Уважаемые коллеги!

 

Творчество Владимира Ивановича Даля специально не изучается в средней школе. Причин тому множество, в том числе и идеологические. В советское время говорить о художественных произведениях В.И. Даля было не очень удобно из-за их православного подтекста и из-за низких оценок официальных историков русской литературы критиков, например М. Горького. Так получилось, что писатель был причислен к разряду «писателей второго ряда» и его сказки, повести, картины, полемические публицистические статьи долгое время были в тени «Словаря живого великорусского языка» и Сборника пословиц. Между тем, долгое время, с середины XIX до начала века XX, произведения В.И. Даля обстоятельно изучались в российской школе.

Сегодня творчество Даля выходит из забвения. Исследователи доказали его неоспоримый вклад в развитие русской культуры и науки. Благодаря сотрудникам кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета стали доступны в электронном виде большинство текстов произведений писателя, в том числе и не публиковавшихся ранее. О значении далевских произведений для воспитания личности снова заговорили педагоги. На страницах педагогических изданий и в Интернете стали появляться разработки уроков, посвященных творчеству В.И. Даля и различные материалы к ним. Сама многогранная и насыщенная жизнь автора позволяет использовать этот материал прежде всего для интегрированных уроков.

Разработанное методическое пособие для учителей состоит из следующих разделов:

- конспект интегрированного урока на тему «За Далем – даль…», апробированного в Державинском лицее и лицее № 40 г. Петрозаводска;

- библиотека методической литературы и методических разработок, включающая статьи и монографии; статьи из коллективных сборников; ссылки на Интернет-материалы к урокам о жизни и творчестве В.И. Даля; ссылки на конспекты уроков и разработки для внеклассных мероприятий о В.И. Дале в сети Интернет; ссылки на презентации для проведения уроков о жизни и творчестве В.И. Даля и самостоятельной работы учащихся разных возрастов.

 

Интегрированный урок на тему

«За Далем - даль…».

Владимир Иванович Даль как феномен русской культуры 19 века:

русский язык, литература, история, живопись.

Автор урока - учитель русского языка и литературы Державинского лицея С.Е. Тарасова

 

Цели урока:

·        учебные:

- познакомить учащихся с основными вехами жизни и творчества В.И. Даля;

- сформировать представление о нем как личности ренессанского масштаба;

- показать значение деятельности В.И. Даля для русской культуры, истории;

- повторить знания по некоторым разделам языкознания (лексика, морфемика, орфография).

·        развивающие:

- развивать умение анализа исторических фактов;

- способствовать формированию целостного представления о явлениях окружающей действительности;

- развивать речь учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, словари и книги В.И. Даля (для выставки), презентация.

 

Ход урока:

1.                     Организация класса.

2.                      Представление темы и целей урока.

Учитель: Сегодня на уроке вы заново откроете для себя человека, чье имя слышали не раз. Он известен, его главный труд сделал его бессмертным. Трудно переоценить вклад этого деятеля в лингвистику, в изучение языка русского народа и нашей культуры. Парадокс заключается в том, что это был сын датчанина и француженки! Впрочем, сам этот человек на вопрос о его принадлежности к какой-либо национальности, отвечал вполне определенно: «Я русский человек, потому что я думаю по-русски». С тех пор способом определения собственного отношения к тому или иному народу, предложенным Владимиром Ивановичем, пользуются по всему миру.

Интерактивное задание 1. (презентация) Вставьте в высказывание подходящие по смыслу слова, и вы узнаете об этом способе.

- Кто этот человек? (открывается портрет В.И. Даля)

3.           Сообщение ученика о месте рождения В.И. Даля, его семье.

Интерактивное задание 2. (презентация) Собрав пазлы, вы сможете увидеть, как выглядел г. Луганск в 19 веке.

А так выглядит дом-музей В.И. Даля в современном Луганске.

4.                     Главный труд В.И. Даля.

