Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра русской литературы и журналистики

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«История русской детской литературы»

 

Автор: Колесова Л.Н., канд. филол. наук, доцент кафедры русской литературы и журналистики ПетрГУ

 

Исследование выполнено при поддержке

министерства образования и науки

Российской Федерации, соглашение

№ 14.В37.21.0539

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск 2013


Пояснительная записка

Цели и задачи спецкурса: Среди дисциплин историко-литературных и педагогических «Истории русской детской литературы» принадлежит особое место: она приобщает студентов-филологов к постижению возрастных особенностей, психологии подросткового возраста, раскрывает сложный внутренний мир подростка, учит бережному отношению к ребенку. Детская литература воспитывает у студентов на самых ранних этапах обучения понимание сложности и важности педагогической профессии. Позднее, на практике в школе они обращаются к детской литературе и на уроках и во внеклассной работе.

Изучение курса должно дать студентам целостное представление об особенностях становления детской литературы в нашей стране, о вечном и конкретно-историческом, о достижениях и просчетах, научить будущего учителя умению анализировать произведения детской литературы, находящиеся за пределами школьной программы, самостоятельно, свободно ориентироваться в современном литературном процессе.

Одна из важнейших задач курса - дать правильное понимание историко-литературного процесса, раскрыть сложную идейную борьбу, происходившую в литературе 20‑30-х годов XX века с учетом наших сегодняшних знаний о том времени.

Материалы спецкурса будут, как нам кажется, востребованы студентами в их дальнейшей профессиональной деятельности, а также окажутся полезными для общего уровня развития и формирования общепрофессиональных компетенций.

Общее количество зачетных единиц – 2 ЗЕТ. Некоторое количество часов, по усмотрению преподавателя, может выделяться для проведения студентами небольшого самостоятельного исследования по теме спецкурса на материале произведений детских авторов разных эпох.

 


Тематика курса

Тема 1. Введение.

Специфика детской литературы, ее связь с возрастной психологией читателя. Особенности тематики, проблематики детского чтения и отражения действительности в произведении, адресованном ребенку. Понятие «детская литература»  и «детское чтение», их взаимосвязь и различие. Категория «памяти детства» в детской литературе. Текст и подтекст детской книги.

Детская литература как историко-литературное явление, отражающее общие тенденции развития отечественной литературы, культуры и педагогической мысли. Функции детской литературы как искусства слова: коммуникативная, эстетическая, воспитательная, познавательная. Возрастные особенности восприятия книги.

 

Тема 2. Устное народное творчество для детей и в детском чтении.

Малые фольклорные жанры. Поэтическое своеобразие колыбельных песен и произведений игрового фольклора (потешки, прибаутки, считалки, пестушки, припевки и др.). Русские народные сказки в круге детского чтения.

 

Тема 3. Возникновение и развитие детской литературы в России

Развитие культуры и просвещения в 11-16 вв. просветительская и литературная деятельность Н.И. Новикова, его роль в формировании детской литературы в России.

 

Тема 4. Учебная книга для детей и юношества

Первые русские книги для детей. Азбука В.А. Бурцова (1634, 1637), «немецкие листы». Карион Истомин – первый русский детский писатель, «Лицевой букварь» (1661, 1694) как итог развития книги для детей в 17 веке.

 

Тема 5. Особенности поэтики детской литературы первой половины 19 века.

Повесть А.А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители». романтические традиции в повести-сказке. Жанровое своеобразие. Соотношение реального и фантастического. Педагогический аспект повести.

Художественное своеобразие сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Сборник «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея».

Народные и литературные источники сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Литературная критика о сказке «Конек-Горбунок».

«Русские сказки» для детей В.А. Жуковского («Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее», «Война мышей и лягушек», «Тюльпанное дерево»).

Произведения С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» и «Аленький цветочек». Их значение для детского чтения и изучения.

 

Тема 6. Индивидуальность поэтики сказок А.С. Пушкина

Литературные и фольклорные традиции в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Значение «Сказки о рыбаке и рыбке» для детского чтения. Идейное своеобразие «Сказки о царе Салтане. О сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной  царевне Лебеди». Литературная традиция и индивидуальное авторское начало в «Сказке о Золотом петушке».

 

Тема 7. Детская литература второй половины 19 века.

Произведения Л.Н. Толстого для малышей («Филлипок», «Корова», «Два товарища», «Лгун», «Косточка»), педагогический замысел автора.

Рассказы и сказки для детей Д.Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Приемыш», «Серая Шейка». Мастерство писателя в изображении природы. Художественная и воспитательная ценность сборника «Аленушкины сказки».

