Тема № 8. Творчество В.И. Даля для детей. Значение работ В.И. Даля в дискуссии 50-х гг. 19 века о воспитании. (2 ч.)

 

Исследование выполнено при поддержке

министерства образования и науки

Российской Федерации, соглашение

№ 14.В37.21.0539

 

В.И. Даль относится к числу забытых (или, во всяком случае, редко вспоминаемых) детских писателей XIX в., хотя в учебных пособиях по детской литературе достаточно подробно характеризуются те «официальные» детские писатели, кто, по словам В.Г. Белинского, «сеял в детских душах порей и белену резонерства». Критик отмечал, что «наша литература особенно бедна книгами для воспитания, в обширном значении этого слова, то есть как учебными, так и литературными детскими книгами». Прошло чуть более тридцати лет после рассуждений Белинского, и К.Д. Ушинский, размышляя в 1864 году на страницах «Педагогического сборника» о том, что «в нашей литературе пригодного для детского возраста есть», уже называл среди прочих произведения Даля.

Перу Даля принадлежит несколько десятков произведений для детей (как для малышей, так и для юношества). Отметим прежде всего две книжки с необычными названиями: «Первая первинка полуграмотной внуке. Сказки, песенки, игры» (СПб., 1870), «Первинка другая. Внуке грамотейке с неграмотной братиею. Сказки, песенки, игры» (СПб., 1871). Необходимо также вспомнить очерки и рассказы, опубликованные Далем в 60-х – начале 70-х годов в журнале "Семейные вечера" (младший возраст, старший возраст): «Горемыкин красный день», «Дурачок», «Елка в деревне» и др. Кроме того, в многочисленные детские сборники, особенно популярные в конце XIX – начале ХХ века, включались сказки и рассказы Даля, не предназначенные специально для детского чтения: из сборников «Солдатские досуги» (1843) и «Матросские досуги» (1853).

В связи с изложенным выше скажем о работе, проведенной исследователем А. Зражевским в 1990 году. Он проанализировал хрестоматии второй половины XIX века по литературе для разного рода учебных заведений России и пришел к следующему наблюдению: «В конце первой половины XIX века произведения В.И. Даля считались признанными образцами словесности. Даль оказался одним из наиболее часто встречающихся в хрестоматиях прозаиков! <…> Не будет преувеличением сказать, что начиная с 40-х годов девятнадцатого века каждый человек, получивший образование, был еще со школьной скамьи знаком с рассказами В.И. Даля».

В большинстве популярных послереволюционных биобиблиографических и энциклопедических изданий Даль причислен к группе консервативных деятелей с ограниченными взглядами и, следовательно, дана соответствующая оценка его трудам. А, скажем, в Справочном энциклопедическом словаре под редакцией А. Старчевского середины XIX века, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона авторы заметок о Дале говорят о значимости всего огромного творческого наследия этого человека.

Знакомятся ли современные школьники с творчеством Даля? В каком объеме? В раздел «Литература» Федерального компонента государственного стандарта общего образования, произведения писателя не включены. Анализ ряда программ литературного образования свидетельствует, что в начальной школе дети читают сказку Даля «Старик-годовик» (программа М.П. Воюшиной), знакомятся с ее образностью, с пословицами и поговорками, использованными автором, постигают иносказательный смысл сказки. В пятом классе (программа под редакцией В.Я. Коровиной) школьники, изучая сказочные традиции в русской литературе, разбирают произведение Даля «У тебя у самого свой ум». Раздел «Мифы народов мира» ребятам предлагает познакомиться с работой «О суевериях русского народа». Среди современных педагогических (методических) разработок мы обнаружили лишь одну, где имя Даля нашло достойное место. Речь идет о Программе (автор-составитель А.Г. Прокофьева) литературного образования для учащихся VXI классов общеобразовательных школ. Программа хоть и связана с так называемым региональным компонентом, но заслуживает особого внимания. Имя Даля упоминается здесь в разных контекстах: и как просветителя, и как собирателя фольклора, и как лингвиста, и как литератора – создателя произведений разных жанров. Представляется, что эта программа – лишь первый шаг на пути к тому, чтобы имя В.И. Даля заняло достойное место как в школьном изучении русской словесности, так и в детском чтении.

Говоря о произведениях Даля для детей и о роли его в истории отечественной педагогической мысли, нельзя обойти вниманием рассказы и повести, которые не предназначались специально для детского чтения, но в которых автор затрагивает проблемы воспитания («Сын», «Отцовский суд», «Братец и сестрица», «Павел Алексеевич Игривый»), публицистические статьи («О воспитании», «Письмо к издателю А.И. Кошелеву»).  В этих работах излагается своеобразная программа гуманистического воспитания. Даль считал, что всему доброму, мудрому, высоконравственному необходимо приобщать ребенка в раннем возрасте. Необходимо его просвещать, а уже потом образовывать. Даль проводит очень четкую границу между этими понятиями. Обратимся к знаменитому Толковому словарю: «Образовывать, образовать – иногда придавать наружный лоск, приличное светское обращение, что и составляет разницу между просвещать и образовывать (Науки образовывают ум, но не всегда нрав и сердце)». «Просвещать, просветить – даровать свет умственный, научный, нравственный, поучать истинам и добру; образовать ум и сердце. Поэтому просвещенный человек – обязательно человек с понятиями об истине, доблести и долге».