Учитель: Главный труд В.И. Даля - это его «Словарь живого великорусского языка». Он включает в себя более 200 тысяч слов в 4-х томах. Для сравнения вспомним Большой академический толковый словарь современного русского языка в 20 томах: здесь собрано лишь 120 тыс. слов, почти в 2 раза меньше. С чего же началось увлечение Даля собирательством слов? Какое первое слово записал в свой словарь великий Даль?

Интерактивное задание 3. (презентация) Возьмите приставку из одного слова, корень из другого, добавьте указанные суффикс и окончание, и вы узнаете то слово, с которого начался Словарь Даля.

5.                     Поисковая работа в Интернете по разным направлениям деятельности В.И. Даля.

Класс делится на 7 групп (см. таблицу) и работает за компьютерами, составляя краткое сообщение (на 3 - 4 мин.) о выбранном направлении деятельности В.И. Даля.

Задание классу: слушая сообщения о деятельности В.И. Даля, заполняйте таблицу. Подумайте, как ее можно озаглавить.

Таблица.

В.И. Даль – морской офицер

 

В.И. Даль - врач

 

В.И. Даль - чиновник

 

В.И. Даль – географ, историк, биолог

 

В.И. Даль - лингвист

 

В.И. Даль - писатель

 

В.И. даль – друг

А.С. Пушкина

 

 

Учитель: В.И. Даль не только известный лингвист. Он начинал учиться в Морском кадетском корпусе, в годы учебы путешествовал на фрегатах, некоторое время служил морским офицером в Николаеве. Затем закончил Дерптский (Юрьевский) университет, получив диплом врача. Именно он первый в России начал делать операции на глазном хрусталике, стал применять гомеопатию. Кроме того, исполнительный Даль был востребован на чиновничьей службе: работал на государственной службе в Нижнем Новгороде, Оренбурге, в Петербурге и в Москве. Живя и работая в разных городах России, он собирал бесценный научный материал: гербарии, описания различных животных, заметки по краеведению – и направлял в Академию наук. Он стал одним из основателей Российского географического общества, написал ряд научных статей. Зная высокий уровень образованности Даля и его широкие научные интересы, к нему обратились с просьбой о написании учебников по истории, биологии и зоологии для морских учебных заведений. Даль справился и с этим заданием. Сегодняшний читатель не знает, что он был одним из самых читаемых авторов художественных произведений в 19 веке. Все литературные журналы того времени почитали за честь опубликовать рассказ, сказку, статью Казака Луганского (это творческий псевдоним Даля). Прижизненное собрание сочинений писателя насчитывало 8 томов, в после смерти, в 1898 году, вышел десятитомник! Был он близко знаком и с А.С. Пушкиным. Известно о трех встречах великих русских деятелей 19 века. Первая - знакомство, связанное со скандальной публикацией первого сборника сказок Даля в 1832 году, вторая - встреча в Оренбургском крае, где Даль служил, а Пушкин приехал собирать материал для своего «Пугачевского бунта» и «Капитанской дочки»; третья – при трагических обстоятельствах, когда доктор Даль оставался рядом со смертельно раненным Пушкиным до его кончины. Именно Далю Н.Н. Гончарова передала перстень с руки мужа и его «выползину» (это слово тоже есть в Словаре) - простреленный сюртук.

Кроме известного Словаря, Даль проявил себя как талантливый филолог, собирая русские народные сказки, пословицы и поговорки. Собрание сказок и лубочных картин он безвозмездно передал Афанасьеву и Сахарову. А из пословиц и поговорок составил известный сборник.

Учитель: Какой вывод можно сделать по таблице? (о ренессанском масштабе личности Даля).

6.           Фамилия Даль тесно связана с историей и культурным наследием Карелии. Рассказ подготовленным учеником о связи Далей (отца писателя и его сына Льва) с Карелией.