Культурные и литературные традиции в цикле Н.П. Вагнера «Сказки кота Мурлыки». Философское содержание сказок, функции пейзажа; символика произведений, входящих в цикл.

Жанр философской сказки в творчестве В. Гаршина («Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница»).

 

Тема 8. Творчество В.И. Даля для детей. Значение работ В.И. Даля в дискуссии 50-х гг. 19 века о воспитании.

Журнал «Семейные вечера» и его значение. Публикации В.И. Даля в «Семейных вечерах». Статьи о природе, животных и физиологии человека.

«Картины из быта русских детей» (1874)  и «Новые картины из быта русских детей» (1875) В.И. Даля, их воспитательное значение. Евангельские темы, образы и мотивы в «Картинах…» («Личинка и мотылек», «Дурачок», «Ссыпчина», «Горемыкин красный день» и др.). «Картины…» как попытка адаптировать для маленького читателя и слушателя библейские ценности.

В.И. Даль как собиратель фольклора, в том числе детского. Сборники В.И. Даля для детей «Первая первинка полуграмотной внуке» (1870, 1871) и «Первинка другая о внуке-грамотейке с неграмотной братиею» (1872).

Статьи В.И. Даля «О воспитании» (Морской сборник. – 1856 – Т. XXII. - № 7) и «Заметка о грамотности» (Санкт-Петербургские ведомости. – 1857. - № 245. – 10 ноября. Педагогическое значение статей.

 

Тема 9. Периодика для детей.

Журналы для подростков конца 18 – начала 19 веков. Журнал «Детское чтение для сердца и разума».

Периодика для детей в 19 веке. Тематика, проблематика и педагогическое значение.

Периодика для детей на рубеже 19 – 21 веков. Роль журналов «Звездочка» и «Родник» в формировании кругозора читателя.

Журналы «Еж», «Чиж», «Мурзилка», «Пионер» как примеры эволюции дестких журналов в 20 веке. Тематические рубрики журналов, идейная позиция, педагогическое значение.

 

Тема 10. У истоков советской детской литературы.

Социально-культурная обстановка в стране.

Отношение к литературному наследию (М. Горький, К. Чуковский, В. Шкловский, С. Маршак и др.), привлечение талантливых писателей и художников начала 20 века (Ал. Алтаев, П. Сурожский, А. Радаков, В. Конашевич и др.) и литературной молодежи (М. Ильин, Е. Полонская и др.) к созданию новой литературы для детей.

Поиски новых тем и форм разговора с детьми разных возрастов.

 

Тема 11. Литературная сказка 20 века, ее место и значение в детском чтении.

Гонения на сказку вульгарно-социологической и рапповской критики 20-х – начала 30-х гг.

Бурный расцвет сказочного жанра в 30-е гг.

«Бродячий сюжет» литературных сказок А. Толстого, Е. Шварца, Т. Габбе, Л. Лагина, А. Волкова и др. Сочетание сказочного и реалистического начал, особенности сказочного героя и сказочной страны.

Сказка А. Толстого «Золотой ключик…» как наиболее полное выражение особенностей этого жанра.

 

Тема 12. Детская поэзия 20‑30-х годов 20 века.

Героико-комический эпос К. Чуковского и его значение в создании «веселой детской книжки». Заповеди К. Чуковского.

В. Маяковский и политическая поэзия для детей.

С. Маршак – основатель «малышовой» лирики, циклов лирических стихов, особенности его лирического героя.

Новые в детской литературе жанры.

С. Маршак – сатирик, переводчик, редактор. Обэриуты (Д. Хармс, Н. Олейников, А.Введенский, Ю. Владимиров, Н. Заболоцкий) и их роль в детской поэзии. Игровой стих, особенности ритмики, звукописи, рифмы.

 

Тема 13. Детская проза 20‑30-х годов 20 века.

Развитие традиций русской классической и отрицание традиций, специально детям предназначенной литературы (Е. Шведер, К.Лукашевич и др.).

Расширение тематики, ориентация на современность. «Бывалые люди» (К. Золотовский, Р. Васильева, В.Бианки и др.) и их роль в развитии прозы.

Литературная и идеологическая борьба и отражение ее в детской литературе: травля К. Чуковского, С. Маршака, А. Гайдара, Д. Хармса, А. Введенского и др.

Детская литература как некая «экологическая ниша» для преследуемых «взрослых» писателей (А. Платонов, М. Зощенко, М. Пришвин и др.) и повышение ее художественного уровня.

