27.482

4 лл.

О воспитаніи.

[/Первое/] Чтобы толковать о [предметѣ] /дѣлѣ/ и поставить ему начала и основанія, надо напередъ понимать другъ друга или согласиться въ самомъ понятіи о сущности этого дѣла. Если одному хочется, хоть на часъ, да вскачь; а другому хоть не скоро, да здорово; то эти двое спорить будутъ до вѣку и другъ друга не поймутъ, поколѣ не [объявится] обнаружится, что у нихъ не одна мѣта, а потому и не одна къ ней дорожка.

Думаете ли вы, что человѣка надо готовить къ здѣшней, мірской жизни, или къ духовной?

Вы скажете: къ той и къ другой, потому что неуменье прожить какъ слѣдуетъ въ міру, плохо приготовитъ человѣка и къ жизни будущей. Правда; но въ отвѣт[ѣ]ъ это[м]тъ [скрытъ не] /вкрался не/большой подлогъ, или вѣрнѣе морока: [Если отвѣтъ вашъ чистосердеченъ, то] [въ отвѣтѣ томъ] /въ словахъ этихъ/ есть уклончивое настояніе, чтобы воспитывать и образовать человѣка для мірскаго и суетнаго, тогда какъ сущность отвѣта состоитъ въ томъ, что человѣкъ, отъ колыбели до гроба, долженъ готовиться къ истинной жизни своей, въ которую переходитъ по смерти плоти [своей].

А такъ ли это бываетъ у насъ? – Родился малъ, выросъ пьянъ, померъ глупъ – и ничего не //л. 1

знаю; вотъ что почти каждый изъ насъ долженъ сказать, по запорожской пословицѣ, нарождаясь для новой жизни; разница только та, что по продолженію этой же пословицы, душѣ [пря<мо>] сказано было: ступай прямо въ рай – а это сомнительно. За такія заслуги должно быть /есть/ иное мѣсто. Рая пьяныя, не будемъ также принимать здѣсь въ буквальномъ, запорожскомъ смыслѣ; пьяный [мірскою суетою, то есть, самотностью и] /суетностію, то есть, любовію къ самому себѣ и къ міру,/ самотностію и чувственностію, со всѣми ихъ подраздѣленіями.

На [сколько лѣтъ] /[времени] какой срокъ/ мірской жизни готовите [мнѣ] [бы человѣка и на сколько вѣчной? – Въ послѣднемъ словѣ высказанъ отвѣтъ; онъ непонятенъ, недоступенъ намъ, но мы вѣримъ ему поневолѣ, потому что [противный] /невѣріе/ опрокинуло бы насъ въ противоположную крайность, /въ бездну/ безсмыслія. И такъ объ этомъ [разсу<ждать>] бесѣдовать не станемъ; кто этому не вѣритъ, съ тѣмъ о воспитаніи говорить нельзя; не одна цѣль, не одна и дорожка. Стало быть, на шестдесятъ лѣтъ мірской жизни, пожалуй хоть и на сто лѣтъ, и на вѣчность жизни [души] /духа/ наше[й]/го/, искры Божества, въ невещественной плоти души. Но гдѣ рѣчь идетъ о безконечномъ, тамъ сто лѣтъ, сто часовъ, сто миговъ – одно и тоже; что докажутъ вамъ не богословы, а даже самые невѣрующіе математики. И /за всѣмъ тѣмъ,/ вы готовите человѣка на сто миговъ житейскихъ, искажая его для жизни вѣчной. Это не сказка /горькая/, а быль; таковъ свѣтъ, такова жизнь наша, таково воспи- //л. 1 об.

таніе и образованіе наше. Одному противъ потока не управить; съ волками жить, по волчьи и выть; попалъ въ стаю – лай не лай, а хвостомъ виляй, [иначе] не то разорвутъ по клочку, по шерстинкѣ.

Живучи по волчьи и виляя хвостомъ, мы проживаемъ свои урочные 80 миговъ какъ одинъ мигъ; настоящаго или теперя у насъ нѣтъ, есть только вчера да завтра – такъ мы въ чаду и переваливаемся черезъ [меж<у>] конъ свой и канувъ въ вѣчность – легко сказать, вѣчность! – падаемъ невѣдомо куда, потому что не вѣдаемъ кто и что мы и къ чему себя подготовили.

Обычно говорятъ, что человѣкъ отличается отъ животнаго разумомъ и совѣстью или нравственнымъ чувствомъ. Это такъ, но [различіе это количественное] /[есть еще существенное различіе и притомъ качествен<ное>]/ различіе это какъ будто болѣе [качественное, тогда какъ]/коли/чественное, а есть и качественное и притомъ существенное. Въ животномъ умственная и нравственная силы, будучи по количеству и качеству несравненно ниже чѣмъ у человѣка, образуютъ притомъ одно нераздѣльное цѣлое, называемое побудкой. /Въ животномъ/ никогда умъ и воля не [можетъ] /могутъ/ быть въ разладѣ, даже вовсе не могутъ раздвоиться, [это одно] /они/ составляютъ одно, побудку. Вотъ почему всѣ поступки животнаго и безотчетны, и умны, и полезны для него, въ такой мѣрѣ, насколько достанетъ у него побудки этой; выше //л. 2

ея ни одно животное подняться не можетъ [ниже не] равно и ниже не опускается и не разсуждаетъ отдѣльно или независимо отъ похотей своихъ.

Духъ человѣка, въ этомъ отношеніи, представляетъ совсѣмъ иное. Вся жизнь его состоитъ въ борьбѣ ума съ волей; сердце и думка въ разладѣ; хочется одного, а должно /бы/ другое; думается одно, а говорится другое; на языкѣ медъ, а нà-сердцѣ ледъ; словомъ, мы ясно и отчетливо отличаемъ въ себѣ двойственное и раздѣльное свойство духа; два начала; одно: нравъ, сердце, воля, похоти, желанія, любовь; другое: умъ, разумъ, /разсудокъ, смыслъ, голова/, понятіе или постиженіе и выводъ или заключеніе, сужденіе; первое начало есть духовная теплота, второе духовный свѣтъ.

Но въ порядкѣ ли это, чтобы свѣтъ отдѣлялся – самъ по себѣ отъ тепла и тепло отъ свѣта? Не [ясно] /очевидно/ ли, что они, по природѣ и назначенію своему, должны составлять одно нераздѣльно цѣлое? Коли нашъ вещественный міръ олицетворяетъ во плоти міръ духовный, коли онъ есть не иное что, какъ вещественное проявленіе духовнаго міра, какъ сей послѣдній иносказательно прообразуетъ собою первый, ‑ то духовный свѣтъ и теплота должны жить слитно. Въ природѣ не испорченной, не искаженной, во всякомъ животномъ, въ татѣ и звѣрѣ, умственное и нравственное начало //л. 2 об.

<Не окончено>