К педагогическим (просветительским) идеям Даля современные авторы периодически обращаются. Однако следует заметить, что связано это прежде всего с юбилейными далевскими датами. Лишь в 90-е годы прошлого века встречаются попытки глубоко проанализировать и осознать значение идей Даля для нашего времени. Так, Брюзгина Л.П. и Грачева В.М. в статье «Проблема нравственного воспитания в художественной прозе В.И. Даля» справедливо отмечают, что «В.И. Даль, основываясь на мудрых народных традициях, на классических сочинениях современной ему педагогической науки, обнаружил в своем творчестве глубокое понимание диалектики нравственно-эстетического воспитания личности». Огромное значение, как уже говорилось, Даль придавал именно просвещению, то есть нравственному воспитанию личности, воспитанию, неразрывно связанному с постижением христианских заповедей. Многие общественные пороки он связывал с отсутствием в людях веры: «Ложь и зло исказили и превратили в нас Божественный порядок, сделав из человека духовного урода; истина и добро должны пересоздать его и возродить». При этом писатель верит, что в человеке от Бога и природы заложены добрые начала. Главное в том, чтобы их пробудить и выпестовать. Важный аспект воспитания затрагивает Даль в повести «Павел Алексеевич Игривый». Крепостная женщина Маша прекрасно осознает, чтó является главным в воспитании ребенка: «Она легко поняла и всегда помнила, что первым условием в воспитании детей есть не лгать перед ними и не обманывать их никак, ничем и никогда, даже в малейшей безделице».

В заметке «От правщика» Даль вспоминает сцену из некоего немецкого романа, где неграмотная крестьянка сокрушается и негодует, когда с младенцем разговаривают на не родном ему французском языке и приводит свои размышления по поводу этого эпизода: «Да, подумал я, чуть ли все мы не такие же порчельники. Свое, родное, и доброе и худое, обходит нас с самого младенчества, словно тень, словно что чужое; родители и воспитатели, не ведая что творят, направляют всю духовную и нравственную жизнь нашу на чужбину – а человек, не приуроченный с пелен к своей почве, едва ли к ней приживется. А как ему к ней приурочиться, коли он соком ее не питался и едва ее знает».

Следует сказать, что уже в первых произведениях (еще до спора славянофилов и западников) Даля обнаруживается полемическая подоплека, проходящая через все творчество писателя и связанная с общекультурными антиномиями «свое – чужое», «здешнее – заморское», «русское – нерусское», «православное – неправославное». Именно в этой связи датчанин Даль говорил об искажении русского языка иностранными словами, о своем отрицательном отношении к постоянной оглядке русского человека на Запад и о необходимости обращения к богатствам русского народного языка и духа. Бесспорно, мысли эти вновь стали актуальны и с точки зрения педагогики и с точки зрения общественных проблем.

 

Дискуссии о том, каким должно быть образование, как воспитывать, ведутся постоянно. Будут продолжаться они и в наступившем веке. Но, без сомнения, всем педагогам и воспитателям следует помнить один далевский завет: "Что вы хотите сделать из ребенка? Правдивого, честного, дельного человека, который думал бы не столько об удобстве и выгодах личности своей, сколько о пользе общей, не так ли? Будьте же сами такими; другого наставления вам не нужно" (3, 181).

 

Рекомендуемая литература

I.

1.     Даль В.И. Картины из быта русских детей (1874)

2.     Даль В.И. «Новые картины из быта русских детей» (1875)

3.     Даль В.И. Первая первинка полуграмотной внуке» (1870, 1871)

4.     Даль В.И. Первинка другая о внуке-грамотейке с неграмотной братиею (1872)

5.     Даль В.И. О воспитании» (1857)

6.     Даль В.И. Что такое воспитание (1857)

7.     Даль В.И. От правщика (1870)

 

II.

1.     Белинский В.Г. [Рецензия] // В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о детской литературе. М., 1954. С. 41 – 48. Рец. на сочинения г-на Бурьянова. СПб., 1837 – 1838.

2.     Брюзгина Л.П., Грачева В.М. Проблема нравственного воспитания в художественной прозе В.И. Даля // Слобожанщина. Научно-методический сборник литературоведческих работ. Вып. 1. Луганск, 1994. С. 13.

3.     Зражевский А.А. Знаем ли мы Даля? // Советская библиография. 1990. № 3. С. 141.

4.     Прокофьева А.Г. Программа регионального компонента литературного образования учащихся VXI классов общеобразовательных школ. Оренбург, 1998.

5.     Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1939. С. 15. (или другое издание).

6.     Юган Н.Л. В.И. Даль в общественно-культурной жизни своего времени // В.И. Даль: Биография и творческое наследие: биобиблиографический указатель / сост. Н.Л. Юган, К.Г. Тарасов. – М., 2001. – с. 11 – 188.