7.           Учитель (презентация): Две фигуры в античных одеяниях. Лицо одного, бородатое, окруженное сединой волос для большинства неузнаваемо. Зато смуглое лицо второго хорошо знакомо всем. Его изображения украшают книги, школьные учебники, телеэкраны… Александр Пушкин - главный поэт России. И хотя лицо его товарища знакомо немногим, имя его хорошо известно. В первую очередь, благодаря знаменитым 4 томам составленного им «Толкового словаря живого великорусского языка». Идею которого согласно исторической легенде (относительно достоверной) Владимиру Далю подсказал именно Пушкин. Итак, почему же Козьма и Дамиан превратились в Пушкина и Даля?

Козьма и Дамиан - по легенде два брата-близнеца. Святые великомученики, казненные в царствование императора Диоклетиана, правителя, в принципе, по римским меркам вполне приличного, но систематически преследовавшего христиан. Прославились они как искусные врачеватели. Настолько искусные, что лечили и людей, и животных. Некогда одержимый дьяволом верблюд впоследствии стал одним из самых известных их пациентов. В Италии они были покровителями знаменитого флорентийского рода Медичи. А на Руси они очень быстро стали почитаться не только как врачи, но и как покровители кузнецов (не без влияния языческих верований) и … брака. Они ковали счастье новобрачных.

Однако появление на месте святых великого поэта и великого лексикографа связано не с этими «функциями» великомучеников. День Козьмы и Дамиана приходился на 1 ноября (по новому стилю 14 ноября). В этот день после окончания сельскохозяйственных работ открывались церковно-приходские школы. Так Козьма и Дамиан стали отвечать еще и за образование. Именно в этой ипостаси римские святые для одной из икон «позаимствовали» облик Александра Сергеевича Пушкина и Владимира Ивановича Даля.

8.           Контроль усвоения знаний.

Интерактивное задание 4. (презентация) Ответив на вопросы, вы сможете увидеть один из самых известных портретов В.И. Даля.

 

Библиотека методической литературы

Статьи и монографии

1.     Бахтин В.С. Даль // Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. – Л.: Детская литература, 1988. – С. 150-152.

2.     Брюзгина Л.П. Идеи народной педагогики в сборнике пословиц В.И. Даля // Роль художественной литературы в становлении личности школьника. – Тамбов, 1992. – С. 91 – 92.

3.                    Брюзгина Л.П. Опыт нравственно-эстетического воспитания младших школьников в Доме-музее В.И. Даля: К 190-летию со дня рождения списателя // Начальная школа. – 1991. – № 11. – С. 1116.

4.      Булатов В., Порудоминский В. Собирал человек слова… Повесть о В.И. Дале. М.: Детская литература, 1969.

5.      Зингеева Л.А. В. И. Даль и фольклор. Русский язык в школе. – 2001. – № 5. – С. 43-48.

6.                                                                                                                                                                                                                                                                                                Зинин С.И. Владимир Иванович Даль: (К 200-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. – 2001. – № 5. – С. 95-100.

7.                                                                                                                                                                                                                                                                                                Карпюк Г.В. Искатель слов: К 170-летию со дня рождения В.И. Даля // Русский язык в школе. – М., 1971. – № 3. – С. 109 – 116.

8.      Крестинская Т.П., Щепина К.П. Вечер русского языка для учащихся VIIVIII классов «Владимир Иванович Даль и его словарь»  // Русский язык в школе. – 1975. – № 1. – С. 43 – 46.

9.                                                                                                                                                                                                                                                                                                Ломов А. Две жизни одного человека: К 200-летию со дня рождения // Подъем. 2002. № 10. С. 176 – 191.

10. Петрухина Е.П. Имя В.И. Даля в школьном обучении родному языку // Текст как единица анализа и единица обучения. Сборник научных статей. - Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2002. - С. 17-19

11.                                                                        Рухленко Н.М. Далевский конкурс  // Русский язык в школе. – М., 2001. – № 4. – С. 46 – 50.

12.                                                                                                                                                                                                                                                                                           Светлова Г. Замечательный собиратель русского слова: К 200-летию со дня рождения В.И. Даля (1801 1872) // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С. 7681.

