣетъ
видъ» – «матеріалы» – «интересный» – «тома
расказа» – «обладающій талантомъ» – «у меня имѣется» – «сюжетъ» – «мелодическое
пѣніе» – «не одинъ интересъ движетъ
имъ» – Вотъ что гладитъ слухъ мой противъ шерсти и я не понимаю, для
чего такъ пишутъ. Неужели это краше? – Писателю надо изучить
Церковный языкъ нашъ, также старинный, а всего болѣе народный. Думаю, что
безъ этого [въ] /на поприщѣ/ слове<с>ности нашей
нельзя ступить шагу.
Сказокъ у меня очень много – но эти три
стопы бумагъ лежатъ и ждутъ разборки. Я бы никому не отказалъ выбрать и списать
изъ нихъ что угодно, но //л. 1 об.
самъ за это взяться не могу, по немощамъ и
недосугамъ. Много вздору, надо бы пересмотрѣть, свести, выбрать и пр.
Съ Квиткой я переписывался около
1836 года; онъ посвятилъ или надписалъ мнѣ одну изъ сказокъ
своихъ, какъ Вамъ извѣстно изъ печатныхъ его сочиненій – это
было первымъ поводомъ; за тѣмъ, онъ же прислалъ мнѣ тетрадку, съ
тремя сказочками, о коихъ Вы упоминаете. Онѣ были записаны имъ
нàскоро, не отдѣланы и не для печати.
Я думаю, что Квитка одинъ изъ первыхъ и
лучшихъ раскащиковъ – на родномъ нарѣчіи своемъ; а съ тѣхъ
поръ, какъ Петербургскіе Зàпадники успѣли сбить его съ толку и увѣрить
что онъ обязанъ писать по русски – съ
той поры онъ ослабъ и упалъ. Писатель какъ Квитка, могъ бы
ожидать, что великорусъ выучится понимать его, если оцѣнитъ и захочетъ
читать; но конечно уже ни одинъ читатель не вправѣ требовать, чтобы
писали исключительно на томъ языкѣ, который ему понятнѣе. Это /нелѣпое/
требованіе [нелѣпое], высказанное [однажды] повилительно въ тогдашнихъ
журналахъ и въ частныхъ сношеніяхъ //л. 2
съ сочинителемъ, заставили его /однакоже/
уступить, къ приско<р>бію всѣхъ
безпристрастныхъ цѣнителей. Многословная болтовня его, на природномъ языкѣ,
всегда простодушна и умна; на русскомъ же, не рѣдко
пошловата. Какъ быть; доколѣ писатели во французскихъ крысьихъ
перчаткахъ, въ /раздушеныхъ/ завиткахъ, чопорно охорашиваясь, будутъ
старательно изъясняться подборомъ французскихъ словъ и оборотовъ, придавая имъ
только по наружности русскій видъ, дотолѣ русское слово не будетъ
облагорожено. По мнѣ, ужъ пусть бы лучше припахивало сырьемъ да квасомъ,
[да хотя] /лишь/ бы въ носъ не шибало.
При
искреннемъ поклонѣ и пожела<ніи> успѣховъ, прошу простить на
нечеткое /письмо/ и несвязную рѣчь. Нездоровъ.
31 мая, 1854, Nижній.