 

Тема 14. Проза Б.С. Житкова

Проза Б.С. Житкова, ее связь с жизнью. Особенность тематики, героя и сюжетосложения. Общечеловеческие ценности и вневременность, вызвавшие резкую критику РАПП. «Рассказы о животных», их философско-нравственная концепция. «Что я видел» ‑ энциклопедия для самых маленьких, настольная книга для детей, педагогов и родителей.

 

Тема 15. А. Гайдар – писатель легендарной и трагической судьбы.

Изображение становления личности в эпоху революции («Школа», «Р.В.С.»), критические перекосы в трактовке произведений А. Гайдара. Попытки выразить свое отношение к трагическим событиям 30-х гг. («Голубая чашка», «Судьба барабанщика»). Роль игры в произведениях А. Гайдара («Тимур и его команда», «Дальние страны» и др.). Современная критика о А. Гайдаре.

 

Тема 16. Творчество Л. Пантелеева (А. Еремеева).

Темы беспризорничества, становления личности и поиски адекватного решения ее в прозе 20‑30-х гг. «Часы», «Карлушкин фокус», «Последние халдеи» как последовательная разработка психологизма в детской прозе.

 

Тема 17. Творчество Л.А. Кассиля.

 «Кондуит и Швамбрания» ‑ веселая книга о революции, гимназии и школе. Вульгарно-социологическая критика книги в 20‑30-е годы. Сочетание романтического и реалистического начал в повести.

«Великое противостояние» ‑ обращение к внутреннему миру девочки-подростка, встреча ребенка с большим искусством и воздействие последнего на формирование характера. Современная оценка книг писателя.

 

Тема 18. Творчество В. Катаева.

Повесть В. Катаева «Белеет парус одинокий», ее полемический характер и место в развитии литературы.

 

Тема 19. Развитие детской литературы во второй половине 20 века: основные жанры, темы, проблемы, авторы, герои. Циклизация в детской литературе.

Мир глазами ребенка в произведениях А. Алексина, В Железнякова, В. Драгунского.

Фантастика для детей (Кир Булычев, В. Крапивин).

Лирическое и юмористическое в литературе для детей (Ю. Коваль, Г. Остер, Э. Успенский, Г. Сапгир).

 

Художественные произведения для обязательного чтения

1.                      Русские народные сказки (3–4 каждого жанра).

 

19 век

2.                      Жуковский В.А. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке.

3.                      Пушкин А.С.  Сказки

4.                      Ершов П.П. Конек-Горбунок.

5.                      Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.

6.                      Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Мороз Иванович.  Столяр. Игоша.

7.                      Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек.

8.                      Ушинский К.Д. Два плуга. Охотник до сказок. Не ладно скроен, да крепко сшит. Лиса и козел. Плутишка кот.

9.                      Даль В.И. «Картины из быта русских детей» (1874)  и «Новые картины из быта русских детей» (1875) «Первая первинка полуграмотной внуке» (1870, 1871) и «Первинка другая о внуке-грамотейке с неграмотной братиею» (1872). «О воспитании» (Морской сборник. – 1856 – Т. XXII. - № 7), «Заметка о грамотности» (Санкт-Петербургские ведомости. – 1857. - № 245. – 10 ноября.

10.                 Л.Н. Толстой Сказки для детей (3-4)

11.                 Гаршин В.М. Аttalea princes. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница.

12.                 Мамин-Сибиряк Д.Н. Зимовье на Студеной. Приемыш. Емеля-охотник. Серая Шейка. Богач и Еремка. Вертел. Аленушкины сказки.

13.                 Бажов П.П. Книга сказов «Малахитовая шкатулка». Уральские сказы.

14.                 Вагнер Н.П. Сказки кота Мурлыки (5-6).

15.                 Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы.

 

20 век

16.                 Толстой А.Н. Детство Никиты. Золотой ключик, или Приключения Буратино. Фантастические повести (1 по выбору).

17.                 Аверченко А.Т. Рассказы из циклов «О маленьких для больших», «Шалуны и ротозеи», «Дети».

18.                 Чуковский К.И. Стихотворные сказки.

19.                 Саша Черный. Что кому нравится. Дневник фокса Микки.

20.                 Маршак С.Я. Теремок, другие сказки, сказки-пьесы, стихи и переводы. Литературно-критические статьи о детской литературе.

21.                 Зощенко М.М. Рассказы из циклов «Умные животные», «Смешные рассказы», «Леля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве».

22.                 Маяковский В.В. Стихи – детям.

23.                 Михалков С.В. Стихи и пьесы для детей. Басни.

24.                 Олеша Ю.К. Три толстяка.

25.                 Поэзия обэриутов для детей: Д. Хармс, В. Владимиров, Н. Заболоцкий (2–3 стихотворения каждого автора).