13.                                                                                                                                                                                                                                                                                           Смолицкая Г.П. Даль и Срезневский // Русский язык в школе. – М., 2001. – № 4. – С. 74 – 77.

14. Сухотин А.М. В.И. Даль // Русский язык в школе. – М., 1937. – № 6. – С. 1927.

15.                                                                        Янченко В.Д. Тематический вечер «Творческий союз А.С. Пушкина и В.И. Даля» // Русский язык в школе. – М., 2001. – № 6. – С. 42 – 47.

 

Статьи из коллективных сборников

1.      Вторые международные Измайловские чтения, посвященные 200-летию со дня рождения В.И. Даля, 25–27 окт. 2001 г.: Материалы конференции - Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного педагогического университета, 2001.

Береснева Л.А. «Заветный уголок» земли: (В.И. Даль на уроках литературного краеведения). С. 315–320.

Брякова И.Е. К вопросу об изучении творчества В.И. Даля в школе. С. 321-325.

Дубцова Е.К. Использование словаря Даля в процессе изучения произведений русской литературы XIX века в 5 классе. С. 339–341.

Кулаева Г.М. Слово о В.И. Дале на уроках русского языка. С. 342-345.

Леонтьева С.А. Произведения В.И. Даля в чтении детей. С. 346 - 352.

Попова В.И. Словарь В.И. Даля как источник этнокультуроведческого аспекта изучения русского языка в школе. С. 355–359.

Пыхтина Ю.Г. Провинциальный город в рассказе В.И. Даля «Домик на Водяной улице»: Урок внеклассного чтения в 9 кл. С. 360–364.

Ульянова Т.В. Изучение творчества В.И. Даля на уроках русского языка. С. 365–367.

2.                                                                                                                                                                                                                                                                                                В.И. Даль и Общество любителей российской словесности: Сборник / Ответственный редактор В.П. Нерознак, составитель Р.Н. Клеймёнова. – СПб.: Златоуст, 2002.

Львов В.В. В.И. Даль и его Словарь в современных учебниках для общеобразовательной школы. – С. 287 – 291.

Остапенко Н.И. Воспитание мудростью: Из опыта работы Педагогического колледжа № 5 – С. 284 – 286.

Пример для подражания: [Далевская конф. в школе]. – С.291-293.

3.     Отечественная лексикография – школе: Материалы межвузовской научно-практической конференции, 16 ноября 2001 г. М.; Ярославль, 2001.

Арефьева О.В. Самостоятельная работа учащихся по текстам В.И. Даля: С использ. справ. лит-ры . – С. 33 – 35.

Бойнова Т.М. Изучение пословиц и поговорок с архаическими лексическими компонентами в структуре на уроках русского языка: На материале сборника В.И. Даля. – С. 36–39.

Горбич О.И. «Толковый словарь живого великорусского языка» и сборник «Пословицы русского народа» В.И. Даля как основа организации диалога на уроках русского языка в 5 – 6 классах. – С. 29–30.

Гордиенко О.В. Обращение к сборнику В.И. Даля «Пословицы русского народа» на уроках русского языка. – С. 30–33.

Дейкина А.Д. Труды В.И. Даля как средство духовно-нравственного воспитания в процессе обучения русскому языку. – С. 12–14.

Зайцева О.Н. Работа со словарём В.И. Даля на уроках русского языка. – С. 61–63.

Королёва И.А. Материалы В.И. Даля в региональной исторической лексикографии. – С. 18–21.

Леонов И.С. Собственные номинации как лингвистический аспект филологического анализа текста: На примере пословиц и поговорок, собранных В.И. Далем. – С. 49–51.

Озерова С.М. Словарь В.И. Даля как источник отбора дидактического материала при изучении односоставных предложений. – С. 26.

Пахнова Т.М., Янченко В.Д. Межвузовская научно-практическая конференция «Отечественная лексикография – школе», посвященная 200-летию со дня рождения В.И. Даля. – С. 8–11.