__________________________
1 Данилевский, Григорий Петрович - известный романист. Родился 14 апреля
1829 г. в богатой дворянской семье Харьковской губернии, учился в Московском
университетском пансионе и Петербургском университете, где в 1850 г. кончил
курс со степенью кандидата прав. За год до того он по ошибке был привлечен к
делу Петрашевского и несколько месяцев просидел в Петропавловской крепости в
одиночном заключении. С 1850 по 57 гг. Д. служил в министерстве народного
просвещения чиновником особых поручений и неоднократно получал командировки в
архивы южных монастырей. В 1856 г. он был одним из писателей, посланных великим
князем Константином Николаевичем для изучения различных окраин России. Ему было
поручено описание берегов Азовского моря и устьев Дона. Выйдя в 1857 г. в
отставку, Д. надолго поселился в своих имениях, был депутатом харьковского
комитета по улучшению быта помещичьих крестьян, позднее членом училищного
совета, губернским гласным и членом Харьковской губернской земской управы,
почетным мировым судьей, ездил с земскими депутациями в Петербург и т. д. В
1868 г. Д. поступил было в присяжные поверенные
Харьковского округа, но вскоре получил место помощника главного редактора
"Правительственного вестника", а в 1881 г. был назначен главным
редактором газеты; состоял также членом совета главного управления по делам
печати. Умер в Петербурге 6 дек. 1890 г. Довольно высокое официальное положение
Д. нимало не ослабило в нем ни страстного стремления к литературной
деятельности, ни, в общем, "либеральной" ее окраски. Печатал он свои
большие произведения 70-х и 80-х гг. исключительно в "Вестнике Европы"
и "Русской мысли", а в библиографическом отделе официального
"Правительственного вестника" весьма часто давались благоприятные
отзывы о литературных явлениях, которые в изданиях консервативного лагеря
встречали самую резкую оценку. Литературную деятельность свою Д. начал мало
замечательными стихами: поэма из мексиканской жизни "Гвая-Лир",
"Украинские сказки" (имели, впрочем, 8 изд.), "Крымские
стихотворения" (1851), переводы из Шекспира ("Ричард III",
"Цимбелин"), Байрона, Мицкевича и др. Удачнее были повести из
малороссийского быта и старины, собранные в 1854 г. в книжку
"Слобожане". Первый роман, обративший на Д. внимание большой публики,
— "Беглые в Новороссии" (1862), подписанный псевдонимом "Д.
Скавронский". За ним последовали "Беглые воротились" (1863)
и "Новые места" (1867). В 1874 г. появился "Девятый вал".
Повестью "Потемкин на Дунае" (1878) начинается вторая половина
литературной деятельности Д., почти исключительно посвященная исторической
беллетристике. Одно за одним появляются:
"Мирович" (1879); "На Индию при Петре" (1880); "Княжна
Тараканова" (1883); "Сожженная Москва" (1886); "Черный
год" (1888) и ряд рассказов из семейной старины. Полное собрание соч. Д.
(сначала в 4, позднее в 9 т.) выдержало с 1876 г. 7 изданий (печатавшихся,
впрочем, в небольшом количестве экземпляров). В 1866 году Д. издал книгу
"Украинская старина" (исторические и биографические очерки),
удостоенную малой Уваровской премии.
2 Квитка, Григорий Федорови (псевдоним - Основьяненко) —
известный малорусский писатель; род. в 1778 г. в селе Основе, под Харьковом, и почти всю свою
жизнь провел в Харькове. С малых лет был болезнен и до 5 лет слеп. Образование
получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе. Очень
религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский
монастырь и пробыл здесь около 4-х лет; по оставлении монастыря вел в своей "Основе"
полумонашескую жизнь, пока не увлекся общественной деятельностью и театром.
Открытие Харьковского унив. в 1805 г. внесло большое оживление в жизнь местного
общества. В 1812 г. возник в Харькове постоянный театр, и К. принял в нем самое
широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка
этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество;
самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного
заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. К. жертвовал
на это дело свой труд и денежные средства. С 1816 по 1821 г. в Харькове выходил
"Украинский вестник" - первый харьковский журнал, под редакцией К.,
Филомафитского и Генорского. Тогда же К. помещает в "Украинском
вестнике" и в "Вестнике Европы" небольшие рассказы и стихи; но
все написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось.
Несомненное литературное дарование К. проявил лишь в начале 30-х годов,
преимущественно в повестях на малорусском языке: "Марусе","Солдатском патрете", "Сердешной
Оксане", "Мертвецком Велыкдне", "От тоби и скарб",
"Козир-дивка", "Добре робы — добре и буде" и затем в оперетке
"Сватанье на Гончаривци", доныне одной из самых репертуарных пьес
малорусской сцены. Кроме того, К. написал ряд повестей и исторических рассказов
на русском языке, из которых наиболее крупный - историко-бытовой роман
"Пан Халявский". К. обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев,
поверий — вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской
жизни. Малорусские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и
ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное
влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная
деятельность К. развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены,
Анны Григорьевны, из классных дам Института благородных девиц. В конце жизни К.
очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских
повестях, сравнительно с малорусскими довольно слабых.
К. умер в 1843 г.