26.                 Шварц Е.Л. Два брата. Сказка о потерянном времени.  Два клена. Красная Шапочка. Снежная королева. Золушка. Голый король. Дракон. Обыкновенное чудо.

27.                 Грин А. (2–3 повести по выбору).

28.                 Белых Г. и Пантелеев Л. Республика ШКИД.

29.                 Пантелеев Л. Часы. Карлушкин фокус. Последние Халдеи. На ялике.

30.                 Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Великое противостояние.

31.                 Катаев В.П. Цветик-семицветик. Дудочка и кувшинчик. Белеет парус одинокий. Сын полка.

32.                 Барто А. Стихи - детям.

33.                 Гайдар А.П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Голубая чашка. Тимур и его команда и др.

34.                 Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др.

35.                 Пришвин М.М. Лисичкин хлеб. Золотой луг (по выбору). Берестяная трубочка. Сказка-быль «Кладовая солнца».

36.                 Житков Б.С. Морские истории. Плотник. Сквозь дым и пламя. Телеграмма.

37.                 Бианки В.В. Сказки и рассказы (3–4 по выбору). Лесная газета. Руководство для игры в «Новеллино».

38.                 Чарушин Е.И., Скребицкий Г., Паустовский К., (2–3 произведения каждого автора по выбору).

39.                 Богомолов В.М. Иван.

40.                 Драгунский В. Денискины рассказы.

41.                 Коваль Ю.И. Недопесок. Самая легкая лодка в мире и др.

42.                 Алексин А. (3–4 произведения по выбору).

 

Монографии, учебники, критическая литература по курсу

Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник для студентов высших школ и средних педагогических учебных заведений. – М., 2000.

Бабушкина А.П. История русской детской литературы. – М., 1948.

Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. – М., 1983.

Ивич А. Воспитание поколений (любое издание).

Колесова Л.Н. Проза для детей 1917‑1987 // Семинарий. Петрозаводск, 1999.

Колесова Л.Н. Проза для детей: XX век, вторая половина. Петрозаводск, 2013.

Колесова Л.Н. Читая и перечитывая… // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1981. С. 133 - 140.

Лойтер С.М. Русская детская литература XX века и детский фольклор: проблемы взаимодействия. – СПб., 2002.

Лупанова И. Полвека. - М., 1969.

Минералова И.Г. Детская литература: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2002.

Неелов Е.М. Сложность простоты («Сказка о глупом мышонке» С. Маршака) // Проблемы детской литературы / Межвузовский сб. – Петрозаводск, 1981. - С. 62 - 75.

Петровский М. Книги нашего детства. - М., 1986.

Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь / Под ред Г.А. Черной, И.Г. Минераловой и др. – М., 1997, 1998.

Сарнов Б. Страна нашего детства. - М., 1964.

Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец X – 1-я половина XIX века. – М., 1990.

Смирнова В. О детях и для детей (любое издание).

Тарасов Б.Н. Детство в творческом сознании русских писателей // Литература в школе. – 1995. - № 4.

Чудакова М. Сквозь звезды к терниям Смена литературных циклов // Новый мир. - 1990. - №4. С. 242 - 262.


Примерное распределение аудиторных часов по темам курса

Примерное распределение аудиторных часов по темам спецкурса ( 1 ЗЕТ)

 

Поз

Тема

Часы

1

Введение. Специфика детской литературы. Детская литература как историко-литературное явление

1

2

Устное народное творчество для детей и в детском чтении

2

3

Возникновение и развитие детской литературы в России

1

4

Учебная книга для детей и юношества

1

5

Особенности поэтики детской литературы первой половины 19 века

1

6

Индивидуальность поэтики сказок А.С. Пушкина

2

7

Детская литература второй половины 19 века

2

8

Творчество В.И. Даля для детей. Значение работ В.И. Даля в дискуссии 50-х гг. 19 века о воспитании

2

9

Периодика для детей

2

10

У истоков советской детской литературы

2

11

Литературная сказка 20 века, ее место и значение в детском чтении

2

12

Детская поэзия 20 – 30-х годов 20 века

2

13

Детская проза 20 – 30-х годов 20 века

2

14

Проза Б.С. Житкова

2

15

А. Гайдар – писатель легендарной и трагической судьбы

2

16

Творчество Л. Пантелеева (А. Еремеева)

2

17

Творчество Л. Кассиля

2

18

Творчество В. Катаева

2

19

Развитие детской литературы во второй половине 20 века: основные жанры, темы, проблемы, авторы, герои. Циклизация в детской литературе

4