Преликова О.С. Деловая лексика в «Толковом словаре» В.И. Даля и её изучение в школе. – С. 84–87.

Радзиховская В.К. Феномен мысле-рече-языкового единства: По материалам словаря В.И. Даля. – С. 73–77.

Севрюгина Е.В. Толкование понятий «любовь» и «красота» в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля и поэзии Ф.И. Тютчева. – С. 80– 84.

Шиленко О.В. Концепт «память» в толковом словаре  В. И. Даля и школьное сочинение-воспоминание. – С. 77 – 80.

Янченко В.Д. О личности и трудах В.И. Даля в школьном курсе русского языка. – С. 92–94.

 

4.      Материалы к урокам о жизни и творчестве В.И. Даля в Интернете:

·         Материалы о жизни и творчестве В.И. Даля

·        Биография В.И. Даля

philolog.ru

www.pravoslavie.ru

·         Сайт о В.И. Дале. Включены разделы: Биография. Архивные документы. Даль для школьников и др.

·         В.И. Даль на уроках русского языка (материалы к уроку, конспект урока)

 

5.      Конспекты уроков и разработки для проведения внеклассных мероприятий в Интернете:

·         Развитие речи в 6 классе. Сжатое изложение. Урок по русскому языку «Собиратель русских слов» (о В.И.Дале

·         Урок – мастерская. Литература. 5 класс. Литературные сказки Владимира Ивановича Даля.

·        Занятие по развитию речи в 3 классе по теме: «Дар Владимира Ивановича Даля».

·         Урок – мастерская. Литература. 5 класс. Литературные сказки Владимира Ивановича Даля. «У тебя у самого свой ум».

·         Урок литературы в 6 классе. Тема урока: «Пословицы и поговорки».

·         Урок литературного чтения 2 класс. В. И. Даль «Старик-годовик».

·         Магеллан, переплывший русский язык от А до Я. Урок русского языка в 7классе.

·         В. Даль «Старик-годовик». Урок литературного чтения во 2 классе по системе Л.В. Занкова.

·         В.И. Даль – писатель и лингвист мировой величины. Урок внеклассного чтения в 5 – 6 классах.

·         Библиотечный урок для 3 класса. Тема «Дар Владимира Даля».

·         Открытый урок русского языка в 3 классе, проведенный на Неделе русского языка. Тема: «Люби и знай великое русское слово»

·        Урок-игра "Что мы знаем о В.И. Дале».

·        В помощь преподавателю. Лингвокультурологический аспект на уроке русского языка. Тема: «Подвижник русского слова»

 

6.      Презентации для проведения уроков о жизни и творчестве В.И. Даля и самостоятельной работы учащихся:

·         Презентация выполнена ученицами 6 класса ко Дню славянской письменности.

·        Презентация рассказывает о биографии В.И. Даля.

·        Презентация «Владимир Иванович Даль. В поисках живого слова»

·        Флэш-презентация подготовлена Новосибирской областной детской библиотекой. Подробно освещена деятельность Даля в различных областях жизни.

·        Презентация поможет провести урок, посвященный изучению биографии В.И. Даля и созданию Словаря.

·        Презентация «В.И. Даль» (9 класс): Биография». Исследование ученика пословиц и поговорок, собранных В.И. Далем.

·        Презентация на тему: Владимир Иванович Даль (выполнила ученица 9 класса)

·        Презентация, посвященная малому жанру фольклора - загадке

·        Презентация рассказывает о насыщенной интересной жизни В.И. Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка» и составителя сборника «Пословицы русского народа»

·        Презентация и конспект урока. "Жизнь и творчество Владимира Ивановича Даля". Беседа с игровыми элементами для 5-8 классов.

 

7.      Фильм о В.И. Дале из цикла «Гении и злодеи» (длительность – 26 мин.).

Режиссер Олег Бараев. Сценарий Елена Литвинова. Оператор Николай Спицын. Текст читает Дмитрий Полонский.